П.С. Пименов
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
Торгово-экономические связи России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между двумя странами заметно возросла. Уровень российско-японского товарооборота и его структура не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой. Причина заключается в большой разнице экономического развития двух стран, что более отчетливо проявилось в условиях экономического кризиса.
Ключевые слова: Россия, Япония, торгово-экономические отношения, региональное развитие.
Современное развитие международных экономических отношений диктует необходимость активизации Россией восточного направления внешней деятельности, в частности торговых отношений с Японией. В среднесрочной и долгосрочной перспективе японская экономика важна для России.
Несмотря на то, что состояние договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, а также на то, что уровень российско-японского товарооборота и его структура явно не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой, в настоящее время российско-японские экономические отношения находятся на новом этапе своего развития. На сегодняшний день Япония является одним из ведущих торговых партнеров России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В последнее время было совершено большое количество поступательных действий в сфере сближения и улучшения торгово-эко-
© Пименов П.С., 2011
номических отношений Японии и России на уровне глав государств и правительств1.
Важная роль в активизации двусторонних контактов на деловом уровне принадлежит таким японским организациям, как Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) и Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), которые на регулярной основе организуют различные семинары и симпозиумы, направленные на ознакомление японских деловых кругов с возможностями налаживания и укрепления торгово-инвестиционного взаимодействия с Россией и ее отдельными регионами, направляют в Россию специализированные миссии заинтересованных представителей японского бизнеса, что способствует расширению числа участников двусторонних хозяйственных связей. В июне 2009 г. состоялся визит японской частно-правительственной делегации (свыше 70 человек) под эгидой РОТОБО и МЭТП Японии в Дальневосточный федеральный округ, в ходе которого японская сторона была подробно ознакомлена с ходом подготовительных работ к запланированному на 2012 г. саммиту АТЭС во Владивостоке, а также ходом реализации проекта сооружения нефтеналивного терминала в бухте Козьмино.
В настоящее время Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в азиатском регионе, занимая 3-е место по объему товарооборота. В 2003-2008 гг. торгово-экономические связи с Японией демонстрировали устойчивую положительную динамику. По данным ФТС, товарооборот России с Японией в 2008 г. составил 29 млрд долл. (+42,3%), в том числе экспорт российских товаров - 10,4 млрд долл. (+36,2%), импорт - 18,6 млрд долл. США (+45,9%). Доля России в общем объеме внешней торговли Японии в 2008 г. составила около 1,6%, удельный вес Японии во внешнеторговом обороте России - 3,9%.
С конца 2008 г. на динамику российско-японского товарооборота стали оказывать заметное влияние последствия мирового экономического кризиса и в первую очередь сужение рынков в обеих странах и резкое снижение мировой конъюнктуры на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта в Японию. Воздействие кризисных факторов на российско-японскую торговлю оказалось более существенным, чем в целом на внешнеторговые операции нашей страны. По итогам 10 месяцев 2009 г. при сокращении российской внешней торговли на 42,1% по сравнению с предыдущим годом объем товарооборота с Японией снизился на 52,9%. Доля Японии в российском товарообороте снизилась до 3,16%. При этом Япония осталась на 14-м месте в списке импортеров российской
продукции (доля в российском экспорте выросла с 2,21% до 2,39%) и опустилась с 3-го на 7-е место в списке ведущих зарубежных экспортеров на российский рынок (доля в российском импорте сократилась с 6,96% до 4,56%). По абсолютной величине товарооборота за десять месяцев этого года - 11,7 млрд долл. - Япония опустилась на 11-е место в списке торговых партнеров России, уступив США, Франции и Польше.
За рассматриваемый период текущего года наиболее существенно сократился импорт из Японии (на 62,1%), в то время как российский экспорт снизился менее заметно (на 36,3%). Эта динамика способствовала выравниванию баланса во взаимной торговле (341 млн долл. в пользу Японии), характеризовавшегося в последние годы значительным отрицательным сальдо2.
В товарной структуре российского экспорта в Японию доминируют четыре основных группы: минеральное сырье и топливо, металлы и металлоизделия, древесина и продукты ее переработки, а также рыба и морепродукты. Доминирующей тенденцией последних пяти лет был ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов, доля которых в объеме экспорта за этот период выросла с 26% до 58%. Удельный вес других важных статей российского экспорта - черных и цветных металлов, драгоценных металлов и камней, а также морепродуктов - наоборот, неуклонно снижался. В наибольшей степени - с 19,4% до 6,2% - снизилась доля древесины в объеме российских поставок в Японию3.
В 2008 г. доля основных товарных групп в стоимостном объеме экспорта выросла до 94%, а за январь-сентябрь 2009 г. - до 96,4%. Под влиянием кризиса произошли изменения в удельном весе каждой из этих товарных групп в общем объеме экспорта. Так, доля нефти и нефтепродуктов за три квартала 2009 г. сократилась с 58% до 50,5%. При этом заметно выросла доля каменного угля - с 5,6% до 11,2%; после ввода в строй завода СПГ на Сахалине в структуре экспорта появилась заметная новая статья - углеводородные газы (4,1%). Структура экспорта данной группы товаров в Японию в значительной степени корреспондируется со структурой общероссийского экспорта в целом, в составе которого за тот же период времени на долю нефти и нефтепродуктов пришлось 49,5%, а всех топливно-энергетических товаров - 66,3% (для Японии - 66,1%). Стоимостный объем поставок российского минерального сырья и топлива в Японию за 9 месяцев составил 3,1 млрд долл. (против 5,1 млрд долл. за тот же период 2008 г.).
По итогам 10 месяцев 2009 г. российский экспорт в Японию снизился по отношению к аналогичному периоду 2008 г. в меньшей степени (-36,3%), чем в целом по всем зарубежным партнерам Рос-
сии (-42,2%). При этом выросли российские поставки в Японию рыбы и морепродуктов (+145%), каменного угля (+26%), а также обработанных лесоматериалов (+10%).
В 2008 г. импорт из Японии в Россию продолжал расти опережающими темпами и отрицательное сальдо торгового баланса превысило 8 млрд долл. США.
Импорт из Японии в значительной степени пострадал от мирового финансово-экономического кризиса: за 10 месяцев 2009 г. его объем сократился на 62,1% к соответствующему периоду 2008 г., в то время как тот же показатель для общероссийского импорта из-за рубежа составил всего 41,9%.
В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция, на долю которой за 9 месяцев 2009 г. пришлось около 85% (в 2008 г. - 92%) стоимостного объема импорта. При этом около 67% (более 3 млрд долл.) совокупного объема поставок этой товарной группы заняли транспортные средства - легковые, грузовые автомобили и автобусы (за 9 месяцев 2008 г. - 10,0 млрд долл. или 77,3 %). Именно на эту группу товаров за рассматриваемый период пришлось наибольшее сокращение российской внешней торговли вследствие кризиса. При сокращении российских закупок в целом на 76-80% совокупный импорт транспортных средств из Японии снизился на 69,6%. Заметно сократился также ввоз в Россию японских электротехнических товаров (почти на 60%).
Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс, где наиболее перспективным направлением является реализация сахалинских нефтегазовых проектов, в которых принимают участие ряд японских компаний (доля японской стороны в проекте «Саха-лин-1» составляет 30%, «Сахалин-2» - 22,5%).
Сахалинские нефтегазовые проекты продолжают оставаться крупнейшими объектами инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией. С 1 октября 2005 г. началась промышленная добыча нефти и газа в рамках проекта «Сахалин-1». С завершением строительства нефтяного терминала в порту Де-Кастри в 2006 г. начались отгрузки нефти зарубежным потребителям, в том числе и в Японию. Уже заключенными с крупнейшими электроэнергетическими и газовыми компаниями Японии контрактами в рамках проекта «Сахалин-2» предусматривается суммарный ежегодный объем поставок СПГ в количестве 6,5 млн т (около 8% потребностей японского рынка в этом виде энергоносителя). С декабря 2008 г. начались круглогодичные отгрузки нефти в рамках данного проекта из поселка Пригородное на Сахалине. 18 февраля 2009 г. в присутствии руководителей России и Японии Д.А. Медведева
и Т. Асо прошла торжественная церемония пуска завода по сжижению газа в рамках проекта «Сахалин-2», а в апреле был отгружен первый танкер с сахалинским СПГ.
Наращивание объема поставок сахалинской нефти на японский рынок и ожидаемое в текущем году появление в структуре российского экспорта нового товара - сжиженного природного газа - наряду с созданием в рамках сахалинских проектов новых объектов энерготранспортной инфраструктуры и последовательной реализацией других перспективных проектов в сфере электроэнергетики, угледобычи, нефте- и газохимии, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры, даже в условиях кризиса может увеличить объем двусторонней торговли и будет способствовать приданию ей более сбалансированного характера.
К числу перспективных направлений относится также сотрудничество в области освоения космоса, информационных технологий и связи, а также охраны окружающей среды, в частности, по реализации проектов совместного осуществления в рамках Киот-ского протокола.
В сотрудничестве в области транспорта основные усилия направлены на привлечение дополнительных объемов грузов к транспортировке по Транссибирской железнодорожной магистрали и обеспечение участия японской стороны в проектах модернизации транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке России (строительство новых и расширение действующих терминалов по перевалке внешнеторговых грузов в портах Ванино, Восточный и других). На решение этих задач направлена, в частности, деятельность межведомственной рабочей группы по российско-японскому сотрудничеству в области транспорта, второе заседание которой состоялось в Токио 28 октября 2009 г.
Начало крупномасштабному сотрудничеству в области прямых капиталовложений в производственную сферу России было положено принятыми в 2005-2006 гг. решениями компаний «Тойота» и «Ниссан» об инвестировании 150 млн долл. США и 200 млн долл. США соответственно в строительство своих сборочных предприятий под Санкт-Петербургом. В 2007 г. аналогичные договоренности были достигнуты с японскими компаниями «Исудзу» и «Судзу-ки». С конца декабря 2007 г. на сборочном предприятии в поселке Шушары под Санкт-Петербургом ведется производство автомобилей марки «Toyota Camry» 6-го поколения, а 30 марта 2009 г. подписаны соглашения о строительстве второй очереди этого завода. Открытие завода по производству автомобилей марки «Ниссан», также под Санкт-Петербургом, состоялось 3 июня 2009 г. В конце декабря 2007 г. компания «Мицубиси Моторз» подписала соглаше-
ние с Минэкономразвития России о создании сборочного производства на территории Калужской области. На середину 2010 г. в Ярославле намечен пуск завода по производству дорожно-строительной техники, строительство которого ведет японская компания «Комацу». Созданное в середине 2007 г. первое российско-японское СП «Соллерс» по производству в России грузовиков на базе моделей «Исудзу» изучает возможность размещения нового сборочного предприятия в Приморском крае. Ожидается, что приход на российский рынок таких крупных инвесторов будет способствовать широкому вовлечению японских компаний в создание на территории России производств высококачественной промышленной продукции и в ряде других областей (производство автокомпонентов, бытовая электротехника, оптико-волоконная связь, дорожно-строительная техника, логистика и другие).
В целом за последние 5 лет динамика притока японских инвестиций носила неравномерный характер. Показатели по ПИИ оставались незначительными относительно общего объема иностранных инвестиций, поступающих в Россию, и не отвечали потенциалу российско-японского сотрудничества.
Динамика японских инвестиций в российскую экономику в 2004-2009 гг. (млн. долл. США)4:
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
По- На- По- На- По- На- По- На- По- На- По- На-
сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту- коп- сту коп-
пило лено пило лено пило лено пило лено пило лено пило лено
Всего 153 727 165 567 695 2 725 484 3 101 864 4 076 737 6 090
ПИИ 53 140 54 175 90 249 82 322 80 651 86 726
Развитие российско-японского взаимодействия в инвестиционной области в 2008-2009 гг. характеризуется высокими темпами роста.
Объем накопленных японских инвестиций в российской экономике, по данным Росстата на конец июня 2009 г., вырос до 6,09 млрд долл., увеличившись почти в полтора раза по сравнению с концом 2008 г. Почти 80% данной суммы составляют капиталовложения в добычу и переработку нефти, 3,4% - в лесную и деревообрабатывающую, 1,6% - в автомобильную промышленность, 2,6% - в сферу информационных и коммуникационных технологий.
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Японии на конец июня 2009 г. составил 726 млн долл., увели-
чившись на 11,5% по сравнению с концом прошлого года. Его большая часть сосредоточена в оптовой и розничной торговле (около 50%), обрабатывающих производствах (31,2%), значительно выросла доля сектора ИКТ (15,9% или 109 млн долл.).
Объем инвестиций, поступивших из Японии в Россию за январь-июнь 2009 г., составил 737 млн долл. США. При этом объем прямых инвестиций за полугодие на 7% превысил годовой показатель 2008 г. (доля ПИИ в структуре поступивших японских инвестиций выросла с 9,3% до 11,6%).
Официальные статистические данные о поступлении инвестиций из Японии не отражают полностью картину привлеченных капиталовложений. В силу определенной специфики участия японских компаний в крупных нефтегазовых проектах на шельфе о. Сахалин (в рамках консорциумов), финансирование из Японии проводится через спецсчета операторов проекта, в других случаях - через отделения японских фирм в Европе (как в случае с японской табачной компанией «Japan Tobacco International»).
Таким образом, уровень экономического развития двух стран сильно разнится и может выступить сдерживающим фактором экономического сближения России и Японии. Здесь следует также опасаться того, чтобы в подобном партнерстве Россия не играла бы роль «младшего брата» или не стала бы «сырьевым придатком» Японии. Хотя основной точкой соприкосновения экономических отношений являются различные совместные проекты в области энергетики.
Примечания
1 Подробнее см.: Официальный сайт Президента Российской Федерации. [М.,
2010]. URL: http://www.president.kremlin.ru (дата обращения: 26.02.2010).
2 Составлено по данным официального сайта Федеральной таможенной службы
России, в млн. долл. США (в процентах к предыдущему году). [М., 2010]. URL: http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/ (дата обращения: 15.01.2010).
3 Составлено по данным официального сайта ФТС России. [М., 2010]. URL:
http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/ (дата обращения: 02.03.2010).
4 Составлено по данным Росстат. [М., 2010]. URL: http://www.gks.ru/wps/por-
tal/OSI_VT (дата обращения: 19.02.2010).