Научная статья на тему 'Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты'

Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустрия красоты / анализ / оценка рынка / особенности / развитие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Сюзанна Алексеевна

В данной статье определены основные направления и условия развития рынка индустрии красоты, проанализировано его состояние, рассмотрены особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты. На основе проведенного анализа можно увидеть возрастающую конкурентоспособность салонов красоты, их особенности и тенденции развития под влиянием новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты»

Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Э.М. Короткого. - М.: ИНФА - М, 2012. - 182 с.

Малин А.С. Исследование систем управления [текст]: Учебник для вузов / А.С. Малин, В.И. Мухин; Гос. ун-т - Выс-шая школа экономики. -3-е изд. - М.: Изд. Дом. ГУВМЭ, 2014. - 399 с.

Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 224 с.

Куликова С. А. 1 Московский гуманитарный университет Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты

В данной статье определены основные направления и условия развития рынка индустрии красоты, проанализировано его состояние, рассмотрены особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты. На основе проведенного анализа можно увидеть возрастающую конкурентоспособность салонов красоты, их особенности и тенденции развития под влиянием новых технологий.

Ключевые слова: индустрия красоты; анализ; оценка рынка; особенности; развитие

В настоящее время открываются перспективы для развития и совершенствования определенных сфер экономической деятельности, одной из которых является сфера услуг рынка индустрии красоты. Существуют следующие факторы для развития данной отрасли (Левошич Н.В., 2015. - 187-191с):

увеличение темпов жизни населения;

1 Куликова Сюзанна Алексеевна - магистрант Московского гуманитарного университета

51

□ рост потребности в профессиональной, качественно оказанной услуге;

□ появление средств на оплату различных услуг;

□ нехватка времени на самообслуживание;

□ стремление соответствовать модным тенденциям.

Рынок предприятий индустрии красоты достаточно специфичен, что обусловлено рядом его особенностей, он динамичен и меняется за короткое время. Ежегодно около 20-30 % всех салонов красоты разоряются и прекращают свое существование, но на место закрывшихся заведений на рынок тут же выходят новые салоны, поэтому сокращения общего их количества не происходит, а наоборот, общее число даже возрастает. Следующей особенностью является то, что ключевую долю предприятий индустрии красоты составляют парикмахерские, а данные заведения практически не зависят от фазы развития экономики, а именно: не зависит от того, испытывает ли экономика подъем или кризис. Так, даже во время финансового спада, общий объем услуг, предоставляемых населению, стабилен. Все предприятия, оказывающие услуги населению, ведут конкурентную борьбу за потребителей и клиентов, а выигрывают те организации, которые предоставляют услуги, соответствующие запросам населения.

Целью данной статьи является определение особенностей и основных тенденций развития предприятий индустрии красоты.

По данным исследований ЮISWorld, сегмент-лидер мирового рынка салонов красоты - это уход за кожей (Каюмов С., Сергеев М., 2014. - 320с).

С 2010 г. доходы от этого сегмента составляют 50 млрд. долл. в год, при этом произошло их увеличение на 5 %, а к 2016 данный показатель возрос на 22 % и составил до 61 млрд. долл. в год. В перспективе ожидается рост до 24 %. Доминирующим регионом является Азиатско-Тихоокеанский регион, его объем составляет 50 % от мирового.

52

За последние пять лет достаточно высокий рост, в 9 %, прослеживается в сфере инъекционной косметологии, но развитию данного сегмента препятствуют побочные эффекты от применения кожных наполнителей.

Рассматривая салонный бизнес КНР, необходимо сказать, что он развивается под воздействием спроса потребителей среднего класса. На сферу услуг по уходу за кожей в 2014 г. приходится 10,5 млрд. долл., а на омолаживающие процедуры - 26 % рынка.

Салонный рынок России очень привлекателен для мировых компаний, потому что изначально русские женщины тратят на процедуры и косметические продукты гораздо больше, чем женщины Азии и Европы.

Жительницы Швейцарии тратят на данные процедуры 230 долл. в год, испанские и португальские женщины готовы заплатить за указанные услуги 256 долл., жительницы Англии 198 долл. в год.

Говоря о жительницах России, следует заметить, что сумма, которую они тратят на такие процедуры, гораздо меньше и составляет 90 долл., но стоимость услуг и заработные платы в Российской Федерации ниже, чем в странах Европы. Посещаемость россиянками салонов красоты с 2000 г. возросла в 10 раз и составляла 40 %. Но согласно данным BusinesStat из доклада «Анализ рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России», рост её за последние годы незначителен. Так, например, за 2014-2015 гг. он составил 1 % (160 млн. руб.), а за 2015-2016 произошел спад на 1,5 %. В последние годы незначительный рост показателей связан со снижением платежеспособности населения страны.

В настоящее время салонный рынок России - один из самых массовых и востребованных в обыденном быту людей. Также год за годом на данном рынке растет доля компаний с иностранным капиталом. Опираясь на дан-

ные Росстата, следует заметить, что за последние шесть лет наиболее развивающимися из услуг индустрии красоты являются парикмахерские (5,6 %) и косметологические (3 %), а также услуги ногтевого сервиса (1,9 %).

В России сейчас насчитывается более 60 тыс. официально зарегистрированных предприятий салонного бизнеса. Нельзя сказать о насыщенности рынка, так как даже не смотря на рост показателей, всегда имеется место для новых «игроков» и крупных сетевых компаний.

На рынке салонных услуг существует разделение на четыре уровня ценовых сегментов (Нефедова К.Л., 2013. - 236-243с).

Лидирующая группа салонов красоты - это парикмахерские и салоны красоты среднего уровня, к ним относится половина всех заведений. На втором месте находятся парикмахерские и салоны красоты эконом - класса. Люкс и VIP категории занимают 15 и 5 % рынка, соответственно.

Авторы данных исследований показали, что в крупных городах России в кризисный период падение спроса на услуги предприятий индустрии красоты составило около 30%, однако в достаточном числе предприятий падение спроса на услуги не наблюдалось, не смотря на повышение стоимости услуг до 15 %.

Вследствие этого, стоит сделать вывод, что данный бизнес является достаточно стабильным.

В настоящее время начинают появляться крупные предприятия индустрии красоты, а иногда сразу и целая сеть. В крупных городах, особенно в столице, прослеживается нарастающая конкуренция, а в небольших городах акцент делается на клиентов «среднего чека» и на оказание всего спектра парикмахерских услуг.

Москва была и остается лидером по ценовому уровню парикмахерских услуг предприятий индустрии красоты, однако на региональных рынках также наблюдается повышение цен на данные услуги.

54

Рассматривая регионы по стоимостному объему рынка, следует сказать, что в Москве за последние 10 лет цены выросли на 110 %, при этом потребление сократилось в 1,5 раза, в Краснодарском крае доля стоимостного объема равна 5,1 %,в Московской области - 5,0 % в Республике Татарстан - 4,3 %, в Ростовской области - 4,1 %.

Лидерами потребления салонных услуг являются:

□ Сахалинская область;

□ Хабаровский край;

□ Мурманская область;

□ Карачаево-Черкесская Республика;

□ Псковская область;

□ Белгородская область.

Российскому рынку красоты предстоит еще вырасти до предприятий индустрии красоты Европы, как по качеству обслуживания, так и по системе мотивации персонала.

Такие города России, как Калининград, Омск, Пермь и Челябинск, не испытывают высокие темпы роста физического объема потребления услуг предприятий индустрии красоты. Это связано с низкой платежеспособностью населения.

Калининградские предприятия индустрии красоты в последние два года переживают непростые времена, так как физический объем потребления услуг снизился на 30%. Это связано со снижением уровня жизни населения, с повышением цен на услуги и с недостаточно квалифицированными специалистами. В связи с этим, за последний год на рынок индустрии красоты Калининграда вышли новые игроки салонного бизнеса, учредителями которых стали профессионалы крупных городов России и Европы, которые предлагают совершенно новую лояльную ценовую политику, при этом зна-

чительно повышая уровень оказываемых услуг. В городе стали проводиться обучение, мастер-классы, что позволило многим салонам красоты выйти на новый уровень.

Современный рынок предприятий индустрии красоты динамичен под воздействием ряда факторов (мода, искусство, общественные нормы, инновационные разработки), все это говорит о возможности внедрения новых услуг, тем самым способствуя увеличению прибыли от данного вида деятельности.

Исследователи BusinesStat указывают на возможный рост числа предприятий индустрии красоты в ближайшие 6-7 лет, после чего на рынке появятся сильные предприятия и крупные сети, что затруднит вход новым «игрокам».

Говоря о перспективах развития предприятий красоты и при этом ссылаясь на исследование BusinesStat, следует сказать, что произойдет снижение натурального объема рынка парикмахерских и салонов красоты в 2017 г., что отразится на замедлении ежегодных темпов прироста стоимостного объема, благодаря чему к концу 2017 г. этот показатель достигнет 103,1 млрд. руб. В целом прирост выручки участников рынка в 2017 г. будет поддерживаться перераспределением спроса из премиум - сегмента на услуги предприятий индустрии красоты эконом - класса.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что в дальнейшем в сфере индустрии красоты в России в целом, и Калининграде в частности, произойдет укрупнение основных игроков рынка, создание партнерских сетей под одним брендом.

Рынок салонов красоты будет расти год за годом под влиянием новейших технологий и достижений в индустрии косметологии, которые все активнее будут отражать основные модные тенденции данного направления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каюмов С., Сергеев М. Прибыльный салон красоты, 2014. - 320с.

Левошич Н.В. Рынок услуг салонов красоты. Теория и практика современной науки, 2015. - 187-191с.

Нефедова, К.Л. Салоны красоты: реальности новой индустрии. Маркетинг услуг, 2013. - 236-243с.

Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. -336с.

Матвеева А. В. 1 Московский гуманитарный университет Состояние развития многофункциональных центров в Российской Федерации

В статье рассматривается актуальный для России вопрос развития многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных. Представлены данные, характеризующие нынешнее состояние развития многофункциональных центров, выявлены проблемы и даны рекомендации.

Ключевые слова: многофункциональный центр; государственные услуги; муниципальные услуги

За последние несколько десятилетий в Российской Федерации построена новая система предоставления государственных и муниципальных услуг. Жители пользуются многофункциональными центрами «Мои документы» - единым местом получения наиболее востребованных услуг. Основной качественной составляющей многофункциональных центров

1 Матвеева Александра Вячеславовна - магистрант Московского гуманитарного университета

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.