Научная статья на тему 'Особенности и недостатки современной системы кредитования аграрного сектора Республики Беларусь'

Особенности и недостатки современной системы кредитования аграрного сектора Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ / AGRICULTURE / SYSTEM OF CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самоховец Мария Павловна

В статье содержится характеристика основных элементов современной системы кредитования сельского хозяйства Республики Беларусь, рассматриваются присущие ей особенности и недостатки: высокая степень государственного участия, широкое распространение косвенного кредитования, компенсация процентных ставок из бюджета, предоставление бесплатных гарантий, практика особого порядка погашения задолженности по кредитам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and lacks of modern crediting system of Byelorussia agrarian sector

In article the characteristic of basic elements of modern system of crediting of agriculture of Byelorussia contains, features inherent in it and lacks are considered: high degree of the state participation, a wide circulation of indirect crediting, indemnification of interest rates from the budget, granting of free guarantees, practice of a special order of repayment of debts under credits.

Текст научной работы на тему «Особенности и недостатки современной системы кредитования аграрного сектора Республики Беларусь»

М. П. САМОХОВЕЦ

Мария Павловна Самоховец — аспирантка кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила УО «Белорусский государственный экономический университет» (г. Минск, Республика Беларусь).

Автор 19 публикаций.

Область научной специализации — аграрная экономика,

финансирование и кредитование аграрного сектора.

^ ^ ^

ОСОБЕННОСТИ И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ*

Современная система кредитования сельского хозяйства в Республике Беларусь включает различные элементы, между которыми складываются определенные взаимосвязи и неоднозначные взаимозависимости, в конечном итоге, определяющие эффективность организации кредитного процесса и степень удовлетворения

потребностей сельскохозяйственных производителей в кредитных ресурсах. С позиций кредитного рынка субъектами кредитных отношений выступают, с одной стороны, банки-кредиторы, которые являются своего рода универсальными продавцами кредитных ресурсов, предъявляющими к каждому заемщику стандартные требования, с другой стороны, различные категории сельскохозяйственных предприятий-заемщиков, т. е. покупатели кредитных ресурсов, обладающих неодинаковой степенью привлекательности для банковского сектора.

Объекты кредитования, под которыми понимают целевое назначение кредита, в сельском хозяйстве связаны главным образом с операциями производственного характера (пополнение оборотных средств и обновление основных фондов) и характеризуются специфичностью, что связано с особенностями самого сельскохозяйственного производства (например, длительность кругооборота средств при пополнении основного стада, закладке многолетних насаждений, сезонность производства, разовый массовый выход продукции и т. д.). Кредитование аграрного сектора в Республике Беларусь осуществляется по двум основным направлениям: кредитование текущей деятельности (весенне-полевые работы, работы по уходу за посевами, уборочные работы, выдача заработной платы и т. п.) — краткосрочное кредитование; кредитование инвестиционной деятельности (покупка техники, строительство производственных объектов, жилищное строительство) — среднесрочное и долгосрочное кредитование.

Кредиторами сельского хозяйства в Республике Беларусь являются банки с высокой долей государственного участия (более 50 %). Особое место занимает ОАО «Белагропромбанк», который располагает ресурсной базой, составляющей пятую часть ресурсов всех белорусских банков. На этот банк приходится более четверти кредитных вложений в реальный сектор экономики, 70 % в структуре его кредитных вложений выпадает на сельское хозяйство. В связи с тем, что для кредитования сельского хозяйства в полном объеме собственных средств у банков недостаточно, практикуется пополнение уставных фондов банков из республиканского бюджета (путем выпуска банками акций на сумму увеличения уставного фонда и последующего их принятия в собственность Республики Беларусь). Участие государства в уставных фондах банков определяется необходимостью финансирования крупных государственных программ, особенно в области развития сельского хозяйства. В настоящее время такой программой является Государственная программа возрождения и развития села на 2006-2010 гг., предусматривающая совокупность мероприятий по совершенствованию производственной и социальной сфер АПК, в источниках финансирования которых доля банковского кредитования составляет 14 %.

Банки-кредиторы, уполномоченные осуществлять кредитование сельского хозяйства, предоставляют кредиты следующим категориям заемщиков: непосредственно сельскохозяйственным предприятиям; ремонтным,

обслуживающим предприятиям, заготовительным и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию организациям для выплаты авансов сельскохозяйственным предприятиям; организациям, уполномоченным на

закупку техники для последующей поставки ее сельскохозяйственным предприятиям; организациям, осуществляющим строительство, реконструкцию и ремонт производственных объектов

ГРНТИ 06.73.75 © М. П. Самоховец, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Л. П. Кроливецкой.

сельскохозяйственных предприятий. В силу того, что на государственном уровне заявлено о приоритетном развитии крупнотоварного сельскохозяйственного производства, кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения не получило в Республике развития.

Большая часть белорусских сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время не могут выступать полноценными заемщиками ввиду их низкой кредитоспособности. Поэтому проблема их финансирования решается через кредитование обслуживающих сельское хозяйство организаций. Складывается ситуация, когда непосредственные производители сельскохозяйственной продукции имеют ограниченный доступ к банковским кредитным ресурсам для осуществления производственной деятельности с учетом принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности. Кредитополучателями же выступают либо предприятия первой сферы АПК (поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства), либо третьей сферы (обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя — заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация). Следовательно, широко используется косвенное кредитование сельского хозяйства — путем предоставления товарного кредита, выплаты авансов, поставки техники по договорам лизинга и т. д. Поэтому в структуре кредитных вложений банков в сельское хозяйство краткосрочные кредиты имеют небольшой удельный вес (12,8 % в 2007 г.).

Вместе с тем сложившаяся в Республике Беларусь система лизинга характеризуется некоторыми недостатками как для лизингополучателей, так и для лизингодателей. Как отмечает А. Сайганов, лизингополучатели «не несут практически никакой ответственности за невнесение в срок лизинговых платежей», кроме того, «еще не было случаев изъятия государственным лизингодателем объектов лизинга у лизингополучателей за систематические неплатежи». Более того, «при существующей системе государственного лизинга для лизингополучателей практически отсутствует возможность экономической целесообразности выбора необходимой техники, причем сельскохозяйственные организации лишены возможности распоряжаться выделяемыми государственными ресурсами» [1, с. 13-19]. В результате фактически дотируются машиностроительные предприятия-изготовители техники и оборудования АПК, а не сельскохозяйственные товаропроизводители.

Одной из проблем существующей системы кредитования реального сектора экономики, в том числе сельского хозяйства, является невозврат организациями кредитов, выданных банками. В целом прослеживается тенденция снижения просроченной и пролонгированной задолженности сельского хозяйства как по краткосрочным, так и по долгосрочным кредитам, что в некоторой степени связано с тем, что банки имеют приоритет перед другими кредиторами сельского хозяйства в истребовании задолженности. Однако удельный вес задолженности по кредитам банков и займам в суммарной задолженности сельского хозяйства постоянно увеличивается.

В Республике Беларусь существует система предоставления государственных гарантий по возврату кредитов сельхозпредприятиями. Порядок предоставления гарантий сельскохозяйственным организациям отличен от общеустановленного в Положении [2]. Во-первых, предоставление гарантий сельскохозяйственным организациям производится без взимания платы за их предоставление. Во-вторых, гарантии Правительства Республики Беларусь, а также местных исполнительных и распорядительных органов предоставляются без учета задолженности сельскохозяйственных организаций по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также просроченной задолженности по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему). Такое положение приводит к тому, что кредиты выдаются низкоэффективным сельскохозяйственным организациям, финансовое состояние которых не позволяет выполнить им обязательства перед банком вовремя и в полном объеме. В результате этого образуется просроченная задолженность, что влечет за собой необходимость исполнения гарантий Правительством. Однако, как отмечает Т. И. Полегошко, обязательства Правительства по выданным гарантиям не могут служить «высоколиквидным способом обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам» [3, с. 12].

В Республике Беларусь существует практика списания, отсрочки долгов и установления особого порядка погашения сельскохозяйственными предприятиями задолженности по кредитам. Так, банки — кредиторы сельского хозяйства принимают акции сельскохозяйственных предприятий, реорганизуемых в акционерные общества, с последующей передачей их Национальному банку в счет погашения задолженности по кредитным линиям, открываемым им с целью формирования достаточной ресурсной базы для кредитования аграрного сектора.

Положительным моментом в практике кредитования сельскохозяйственных предприятий в Республике является то, что кредитование сельскохозяйственных предприятий и предприятий, обслуживающих сельское

хозяйство, осуществляется, как правило, под льготную процентную ставку (зачастую ниже ставки рефинансирования). Поэтому предусматривается компенсация потерь банков из республиканского бюджета (расходы на сельское хозяйство занимают 6,8 %) за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Расходы на

* Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки взимается по ставке 2 % от выручки с организаций несельскохозяйственного профиля..

компенсацию потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям агропромышленного комплекса, а также по льготированию процентов по кредитам, полученным этими организациями, составляют 13,1 % от средств фонда. Кроме того,

предусматривается погашение задолженности по кредитам, выданным банками на приобретение РО «Белагросервис» техники, переданной сельскохозяйственным предприятиям на условиях долгосрочной аренды (лизинга) в размере 1,7 % от средств фонда. Это соответствует мировой практике взаимоотношений с сельским хозяйством.

В заключение следует отметить, что как таковая система сельскохозяйственного кредита на рыночной основе в Республике Беларусь не сложилась. Кредитование аграрного сектора в большей степени осуществляется косвенным путем, а также является инструментом государственной поддержки. С одной стороны, это позволяет решить проблему низкой кредитоспособности сельхозорганизаций, а с другой стороны, такая ситуация ставит сельхозорганизации в полную зависимость от действий перерабатывающих предприятий и снижает эффективность планирования и маневрирования финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий с учетом изменения условий хозяйствования. Вместе с тем, несмотря на все недостатки существующей системы кредитования сельского хозяйства в Республике Беларусь, она в целом справляется с обеспечением сельскохозяйственных предприятий кредитными ресурсами, однако связана со значительным отвлечением денежных средств из республиканского бюджета.

ЛИТЕРАТУРА

1.. СайгановА. Повышение уровня технической переоснащенности сельскохозяйственного производства как фактор его устойчивого и стабильного развития // Аграрная экономика. 2008. № 9.

2.. Положение о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь») // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo..by

3. Полегошко Т. И. Инвестиционное кредитование экономики и участие банков в реализации государственных программ // Банковский вестник. 2007. Сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.