Научная статья на тему 'Особенности и приоритеты формирования современной образовательной политики Королевства Саудовская Аравия'

Особенности и приоритеты формирования современной образовательной политики Королевства Саудовская Аравия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / КОРОЛЬ / МОНАРХИЯ / ИСЛАМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧЕБНИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / SAUDI ARABIA / KING / MONARCHY / ISLAM / SOCIAL POLICY / SECONDARY EDUCATION / HIGH SCHOOL / TEXTBOOKS / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазунов Олег Николаевич, Терехова Маргарита Юрьевна

Важной частью социальной политики Королевства Саудовская Аравия (КСА) является создание эффективного начального и среднего образования. К началу ХХI в. страна достигла больших успехов в этом направлении. За достаточно короткий исторический период монархия прошла путь от всеобщей неграмотности населения до современного этапа развитой системы среднего образования. В статье анализируются состояние и проблемы развития школьного образования в КСА, описывается специфика управления, рассматриваются различные аспекты по устранению недостатков в учебной деятельности. Приведены некоторые положения учебников, отвечающие современной образовательной политике государства. Авторы пришли к выводу о том, что ключевыми характеристиками современного среднего образования КСА являются доминирующая роль государства, приоритет общенациональных традиций над устаревшими религиозными догмами при заметном влиянии умеренных исламских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and Priorities of Development of Modern Education Policy of the Kingdom of Saudi Arabia

An important part of the social policy of the Kingdom of Saudi Arabia is establishing effective primary and secondary education. By the beginning of the 21st century, the country achieved great success in this direction. In a fairly short historical period, the monarchy made its way from population’s general illiteracy to the modern stage of the developed system of secondary education. The paper analyzes the state and problems of school education development in the Kingdom of Saudi Arabia. There are described specific features of high school management, as well as different aspects of correcting deficiencies in educational activities. The study considers some ideas presented in the textbooks and which line up with modern education policy of the state. The authors come to the conclusion that the key features of modern secondary education in the Kingdom of Saudi Arabia are the dominant role of the state, the priority of national traditions over outdated religious dogmas with a noticeable influence of moderate Islamic traditions.

Текст научной работы на тему «Особенности и приоритеты формирования современной образовательной политики Королевства Саудовская Аравия»

УДК 327.82:37(532)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.12.1

Глазунов Олег Николаевич

кандидат культурологии, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Терехова Маргарита Юрьевна

студентка Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Аннотация:

Важной частью социальной политики Королевства Саудовская Аравия (КСА) является создание эффективного начального и среднего образования. К началу ХХI в. страна достигла больших успехов в этом направлении. За достаточно короткий исторический период монархия прошла путь от всеобщей неграмотности населения до современного этапа развитой системы среднего образования. В статье анализируются состояние и проблемы развития школьного образования в КСА, описывается специфика управления, рассматриваются различные аспекты по устранению недостатков в учебной деятельности. Приведены некоторые по-ложения учебников, отвечающие современной образовательной политике государства. Авторы пришли к выводу о том, что ключевыми характеристиками современного среднего образования КСА являются доминирующая роль государства, приоритет общенациональных традиций над устаревшими религиозными догмами при заметном влиянии умеренных исламских традиций.

Ключевые слова:

Саудовская Аравия, король, монархия, ислам, социальная политика, среднее образование, школа, учебники, национальные традиции.

Glazunov Oleg Nikolaevich

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Political Science and Sociology, Russian University of Economics

Terekhova Margarita Yuryevna

Student,

Russian University of Economics

FEATURES AND PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION POLICY OF THE KINGDOM OF SAUDI ARABIA

Summary:

An important part of the social policy of the Kingdom of Saudi Arabia is establishing effective primary and secondary education. By the beginning of the 21st century, the country achieved great success in this direction. In a fairly short historical period, the monarchy made its way from population's general illiteracy to the modern stage of the developed system of secondary education. The paper analyzes the state and problems of school education development in the Kingdom of Saudi Arabia. There are described specific features of high school management, as well as different aspects of correcting deficiencies in educational activities. The study considers some ideas presented in the textbooks and which line up with modern education policy of the state. The authors come to the conclusion that the key features of modern secondary education in the Kingdom of Saudi Arabia are the dominant role of the state, the priority of national traditions over outdated religious dogmas with a noticeable influence of moderate Islamic traditions.

Keywords:

Saudi Arabia, king, monarchy, Islam, social policy, secondary education, high school, textbooks, national traditions.

В начале ХХ! в. в условиях глобальных преобразований, происходящих в области науки и техники, проблема конкурентоспособности научного знания и образования приобретает все большую актуальность. В современном мире образование чаще всего воспринимается не только как главный социальный институт, важный элемент будущего развития и стабильности, но и как социокультурная ценность, тесно связанная с сохранением национальной идентичности в глобализированных мультикультурных обществах. Сегодня знания более чем когда-либо представляют собой реальную политическую и социальную силу. И неслучайно эксперты отмечают тесную взаимосвязь между социально-политической системой, экономикой и образованием. При этом образование рассматривается как ведущий фактор развития культуры и экономического роста страны, поскольку повышение духовного и интеллектуального потенциала народа, экономическая и политическая стабильность государства напрямую связаны с уровнем интеллектуального развития человека, его способностью и готовностью к постоянному приобретению профессиональных знаний.

Современные тенденции усиления глобализационных процессов в сфере среднего и высшего образования (целенаправленная американизация) ставят под угрозу вопросы сохранения национальной культуры, традиций и образования, которые тесно связаны с проблемами сохранения национальной идентичности. Именно поэтому на первый план в стратегии безопасности государства выходит проблема создания эффективного начального и среднего образования путем возврата к национально-историческому опыту педагогической деятельности, основанному

на национальных традициях и приоритетах. В XXI в. управлять мировыми политическими процессами будут те страны, которые сегодня вкладывают наибольшие средства в образовательную систему и образовательные технологии.

Королевству Саудовская Аравия (КСА) за короткий исторический период удалось добиться больших успехов во всех сферах социальной жизни, и в первую очередь в области образования. Еще в середине XX в. государство саудитов считалось одним из самых отсталых и бедных в арабском мире, о чем свидетельствовал тот факт, что неграмотность среди взрослого населения достигала 95 % [1]. Более того, даже начальное образование не было доступно для всех и ограничивалось рамками знаний, получаемых в религиозных школах в мечетях. Эти учебные заведения преподавали мусульманское право и давали первоначальные навыки грамотности. Но уже к концу XX в. у Саудовской Аравии появилась эффективная образовательная система, обеспечивающая свободное обучение всех граждан королевства от школьного аттестата до университета. Сегодня на образование граждан в КСА тратится четверть государственного бюджета страны.

История современного саудовского образования начинается в 1926 г., когда по указу короля Абдель Азиз аль-Сауда было создано Государственное управление просвещения, в подчинении которого находилось всего 12 государственных и частных школ с 700 учениками [2]. Высшего образования в стране не было вообще. В Мекке и Медине функционировало около двадцати религиозных медресе. При этом открытие в королевстве в 1927 г. первого педагогического училища вызвало огромный протест среди малограмотной массы населения, которые рассматривали новые учебные заведения как противоречащие национальным традициям и обычаям. Только через двадцать лет король Абдель Азиз аль-Сауд начал проводить масштабную модернизацию школьного образования, и уже в 1951 г. в стране было около двухсот школ и почти тридцать тысяч учащихся.

В начальный период своего существования Королевство Саудовская Аравия стремительно развивалось и испытывало недостаток в квалифицированных инженерах, химиках и специалистах других профессий. Именно поэтому по распоряжению монарха в 1927 г. большая группа молодых людей была отправлена для получения высшего образования в наиболее развитые арабские страны. Вместе с тем экономические и политические проблемы тормозили возможности создания в КСА своей собственной эффективной национальной образовательной инфраструктуры. Тем не менее в 1954 г. было создано Министерство образования Саудовской Аравии, значимость которого подчеркивалась тем, что его возглавил сын первого короля. В 1957 г. был основан первый в королевстве университет имени короля Сауда.

Но этого было недостаточно. Согласно статистическим данным, на 1970 г. уровень грамотности среди мужского населения КСА составлял 15 %, а среди женского - 2 %, поэтому в первую очередь была необходимость в создании эффективной системы начального и среднего образования [3, с. 147]. В настоящее время можно констатировать, что Саудовская Аравия успешно справилась с поставленной задачей. По данным экспертов, 95 % занятых в общественном производстве граждан КСА имеют образование по меньшей мере в рамках средней школы.

Модернизация образовательной системы в КСА в первую очередь связана с попыткой предотвращения конфликта между ценностями и моделями поведения традиционного типа и новыми ценностями, порожденными глобализацией. Особенно это касается начального и среднего образования, в рамках которого учащиеся проходят первичную социализацию. В отличие от других стран, школьное образование в Саудовской Аравии состоит из нескольких уровней. Первое, начальное образование занимает около шести лет (с 1-го по 6-й класс). Далее учащийся продолжает обучение, состоящее из нескольких циклов. Первый этап продолжается три года (7-9-е классы), при завершении которого ученики сдают экзамены и получают соответствующее свидетельство о промежуточном образовании. Второй этап длится два года (10-12-е классы), здесь учащиеся могут выбрать естественно-научный или гуманитарный профиль обучения. Затем выпускники сдают экзамены для получения свидетельства об общем среднем образовании. Этот документ дает право на получение высшего образования с учетом выбранного профиля [4].

В начале XXI в. образование КСА выстроено как опережающая культурная стратегия, во главе которой стоит министерство образования под руководством Xамад Аль аш-Шейха. В Королевстве функционируют около тридцати государственных университетов, восемь частных университетов, десятки институтов, почти двадцать четыре тысячи школ, колледжей и других учебных заведений [5]. Часть полномочий по управлению учебными заведениями передана на региональный уровень, в связи с чем были созданы общие отделы и более тридцати провинциальных администраций образования [6]. При этом образование в Саудовской Аравии бесплатное, государство не только полностью финансирует учебу, но и предоставляет около ста тысяч стипендий для обучения граждан страны в лучших зарубежных высших учебных заведениях. По данным экспертов, саудовские студенты предпочитают учиться в США, Австралии, Великобритании, Малайзии, Канаде [7].

В то же время большинство экспертов отмечают, что время, когда почти все арабские политические элиты проходили учебу в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе, подходит к концу. В Саудовской Аравии возникает понимание о необходимости создания собственной эффективной системы образования, поскольку в современном мире наличие высококвалифицированной внутренней рабочей силы является одним из факторов стабильности и безопасности государства. Именно поэтому приоритет при формировании расходов бюджета отдается интеллектуальному развитию, которое рассматривается как основа прогресса страны. Правящая династия Саудовской Аравии вкладывает огромные средства в развитие собственных школ и университетов.

Вместе с тем нельзя отрицать популярность в КСА британских школ, обучающих саудовскую молодежь только на английском языке. Эти учебные заведения являются престижными среди части политической элиты страны. Учеников готовят к британским экзаменам уровня «А» или международному бакалавриату. Занятия в учебном заведении проводят профессиональные педагоги из Лондона, Манчестера и Ливерпуля. Используя образование как «мягкую силу», Великобритания предпринимает попытки обеспечить проведение своей политики в Ближневосточном регионе и делает это более эффективно, чем США.

В начале XXI в. стратегия развития образования в Саудовской Аравии во многом основана на симбиозе традиций и новаций, тесно связанных с преобразованиями в исламском обществе, перспективами национального развития в контексте глобализации с учетом накопленного опыта предыдущих поколений. Именно поэтому перед Министерством образования КСА стоит задача не только решения проблемы модернизации образования, но и создания современных учебников, отвечающих требованиям правящей династии и запросам глобального мира. В начале 2018 г. Саудовская Аравия внесла значительные изменения в школьную программу королевства, затронув систему подготовки учащихся почти на всех уровнях. В кратчайшие сроки были написаны новые учебники, особенно значительно перемены затронули гуманитарный цикл предметов. Больше всего изменений внесено в учебники по дисциплинам «История» и «Социальные исследования и гражданство», так как на них возложена основная задача воспитания подрастающего поколения в рамках нового видения истории Королевства Саудовская Аравия [8].

В новых образовательных программах огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся путем выражения гордости за свою нацию, ответственности перед государством и следования традиционным правилам и законам. При этом большие изменения затронули историю Саудовской Аравии доисламского периода, которая представлена в положительном ключе, вопреки религиозной позиции, которая часто придает этому времени негативный характер с учетом «язычества» доисламских цивилизаций. Эксперты полагают, что подобные изменения связаны с попыткой перенаправления нынешнего основного религиозного фактора воспитания у школьников лояльности к государству на чисто националистический сегмент и верность правящей королевской династии.

В целом основная задача реформирования системы образования - отвлечь саудовских школьников от популярных в молодежной среде идей панарабизма и панисламизма, распространение которых сильно беспокоит правящую династию КСА. Например, в учебнике, в главе о восстании против халифа Али, проводится параллель с радикальными исламскими организациями современного Ближнего Востока. Здесь присутствует явный намек на события «арабской весны», во главе которой во многих странах стояли сторонники «политического ислама» в лице «Братьев-мусульман» (международная религиозно-политическая организация, признанная террористической и запрещенная в РФ) [9]. Политическая элита Саудовской Аравии опасается технологий «цветных революций», основную роль в которых играет молодежь.

Одной из центральных задач новой учебной программы является внедрение в сознание учащихся понятия «обязанности хорошего гражданина» Королевства Саудовская Аравия. В учебнике «Социальные исследования и гражданство» педагогу ставится задача воспитания гражданина, беззаветно преданного своему государству, отстаивающего «его ценности и принципы», соблюдающего «права и обязанности» и полностью лояльного «руководству и нации в целях обеспечения безопасности и процветания». Изучение «Обязанностей хорошего гражданина» вводится в начальный период обучения. В рамках этой программы учащихся также учат различать первичные и вторичные информационные источники, чтобы «предотвратить распространение поддельных или неточных новостей». При этом школьники воспитываются «на исповедовании принципа Аманы (доверие/честность), которая описывается как противоположность Xаине (измене)» [10].

В целом в рамках новой учебной программы хорошим гражданином в КСА является человек хорошего поведения, который следует умеренным исламским учениям, имеет сильное чувство принадлежности к конкретной стране, упорно трудится и играет активную роль в продвижении целей и процветания страны. Отсюда следует важный постулат: поклонение умеренным исламским учениям не является нарушением, а наоборот, считается частью кодекса принципов

«хорошего гражданина Саудовской Аравии» и используется, чтобы подчеркнуть особую миссию КСА в Ближневосточном регионе. Это, возможно, объясняет, почему в школьных религиозных пособиях не было значительных изменений и в новой учебной программе Королевство Саудовская Аравия представлено как «родина ислама» и «центр мира».

Таким образом, воспитание подрастающего поколения в духе национализма и любви к правящей династии является способом воспитания у учащихся лояльности к существующей форме государственного устройства. При этом в новых учебниках история Саудовской Аравии и королевской семьи так тесно переплетаются, что у школьников не возникает никаких сомнений в законности пребывания на троне короля и его семьи.

Особое значение в системе образования отводится изучению доисламского периода истории Аравийского полуострова. В новых учебниках, в отличие от предыдущих, учащимся активно внушается идея преемственности исламских и доисламских цивилизаций. При этом королевская династия аль-Саудов представлена как одна из древнейших и авторитетных в Ближневосточном регионе, появившихся почти за 200 лет до рождения ислама. Это четко прослеживается в учебнике «Социальные исследования и гражданство», который утверждает, что наиболее известные в исламском мире династии Омейядов и Аббасидов возникли в Саудовской Аравии. Кроме того, история трех саудовских государств подробно дается в контексте кровавых и справедливых сражений с турками-османами, которые представлены в явно отрицательном свете.

Большинство экспертов полагают, что реформы в области среднего образования вызваны борьбой за власть между королем Салманом ибн Абдул-Азизом и консервативным духовенством, которое выступало против его восшествия на трон. Именно поэтому пропаганда идей национализма и обращение к доисламскому периоду истории Саудовской Аравии преследуют цель ослабления власти духовенства и его влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства. Новое видение истории Саудовской Аравии является достаточно рациональным и важным способом модернизации национальной идентичности [11]. В целом наличие исторических обычаев и традиций в среднем образовании отражает ценностные установки, сложившиеся в государстве на определенном этапе его развития, и воплощает его культурно-исторический код. В результате этих процессов формируется особая духовная сфера, в которой происходит зарождение рациональных образовательных процессов, обеспечивающих определенный тип идентичности.

Еще одним важным фактором изменения школьной программы является акцент внимания учащихся на роль Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом в Ближневосточном регионе. Об этом свидетельствует создание Исламской военной антитеррористической коалиции и Глобального центра по борьбе с экстремистской идеологией. Более того, новые учебники разъясняют роль Саудовской Аравии в решении палестинского вопроса, представляя короля Абдель Азиза как яркого защитника палестинского народа. Кроме того, подчеркивается огромная финансовая помощь Саудовской Аравии палестинским беженцам. В учебниках утверждается, что усилия Саудовской Аравии всегда были направлены против Израиля и что королевство всегда поддерживало Палестину. Это противоречит заявлениям американских и израильских экспертов о том, что саудиты пытаются нормализовать отношения с Израилем.

Модернизация среднего образования в КСА является своевременной, учитывая, что сегодня реформирование происходит практически во всех странах Ближнего Востока. Внедрение новых учебников в образовательные программы соответствует духу времени, значительно уменьшает религиозное содержание образования, которое противоречит новому образу жизни Саудовской Аравии и проекту развития страны в рамках проекта «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Кроме того, короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда тревожит популярность в молодежной среде идей «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ), которые, с его точки зрения, угрожают стабильности и безопасности правящей королевской династии. Именно поэтому в новой образовательной программе подчеркиваются роль и авторитет Саудовской Аравии в исламском мире, выделяется ее миролюбивая политика и открыто критикуются ее враги.

В более глобальном смысле под модернизацией среднего образования следует понимать попытку правящей династии аль-Саудов противостоять нарастающим политическим и религиозным угрозам. И не исключено, что снижение религиозного фактора в новых учебных программах может вызвать недовольство молодого населения страны. При этом задачи, которые ставят перед собой политические элиты монархии («динамичное общество», «процветающая экономика»), в глазах местного населения выглядят абстрактными и непонятными. Именно поэтому в КСА растет популярность националистических и радикальных идей как альтернативы общенациональной политике. Новая стратегия короля Салмана представляется попыткой найти объединяющую идеологию для саудовской нации взамен явно не срабатывающих в новых реалиях старых религиозных идей.

В целом следует признать, что за несколько лет целенаправленной государственной образовательной политики Саудовской Аравии удалось достичь значительных успехов, главными из которых являются создание структуры эффективного начального и среднего образования, формирование стратегии национального развития страны в соответствии с поставленными задачами внешней и внутренней политики и ее поэтапной реализации. Между тем очевидно, что заложена серьезная база для реализации амбициозных планов долгосрочной стратегии создания современного образования в рамках новой концепции «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030».

Национальная образовательная традиция в КСА опирается на такие культурные и национальные составляющие, которые могут создать эффективное современное образование, отвечающее вызовам глобального мира. При этом «фактор ислама» представляет собой наиболее важное культурное явление, задача которого связана с обеспечением процессов идентификации в рамках учебной системы КСА в контексте саудовской национальной традиции. Модернизация образования в Саудовской Аравии направлена на сдерживание тех угрожающих правящей династии системных процессов и особо опасных напряжений, которые вызваны современными глобальными воздействиями.

Ссылки:

1. Осман бен О. Социокультурные предпосылки возникновения высшего педагогического образования в Королевстве Саудовская Аравия // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 188-193.

2. Кхтани М.О.А. Развитие образования как часть государственной социальной политики Королевства Саудовская Аравия // Наука и школа. 2013. № 1. С. 28-31.

3. Тюкаева Т.И. Научная политика Саудовской Аравии: ученый интернационал как опора развития // Сравнительная политика. 2016. Т. 7, № 3 (24-25). С. 146-161. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-146-161.

4. Saudi Arabia's 'Golden Age of Learning' under King Abdullah [Электронный ресурс] // Arab News. 2013. January 4. URL: https://www.arabnews.com/saudi-arabia%E2%80%99s-%E2%80%98golden-age-leaming%E2%80%99-under-king-abdul-lah (дата обращения: 13.12.2019).

5. Saudi Aramco World [Электронный ресурс]. 2008. No. 3. URL: http://www.saudiaramcoworld.com/issue/200803/flash/75-facts/print.htm (дата обращения: 13.12.2019).

6. Кхтани М.О.А. Развитие образования ...

7. Кхтани М.О.А. Индекс развития человека как показатель результатов социального развития Королевства Саудовская Аравия // Власть. 2012. № 8. Август. С. 136-140.

8. Щегловин Ю.Б. Что стоит за изменениями в школьных программах в Саудовской Аравии и в чем их важность [Электронный ресурс]. Доступ с сайта Института Ближнего Востока (http://www.iimes.ru).

9. Alshayea A. Scientific Research in the Kingdom of Saudi Arabia: Potential for Excellence and Indicators of Underdevelopment // Higher Education Studies. 2013. Vol. 3, no. 5. P. 47-51. https://doi.org/10.5539/hes.v3n5p47.

10. Щегловин Ю.Б. Указ. соч.

11. Тюкаева Т.И. Указ. соч.

References:

Alshayea, A 2013, 'Scientific Research in the Kingdom of Saudi Arabia: Potential for Excellence and Indicators of Underdevelopment', Higher Education Studies, vol. 3, no. 5, pp. 47-51, https://doi.org/10.5539/hes.v3n5p47.

Kkhtani, МОА 2012, 'Human Development Index as an Indicator of Results of the Kingdom of Saudi Arabia Social Development', Vlast, no. 8, August, pp. 136-140, (in Russian).

Kkhtani, МОА 2013, 'Education Development as Part of State Social Policy of the Kingdom of Saudi Arabia', Nauka ishkola, no. 1, pp. 28-31, (in Russian).

Osman ben, O 2011, 'Sociocultural Background of Establishment of Higher Teacher's Education in the Kingdom of Saudi Arabia', Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 188-193, (in Russian).

'Saudi Arabia's 'Golden Age of Learning' under King Abdullah' 2013, Arab News, January 4, viewed 13 December 2019, <https://www.arabnews.com/saudi-arabia%E2%80%99s-%E2%80%98golden-age-learning%E2%80%99-under-king-abdullah>.

Saudi Aramco World 2008, no. 3, viewed 13 December 2019, <http://www.saudiaramcoworld.com/issue/200803/flash/75-facts/print.htm>.

Shcheglovin, YuB 2019, 'What Stands Behind the Changes in High School Programs in Saudi Arabia and What Is So Important About Them?', Middle East Institute Database, <http://www.iimes.ru>, (in Russian).

Tyukaeva, TI 2016, 'Science Policy of Saudi Arabia: Scientific Multinational Community as the Basis of Development', Sravnitelnaya politika, vol. 7, no. 3 (24-25), pp. 146-161, https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-146-161, (in Russian).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.