Научная статья на тему 'Торгово-экономические отношения РФ и Японии: тенденции и перспективы развития'

Торгово-экономические отношения РФ и Японии: тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4745
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торгово-экономические отношения / территориальный спор / товарооборот / японские инвестиции / потенциал сотрудничества / trade and economic relations / territorial dispute / commodity circulation / Japanese investments / potential of cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические отношения РФ и Японии: тенденции и перспективы развития»

Махова О.А.

к.э.н., доцент РЭУ

Шадрин И.А.

студент РЭУ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РФ И ЯПОНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: торгово-экономические отношения, территориальный спор, товарооборот, японские инвестиции, потенциал сотрудничества.

Keywords: trade and economic relations, territorial dispute, commodity circulation, Japanese investments, potential of cooperation.

Тема взаимоотношений Российской Федерации и Японии сегодня представляется особо важной и актуальной. Это обусловлено соседством России с Японией - одной из самых развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Япония является потенциально важным экономическим партнером России, укрепление взаимовыгодных и добрососедских отношений с которым отвечает ее стратегическим интересам, прежде всего, на современном этапе развития страны в условиях санкций.

Экономики обеих стран входят в двадцатку крупнейших. По данным Мирового банка Японская экономика является третьей в мире по объему номинального ВВП, который в 2017 году составлял 4,8 трлн. долларов (около 6% от мирового валового продукта). Российская экономика по объему номинального ВВП занимает одиннадцатое место. Номинальный ВВП РФ в 2017 году составлял 1,5 трлн. долларов (около 1,8% от мирового валового продукта) [13].

Отношения между странами имеют более чем трехвековую историю. Этот период характеризовался наличием множества противоречий и конфликтов между странами. Первые сведения о Японии появились в России в конце

XVII века, и интерес к Стране восходящего солнца сразу стал возрастать, как и желание установить с ней торговые связи. Однако первые серьезные попытки установить двусторонние отношения были предприняты лишь в конце

XVIII века. Япония, к тому моменту также уже имевшая представление о российском государстве, проводила политику самоизоляции, что препятствовало установлению торговых отношений между странами. Так продолжалось до середины XIX века, пока в 1854 году Япония вновь не открылась европейцам. В 1855 году в городе Симода был заключен первый русско-японский договор о мире и дружбе - Симодский трактат1, явившийся первым документом, декларирующим дипломатические отношения между двумя странами. Согласно этому документу Россия получила статус государства наибольшего благоприятствования. Впоследствии между странами было заключено еще несколько важных договоров относительно торговли, мореплавания и границ между странами. В целом, отношения развивались в положительном ключе.

Ситуация начала меняться в конце XIX века. В результате глубоких противоречий в 1904-1905 годах развернулась Русско-японская война, которая завершилась победой Японии. В результате Россия была вынуждена пойти на

2

ряд серьезных уступок .

После Революции 1917 года, русско-японские отношения трансформировались в советско-японские. Отношения между двумя государствами сразу приняли непростой характер. Япония принимала активное участие в интервенции на Дальнем Востоке и до 1925 года, когда были установлены дипломатические отношения, не признавала СССР. Данный факт отнюдь не способствовал нормализации отношений между двумя странами. В конце 30-х годов между государствами произошел ряд военных приграничных конфликтов3.

Очередной площадкой конфронтации двух сторон стала Вторая мировая война, в ходе которой Япония выступала на стороне гитлеровской коалиции. Летом 1945 года СССР вступил в войну против Японии, и 2 сентября 1945 года Япония капитулировала4. Часть японских территорий вошла в состав СССР, что Япония впоследствии не признала.

Только в 1956 году дипломатические отношения между странами были восстановлены, а в 1957 г. был подписан советско-японский торговый договор, который установил взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле [17, с. 94].

После распада Советского Союза, 27 декабря 1991 года правительство Японии признало Российскую Федерацию государством-продолжателем Союза Советских Социалистических Республик [7].

1 Симодский договор. - http://hrono.ru/dokum/1800dok/1855simod.php

2 Русско-японская война 1904-1905 гг. - https://w.histrf.ru/articles/article/show/russko_iaponskaia_voina_1904_1905_ghgh

3 Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. Советско-японская война 1945 г. - https://w.histrf.ru/articles/article/show/ sovietsko_iaponskaia_voina_1945_gh_n

4 Советско-японская война 1945 г. - https://w.histrf.ru/articles/article/show/sovietsko_iaponskaia_voina_1945_gh_n

В 1993 году оба государства подписали несколько важных документов в торгово-экономической сфере, в частности, была принята Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений. В 1994 был заключен Меморандум об учреждении российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в 1995 году - Меморандум о деятельности МПК. В 1997 году сторонами был одобрен «План Ельцина - Хасимото», который предусматривал расширение инвестиционного сотрудничества, принятие мер по содействию экономическим преобразованиям в РФ, а также укрепление сотрудничества в области атомной энергетики и освоении космоса [17, с. 94].

В 2000-е годы курс на укрепление экономических связей был продолжен. «План Ельцина - Хасимото» был расширен. Также был подписан Меморандум о создании и деятельности на территории Российской Федерации японских центров по техническому содействию проводимым в РФ реформам [17, с. 94].

Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 г., предусматривающим взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Кроме этого договора между странами был заключен ряд отраслевых соглашений: соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии; соглашение о сотрудничестве в области промысла морских живых ресурсов 1998 г.; соглашение о научно-техническом сотрудничестве 2000 г.; соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах 2009 г.; соглашение о поощрении и защите капиталовложений 1998 г.; соглашение по борьбе с браконьерским промыслом морских живых ресурсов в приграничных районах 2012 г. [9].

Между странами на высшем уровне поддерживается регулярный диалог. Важным этапом данного диалога стал первый за десять лет визит премьер-министра Японии в РФ весной 2013 года. По итогам переговоров было принято совместное заявление, обозначившее широкую сферу направлений взаимодействия в торгово-инвестиционной, политической, гуманитарной, культурной и иных сферах международного сотрудничества. В настоящее время этот документ рассматривается сторонами как «дорожная карта» двусторонних отношений [12].

Важно отметить, что с 1992 г. действует Постоянная смешанная комиссия (ПСК) по экономическому сотрудничеству между Дальневосточными регионами России и Хоккайдо. Отдельные соглашения о сотрудничестве с японскими префектурами имеют Сахалинская область, Хабаровский край, Нижегородская область, Владивосток, Приморский край, Челябинская область и Находка [9].

На данный момент российско-японские связи развиваются по широкому спектру направлений. Тем не менее, как признают обе стороны, потенциал сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической сфере, реализован далеко не полностью.

Основные показатели, отражающие объем взаимной торговли между странами, относительно невелики.

По данным ФТС, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долл., что на 25% (на 116 млрд. долл.) больше по сравнению с предыдущим 2016 годом. Объем экспорта по итогам года составил 357 млрд. долл., увеличившись на 25% (на 71 млрд. долл.) по сравнению со значением 2016 года. Объем импорта также увеличился и по итогам 2017 года составил 227 млрд. долл. Прирост по сравнению с 2016 годом составил 24% (45 млрд. долл.).

■ Экспорт, млрд. долл. ■ Импорт, млрд. долл.

1800 1600 1400 ^ 1200 CL 1000

Э 800 I 600

400 200 0

РФ Япония РФ Япония РФ Япония

2015 2016 2017

Рисунок 1.

Товарооборот, экспорт, импорт РФ и Японии за 2015-2017 гг.1

Основными государствами-торговыми партнерами России в 2017 году были: Китай, Германия, Нидерланды, Белоруссия, Италия, США, Турция.

На долю Японии в российском товарообороте в 2017 году пришлось 3,1% (9 место) против 3,4% в 2016 году (7 место). В экспорте России доля Японии в 2017 году составила 2,9% (11 место) против 3,2% в 2016 году (9 место). Доля Японии в импорте России в 2017 году составила 3,4% (7 место) против 3,6% в 2016 году (так же 7 место) [5].

По прогнозам ЮНКТАД внешнеторговый оборот Японии в 2017 году должен был составить 1709 млрд. долл. США. (рост на 8,3% по сравнению с предыдущим годом), экспорт - 873,6 млрд. долл. (рост на 8%), импорт -835,6 млрд. долл. (рост на 8,7%) [14].

1 По данным ФТС РФ и ЮНКТАД.

■ КНР

■ Италия

■ Япония

■Нидерланды ■Турция ■ Украина

■ Белоруссия

■ Республика Корея • другие

3% 3% 3% 4%

Рисунок 2.

Основные торговые партнеры РФ в 2017 году (в % от общего товарооборота)1

Основными торговыми партнерами Японии в 2017 году были США, КНР, Республика Корея, Гон Конг, Таиланд, Австралия, Саудовская Аравия.

Экспорт

Импорт

Рисунок 3.

Основные торговые партнеры Японии по экспорту/импорту в 2017 году (в % от общего экспорта/импорта)2

Доля России во внешнеторговом обороте Японии мизерна. В 2017 году доля РФ в японском экспорте составила 0,9% (в 2016 году -0,8%), в импорте - 2,1% (в 2016 году - 1,9%) [23].

Как видно, исходя из географической структуры торговли обеих государств, ни одна из стран не является ведущим торговым партнером друг для друга.

Отметим, что начиная с первой половины 2000-х гг. товарооборот между обеими странами стал активно увеличиваться. Стабилизация экономической ситуации в РФ, вследствие проведения реформ и роста цен на энергоносители, поспособствовала активизации внешней торговли РФ со всем миром. С 2003 по 2007 гг. российский экспорт в Японию вырос в три раза, в то время как импорт из Японии - возрос почти в семь раз. В 2007 г. товарооборот впервые превысил отметку в 20 млрд. долл. США.

Однако в 2009 г., из-за мирового финансово-экономического кризиса, торговый оборот сократился с 28,91 млрд. долл. до уровня 14,52 млрд. долл. Падение составило 50%. Особенно значительно - на 61,3% по сравнению с 2008 годом снизился импорт из Японии.

По мере выхода мировой, в частности российской, экономики из кризиса, товарооборот между странами вновь стал увеличиваться. В 2013 г. он достиг рекордной отметки в 33,2 млрд. долл., из которых 19,7 млрд. долл. составлял российский экспорт.

1 По данным ФТС РФ.

2 По данным С1А: ТЪе ШогМ ЕайЪоок.

Рисунок 4.

Динамика товарооборота между РФ и Японией за 2006-2017 гг.1

До 2009 года импорт из Японии превышал российский экспорт. Но в 2010 году сальдо торгового баланса стало положительным для России. Несмотря на то, что в 2011-2012 гг. импорт из Японии незначительно вновь превысил экспорт, тренд на выравнивание внешнеторгового баланса в пользу РФ продолжился. В 2013 году положительное для РФ торговое сальдо составило 6,1 млрд. долл., в 2014 году 9 млрд. долл.

С началом рецессии российской экономике в 2014 году, вызванного введением санкций и падением мировых цен на сырьевых рынках, в первую очередь на рынке нефти и природного газа, товарооборот между странами вновь начал снижаться. В 2014 году он составил 30,77 млрд. долл., что на 7,4% ниже по сравнению с рекордным 2013 годом. В 2015 году ситуация еще больше усугубилась. Падение товарооборота в 2015 году по сравнению с 2014 году составило 30,7%, экспорта - на 27%, импорта на 37,6%. Торговое сальдо снизилось на 14,5% по сравнению с 2014 годом и составило 7,7 млрд. долл.

25,0

100

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Экспорт, млрд. долл. С ША Импорт, млрд. долл. С ША

-Темп прироста экспорта, %

Темп прироста импорта, %

Рисунок 5.

Динамика экспорта РФ в Японию, импорта РФ из Японии за 2006-2017 гг.2

В 2016 году объем взаимной торговли продолжил уменьшаться. Товарооборот упал на 24,7%, экспорт - на 35,2%, импорт - на 1,5%. И только в 2017 году тренд на снижение сменился ростом взаимного товарооборота, объем которого составил 18,26 млрд. долл. США, что на 13,8% больше по сравнению с предыдущим годом. Экспорт вырос на 11,7%, составив 10,5 млрд. долл. Импорт также увеличился на 16,4%, составив 7,8 млрд. долл. Во многом это было связано с ростом цен на энергоносители - в первую очередь на нефть и нефтепродукты. Сальдо торгового баланса России с Японией в 2017 году сложилось положительное в размере 2,7 млрд. долл. США (аналогично значению 2016 года).

1 По данным ФТС РФ.

2 По данным ФТС РФ.

Структура товарооборота между странами не претерпевала существенных изменений на протяжении многих лет.

В товарной структуре российского экспорта в Японию в 2017 году 75,27% (в 2016 году - 75,41%) пришлось на поставки минеральных продуктов (газа, нефти и нефтепродуктов). Другие экспортные товары: металлы и изделия из них - 9,56% (в 2016 году - 10,13%), в частности, на экспорт алюминия и изделий из него пришлось 7,82%, на черные металлы - 1,63%; драгоценные металлы и камни - 4,59% (в 2016 году - 2,75%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 4,81% (в 2016 году - 4,38%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 2,83% (в 2016 году -3,62%) [5].

В структуре импорта России из Японии в 2017 году основная доля поставок пришлась на средства наземного транспорта, машины и оборудование, доля которых составила 80,9% от всего объема импорта России из Японии (в 2016 году - 80,02%). В частности, на средства наземного транспорта (кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава) и их запчасти пришлось 47,8% импорта. 20,2% пришлось на ядерные реакторы, котлы, механические устройства, их запчасти и иное оборудование. На продукцию химической промышленности пришлось около 10,94% (в 2016 году - 11,32%), на металлы и изделия из них - 3,10% (в 2016 году - 2,71%) [5].

Показатели, отражающие объем инвестиционных потоков между странами, также невелики.

Таблица 1

Чистые потоки ПИИ (на базе платежного баланса)1

Годы Объем ПИИ, млн. долл. Темп прироста, % Доля РФ в общем объеме ПИИ Японии, %

2008 306 - 0,23

2009 391 27,97 0,52

2010 350 -10,56 0,61

2011 339 -3,10 0,31

2012 757 123,41 0,62

2013 447 -40,96 0,33

2014 382 -14,61 0,28

2015 468 22,67 0,34

2016 108 -76,85 0,06

2017 15 -86,16 0,01

Доля ПИИ Японии в РФ в общем объеме прямых инвестиций на протяжении многих лет не превысила и 1%. В 2017 году чистый объем японских инвестиций в российскую экономику составил около 15 млн. долл., что на 86% ниже предыдущего 2016 года и на 98% ниже показателя 2012 года, когда чистый объем японских инвестиций в РФ достиг рекордного значения в 757 млн. долл. США.

Таблица 2

Накопленные ПИИ (по инвестиционной позиции)2

Годы Объем ПИИ, млн. долл. Темп прироста,% Доля РФ в общем объеме ПИИ Японии, %

2008 668 - 0,10

2009 954 42,81 0,13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 1 220 27,87 0,15

2011 1 725 41,40 0,18

2012 2 734 58,49 0,26

2013 2 499 -8,59 0,22

2014 1 691 -32,33 0,14

2015 1 807 6,86 0,14

2016 1 500 -17,00 0,11

2017 1 580 5,35 0,10

Доля ПИИ Японии в РФ в общем объеме прямых инвестиций на протяжении многих лет не превысила и 1%. В 2017 году чистый объем японских инвестиций в российскую экономику составил около 15 млн. долл., что на 86% ниже предыдущего 2016 года и на 98% ниже показателя 2012 года, когда чистый объем японских инвестиций в РФ достиг рекордного значения в 757 млн. долл. США.

Наиболее привлекательной сферой для японских инвесторов традиционно является топливно-энергетический комплекс - стратегическая сфера российско-японского экономического сотрудничества. Как уже было сказано, именно поставки минерального топлива, нефти и нефтепродуктов занимают значительную долю в экспорте РФ в Японию.

По данным ВР общий импорт сырой нефти Японией в 2017 году составил 162,5 млн. тонн. На российские поставки сырой нефти пришлось около 9 млн. тонн (5,5% от всего импорта). Основными поставщиками нефти на японский рынок по данным на 2017 год являлись Саудовская Аравия с долей 39% (63,4 млн. тонн), ОАЭ с долей 23% (37,7 млн. тонн), Кувейт с долей 7% (11,5 млн. тонн), другие страны Ближнего Востока, совместная доля которых составила около 15% [22].

Общий импорт СПГ Японией в 2017 году составил 113,9 млрд. куб. м. Основными поставщиками СПГ по данным ВР являлись Австралия с долей свыше 30% (35 млрд. куб. м.), Малайзия с долей 18% (20,2 млрд. куб. м.), Катар с

1 Таблица составлена по данным Japanese Trade and Investment Statistics. - https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html

2 Таблица составлена по данным Japanese Trade and Investment Statistics. - https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html

долей 12% (13,8 млрд. куб. м.), Индонезия с долей 8% (8,9 млрд. куб. м.). На долю РФ пришлось 9,9 млрд. куб. м., что составило 8,7% всего импорта СПГ Японией. Данный факт делает Японию главным потребителем российского СПГ, общий экспорт которого в 2017 году по данным ВР составил 15,5 млрд. куб. м [22].

I Экспорт, млн. тонн

-Экспорт, млрд. долл.

§ ч

2015

2014

2015

2016

2017

Рисунок 6.

Экспорт РФ сырой нефти и сырых нефтепродуктов в Японию за 2013-2017 гг.1

Развитие сотрудничества в сфере энергетики между РФ и Японией соответствует желанию японского правительства диверсифицировать поставки нефти и газа. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиро-сигэ Сэко заявил в 2017 году, что Япония намерена уйти от излишней зависимости от поставок углеводородов с Ближнего Востока, откуда Япония покупает основную часть углеводородов, и нарастить импорт сырья из России.

В интервью телеканалу Россия 24 Сэко отметил, что импорт с Ближнего Востока сопряжен с геополитическими рисками. «Для нас очень важно обеспечить северный маршрут поставки энергоносителей, то есть из России», - отметил Сэко и добавил, что такой маршрут очень важен с точки зрения энергетической безопасности Японии. Также министр заявил о заинтересованности Японии в поставках СПГ из РФ [19].

Особое внимание уделяется сахалинским нефтегазовым проектам, в реализации которых участвует ряд японских компаний. Так, доля японского консорциума Sodeco в проекте Сахалин-1 составляет 30%, в то время как на долю Роснефти приходится только 20%. Сахалин-1 - один из крупнейших шельфовых проектов Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на условиях Соглашений о разделе продукции (СРП). В рамках проекта предусматривается разработка нескольких морских месторождений, расположенных на шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря [11].

В 2009 г. начал функционировать в рамках проекта Сахалин-2 первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Производственная мощность завода составляет около 10 млн. тонн СПГ в год, что делает этот завод одним из крупнейших в мире в этой области. 80% этого объема закупает Япония. Японские компании Mitsubishi и Mitsui владеют 10 и 12,5% акций компании Sakhalin Energy - оператора проекта Сахалин-2 (на долю Газпрома приходится 50% плюс одна акция) [10].

Окончание строительства магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в 2012 г. расширило доступ российской нефти на рынок Японии. Поставки начались зимой 2013 года. Основные объемы экспорта обеспечивают две компании - Роснефть и Sakhalin Energy [9].

Говоря о перспективах сотрудничества между двумя странами нельзя не сказать об уже несколько десятков лет существующей идее строительства газопровода с Сахалина в Японию. По мнению экспертов, реализация данного проекта обеспечила бы Японию более дешевым трубопроводным газом. Для Японии возможность получения альтернативного источника топлива отвечала бы заявленной задаче диверсификации источников поставок топлива.

По предварительным оценкам, длина такого газопровода может составить около 1,5 тыс. км, а стоимость - приблизительно 6,7 млрд. долл. Согласно одному из проектов, газопровод будет главным образом проходить под водой, а наземная его часть будет построена на острове Хоккайдо и в префектуре Ибараки. По трубопроводу с Сахалина можно будет доставлять по 20 млрд. куб. м. газа в год, что соответствует примерно 17% нынешнего объема японского импорта СПГ [6].

Однако, на данный момент перспективы этого проекта весьма неопределенны. В первую очередь следует отметить неблагоприятную геополитическую обстановку. Реализация подобного проекта, в условиях антироссийских санкций, может вызвать недовольство США - одного из главных экономических партнеров Японии. Кроме того, воплощение в жизнь такого крупного проекта требует высокого доверия между странами, что в настоящее время, к сожалению, не наблюдается [17, с. 97].

1 По данным ФТС РФ.

Важным фактором, препятствующим реализации проекта, также могут являться экологические риски. В случае аварии морская биосфера сильно пострадает, что негативно скажется, в частности, на вылове морепродуктов - традиционного промысла в регионе. Сейсмическая активность региона не позволяет исключить подобного сценария.

Противоречит реализации данного проекта и позиция японских электрогенерирующих компаний, которые заинтересованы в дальнейшей эксплуатации принадлежащей инфраструктуры по приёму, хранению и регазификации СПГ. Кроме того, следует признать, что и российская сторона имеет различные точки зрения по поводу реализации данного проекта [17, с. 97].

Важно также подчеркнуть, что оценка перспектив сотрудничества обеих стран в нефтегазовой сфере затрудняется по причине высокой волатильности на сырьевых рынках. Неопределенность мировых цен на энергоносители затрудняет долгосрочное планирование инвестиций в этой сфере [17, с. 98].

Другим важным проектом в сфере энергетики является создание энергомоста между Японией и Россией. Идея строительства энергомоста обсуждается с 2000 года. Стоимость проекта на тот момент оценивалась в 5,6 миллиардов долларов. Планируется, что поставки электроэнергии в Японию будут осуществляться с расположенных на Сахалине Ногликской ГТЭС, Сахалинской ГРЭС, строящейся Сахалинской ГРЭС-2, Южно-Сахалинской ТЭЦ. Также в дальнейшем могли быть использованы мощности ряда континентальных электростанций, что создаст условия для объединения в так называемое Азиатское кольцо энергосистем Кореи, Монголии, Китая, России и Японии [21].

На данный момент около 30% электроэнергии Японии обеспечивают атомные электростанции. После аварии на АЭС Фукусима-1 правительство взяло курс на диверсификацию источников электроэнергии. Предложенный проект смотрится особо интересно в рамках этой политики. Однако и здесь возникает ряд препятствий. Первое - все тоже -геополитическая напряженность и отсутствие доверия между двумя странами на должном уровне. К тому же Японии надо будет серьезно изменить свою законодательную базу для реализации проекта. Импорт электричества в Японии в настоящее время запрещен законодательно [21]. Также немаловажным препятствием для реализации проекта может стать желание японских чиновников развивать альтернативные (возобновляемые) источники электроэнергии [17, с. 98].

Помимо энергетики РФ и Япония выстраивают сотрудничество в ряде других областей, в частности, в сфере машиностроения, химической и фармацевтической промышленности, металлургии, пищевой промышленности, в сфере коммуникационных технологий.

В России созданы масштабные сборочные мощности японских производителей автомобилей. Свои заводы в России имеют компании Nissan, Toyota, Mitsubishi, Yokohama rubber (по выпуску шин). Совместные предприятия с российскими партнерами создали Mazda, Isuzu [9].

С 2010 г. в Ярославской области начал свою работу завод по производству автопогрузчиков и экскаваторов японской корпорации Komatsu. Инвестиции в данный проект составили 63 млн. долл. [9].

В 2013 г. был реализован совместный проект концерна «Силовые машины» и корпорации Toshiba - Ижорские трансформаторы. В 2014 г. введено в строй совместное предприятие Силовые машины-Тошиба по производству силовых трансформаторов в Санкт-Петербурге. Объем инвестиций в проект составил около 5,5 млрд. долл. [9].

В 2014 г. был открыт завод по производству гидравлических экскаваторов компании Hitachi construction machinery в Тверской области [9].

В 2012 г. японский фармацевтический концерн Takeda завершил строительство предприятия в Ярославле. Инвестиции превысили $100 млн. В 2013 г. данный завод начал выпуск лекарств [9]. В том же году во Владивостоке был открыт медицинский центр «Хокуто», который проводит диагностические обследования заболеваний головного мозга, онкологии, проблем сердечнососудистой системы и т.д. [17, с. 99].

В начале 2016 г. в Республике Татарстан был открыт завод «Аммоний», который производит аммиак, карбамиды и метанол. В строительстве этого комплекса участвовали японские компании Mitsubishi Heavy Inndustries и Sojitz. Общая стоимость проекта составила 2,2 млрд. долл., из которых 1,9 млрд. обеспечил Внешэкономбанк за счет заемных средств, предоставленных банку японскими финансовыми институтами [9].

С 2014 г. в Ленинградской области начал свою работу центр по производству и продаже металлопроката. Данный центр является совместным предприятием японской ФПГ Mitsui и российской Северстали (доля в УК Северстали 75%, Mitsui - 25%). Компании вложили в проект 1 млрд. рублей [16].

В 2008 г. началось использование подводной кабельной системы «Сахалин-Хоккайдо». Этот проект был осуществлен российской компанией ТранТелеКом совместно с японской корпорацией Эн-ти-ти комьюникейшнз. Кабель длиной 570 км соединил острова Сахалин и Хоккайдо. Пропускная способность - 640 мегабит в секунду. Размер двусторонних инвестиций составил более 50 млн. долл. [9].

В 2016 году ряд российских производителей мясных изделий получил разрешение на экспорт своей продукции на японский рынок. В частности, компании Ратимир (Приморский край) и Мираторг-Запад (Калининград). Компании согласовали все санитарные нормы и выполнили все требования для поставки в Японию термически обработанного мяса [20].

Перспективным представляется сотрудничество в сфере логистики и транспорта. В частности, уже давно обсуждается проект строительства автомобильного и железнодорожного перехода от Хоккайдо до южной части Сахалина. По оценкам Павла Иванкина, генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта, стоимость строительства сухопутного перехода между странами может обойтись в 1 трлн. рублей. При этом строительство может начаться сразу между Хоккайдо и Сахалином и материком и Сахалином. П. Иванкин считает, что с учетом проектно-изыскательских работ проект займет от 3 до 5 лет. Министерство инфраструктуры и транспорта Японии и РЖД создали рабочую группу для разработки проекта. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, комментируя данный проект, в 2017 году заявил, что строительство транспортного перехода

между островом Хоккайдо и Сахалином - очень масштабный проект, для принятия конкретного решения по которому сначала надо определить его экономическую целесообразность [8].

Значительную перспективу представляет сотрудничество России и Японии по освоению так званного Северного морского пути. Данный маршрут соединяет Японию с Европой, с которой Японию связывают наиболее интенсивные торговые потоки. Важным преимуществом данного проекта является тот факт, что северный морской маршрут на 40% короче традиционного пути через Суэцкий канал, что может снизить издержки предприятий, в частности за счет экономии топлива и времени. Кроме того, южный маршрут сопряжён с рисками: торговым судам приходится проходить Южно-Китайское море, где в последнее время обострились территориальные споры, а также через Молуккский пролив, в котором проблема морского пиратства все еще угрожает проходящим судам [17, с. 99].

Относительно новой темой в российско-японских экономических отношениях может стать аграрный сектор. Рассматривался вопрос о возможности сдачи в аренду земель в Амурской области, с тем чтобы с помощью японских технологий и капитала выращивать в России сою, овощи, фрукты, в том числе для экспорта в Японию. Интерес иностранных компаний к агропромышленному комплексу есть, в частности со стороны Японии и Китая [17, с. 99].

Как видно из вышеперечисленного, имеется целый ряд перспективных направлений экономического взаимодействия между Японией и Россией. Но в силу ряда причин реализовать эти перспективные направления отнюдь не просто.

Как уже говорилось, между странами отсутствует должный уровень доверия, который так необходим для реализации долгосрочных проектов. Столь низкий уровень доверия, в частности, обусловлен и тем фактом, что до сих пор не урегулирован территориальный спор между странами. Решение данного вопроса, а именно признание РФ островов южно-курильской гряды за Японией, Токио называет ключом к выстраиванию эффективных взаимоотношений. Однако, даже гипотетический отказ РФ от своих территорий в пользу Японии, не означает, что между странами будут выстроены всеобъемлющие экономические отношения, а перспективные проекты будут наконец реализованы. По мнению руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова, Токио проталкивает мирный договор как некую панацею, после которой на Россию польется дождь японских инвестиций и многократно возрастут объемы взаимной торговли. На самом деле, считает В. Кистанов, ничего подобного не произойдёт. Все это лишь аргументы, которыми японцы пытаются получить искомые острова, которые они называют своими «северными территориями». Реалии же таковы, что если бы бизнес видел возможности расширения сотрудничества с Россией, он бы их реализовывал без всяких мирных договоров. Примером этого служит Китай, с которым у Японии самый большой товарооборот, туристический поток из КНР постоянно растет, наращивается объем инвестиций из Поднебесной. В то же время, в Южно-Китайском море эти две страны остро спорят за ряд островов, находящихся под контролем Токио. Ситуация очень острая - Пекин направляет туда военные корабли, устраивает военные провокации. Но это не мешает странам развивать взаимовыгодные торговые и финансовые отношения. Получив желаемые территории, Япония не изменит нынешних отношений с РФ. А отсутствие мирного договора не мешает Москве и Токио общаться уже 70 лет, потому ценность его явно преувеличена японской стороной и рядом некоторых российских экспертов [3].

Несмотря на все это Россия готова активно сотрудничать с Японией для разрешения территориальной проблемы. Попытки решить территориальный спор предпринимались и ранее. Еще в середине прошлого века, тогда еще СССР, в соответствии с советско-японской декларацией 1956 года, соглашался передать японской стороне остров Шикотан и гряду Хабомаи, в обмен на заключение мирного договора между двумя странами [15]. Данная инициатива не увенчалась успехом, встретив противодействие с японской стороны.

Важным шагом, принятым российским правительством для способствования решению конфликта, стали переговоры по так называемому совместному освоению Курил. Соответствующие договоренности были достигнуты на российско-японском саммите во время визита в Японию Владимира Путина в декабре 2016 года. Речь идет о совместном производстве морепродуктов, развитии туризма, выращивании овощей в теплицах, облегчении визового режима, внедрении ветряных электростанций и о мерах по сокращению объемов мусора [2].

В своей программной речи в парламенте Абэ подчеркнул, что работа над реализацией совместной экономической деятельности уже началась. Также он отметил тот факт, что уже второй год бывшие жители спорных островов могут посещать могилы предков, прибывая на острова на самолете [1].

В сентябре 2018 года Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума предложил премьер-министру Японии Абэ изменить подход к решению существующей территориальной проблемы. Президент предложил заключить мирный договор до конца года без каких-либо предварительных условий, чтобы уже в статусе друзей работать над решением имеющихся проблем. В ответ на это предложение Токио заявил, что Япония придерживается прежней позиции по заключению мирного договора с Россией, которая подразумевает предварительное разрешение территориального спора [4].

По мнению В. Кистанова, отрицательная реакция Японии на предложение В. Путина была вполне предсказуемой. Эксперт считает, что Токио никогда не пойдет на заключение мирного договора без предварительного решения территориальной проблемы. Япония опасается, что максимум, что она получит, в случае реализации предложения российского президента, - это два острова Шикотан и Хабомаи (их территория составляет 7% от общей площади четырех островов), которые обозначены в совместной советско-японской декларации 1956 года. «Но японцам нужны все острова, главным образом Итуруп и Кунашир, на которые приходится 93% территории», - подчеркивает эксперт. Максимум, на что может пойти Япония, считает Кистанов, - это договор о постепенной передаче островов. Однако Россию не устраивает ни одновременная, ни постепенная передача островов [4].

Помимо территориального спора развитию эффективного сотрудничества препятствует целый ряд иных политических, юридических, организационно-технических и прочих сложностей.

Страны не связаны между собой экономически и с точки зрения разделения труда. Тот же импорт российских энергоносителей может быть заменён поставками с Ближнего и Среднего Востока либо из Юго-Восточной Азии. По мнению ряда экспертов, Токио никогда не поставит себя в зависимость от российских нефти и газа [3].

Строить заводы на российском Дальнем Востоке Японии просто не выгодно - слишком малый потребительский спрос в этом слабо населённом регионе. Регионы Дальнего Востока на данный момент не обладают необходимой инфраструктурой и иными логистическими возможностями. Лишает эти территории конкурентных преимуществ в качестве объекта для японских инвестиций и нехватка дешевой рабочей силы по сравнению с другими странами, например, Китаем. По мнению экспертов, Япония рассматривает Россию в основном в качестве энергетического донора. Японцам проще основать производство в Малайзии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона [3].

Необходимо признать, что для прогресса в сфере экономических отношений России и Японии требуется в первую очередь не решение территориального вопроса или подписание мирного договора, а прежде всего качественное улучшение инвестиционного климата в России, в частности ликвидация различных административных барьеров, снижение уровня коррупции, облегчение получения виз и разрешений на работу, создание необходимых условий для развития восточных регионов РФ, стабильная экономическая ситуации, геополитическая «разрядка», что придаст уверенности инвесторам в работе с российскими компаниями и госструктурами. До тех пор, пока эти меры не будут реализованы, экономические отношения между Японией и РФ будут в лучшем случае находиться на том же низком уровне.

Список литературы

1. Абэ заявил о намерении открыть «новую эру» в отношениях с Россией. - https://ria.ru/world/20181024/1531331938.html

2. Абэ поддержал скорейшее начало совместного с Россией освоения южных Курил. - https://ria.ru/economy/20171225/ 1511629953.html

3. Абэ провалил «покупку» Курил за мирный договор с Россией. - https://news.rambler.ru/politics/40817833-pokupka-kuril-provalilas/ ?updated

4. Власти Японии не поддержали идею Путина о мирном договоре без условий. - https://www.rbc.ru/politics/12/09/2018/5b98efd 39a794724b0f74365

5. Внешняя торговля России. Торговля между Россией и Японией в 2017 г. - http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2017-g/

6. Газпром передаст Японии детальный план газопровода между Сахалином и Хоккайдо. - https://tass.ru/ekonomika/4196509

7. Межгосударственные отношения России и Японии. - https://ria.ru/spravka/20151019/1301742918.html

8. Министр экономики Японии: строительство моста Сахалин—Хоккайдо должно быть обосновано. - https://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/4540022

9. Нефть, морепродукты и автомобили: экономические отношения Москвы и Токио. - https://tass.ru/politika/1466470

10. Официальный сайт компании Газпром. Проект «Сахалин-2». - http://www.gazprom.ru/projects/sakhalin2/

11. Официальный сайт компании Роснефть. Проект «Сахалин-1». -https://sahalin1.rosneft.ru/about/Glance/OperationalStructure/ Dobicha_i_razrabotka/Dalnij_Vostok/sahalin1/

12. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. - http://www.mid.ru/ru/maps/jp/?currentpage=main-country

13. Официальный сайт Мирового банка. - https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2017&start=2016&year_high_ desc=true

14. Официальный сайт ЮНКТАД. - http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

15. Путин предложил Абэ заключить мирный договор до конца года. - https://www.interfax.ru/vef2018/628949

16. Северсталь оптимизирует автокластер. - http://expert.ru/northwest/2013/36/severstal-optimiziruet-avtoklaster/

17. Стрельцов Д.В. Российско-японские торгово-экономические отношения: есть ли новая точка опоры? // Вестник МГИМО. - М., 2016. - № 1 (46).

18. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. - http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:44116 84286523980::N0:::

19. Япония в июле увеличила импорт нефти из РФ на 44%. - https://www.vestifinance.ru/articles/89003

20. Япония подписала сертификат на поставки мясной продукции из России. - https://ria.ru/economy/20161215/1483748538.html

21. Япония подумает об отмене запрета на импорт электричества. - https://lenta.ru/news/2016/09/03/japan/

22. BP Statistical Review of World Energy 2018. - https://www.interfax.ru/vef2018/628949

23. Japanese Trade and Investment Statistics. - https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.