ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
© Песков С.Н.*
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Основываясь на большом, достоверном фактическом материале, в статье показаны те последствия, к которым привела непродуманная программа по обращению с отходами производства и потребления. В статье рассмотрены направления развития переработки твердых бытовых отходов. Приведены примеры комплексного использования всех видов отходов, предложены наиболее оптимальные пути решения экологической проблемы. Автором отмечены причины, негативно влияющие на нормализацию обстановки в сфере твердых бытовых отходов.
Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) является остро актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения. Самый распространенный до последнего времени способ борьбы с бытовыми отходами - вывоз их на свалки, которые несут эпидемиологическую опасность и становятся мощным источником биологического загрязнения. Происходит это из-за того, что анаэробное разложение органических отходов сопровождается образова-нием взрывоопасного биогаза, который может представлять угрозу для человека, вредно воздействует на растительность, отравляет воду и воздух. Более того, главный компонент биогаза - метан - признан одним из виновников возникновения парникового эффекта, разрушения озонового слоя атмосферы и прочих бед глобального характера. В общей сложности из отходов в окружающую среду попадает более ста токсичных веществ. Под полигоны для мусора на десятки лет отчуждаются громадные территории, их, безусловно, можно было бы использовать с большей пользой. Чтобы обустроить полигон и содержать его на уровне современных экологических требований, нужны большие материальные средства. Нужен целый комплекс мер, цель которых - остановить вредное воздействие свалок на окружающую среду, в том числе на почву и подземные воды. Рекультивация всего лишь одного гектара мусорного полигона обходится сегодня в 6 миллионов рублей. Велики транспортные расходы на перевозку отходов, поскольку свалки располагаются далеко от города.
* Аспирант кафедры Геологии и геоэкологии.
На территории Пензенской области расположен ряд потенциально экологически опасных промышленных и военных объектов, которые представляют потенциальную угрозу для окружающей среды и населения области. Все они сосредоточены на относительно небольшом участке территории региона. Этими объектами являются: объект по хранению и уничтожению химического оружия, полигон уничтожения обычных авиационных средств поражения, который является источником поступления в окружающую природную среду различных тяжелых металлов, диоксинов и других особо опасных веществ, места прошлого уничтожения химического оружия и т.д. Важнейшим условием для охраны окружающей среды является экологически безопасное размещение отходов производства и потребления.
На территории Пензенской области большинство городских, районных и поселковых свалок, не обустроены согласно требованиям законодательства. Нередки случаи несанкционированного размещения отходов. В области существует порядка 100 городских, районных и поселковых свалок, большинство из которых не обустроены даже в элементарном отношении. Вследствие систематического недофинансирования, строительство полигонов ТБО в районах превратилось в хронические долгострои. Стихийные неучтённые свалки построены вблизи каждого населённого пункта.
Нетерпимая обстановка сложилась на Пензенской горсвалке. История стихийно родившейся и позже узаконенной Пензенской свалки насчитывает около четырёх десятков лет. Место под организацию свалки было выбрано экологически безграмотно: в бассейне реки Вядь и зеленой зоне Пензы. На площадке отсутствует водонепроницаемое основание, не создана соответствующая система дренирования, поэтому фильтрат поступает непосредственно в грунтовые воды. В больший период времени своего существования территория свалки площадью порядка 150 га использовалась для сжигания отходов. Сегодня эта практика строжайше запрещена и организовано послойное захоронение ТБО. Но проблема остаётся, и в настоящее время свалка по существу выполняет функцию лучшей из двух «плохих» альтернатив: лучше захоранивать централизовано, чем по так называемой «овражно-балочной» системе множественных несанкционированных свалок. В среднем на одного городского жителя в год образуется около 200 кг ТБО. Ежегодно на городскую свалку поступает как минимум 100 тысяч тонн ТБО, причём в последние годы, в связи с нахлынувшим потоком импортных товаров в пластиковой упаковке, резко изменился качественный состав отходов. Нередко в общей массе ТБО на свалку поступают и промышленные отходы, негодные аккумуляторы и элементы питания, покрышки, промасленная ветошь и бумага, осадки очистных сооружений, шлаки, пришедшие в негодность медицинские препараты, посуда, необезвреженная тара из-под химикатов и лакокрасочной продукции, строительный мусор, лом полимерных, электротехнических изделий и т.д. Вследствие безвыходности ситуации пока допускается приём на свалку
для захоронения ТБО токсичного отхода производства 4-го класса опасности - так называемой - горелой земли литейных производств, которая способна давать ядовитый, водный фильтрат. По имеющимся данным, за 1 год на свалку вывозится 88 тыс. тонн этих отходов. В связи с развалом систем Госснаба возросло количество в общем потоке отходов пришедших в негодность ртутьсодержащих приборов, в том числе перегоревших ламп дневного света, которые пользуются как промышленными предприятиями, так и практически всеми организациями сферы соцкультбыта, а также термометров, загрязнённого стеклобоя и другой возвратной тары. Проблема Пензенской свалки обострена тем обстоятельством, что в нарушение всех норм и правил на ее территории в разное время по отдельным решениям органов исполнительной власти более 20 предприятий г. Пенза построили здесь свои шламонакопители для хранения токсичных отходов: скопа, отходов гальванопроизводств, нефтесодержащих, шлифовальных, лакокрасочных и др. отходов производства. По действующим нормам полигон захоронения токсичных отходов должен удовлетворять ещё более жёстким требованиям, чем полигон ТБО по инженерно-экологической защите и иметь трёхкилометровую санитарно-защитную зону. Вследствие длительного срока эксплуатации, несоблюдения требования раздельного хранения различных видов отходов, некачественного выполнения гидроизоляции и непроведения ремонтных и инженерно-защитных работ в отдельные шламонакопители проникает вода, не включается образование вторичных загрязняющих веществ, проникновение фильтрата отходов в грунт и загрязнение атмосферного воздуха.
К сожалению, в прежние годы вопросам обеспечения экологической безопасности не придавалось должного значения. Зачастую ими просто пренебрегали. Для изучения влияния свалок твердых бытовых отходов было обследовано 3 свалки (ФГУ «ЦЛАТИ»), а именно МУП «Малосер-добинское ЖКХ», МУП «Кондольское МПО ЖКХ», полигон ТБО с. Че-модановка [1]. Лабораторный анализ почвы на полигоне ТБО с. Чемода-новка показал, что валовое содержание цинка составляет 1,2 ПДК, меди -от 3,0 до 3,7 ПДК, марганца - 1,6 ПДК. В пробах почвы на свалке МУП «Кондольское МПО ЖКХ» обнаружено превышение ПДК по марганцу от 3,1 до 6,68 раз. Концентрация тяжелых металлов в почве не превышает нормы. В пробах почвы на свалке МУП «Малосердобинское ЖКХ» обнаружено превышение ПДК по марганцу - от 1,6 до 2,5 раз. Федеральные и областные природоохранные ведомства на протяжении 2008-2009 годов продолжали работу по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и потребления. Органам местного самоуправления всех муниципальных образований городов и районов области, направлены разработанные Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области рекомендации по организации системы управления и муниципального контроля в сфере обращения с отхода-
ми. В целях упорядочения работ по сбору, вывозу и утилизации отходов Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области выступило инициатором внедрения пилотного проекта по организации обращения с отходами производства и потребления на территориях Бековского, Бессоновского, Кузнецкого и Мокшанского районов. На территории каждого из указанных районов определены по три сельских муниципальных образования, в которых приступили к очистке территории от стихийных свалок и организации системой работы с отходами. В результате контрольных мероприятий, проводимых областным природоохранным ведомством в течение 2009 года было выявлено более 60 мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, вынесены постановления о привлечение к административной ответственности и приняты меры по их ликвидации. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области вынесено около 30 постановлений о назначении административного наказания в области обращения с отходами производства и потребления. В городе обязательно должна быть образована схема санитарной очистки и вывоза мусора с территории муниципального образования. Должен быть установлен порядок сборки, вывоза и хранения или переработки мусора.
Должны быть цивилизованные контейнерные площадки. В настоящее время на оборудованных местах города располагается один, два контейнера, куда сбрасывается гетерогенный мусор, который затем вывозится на свалки, где происходит дальнейшее его хранение. Хранение зачастую сопровождается поджогом, а, следовательно, и выбросом в атмосферу огромного количества ядовитых веществ [2]. Для предотвращения таких выбросов следует ставить 3 и более контейнера, на которых должно быть написано какой вид отходов находится в каждом контейнере. Что позволяет высокоопасные от -ходы утилизировать или хранить раздельно с малоопасными.
Поскольку свалки все дальше удаляются от городов, а бесконечное плечо вывоза ТБО увеличиваться не может, актуальна проблема промышленной переработки ТБО. Для нашей области наиболее приемлемы 5 методов утилизации отходов:
- термическая обработка (в основном сжигание);
- биотермическое аэробное компостирование (с получением удобрения или биотоплива);
- анаэробная ферментация (с получением биогаза);
- сортировка (с извлечением тех или иных ценных компонентов для вторичного использования, удалением балластных или вредных компонентов, выделением отдельных фракций, наиболее пригодных технически, экологически и экономически для переработки тем или иным методом, например, сжиганием или компостированием);
- рециклинг отходов.
Для нашей области наиболее актуален последний способ переработки так как, во-первых, данный метод в наименьшей степени загрязняет атмосферный воздух, во-вторых, сортировочная продукция идет обратно в производство: исходный материал доставляется на сортировку ТБО. С помощью методов ручной и механизированной сортировки из ТБО, транспортируемых ленточными конвейерами, выделяют полезные продукты (макулатура, стекло, пластмассы, дерево, текстиль, металлы). Выход полезной продукции - 5-40 % от сортируемых ТБО (в зависимости от их состава; более высокое извлечение компонентов соответствует преимущественной сортировке ТБО из нежилых секторов - коммерческие и торговые предприятия, административные и учебные заведения и др.) [3]. Но сортировка сама по себе, как самостоятельная операция, не решает задачу оптимальной переработки ТБО: из-за того, что выявляемые компоненты (за исключением металлов) сбываются с трудом. Главная задача государства и муниципального образования состоит в том, что бы отбираемая продукция ТБО шла именно на специализированные производства (макулатура на производство бумажных изделий; пластик, полиэтилен на производство уличных плиток, коробов и т.д.; бой стекла на дробление и вторичное его использование; металл на дальнейшую плавку; и др.). Вещества непригодные для вторичного использования следует складировать на инженерно обустроенных полигонах. В настоящее время необходимо внедрять станции по вторичной переработке ПЭТ, этот процесс бесконечен, а значит наиболее выгоден. Если своевременно не создать заводы по переработке бытового мусора, то в скором времени вся область превратиться в свалку. Более того, переработка отходов позволяет сэкономить природные ресурсы и огромные средства. Основное, что может предотвратить экологическую катастрофу - это правовые меры, подобные экологическому законодательству в других странах, экологическое воспитание населения, и сознательность граждан.
Список литературы:
1. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области. - 2009.
2. Эскин Н.Б., Тугов А.Н., Изюмов М.А. Разработка и анализ различных технологий сжигания бытовых отходов: сборник. - М.: ВТИ, 1996.
3. Мусор - проблема физико-химическая // «Наука и жизнь» - 1978. -№ 7.