Научная статья на тему 'ОСОбЕННОСТИ И ПРОбЛЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО бИЗНЕСА В РОССИИ'

ОСОбЕННОСТИ И ПРОбЛЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО бИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1625
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии МСП / экспортно ориентированные МСП / доля экспорта МСП / диверсификация экспорта .база.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуть П. А.

Аннотация: описаны основные черты малого и среднего предпринимательства (МСП) отличающих их в процессе работы на внешних рынках. Выделена проблема недостаточной доли МСП в экспорте Российской Федерации, а также основные ее причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОбЕННОСТИ И ПРОбЛЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО бИЗНЕСА В РОССИИ»

Поступательному движению российского фондового рынка препятствует слабое развитие срочного рынка ценных бумаг, играющего очень важную роль в управлении рисками, которые неизбежны при операциях с ценными бумагами. Российский рынок производных финансовых инструментов развит пока недостаточно, хотя, с 2002 г. этот сегмент рынка растет довольно интенсивно. Заключение срочных сделок снижает риск владения базисным активом.Рынок с двумя развитыми сегментами — кассовым и срочным — функционирует эффективнее, чем рынок, на котором отсутствует срочный сегмент. Производные инструменты часто используются как встроенные инструменты в операционных схемах с различными фондовыми активами. Это заставляет обратить внимание на необходимость расширения набора инструментов финансового рынка и более активного их использования в различных сегментах рынка.

Одной из существенных проблем развития российского фондового рынка является отсутствие у населения доверия к финансовому рынку. Опыт развитых стран показывает, что для обеспечения устойчивости финансового рынка большое значение имеет приход на рынок частных инвесторов. А реальным способом участия мелких и средних инвесторов являются их вложения в фонды коллективного инвестирования — акционерные и паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

Проведенные в России меры по совершенствованию законодательной базы инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) способствовали появлению значительного количества паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и НПФ. Однако по сравнению с зарубежными странами объем коллективных инвестиций российских граждан, осуществляемых через инвестиционные и пенсионные фонды, еще чрезвычайно мал. Невелик и круг граждан, которые являются участниками фондового рынка. Слой частных инвесторов в России только начинает формироваться. Решение названных выше

проблем, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию российского рынка ценных бумаг.

Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг вне зависимости от выбранной стратегии, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие важные шаги:

1. Усовершенствовать законодательную базу. Для инвесторов необходимы гарантии в неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций.

2. Ввести налоговое стимулирование инвестиций. Например, введение налоговых льгот для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия.бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).

3. Ввести частную собственность на землю. Земля могла быть залогом для предприятий, нуждающиеся в увеличении оборотного капитала.

Литература

1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 451 с.

2. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 345 с.

3. Лялин В.А.«Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы» //Проблемы современной экономики, 2012, №2. - с. 42-46.

4. Сизов Ю.В. «Актуальные проблемы развития российского фондового рынка» // Вопросы экономики, 2005, №7. - с. 26-42.

5. Шадрин А.П. «Перспективы трансформации российского финансового рынка» // Рынок ценных бумаг, 2005, №2. - с. 9-13.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

ШУТЬ П.А.,

магистрант, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Аннотация: описаны основные черты малого и среднего предпринимательства (МСП) отличающих их в процессе работы на внешних рынках. Выделена проблема недостаточной доли МСП в экспорте Российской Федерации, а также основные ее причины.

Ключевые слова: критерии МСП, экспортно ориентированные МСП, доля экспорта МСП, диверсификация экспорта .база.

Внешнеэкономический комплекс в настоящее время является важнейшим сектором национальной экономики, и его значение в условиях глобали-

зации постоянно возрастает. В период глобального финансово-экономического кризиса роль внешнеэкономического комплекса в России еще больше

Таблица 1 - Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Категория компании Средняя численность работников за предшествующий календарный год Выручка от реализации или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год Доля участия физического лица или юридического лица, являющегося субъектом МСП)

Микро предприятие Менее 15 Не более 60 млн руб. Более 75%

Малое предприятие От 15 до 100 Не более 400 млн рублей Более 75%

Среднее предприятие От 101 до 250 Не более 2000 млн рублей Более 75%

возросла и поступления от внешнеэкономическом деятельности формируют значительную часть доходной части бюджета. Таким образом, усиливается зависимость национальной экономики от внешнеэкономических факторов и конъюнктуры мирового рынка.

Предприятия малого и среднего бизнеса наряду с крупными корпорациями в условиях глобализации экономики являются активными субъектами внешнеэкономической деятельности во многих развитых и развивающихся странах. Для России активизация их деятельности крайне актуальна, поскольку позволит преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Мировой опыт показывает, что в тех странах, где малые и средние предприятия (МСП) в полной мере включены в систему внешнеэкономических связей, последствия кризиса отразились на национальной экономике в меньшей степени, чем в странах, где их развитию уделялось недостаточное внимание.

Необходимо рассмотреть с какими проблемами сталкиваются МСП при ведении внешнеэкономической деятельности, а также поставить вопрос о необходимости государственной поддержки и создании благоприятных условий для участия малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях, стимулировании инновационной деятельности МСП во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами в столь сложных экономических условиях.

ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1], определяет количественные критерии отнесения предприятия к предприятию малого или среднего предпринимательства (см. табл.1).

Количественные показатели удобны в качестве процедуры формального определения, но они не позволяют ответить на вопросы: каковы особенности деятельности МСП в отличие от крупных предприятий? Или, что позволяет МСП конкурировать с крупным бизнесом на международных рынках.

Западные экономисты Б. Овиатт и П. МакДу-галл определили, что одним из основных условий для интернационализации небольшой компании является «международное предпринимательство» как «сочетание инновационного, инициативного и склонного к риску поведения, выходящего за национальные границы и направленного на создание добавленной стоимости» [2, с. 384].

Заметим, что такие особенные черты МСП как сосредоточенность на краткосрочных возможностях, гибкость, высокая скорость принятия управленческих решений и узкая специализация позволяют быстро находить свою нишу на международном рынке и оперативно подстраиваться под существующий на нем спрос.

Таким образом, на скорость и степень интернационализации фирм малого и среднего бизнеса влияет ряд факторов, однако глобальное видение

Рис. 1 - Доля МСП в национальном экспорте разных стран (*- данные 2012 года, **- данные 2014 года)

и оценка своей деятельности предпринимателем, инициатива, международный опыт управления и знания о внешних рынках предопределяют стратегию международного развития МСП.

Выделив качества МСП, которые могут обеспечить им успех на международных рынках, рассмотрим, какое место МСП разных стран занимают в системе международной торговли. Средний показатель экспорта МСП развитых стран составляет

31%, но в России субъекты МСП обеспечивают только 0,4% от всего экспорта [3]. В целом доля предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в России, составляет порядка 0,7% от всех компаний МСП, а их доля в выручке сегмента МСП -около 0,8% [3] (см. рис. 1).

Такое положение дел несет в себе серьезные угрозы для России. В настоящей ситуации зави-

Средние предприятия

« г

2%

Микропредприятия

3%

3%

Малые предприятия

■>

3%

1% 2%

3%

Индивидуальные предприниматели

3%

■ гостиницы н рестораны

■ транспорт связь

■ операции с недвижимым имуществом

■ образование

■ здравоохранение и предоставление социальных услуг

■ предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

' рыболовство

> добыча полезных ископаемых | обрабатывающие производства 1 производство и распределение электроэнсрпш,

| строительство

| оптовая п розничная торговля

Рис. 2 - Распределение ИП, средних, крупных, малых и микро предприятий по видам деятельности на конец 2013 г.

симости от сырьевого экспорта малый и средний бизнес является естественным резервом увеличений объема экспортируемой не сырьевой продукции. Для поиска решений данной проблемы, необходимо выявить причины столь низкой доли экспорта МСП в национальном экспорте страны.

Как было замечено, для успешного осуществления экспортной деятельности, одним из основных условий является высокая добавленная стоимость продукта. Рассмотрим, в каких сферах функционируют отдельно средние, малые, микропредприятия и индивидуальные предприниматели.

Среди МСП-экспортеров в мире традиционно преобладают предприятия обрабатывающей промышленности. В России же только 10% всех малых и средних предприятий являются обрабатывающими производствами. Из представленных круговых диаграмм (см. рис. 2) мы видим, что большая часть субъектов МСП в России по-прежнему занята в торговом секторе. ИП, малые и микропредприятия так же заняты в сфере «операций с недвижимым имуществом», средние - «обрабатывающие производства».

В силу обширности территории России, экспортные потенциал во многом зависит от уровня развития того или иного региона. Далее рассмотрим, все ли регионы страны используют свой экспортный потенциал (см. рис. 3).

Лидером по количеству предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и по их выручке от экспортной деятельности является Центральный федеральный округ. ЦФО обеспечивает около 40% российского экспорта - в нем зарегистрированы 4,2 тыс. МСП. Второе и третье места занимают СевероЗападный и Приволжский федеральные округа. По числу компаний, работающих на внешних рынках, они охватывают около 20% и чуть более 10% соответственно. В наименьшем объеме внешнеэкономическая деятельность представлена в Северо-Кавказском округе: его доля составляет порядка 1% [3].

Так, были определены структурные проблемы, которые определяют столь низкий процент экспортирующих предприятий малого и среднего бизнеса. Но есть и проблемы, с которыми МСП

Рис. 3 - Распределение МСП занимающихся экспортом в разрезе федеральных округов в 2013 г.

Рис. 4 - Процесс экспорта товаров и услуг субъектом МСП

Таблица 2 - Проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются экспортно ориентированные МСП в России

финансовые проблемы системные проблемы

- Недостаток финансовых средств - Очень дорогое участие в выставках, презентациях - Вовлеченность большинства МСП в сферу оптово-розничной торговли - Неравномерное развитие регионов России - Чрезмерная зависимость предприятий от импорта

бюрократические барьеры нефинансовые проблемы

- Тяжелая процедура получения зарубежных сертификатов качества - Сложности с привлечением финансирования - Чрезмерная дороговизна кредитов - Отсутствие инвестиций - Таможенное регулирование, не отвечающее интересам отечественных компаний - Слишком долгая процедура возврата НДС - Незнание законов за рубежом - Нехватка информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков. - Недостаток опыта - Недостаток квалифицированных кадров - Сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами - Высокая конкуренция за рубежом

сталкиваются непосредственно в процессе (см. рис. 4) своей деятельности

О таких проблемах пишут не только многие ученые, практики, представители государства, ответственные за решение проблемы диверсификации экспорта, но все они, так или иначе, затрагивают четыре блока. Ниже представлена сводная таблица мнений следующих авторов: Назарчука Д.Н. и Пром-ского Н.И. [4, с. 93], Мунши А.Ю. и Александрова Л.Ю. [5, с. 234], Жаринов А.А. [6, с. 53], Петросян Н.Э. [7, с. 376], Коробкова И.А. [8, с. 142], данные исследования экспортного потенциала средних российских компаний, проведенного журналом «Эксперт» по итогам 2013 г. [9], а также данные исследования МСП-банка «Исследование потребностей малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в продуктах кредитования» [3] о проблемах возникающих в процессе ведения внешнеэкономической деятельности МСП.

Слова экспертов подтверждаются данными опроса экспортно ориентированных МСП из 20 российских регионов, который был проведен РАПМСБ [10]. Нехватка информации о необходимых для развития бизнеса шагах стала причиной отказа от экспортной деятельности более чем для 40 % опрошенных предприятий. На втором месте по актуальности стоит недостаток финансовых средств, для начала и ведения экспортной деятельности. Эту причину как основную назвали 37 % компаний. Чуть более трети опрошенных предприятий считают, что препятствием на пути развития экспортного потенциала является недостаток информации о возможных зарубежных партнерах.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются субъекты МСП, планирующие вести внешнеэкономическую деятельность, заключается в трудностях подбора кадров. Сильнее всего это ощущается в региональных компаниях. Реальному практическому живому экспорту практически не учат, сотрудникам приходится методом проб и ошибок постигать эту науку.

Для решения целого комплекса проблем, необходимо в равной степени уделять внимание струк-

турным проблемам: неравномерному развитию регионов, низкой доли инновационных компаний, компаний занимающихся углубленной переработкой сырья: минеральные удобрения, химическое производство и нефтехимия, лесопереработка, пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, в машиностроении (производство различных машин и оборудования), в металлургическом производстве.

Для повышения скорости и эффективности работы МСП-экспортёров на плечи государства должна лечь ответственность за устранение бюрократических барьеров. Ведь в процессе экспортной деятельности компании постоянно контактируют с государственными организациями, такими как налоговая служба, ветеринарная служба, Роспортебнадзор, таможенные органы, где получение необходимых справок и документов занимает слишком большое количество денег и времени.

Решения остальных проблем требует от государства принятия мер по созданию необходимой инфраструктуры, которая будет системно оказывать поддержку финансового и нефинансового характера. По причине неравномерности развития экспортного потенциала регионов необходимо развивать региональную инфраструктуру, для оперативного взаимодействия экспортно ориентированным МСП.

Литература

1. Федеральный Закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

2. McDougall, P. P., Oviatt, B. M. International Entrepreneurship : The Intersection of Two Research Paths / P. P. McDougall, B. M. Oviatt // Academy of Management Journal. - 2000. - Vol. 5. - Р. 902-906.

3. Исследование МСП-банка «Исследование потребностей МСП осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в продуктах кредитования» -https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/22-05-2014_ved-spros.pdf

4. Назарчук Д.Н. и Промский Н.И. Особенности российского экспорта и его проблемы в азиатском регионе // Экономический журнал. 2012. - № 26. -С. 93.

5. Мунши А.Ю., Александрова А.Ю. Проблемы малых и средних предприятий региона на зарубежных рынках и пути их решения // Вестник Чувашского университета. - 2014. - № 1. - С. 234-237.

6. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 1. - С. 51-56.

7. Петросян Н.Э. Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний // Известия Пензенского государственного педагоги-

ческого университета им. В.Г. Белинского. - 2011. -№ 24. - С. 374-377.

8. Коробков И.А. Экспорт промышленных товаров из России в ЕС: тенденции, проблемы и возможности // Вестник МГИМО МИД России. - 2013 . -№ 5. - С.139-145.

9. Обухова Е.А., Огородников Е.Р., Ремизов М.И. Преодолеть барьеры // Эксперт: аналитический электронный журнал - http://expert.ru/expert/2015/09/ preodolet-bareryi/

10.Газета.ги: новостной портал. «Большая надежда российского экспорта» 19 сентября 2015 г. -http://www.gazeta.ru/eksport/2015/05/21_a_ 6696805^Мт1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.