Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

специфики будущей профессии в процессе подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, позволяя тем самым повысить качество обучения. В данном документе указан перечень компетенций, которыми должен обладать будущий государственный служащий[2]. Но проблема заключается в том, как определить наличие этих компетенций. Целесообразно ввести в научный оборот понятие «деловая репутация». Деловая репутация государственного аппарата - представление государства в лице уполномоченных должностных лиц и органов, организаций, граждан, средств массовой информации, самого работника, иных связанных с ним лиц о его профессионально важных и личностных качествах, врожденных и(или) сформированных на прежнем месте работы или учебы, а также в процессе прохождения, государственной службы, сложившееся в результате оценки этих качеств, основанной на нормативно - закрепленных и научно -обоснованных методиках[3]. Данный метод определения уровня компетенций позволит объективно оценивать уровень компетенций государственного служащего.

Использованные источники:

1. Габутдинова, Л. Н. Развитие региональной системы профессиональной подготовки государственных служащих в Республике Татарстан в конце XX - начале XXI вв.[Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Н. Габутдинова. - Казань. - 2007.

2. Лабудин, А.В. Образовательные стандарты и программы в области государственного и муниципального управления как институт подготовки кадров государственными муниципальных служащих[Текст]/ А.В. Лабудин, В.А. Ткачева // Научные труды Северо - Западного института управления. -2011 г. - №1. - 86 с.;

3. Мингазова, З.Р. Деловая репутация государственного аппарата как института власти: политический анали[Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат политических наук. / З.Р. Мингазова. -Казань.

Тарасова Т. В., к. э.н., доцент кафедра «Прикладная экономика» Пензенская государственная технологическая академия РФ, г. Пенза

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводит к коренным изменениям в природе, и отражаются на самом существовании

человека. Масштабы воздействия на окружающую среду достигли таких размеров, что под угрозу поставлена сама жизнь на планете. Особенно опасны антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и его экологические последствия для природных экосистем [1].

В большинстве регионов на первом месте остается проблема загрязнения природной среды, угрожающая здоровью населения крупных промышленных центров. Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей. Подсчитано, что лишь один автомобиль за год выбрасывает в атмосферу 660 - 800 кг оксида углерода, около 200 кг несгоревших углеводородов и около 40 кг оксидов азота [3].

Экология Поволжья в наибольшей степени страдает от загрязнения атмосферы в результате плохой работы очистных сооружений на промышленных объектах, загрязнения воды в результате интенсивного применения ядохимикатов в сельскохозяйственной деятельности, деградации почв в результате роста поголовья скота и отсутствия системы по его выпасу.

На территории г. Пензы насчитывается 5231 стационарный источник выбросов в атмосферу. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ в 2010г. составил 8,32 тыс. т, в том числе твердых веществ - 0,95 тыс. т, газообразных и жидких - 7,36 тыс. т, из них диоксида серы - 0,31 тыс. т, оксида углерода - 1,49 тыс. т, оксидов азота - 3,58 тыс. т, углеводородов -0,84 тыс. т, летучих органических соединений - 0,99 тыс. т, и прочих - 0,14 тыс. т.

Основной вклад в объем выбросов вносят предприятия транспортировки газа и продуктов его переработки, производства, передачи и распределения электроэнергии и тепловой энергии, производства пищевых продуктов, добычи сырой нефти и нефтяного газа.

Это: ООО «Кузнецкий завод конденсаторов», ОАО «Пензаэлектрод», ООО «Медпром», ОАО НПП «Рубин», ОАО «Пензенский арматурный завод», ООО «Вертуновское» (Бековский район), ООО «Бековский сахарный завод».

Следует отметить, что на территории Пензенской области качество атмосферного воздуха сохранилось на уровне прошлого года, а по некоторым показателям, например по концентрации формальдегида, хлорида водорода улучшилось.

С целью выявления воздействия промышленных предприятий на качество атмосферного воздуха в г. Пензе и Пензенской области федеральным государственным учреждением - филиалом «Центр лабораторного анализа и технических измерений» в 2010 году было обследовано 427 предприятий, при этом отобрано 5490 проб и выполнено

6563 анализа от 953 источников выброса. Выявлено 19 превышений установленных нормативов ПДВ на 18 источниках выбросов, в том числе 6 значительных превышений.

Степень загрязнения воздуха оценивается безразмерной величиной, называемой индексом загрязнения атмосферы (ИЗА). За период 2000-2011гг. его наименьшее значение отмечалось в 2000г. - 7,3, а наивысшее - в 2009г. -10,46.

Снижение эффективности очистки на большинстве промышленных организаций вызвано нарушениями технологического режима эксплуатации, а также нестабильной начальной концентрацией загрязняющих веществ в результате колебаний загрузки обслуживаемого оборудования. На тех предприятиях, где проводилась правильная эксплуатация и техобслуживание пылегазоочистных установок, работа достигала наибольшей эффективности. Среди них: ООО «Михайловский комбикормовый завод» (Пензенский район), ОАО «Дрожжевой завод Пензенский», ОАО «Домостроитель» [6].

Правительством Пензенской области систематически проводятся мероприятия в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды. Установлено, что засорению и захламлению подвержено 0,005 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, под свалками и полигонами твёрдых бытовых отходов (ТБО) занято 0,76 тыс. гектаров. Полигоны и свалки также оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. Сложившееся положение является одной из самых острых проблем на территории области, тем более что объём образования отходов постоянно растёт.

На всех полигонах и свалках ТБО наблюдается загрязнение атмосферного воздуха: на 85,7 % свалок выявлены превышения ПДК по формальдегиду, на 57,1 % - по фенолу, на 57,1 % - по диоксиду азота, на 50 % - по углеводородам, на 35,7 % - по двуокиси серы, на 42,9 % - по аммиаку. Факты загрязнения подземных (грунтовых) вод установлены на полигонах, оборудованных наблюдательными скважинами. За весь период деятельности Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области (2006 - 2011 гг.), его инспекторским составом проведены 2717 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которых выявлено 1477 нарушений, из которых 1313 устранены в установленные сроки.

Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды была разработана Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории области, положения которой направлены на консолидацию усилий всех заинтересованных сторон в решении проблемы с отходами, получения ценного вторичного сырья и обеспечения защиты окружающей среды от их негативного воздействия.

Решение проблем экологизации хозяйственной деятельности многих предприятий связано с совершенствованием региональной экологической

политики и ее преобразованием в политику экологизации. Так, текущие затраты на охрану окружающей среды в Пензенской области по отдельным видам экономической деятельности в 2010 г. увеличились на 10,7% по сравнению с уровнем 2009 г. и составили 475,9 млн. руб. [4].

Однако в сельском и лесном хозяйстве, а также обрабатывающем производстве затраты на природоохранные мероприятия сократились на 19,9 и 2,0% соответственно. В настоящее время на территории области располагается 77 особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Однако оформление статуса этих уникальных мест не соответствует требованиям действующего законодательства.

Если рассматривать экономическую эффективность

атмосфероохранных мероприятий с народнохозяйственной точки зрения, то с одной стороны, потребуется увеличение капитальных и эксплуатационных затрат, а с другой - произойдет прирост чистого дохода и снижение ущерба. Исключение ущерба необходимо рассматривать как возможный резерв повышения эффективности производства и рациональное природопользование. Весьма важно определить направления оздоровления воздушного бассейна. В настоящее время их можно объединить в четыре большие группы:

- санитарно-технические;

- технологические;

- планировочные;

- контрольно-запретительные.

Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социально-экономического развития: обеспечение экологической безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональной политики [2].

Большое значение в решении проблемы экологизации производства отводится экологически ориентированным инновациям.

Экоинновации - это новые или модифицированные производственные и управленческие технологии, оборудование, материалы, позволяющие снизить вредное воздействие на окружающую среду по всем аспектам хозяйственной деятельности. Они отличаются от прочих инноваций тем, что продуцируют дополнительный взаимосвязанный внутренний и внешний эффект.

Наиболее распространенными вариантами экоинноваций являются:

- изготовление экологически более чистых товаров;

- внедрение новых технологий с целью повышения экоэффективности и выпуска экологичных товаров;

- сокращение потребления энергии, природного сырья или замена традиционного сырья.

В настоящее время в области разработано немало проектов по применению биотоплива, многие из них уже успешно применяются на практике. Так, в Кузнецком районе вместо угля используют древесные пеллеты. Они являются достойной альтернативой традиционным видам топлива и представляют экологически чистое топливо, изготавливаемое без применения каких-либо химических добавок. Экономическая эффективность их использования уже доказана на примере Елюзанской средней школы. Не менее интересный проект предлагает ООО «Горводоканал». На очистных сооружениях канализации города планируется запуск биоэнергетической установки. При работе очистных сооружений канализации в результате очистки сточных вод ежедневно образуются осадки около 45-55 тонн сухого вещества. Они способны выделять тепло при сжигании, которое предполагается использовать в качестве источника тепловой или электрической энергии. И хотя на строительство данной установки потребуется около 260 миллионов рублей, затраты окупятся в течение 6-8 лет [5].

В целях снижения возможных экологических рисков необходимо принять меры по формированию наиболее значимых институтов экологической инфраструктуры - экологического страхования, независимой экологической экспертизы и экологического аудита.

Из организационных мероприятий наиболее важными являются:

- обеспечение контроля со стороны соответствующих административных органов за соблюдением всех природоохранных нормативов с применением экономических санкций за нарушение;

- организация мониторинга состояния природной среды во всех районах области;

- распространение среди населения экологических знаний, используя СМИ, возможности культурно-просветительных учреждений и школ.

Таким образом, данные мероприятия будут способствовать обеспечению экологического баланса и позволят минимизировать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Использованные источники:

1. Кавешников Н. Т. Управление природопользованием / Н. Т. Кавешников, В. Б. Карев, А. Н. Кавешников. - М.: КолосС, 2006. - 360с.

2. Коробко В. И. Экологический менеджмент / В. И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 303с.

3. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. - М.: Высшая школа, 2003.- 273 с.

4. Распоряжение Правительства Пензенской области от 22. 07. 2011 №428-рП «О состоянии охраны окружающей среды и реализации Концепции

обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области».

5. http: //www.province.ru/penza.

6. http://www.pnz.gks.ru.

Тихонова Л.В. ст.2-го курса

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Россия, г.Якутск НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ВВП

В XXI в. развитие нефтегазовой отрасли напрямую зависит от использования и переработки углеводородных ресурсов. В XX в. Россия, в то время Советский Союз, рассматривалась как развитая страна, сейчас Россия занимает 68-ое место по ВНП на душу населения, наравне с Аргентиной, Мексикой, Бразилией, Турцией[89].

Доля сырьевого сектора экономики в формировании ВВП по отраслевому признаку, с учетом нефтепереработки, транспортировки, торговли нефтепродуктами, составляет не менее 30%[90]. Это делает Россию зависимой от колебаний мировых цен на сырьевые товары, в особенности -нефтегазовые.

Одним из предложений руководства в 2001 г. было создание резервного фонда на базе нефтегазовых доходов. В том году А. Илларионов, тогда советник Президента России, в статье «Экономическая политика в открытой экономике со значительным сырьевым сектором», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», предложил изменить структуру бюджета, включая разделение федерального бюджета на две части: бюджет традиционных доходов и расходов и фонд экстраординарных доходов. Доходы такого фонда должны формироваться в зависимости от конъектуры мирового рынка и напрямую зависеть от меняющихся цен на основные российские экспортные товары[91]. Это предложение было сделано для погашения долгов, поддержания соотношения между внутренними и внешними ценами на оптимальном уровне, обеспечить наиболее благоприятные внешние и внутренние условия для долгосрочного и устойчивого экономического роста. Идея была поддержана. Но само по себе наличие такого фонда резервирования нефтедолларов есть показатель зависимости данной страны от сырьевого экспорта и США.

89 Рейтинг стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения.-The World Bank: World Development Indicators, 2012. Gross National Income per Capital 2011-.www.gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (03.12.2012)

90 Саакян Ю.З. Мифы придуманные и реальные: От сырьевой зависимости к промышленной политике. -www.ng.ru/energy/2012-n-13/15_myths.html (03.12.2012)

91 Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором .- Вопросы экономики. 2001. №4. С. 30._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.