Научная статья на тему 'Особенности и принципы дизаин-проектирования путеводителя как средства рекламы и коммуникации'

Особенности и принципы дизаин-проектирования путеводителя как средства рекламы и коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1289
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕВОДИТЕЛИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ / ФОРМА ПОДАЧИ / ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / КАРТА-СХЕМА / МОДУЛЬНАЯ СЕТКА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ / ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА / ВЕРСТКА / ТИПОГРАФИКА / GUIDES / CLASSIFICATION OF GUIDES / GIVING FORM / BASIC STRUCTURAL ELEMENTS / ART AND TECHNICAL EXECUTION / SCHEMATIC MAP / MODULAR GRID / DECORATIVE FONTS / EXECUTION OF THE TEXT / IMPOSITION / TYPOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чертыковцева Е. А., Чертыковцева Д. В.

Путеводитель как древняя форма коммуникации. Путеводители современного вида, классификации путеводителя, его структурирование. Информация в форме, наиболее удобной для их быстрого использования и восприятия. Пространственное расположение, типографика, цвет и изображения. Модульная сетка, с помощью которой создается архитектоника страницы. Определённый подбор колористической гаммы в создании индивидуального образа, узнаваемость и визуальную целостность. Вёрстка текста совместно с иллюстрацией. Путеводитель как визитная карточка страны или города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PRINCIPLES OF DIZAYN-PROEKTIROVANIYA OF THE GUIDE AS ADVERTISING MEDIA AND COMMUNICATIONS

Guide as ancient form of communication. Guides of a modern look, classification of the guide, his structuring. Information in shape, the most convenient for their fast use and perception. Spatial arrangement, typographics, color and images. A modular grid by means of which the page very tectonics is created. A certain selection of coloristic scale in creation of an individual image, recognition and visual integrity. Imposition of the text together with an illustration. Guide as hallmark of the country or city.

Текст научной работы на тему «Особенности и принципы дизаин-проектирования путеводителя как средства рекламы и коммуникации»

УДК 74:911.375(036) ЧЕРТЫКОВЦЕВА Е.А.

кандидат искусствоведения, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: venedy53@mail.ru ЧЕРТЫКОВЦЕВА Д.В.

студентка 1 курса магистратуры направления подготовки 54.04.01 Дизайн, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. E-mail: artmorsh@gmail.com

UDC 74:911.375(036)

CHERTYKOVTSEVA E.A.

Candidate of art criticism, associate professor, Orel State

University E-mail: venedy53@mail.ru CHERTYKOVTSEVA D.V. Student of 1 course of a magistracy directions of preparation 54.04.01 Design, St. Petersburg state art industrial academy

of A.L. Shtiglitsa. E-mail: artmorsh@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПУТЕВОДИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВА РЕКЛАМЫ И КОММУНИКАЦИИ

FEATURES AND PRINCIPLES OF DIZAYN-PROEKTIROVANIYA OF THE GUIDE AS ADVERTISING MEDIA AND COMMUNICATIONS

Путеводитель как древняя форма коммуникации. Путеводители современного вида, классификации путеводителя, его структурирование. Информация в форме, наиболее удобной для их быстрого использования и восприятия. Пространственное расположение, типографика, цвет и изображения. Модульная сетка, с помощью которой создается архитектоника страницы. Определённый подбор колористической гаммы в создании индивидуального образа, узнаваемость и визуальную целостность. Вёрстка текста совместно с иллюстрацией. Путеводитель как визитная карточка страны или города.

Ключевые слова: путеводители, классификация путеводителей, форма подачи. основные структурные элементы, художественно-техническое оформление, карта-схема, модульная сетка, декоративные шрифты, оформления текста, верстка, типографика.

Guide as ancient form of communication. Guides of a modern look, classification of the guide, his structuring. Information in shape, the most convenient for their fast use and perception. Spatial arrangement, typographics, color and images. A modular grid by means of which the page very tectonics is created. A certain selection ofcoloristic scale in creation of an individual image, recognition and visual integrity. Imposition of the text together with an illustration. Guide as hallmark of the country or city.

Keywords: guides, classification of guides, giving form. basic structural elements, art and technical execution, schematic map, modular grid, decorative fonts, execution of the text, imposition, typographics.

Путеводитель это древняя форма коммуникации, зародившееся ещё в Древней Греции. Главным прототипом подобного рада изданий была книга древнегреческого историка Павсания. Со временем подобного рода издания активно развивались. В Древнем Риме старинные путеводители назывались дорожниками и все больше начинали напоминать современный вид привычного для нас справочного издания.

Путеводители современного вида имеют разнообразную структуру и подходы оформления. В наше время - это, прежде всего, справочник. Данный вид полиграфической продукции очень востребован. Благодаря своему разнообразию и альтернативным решениям обработки и структурирования той или иной информации путеводители могут удовлетворять множество потребностей потребителя одновременно. Так, например, существует несколько классификаций путеводителя, которые представляют собой многостраничное издание с большим количеством текстовой и визуальной информации. Они могут выступать как в роли справочника, так в роли учебной литературы. Путеводители другого образца служат для пользования во

время путешествий. Одни из них наполнены информацией исключительно познавательного характера, это те путеводители, в которых содержаться сведения об истории и достопримечательностях города. Иной по содержанию, но подобный по объему тип путеводителя, содержит в большей мере сведения об увеселительных заведениях, местах отдыха, а так, же может нести в себе информацию о транспорте и ценах в каком-либо городе.

Самым важным аспектом в современном путеводителе является структура организации материала. Важно осознавать, что при создании справочного издания важно учитывать благоприятные условия для чтения. Немаловажным является то, что путеводитель должен быть компактным и удобным в транспортировке. Важную роль играет форма, подача фактического материала. Лучше всего прибегать к членению информации по разделам, подбирать читабельный шрифт и оснащать путеводитель картой - схемой. Так как его основной задачей является ознакомление путешественника с тем или иным местом пребывания. Кроме того путеводитель должен преподнести читателю самую нужную информацию в краткой форме, наглядно показать и

© Чертыковцева Е.А., Чертыковцева Д.В. © Chertykovtseva E.A., Chertykovtseva D.V.

привлечь внимание к какому-либо городу, вызвать желание у потребителя приехать в это место. Путеводитель это не только справочник, это ещё и средство коммуникации которое может выступать в роли рекламы и способствовать развитию туризма в городах и странах. Самым важным требованием к оформлению путеводителя является его структурирование. Художественная часть и справочные статьи должны быть в организованы определённом порядке, чтобы читатель получал информацию максимально быстро, а поиск какой-либо справки не занимать много времени. В оформление справочных изданий основные структурные элементы могут располагаться как в алфавитном, так и в каком либо другом, логически выстроенном порядке [1]. В основу может быть положен хронологический, топографический, тематический и иной принцип. Главной задачей является представить данные в форме, наиболее удобной для их быстрого использования и восприятия. Путеводитель, содержащий в себе только иллюстративную составляющую, будет практически бесполезен. Особую значимость для справочных изданий имеет выбор наиболее подходящего формата переплетных материалов. Он должен быть удобен для эксплуатации и транспортировки. Выбирая размеры, нужно учитывать характер использования справочного издания. В литературе, которая предназначена для вдумчивого чтения, например: научные справочники, энциклопедии, которые обычно изучают в библиотеках, аудиториях или дома и применяют большие форматы.

Текст в должен нести равную с иллюстрациями информационную нагрузку. Правильно подобранные изображения позволяют существенно сократить справочную статью - один рисунок может заменить страницы описательного текста. В справочных изданиях используются разнообразные иллюстрации: схемы, фотографии, рисунки и т.п., подчиненные общему требованию: иллюстрация должна быть «функциональной», нести определенную смысловую нагрузку [3]. Правильно выполненное художественно-техническое оформление упрощает и улучшает поисковый аппарат справочника. Для быстрой ориентации в справочных стоит акцентировать внимание на более значительные части текста. Так, например, зачастую можно встретить использование более жирного шрифта в заглавиях или применение курсива или какого-либо цветового пятна для выделения адреса. Таким образом, текст делится на смысловые и структурные единицы, которые при просмотре страницы привлекают к себе внимание. Помимо этого в справочном издании используют внетекстовые средства поиска и ориентации: различные высечки или «марашки» в срезе книги, выделение разделов с помощью бумаги различного цвета, оптические сигналы. Ещё одним важным аспектом в оформлении печатной продукции является качество бумаги, на которой напечатано справочное издание. Для справочной литературы рекомендуется использовать тонкую, но прочную бумагу [2]. Она позволяет вместить большое количество информации в издание малого печатного объема, что способствует его лучшей сохранности. Высокое качество бумаги гарантирует более долгий срок службы книги, что является один из самых удачных путей для развития справочной литературы на книжном рынке.

Наиболее благоприятным методом чтения в подобной литературе является прерывистое чтение. Этому спо-

собствует членения информации по разделам и объектам внутри разделов. Такое оформление обеспечивает возможность прерывистого чтения.

Иногда в путеводителе можно встретить предисловие и послесловие. Предисловие пишется самим автором и определяет вид издания, дает общую характеристику, разъясняет цель читательского назначения. Так, например, автор путеводителя «Путеводитель желаний» В.И. Кулеша обращается в послесловии к читателю: «Путеводитель желаний - это книга по необычным памятникам и местам Санкт-Петербурга. В этих местах люди загадывают желания, делая различные ритуалы. Если вы хотите побывать в этих местах и попробовать все на себе - приглашаю в путешествие» [4]. Послесловие к тексту путеводителя подводить итог прочитанного, а так же может давать практические рекомендации читателю. Если путеводитель охватывает широкий спектр достопримечательностей, услуг, мест отдыха и туристических маршрутов, то в нём можно встретить топографические указатели площадей, улиц, переулков сносок и отсылок к соответствующим страницам книги. Важной частью справочной литературы является раздел посвященным точным адресам и телефонам театров, музеев, концертных залов, гостиниц и так далее. Путеводитель призван стимулировать воображение человека, давать возможность совершить путешествие мысленно, побудить его к поездке в страну или город, о котором он читает. Иллюстрация текст должны всегда выступать как одно целое и нести научно-познавательный характер. Визуальная часть - мгновенно привлекать интерес путешественника. Поэтому для путеводителей важен яркий дизайн, сочные фотографии, интересные рисунки, насыщенная цветовая гамма, присутствие гротескового шрифта, приятная на ощупь бумага. Неотъемлемой частью путеводителя является карта схема. Существуют разные варианты расположения карты в книжке. Зачастую она находится на форзаце. Карта-схема также как и иллюстрация должна соответствовать всему содержанию книги, но не дублировать информацию, а иметь конкретное, обусловленное текстом содержание.

Путеводитель это своего рода печатный справочник. Соответственно, как и для любого печатного издания, при разработке его проекта должны быть соблюдены определенные правила вёрстки.

Одним из ведущих элементов дизайна является: пространственное расположение, типографика, цвет и изображения.

Главным инструментом для дизайна внутренних полос является модульная сетка, с её помощью создается архитектоника страницы. Модульная сетка это система линий расположенных по горизонтали и вертикали, которые делят всю полосу на ячейки с промежутками, они называются пробельными шагами и гармоничное распределяют белое пространство свободное от элементов. Она помогает правильному расположению заголовков, текстов, изображений и в целом компоновке внутренней составляющей. В соответствии с ней верстают страницы. Вёрстка может быть одноколонная, двух колонная, многоколонная [5]. Система линий расположенных по горизонтали и вертикали помогает выдерживать страницу, рубрики, нумерацию. Их построение, ширина колонок, количество может быть очень разнообразным и зависит от того, какой образ хочет

создать дизайнер-верстальщик. Сетки бывают разных видов и размеров. И дизайнер выбирает наиболее удобный и функциональный для проектируемого издания вариант.

Ещё одним ярким средством выразительности является типографика. Это область в сфере дизайна вёрстки занимает информационно-оформительскую нишу. Типографика может исполнять две функции. Она может быть средством визуально-иллюстративной составляющей, а так же использоваться для своего прямого назначения, а именно для удобного, разборчивого чтения. Для создания индивидуального образа буквы могут складываться в различного рода композиции, так же применяются декоративные шрифты, которые будут выступать в роли яркого, привлекающего внимание пятна. Они выступают в роли буквиц, или декора на странице. Но стоит отметить, что использовать такого рода шрифт в качестве наборного не стоит. Главной функциональной составляющей типогра-фики является удобочитаемость, которая характеризуется подбором подходящего шрифта, интервалов, кегля и интерлиньяжа. Выделение информации может осуществляться только при помощи изменения размера, цвета, подчеркивания, вставки плашек, насыщенности или использования жирного начертания букв. На полосе очень важно структурировать информационный поток. Весь текст на странице делят на три уровня. К первому, как наиболее важному и выделяющемуся относится заголовок. Следующим уровнем является подзаголовок, а на третьем уровне сам находится текст.

Для более правильного оформления текста советуют пользоваться основными элементами и правилами. Для набора статей путеводителя используется основной шрифт, при выборе которого стоит обращать внимание на его нейтральность. Лучше выбирать шрифты, которые обладают различными вариациями: узкий - широкий, жирный

- светлый и так далее. Шрифт должен быть хорошо читаемый без избыточного количества деталей. Заголовок играет важную роль в подаче информации. Его основной задачей является привлечение внимания читателей к основному тексту и помогает понять при быстром просмотре. Для его набора используют шрифт, который отличается от основного размером, толщиной начертания, подчеркиванием и так далее. Начертание такого шрифта должно быть разборчивым, особое внимание уделяется ширине межбуквенных интервалов и величине пробелов. Все это свидетельствует о правильном построении верстки текста. Визуальное восприятие страницы в целом, так же играет важную роль в печатных изданиях. Не маловажным является то, что гарнитура шрифта должна соответствовать содержанию статьи или текста. Для набора рекламных надписей и какой

- либо иной посторонней информации недопустимо использование того же шрифта что и для набора основного текста, это негативно сказывается на восприятии основных статей, как достоверной информации. Иногда как в журналах, так и в справочных изданиях могут использоваться подрисуночные подписи, для уточнения содержания изображений или для подписи автора фотографии или рисунка. Для этой цели рекомендуют использовать шрифты иного начертания, но сохранять постоянство вида на протяжении всего издания.

В визуально-художественном оформлении немало важную роль играет цвет. Определённый подбор колори-

стической гаммы помогает создать индивидуальный образ, узнаваемость и визуальную целостность. Немаловажным является соответствие тематики и направление издания с цветом, стоит учитывать его психологическую характеристику. Однако использовать цвет в типографике нужно очень аккуратно, что бы ни нарушить читабельность.

Важным инструментом дизайна в проектировании путеводителя является изображение. Иллюстративные элементы придают динамику и являются доминантными в разработке печатного издания. При создании макета нужно очень тщательно продумывать их расположение. Для оформления путеводителя используют как фотографии, так и иллюстрации, схемы, карты они должны быть высокого разрешения и качественно выполнены. Размещая изображения на макете необходимо следить за балансом общей композиции страницы. Говоря о верстке, стоит сказать, что это, прежде всего формирование полосы которое основывается на размещении текста с иллюстрацией элементов оформления, опираясь на макет будущего издания. Главной задачей вёрстки является грамотная подача в удобочитаемом, структурированном виде [5]. Существует ряд компьютерных издательских программ для грамотной вёрстки, которые помогают справиться с её основными задачами. Основными правилами вёрстки являются: композиционные - определённые компоненты издания такие как: правила набора текста, совместимость строк на страницах одного лист, одинаковые размеры формата и полей. Гигиенические - удобство пользованием издания: величина полей, интерлиньяж, читабельный шрифт, подходящий по размеру.

Стилевые - художественное оформление издания.

Вёрстка может подразделяться на следующие классификации: книжно-журнальная верстка; газетная верстка; акцидентная (верстка афиш, бланков, пригласительных билетов).

Приводность верстки это совпадение общего размера четных и нечетных полос издания и совпадение строк основного текста этих полос на просвет. Достигается путем приведения частей набранных не основным шрифтом, а также иллюстраций и таблиц, к целому числу строк основного текста, путем подгонки нижних и верхних отступов.

При практическом рассмотрении существующих путеводителей соблюдения приводности верстки не было обнаружено, в связи с этим стоит полагать, что это скорее требование применимое к книжной верстке. Также к ним относится требованиям одинаковости полос по высоте и ширине и приведению полосы к прямоугольному виду.

Важным является тот факт, что при наборе полос или колонок путеводителя необходимо отслеживать отсутствие избегать «висячих строк». Их присутствие в свёрстанном издании ухудшают удобочитаемость текста и портят внешний вид. Проще всего избавиться от них можно с помощью выгонки строк. Выгонкой называется процесс образования новой концевой строки путем увеличения междусловных пробелов. Помимо этого, стоит обратить внимание на количество переносов. Как правило, переносов в идущих в подряд строк может быть не больше двух на блок текста. Критерий, по которому организуются переносы - удобочитаемость слов с переносом. Недопустимо переносить аббревиатуры часть переносимого слова не должна быть меньше трёх букв.

Отдельным этапом является вёрстка текста путеводителя совместно с иллюстрацией. Существует несколько видов вёрстки иллюстрации. Например, вёрстка иллюстрации в оборку. Оборкой называют текст, который располагается с одной из сторон изображения. Если иллюстрация с белым фоном, то текст может обтекать по произвольному контуру. Работая с маленькими изображениями, возможна вёрстка с выходом на поле, а так же вёртка на полях. Так же при малых форматах и многоколонной вёрстке используется такой приём как глухая вёрстка [21]. В этих случаях иллюстрация может располагаться по центру между колонок, а обтекание текстом может быть фигурным. Работая с крупными изображениями, чаще всего используется вёрстка под обрез, которая предполагает, что иллюстрация за-

полняет поле до конца.

Основными трендами графического дизайна на протяжении уже нескольких лет остаётся креативная типо-графика и яркие, сочные цветовые схемы. Лаконичность и сухость визуальных форм, была на пике популярности на протяжении долгого времени, однако в последние два три года, такая подача визуальных форм отходит на второй план.

Путеводитель это визитная карточка страны или города. Он может выступать не только в роли справочника, но и в роли сувенирного продукта. Путеводители включают в себя ряд функции, которые способствуют развитию, как туристического бизнеса, так и экономической составляющей стран и городов.

Библиографический список

1. Антонова З. В. Становление и развитие путеводителя как вида издания. М.: МГОУ, 2006. 335 с.

2. БхаскаранЛ. Анатомия дизайна. Реклама, книги, газеты, журналы / Л. Бхаскаран; [пер. c англ. В. Хорос]. Санкт-Петербург: АСТ: Астрель: ОГИЗ, 2014. 256 с.

3. Луптон Э. Графический дизайн. Базовые концепции. СПБ. : Питер, 2017. 296 с.

4. Русские путеводители по Западной Европе «Русскш Бедекеръ». Путеводитель по Швейцарии. СПб, Одесса: Издания П. Копельмана. 1909.

5. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль [Текст]: 21учеб.пособие. М.: Астрель, АСТ, 2006. 256 с.

References

1. Antonova Z. V. Formation and development of the guide as type of the edition. M.: MGOU, 2006. 335 p.

2. Bkhaskaran L. Design anatomy. Advertizing, books, newspapers, magazines/L. Bkhaskaran; [the lane with English V. Horos]. St. Petersburg: Nuclear heating plant: Astrel: OGIZ, 2014. 256 p.

3. LuptonAA. Graphic design. Basic concepts. - SPB.: St. Petersburg, 2017. 296 p.

4. Russian Western Europe guides of "Russkiy Bedeker". Switzerland guide. SPb, Odessa: P. Kopelman's editions. 1909.

5. TuemlouAA. Graphic design: corporate style [Text]: 21 studies. grant / E. Tuemlou. M.: Astrel, nuclear heating plant, 2006. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.