Научная статья на тему 'Особенности и география социокультурных противоречий в современном Крыму'

Особенности и география социокультурных противоречий в современном Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФОРМА ПРОЯВЛЕННОСТИ КОНФЛИКТА / АРЕАЛ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ / ЛАТЕНТНАЯ ФОРМА КОНФЛИКТНОСТИ / SOCIO-CULTURAL CONFLICT / SOCIO-CULTURAL CONTRADICTIONS / TRANSFORMATION / THE FORM OF MANIFESTATION OF THE CONFLICT / AREA OF CONFLICT / THE LATENT FORM OF CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев А. Н.

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию феномена социокультурной конфликтности, география, современные тенденции развития и трансформации социокультурных противоречий в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and geography of socio-cultural contradictions in modern Crimea

The article describes the main approaches to understanding the phenomenon of socio-cultural conflict, geography, current trends in the development and transformation of socio-cultural contradictions in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Особенности и география социокультурных противоречий в современном Крыму»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5(15). Вып. 2. 2019 г. С. 58-66.

УДК 911.3:30:316.48(477.75)

Яковлев А. Н.

Особенности и география социокультурных противоречий в современном Крыму_

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация e-mail:[email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию феномена социокультурной конфликтности, география, современные тенденции развития и трансформации социокультурных противоречий в Крыму.

Ключевые слова: социокультурная конфликтность, социокультурные противоречия, трансформация, форма проявленности конфликта, ареал конфликтогенности, латентная форма конфликтности.

Введение

Современное пространство культурного диалога этносов Крыма длительное время было достаточно противоречиво. Поэтому и сейчас рассматривать его только с позиций законов гармонии равнозначно игнорированию двойственной природы человека, в которой уживаются и доброе, и злое начала, а также игнорированию совокупности внешних геополитических, экономических, информационных и других факторов способных нарушить начатый после воссоединения Крыма с Российской Федерацией процесс становления толерантного гражданского общества на полуострове.

Известный российский политолог, исследователь конфликтных взаимодействий общественных систем южных рубежей Российской Федерации А.В. Баранов, наряду с другими авторами, отмечает, что именно в «постсоветский период в Крыму обострился конфликт этнических и конфессиональных идентичностей. В условиях воссоединения Крыма с Россией насущной стала политика конструирования российской идентичности в региональном сообществе, не отрицающая особенности парциальных идентичностей, а интегрирующая и согласующая их» [1]. Представления о том, что элементы социокультурных конфликтов и противоречий на полуострове начинают зарождаться и поступательно актуализироваться после распада Советского Союза, в период затянувшегося системного кризиса Украинского государства, субъектом которого являлся Крымский регион, разделяют многие крымские исследователи заданной проблематики: Абдураимов В. Э. [2], Габриэлян О. А. [3], Григорьянц В. Э. [4,5], Ишин А. В. [6,7], Мальгин А. В. [8], Никифоров А. Р.[9] и др. При этом, лишь в работах географов Швец А. Б. [9,10,11], Шевчук А. Г. [5,12,], Киселев С. Н. [13] и Киселева Н. В. [14] этот вариант анализа проводится с позиций географического (территориального) осмысления причинно-следственной динамики возникновения и протекания противоречий в крымской этноконфессиональной общественной системе. Крым - полиэтничный и поликонфессиональный регион, находящийся в ареале цивилизационного диалога Запада, России и Востока. В Крыму взаимодействуют русская, украинская и татарская идентичности, причём линии политической

сегментации во многом совпадают с этническими и религиозными, что делает Крым многосоставным сообществом [1].

Долгосрочные территориальные, этнические, конфессиональные конфликты в Крыму целенаправленно обострялись за 1992-2013 гг. внешними акторами - США, Евросоюзом, Турцией, равно как и субъектами украинского политического процесса. Наложение данных конфликтов создало сложносоставной конфликт, который образован диффузией разнотипных конфликтов, а специфика конфликтного взаимодействия определяется неравномерным распределением капиталов субъектов

[15].

Отечественная экономическая и социальная география постсоветского периода включила в объект своего изучения социокультурную конфликтность как вариант территориальной организации, а вернее, дезорганизации, общественной системы [16].

У географов, занимающихся социально-экономической проблематикой, возникла необходимость переосмысления целого ряда теоретических положений своей науки. В частности, проявилась тенденция оценочного подхода к такому социальному феномену, как социокультурная конфликтность. Формируется отдельное направление общественно-географических исследований - геоконфликтология, цель которой состоит «в познании механизмов возникновения, проявления и разрешения конфликтов, проявляющихся в результате взаимодействия объектов разного генезиса в неразрывном «Пространстве-Времени» [17].Под социокультурной конфликтностью мы понимаем такое состояние общетвенной системы, в котором сформированы или находятся в стадии устойчивого проявления варианты противостояния различных субъектов по критерию несовпадения ценностных установок [16]. В целом несмотря на координально изменившуюся ситуацию развития социокультурных процессов на полуострове, авторское понимание сущности которых будет раскрыто далее, Крым, по прежнему, остается оригинальным полигоном исследования социокультурных противоречий и конфликтов на стыке междисциплинарных знаний и методов общественной географии и ряда политологических наук, конфликтологии.

Целью данной работы является рассмотрение основных тенденций трансформации социокультурной конфликтности в современном Крыму, установление регионов преимущественной локализации социокультурных противоречий и конфликтов.

Материалы и методы

Основным методами в работе стали: мониторинг печатных и электронных СМИ, в материалах которых отмечались конфликтные проявления на территории полуострова в период с 1990 по 2018 годы, сравнительно-географический, сравнительно-исторический анализ, а также анализ литературы по исследуемой тематике.

Результаты и обсуждение

После воссоединения Крыма с Российской Федерацией изменилась политико-правовая среда развития общественных процессов, что привело к подчиненности возможных ранее проявлений конфликтности, мер и способов решения конфликтных ситуаций «букве закона», нивелированию источников конфликтогенности (в том числе запрет на дальнейшую деятельность организации и объединений экстремистского характера), планомерно проводимой политике развития толерантности и добрососедства, стабилизации межэтноконфессиональных отношений. Конфликтные ситуации и противоречия постепенно приобретают латентную форму не приводящую к

сколь-нибудь значимому общественному резонансу в регионе. Практически полностью отсутствуют представленные на протяжении более чем двадцатилетнего периода, ставшие традиционными формы проявления конфликтов и противоречий, что подтверждается данными экспертных оценок и государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым [18, 19, 20].

Начиная с 2014 года в результате воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией впервые и крайне резонансно стала проявляться внешняя конфликтная составляющая, источником которой выступило украинское государство. Именно украинские государственные и неподконтрольные государству организации, неоднократно пытались дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Крыму, основной формой организации данных попыток стали диверсии. Ранее диверсионные методы, напрямую направленные на дестабилизацию социально-экономической обстановки в Крыму, организовывались и приводились в жизнь непосредственно на территории Украины, ярчайшими примерами выступают события 2015 года, которые часто классифицируют как террористические действия. Деструктивное влияния на формирование в Крыму устойчивой общественно-территориальной системы целенаправленно оказывал в 2015 г. украинский центр политико - географического влияния, который вернее обозначать как западный, учитывая наличие внешнего управления украинским государством со стороны США и Европы, что подтверждается фактом появления иностранных граждан на ключевых постах украинского правительства [21]. В авангарде попыток украинского центра влияния дестабилизировать межэтноконфессиональные отношения крымского сообщества находится сформированное на территории Украины «крымскотатарское правительство в изгнании», представленное активистами признанной в России экстремистской организации Меджлис-Курултай крымских татар. Попытки активистов меджлиса, объединившихся в настоящее время с украинскими националистическими организациями, возродить на полуострове проблему этнополитической нестабильности, актуализировались в форме террористических актов. Речь идет о серии резонансных происшествий или «блокад», направленных на этнополитическую мобилизацию крымских татар, «несогласных» с фактом воссоединения полуострова с Российской Федерацией. Речь идет о «продовольственной», «энергетической», «транспортной» блокадах Крыма и заявленной «морской» блокаде полуострова. Особенностью «блокад», как провакативных поводов к конфликтам, является их экзогенный (внешний) по отношению к субъекту воздействия характер. Локализованные вне Крымского полуострова, но способные напрямую оказывать влияние на экономику и социокультурные процессы в крымском регионе, «блокады» расширили варианты форм организации конфликтности на полуострове. В целом в 2015 г. нами отмечены 9 случаев трансграничных противоречий и конфликтов с различным уровнем резонансности в прессе, способных, оказывать влияние на характер социокультурных процессов на полуострове. [21]. В 2016-2017 годах диверсионные действия были перенесены непосредственно на территорию Крыма, на полуострове сотрудниками специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации задерживались диверсионно-террористические группы, пресекались и устранялись последствия диверсии и провокаций. Диверсионные действия Украинской стороны в 2016-2017 годах отмечены 9 случаями, наиболее резонансно актуализированных на территории Армянского, Алуштинского, Судакского городских округов, диверсионные группы задерживались в городах Симферополь и Севастополь. Ситуацию усугубляют действия украинской стороны в акватории Черного и Азовского

морей, часто трактуемые российскими СМИ как откровенное пиратство. Наиболее резонансный прецендент произошел 25 марта 2018 г. в Азовском море, когда украинские пограничники задержали российское судно «Норд» с 10 членами экипажа. Все они - граждане России [22]. А так же, события 25 ноября 2018 в Керченском проливе - пограничный вооружённый конфликт, в ходе которого Вооружённые силы РФ и корабли Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России с применением оружия задержали корабли Военно-Морских Сил Украины, пытавшиеся пройти из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив демонстративно игнорируя правила и нормы морского права [23]. Формируется новая дифференциация организационных форм внутри региональных социокультурных конфликтных ситуаций и противоречий: они по-прежнему представлены актами вандализма над объектами, представляющими культурно-историческую ценность для народов полуострова, весь остальной массив конфликтогенных проявлений следует характеризовать как противоречия, не проявляющие эскалационной динамики в регионе. Среди наиболее резонансных актов вандализма зафиксированных на территории полуострова в 2018 году следует отметить осквернение фашистской символикой здания мечети в Белогорске, разрушение 15 плит на мусульманском кладбище в п. Багерово Ленинского района [24,25]. В целом необходимо отметить, что конфликты, противоречия и конфликтогенные проявления в Крыму характеризуются снижающейся интенсивностью и низким разнообразием форм актуализации по отношению к 2014 году, имея близкие количественные показатели: 2015 г. - 46; 2016 г. - 43, 2017г. - 43; 2018 г. - 32 зафиксированных СМИ случая. Также в последние годы на территории полуострова отмечается интенсификация новой, широко представленной в регионах формы конфликтогенных проявлений -профилактики экстремизма и терроризма. «Профилактика» осуществляется органами правопорядка в виде обысков, изъятия запрещенной литературы и символики, задержаний и арестов, осуществляемых преимущественно в местах компактного проживания крымских татар. Целью указанных действий является предотвращение экстремистской деятельности и ликвидации т. н. «спящих ячеек» - запрещенных в России радикальных религиозных организаций [26, 27]. Наиболее резонансным стало задержание более двух десятков членов экстремистской организации Хизб-ут-Тахрир в пригороде Симферополя (2019 г.), ранее задержания проводились в Красногвардейском и Бахчисарайском районах. Указанные действия органов правопорядка часто сопровождаются недовольством и протестными выступлениями крымских татар жителей поселков и в дальнейшем активно используется украинскими, крымскотатарскими (на территории Украины) и западными СМИ в антироссийской риторике, в т. ч. среди крымскотатарского населения республики.

Указанная форма проявленности социокультурных конфликтов и противоречий была отмечена в Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском районах, а также Алуштинском, Судакском, Ялтинском городских округах, единичные случаи отмечены в Джанкойском, Красногвардейском и Ленинском районах. Подобная география концентрации социокультурных конфликтов и противоречий фиксируется нами с начала 2000-х годов, формируя ареал устойчивой конфликтогенности, в пределах группы центральных и южных районов полуострова, со снижающейся интенсивностью и явно менее выраженным общественным резонансом подавляющее количество зафиксированных на полуострове противоречий и других форм конфликтных проявлений, по прежнему, локализуются в Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском районах, а так же Ялтинском, Алуштинском, Феодосийском, Судакском городских округах [9, 11, 21]. Среди регионов относительно регулярно проявляющих конфликтогенную составляющую в своих границах, но с несравнимо меньшей

интенсивность следует отметить Джанкойский, с 2012 гола - Ленинский районы и с 2014 года городской округ Армянск.

Выводы

С 2014 года в Крыму кардинально меняется политико-правовая среда развития общественных процессов, это привело к подчиненности возможных ранее конфликтов «букве закона», нивелированию источников конфликтности. Следствием указанных трансформаций стало сокращение вариантов фиксируемых ранее форм проявленности конфликтов и противоречий, все меньше география проявления конфликтов в регионах полуострова. Конфликтные ситуации и противоречия постепенно приобретают латентную форму, не приводящую к эскалации и резонансности протекания. Основная масса выявленных конфликтов и противоречий по аналогии с предыдущими годами локализуются в определенной группе регионов формируя ареал с высоким уровнем конфликтогенности приуроченный к центральным предгорным районам, южнобережным районам Крыма, при этом следует отметить, что начиная с 2014 года, впервые с 1990 года в группу наиболее конфликтогенных регионов полуострова регулярно входит муниципальное образование городской округ Армянск. Это связанно с его пограничным положением и непрекращающимися попытками противоправных провакативных действий с украинской стороны, в своей совокупности определяющих главные внешние риски развития социокультурной конфликтности на полуострове. Наиболее острой и резонансной формой становятся диверсии (и/или попытки организации диверсии) на территории Крыма, проводимых подконтрольными украинскому государству организациями. Впервые остро актуализируются межгосударственные конфликты в акватории Черного и Азовского морей. Среди внутри региональных форм организации конфликтов и противоречий наиболее резонансными остаются акты вандализма над культовыми и культурно-историческими объектами различных этноконфессиональных сегментов общественной системы полуострова, несмотря на общее снижение количества проявлений в сравнении с более чем двадцатилетним периодом до 2014 года.

Литература

1. Баранов А. В. Крымская региональная идентичность как ресурс легитимации воссоединения с Россией // Научна жизнь Кавказа, издательство СевероКавказского научного центра Высшей школы ЮФУ: Ростов-на-Дону, №4 (2014). С.51.

2. Абдураимов В. Э. Некоторые особенности этнических процессов в современном Крыму.// Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. Симферополь, 2002. С.1-4.

3. Габриелян О. А. Проблемы и возможности современного проекта «освоения» Крыма // Материалы научно-практической конференции «Автономная Республика Крым в XXI веке: опыт, проблемы, развитие». Симферополь: АнтиквА, 2006. С.60-65.

4. Григорьянц В. Е. О некоторых особенностях развития социокультурной ситуации в Крыму // Пилигримы Крыма. / Сб. науч. статей и материалов. Вып.2 (7). Новая и новейшая история Крыма. Симферополь: Крымский Архив. 2003. С.28-35.

5. Ишин А. В., Шевчук А. Г. Православие и ислам в Крыму: проблемы взаимодействия // Пилигримы Крыма / Сб. науч. Статей и материалов. Вып.2 (7). Новая и новейшая история Крыма. Симферополь: Крымский Архив. 2003. С. 269272.

6. 1шин А. В. Взаемостосунки Православ'я та 1сламу в Криму: в контекст 150^чного ювшею Схщно! (Кримсько!) вшни. // Регюнальш проекци державно! полiтики. / Зб. наукових праць Кримського фшалу Н1СД. т.2. Сiмферополь: Таврiя, 2003. 112с.

7. Мальгин А. В. Новое в самосознании этнических групп Крыма // Остров Крым. Альманах. 1999-2001. Ч.2. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.\ok\part2\Novoe.htm.

8. Никифоров А. Р. Этнические процессы в современном Крыму // Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы./ Материалы исследований. Симферополь. 2002. С.94-99.

9. Швец А. Б., Беднарский И. Г., Яковлев А. Н. Проявления социокультурной конфликтности в Крыму // Культура народов Причерноморья. 2006. №73. С. 165-175.

10. Швец А. Б. Крым в контексте постсоветской конфликтности // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму. Сборник научных статей. Симферополь: Антиква, 2013. С. 21.

11. Швец А. Б., Яковлев А. Н. Динамика территориальной локализации социокультурных противоречий в современном Крыму // Проблемы гармонизации межэтничных и межконфессиональных отношений в Крыму. Сборник научных статей. Симферополь, 2009. С. 11.

12. Шевчук А. Г., Швец А. Б. Политико-географический фактор эволюции крымской системы расселения населения в ХХ - начале XXI в.в. // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2010. Вып.1. С. 64-74

13. Киселёв С.Н. Крымская русская идентичность как этнополитическая реальность // Ya.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://clubs.ya.ru/polit/replies. хт1?раге п^=136612&кет_по = 136534&тоШ_раг-еП=1.

14. Киселева Н. В. Этносоциологическая оценка конфликтного потенциала Крыма // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «ГЕОГРАФИЯ» Том 17 (56) №4 (2004) С. 217-221.

15. Никовская Л. И. Сложносоставной конфликт как инструмент анализа трансформации и кризиса // Политические исследования. 2009. № 6.С. 83-94.

16. Швец А. Б. Алгоритм географического изучения социокультурной конфликтности //Сборник научных трудов по материалам конференции SWorld, Одесса: Т.44 №1 (2013), С. 72-82

17. Проблемы геоконфликтологии. В 2 т. Т.2 / под ред. Н. С. Мироненко. М.: Пресс-Соло, 2004. 316 с.

18. Киселева Н. В., Мальгин А. В., Петров В. П., Форманчук А. А. Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения. Симферополь: Салта, 2015. 352 с.

19. Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым // Информация об основных наиболее

важных результатах реализации государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» на 2015 -2017 годы» за 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/file/info_za 16.pdf

20. Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым стабильное - Заур Смирнов 16.02.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/354785.htm

21. Яковлев А. Н. Факторы трансформации социокультурных противоречий в изменившемся социокультурном пространстве Крыма (2015г.) // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте Материалы международной научной конференции (Седьмая Ежегодная научная Ассамблея АРГО). Под общей редакцией А. Г. Дружинина. 2016. с 542-547

22. Судоходные компании РФ предупредили об угрозе пиратства на Украине [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crimea.ria.ru/society/20180428/1114329624.html?inj=1

23. В Крыму закрыли Керченский пролив из-за провокаций ВМС Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/816268/2018-11-25/v-krymu-zakryli-kerchenskii-proliv-iz-za-provokatcii-vms-ukrainy

24. В Белогорске произошел акт вандализма: осквернена мечеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avdet.org/ru/2018/06/19/v-belogorske-proizoshel-akt-vandalizma-oskvemena-mechet/

25. Вандализм на кладбище: Случайность или закономерность? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avdet.org/ru/2018/07/27/vandalizm-na-kladbishhe-sluchajnost-ili-zakonomernost/

26. ФСБ раскрыла деятельность ячейки террористической организации в Крыму. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusnext.ru/news/1507708979.

27. Полуостров без эктремизма: ФСБ пресекла деятельность ячейки «Хизб ут-Тахрир» в Крыму. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cont.ws/@id347647498/738632.

28. ФСБ задержала в Крыму 20 последователей «Хизб ут-Тахрир» - видео [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dailystorm.ru/news/fsb-zaderzhala-v-krymu-20-posledovateley-hizb-ut-tahrir-video

Yakovlev A. N.

Features and geography of socio-cultural contradictions in modern Crimea

VI. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation e-mail: andrey_yakovlev84@mail. ru

Annotation. The article describes the main approaches to understanding the phenomenon of socio-cultural conflict, geography, current trends in the development and transformation of socio-cultural contradictions in the Crimea.

Key words: socio-cultural conflict, socio-cultural contradictions, transformation, the form of manifestation of the conflict, the area of conflict, the latent form of conflict.

References

1. Baranov A. V. Krymskaya regional'naya identichnost' kak resurs legitimacii vossoedineniya s Rossiej // Nauchna zhizn' Kavkaza, izdatel'stvo Severo-Kavkazskogo nauchnogo centra Vysshej shkoly YUFU: Rostov-na-Donu, №4 (2014). S.51. (in Russian)

2. Abduraimov V. E. Nekotorye osobennosti etnicheskih processov v sovremennom Krymu.// Etnografiya Kryma H1H-HKH vv. i sovremennye etnokul'turnye processy. Simferopol', 2002. S.1-4. (in Russian)

3. Gabrielyan O. A. Problemy i vozmozhnosti sovremennogo proekta «osvoeniya» Kryma // Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Avtonomnaya Respublika Krym v HKHI veke : opyt, problemy, razvitie». Simferopol' : AntikvA, 2006. S.60-65. (in Russian)

4. Grigor'yanc V. E. O nekotoryh osobennostyah razvitiya cociokul'turnoj situacii v Krymu // Piligrimy Kryma. / Sb. nauch. statej i materialov. Vyp. 2 (7). Novaya i novejshaya istoriya Kryma. Simferopol': Krymskij Arhiv. 2003. S.28-35. (in Russian)

5. Ishin A. V., SHevchuk A. G. Pravoslavie i islam v Krymu: problemy vzaimodejstviya // Piligrimy Kryma. / Sb. nauch. Statej i materialov. Vyp.2 (7). Novaya i novejshaya istoriya Kryma. Simferopol': Krymskij Arhiv. 2003. S.269-272. (in Russian)

6. Ishin A. V. Vzaemostosunki Pravoslav'ya ta Islamu v Krimu: v konteksti 150-richnogo yuvileyu Skhidnoi (Krims'koi) vijni. // Regional'ni proekcii derzhavnoi politiki. / Zb. naukovih prac' Krims'kogo filialu NISD. t.2. Simferopol': Tavriya, 2003. 112s. (in Russian)

7. Mal'gin A. V. Novoe v samosoznanii etnicheskih grupp Kryma // Ostrov Krym. Al'manah.

1999-2001. CH.2. №1. URL: http://www.\ok\part2\Novoe.htm. (in Russian)

8. Nikiforov A. R. Etnicheskie processy v sovremennom Krymu // Etnografiya Kryma H1H-HKH vv. i sovremennye etnokul'turnye process / Materialy issledovanij. Simferopol'. 2002. S.94-99. (in Russian)

9. SHvec A. B., Bednarskij I. G., YAkovlev A. N. Proyavleniya sociokul'turnoj konfliktnosti v Krymu // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2006. № 73. S.165-175. (in Russian)

10. SHvec A. B. Krym v kontekste postsovetskoj konfliktnosti // Etnokul'turnye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Krymu. Sbornik nauchnyh statej. Simferopol': Antikva, 2013. S. 21. (in Russian)

11. SHvec A. B., YAkovlev A. N. Dinamika territorial'noj lokalizacii sociokul'turnyh protivorechij v sovremennom Krymu // Problemy garmonizacii mezhetnichnyh i mezhkonfessional'nyh otnoshenij v Krymu. Sbornik nauchnyh statej. Simferopol', 2009. S. 11. (in Russian)

12. SHevchuk A. G., SHvec A. B. Politiko-geograficheskij faktor evolyucii krymskoj sistemy rasseleniya naseleniya v HKH - nachale XXI v.v. // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 2010. Vyp.1. S. 64-74. (in Russian)

13. Kiselyov S.N. Krymskaya russkaya identichnost' kak etnopoliticheskaya real'nost' // Ya.ru. URL: http://clubs.ya.ru/polit/replies. xml?pare nt_id=136612&item_no = 136534&with_par-ent=1. (in Russian)

14. Kiseleva N. V. Etnosociologicheskaya ocenka konfliktnogo potenciala Kryma // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo Seriya «GEOGRAFIYA» Tom 17 (56) № 4 (2004) S. 217-221. (in Russian)

15. Nikovskaya L. I. Slozhnosostavnoj konflikt kak instrument analiza transformacii i krizisa // Politicheskie issledovaniya. 2009. № 6.S. 83-94. (in Russian)

16. SHvec A. B. Algoritm geograficheskogo izucheniya sociokul'turnoj konfliktnosti //Sbornik nauchnyh trudov po materialam konferencii SWorld, Odessa: T.44 №1 (2013), S. 72-82.

17. Problemy geokonfliktologii. V 2 t. T.2 / pod red. N. S. Mironenko. M.: Press-Solo, 2004. 316 s. (in Russian)

18. Kiseleva N. V., Mal'gin A. V., Petrov V. P., Formanchuk A. A. Etnopoliticheskie processy v Krymu: istoricheskij opyt, sovremennye problemy i perspektivy ih resheniya. Simferopol': Salta, 2015. 352 s. (in Russian)

19. Gosudarstvennyj komitet po delam mezhnacional'nyh otnoshenij i deportirovannyh grazhdan Respubliki Krym // Informaciya ob osnovnyh naibolee vazhnyh rezul'tatah realizacii gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym po ukrepleniyu edinstva rossijskoj nacii i etnokul'turnomu razvitiyu narodov Rossii «Respublika Krym - territoriya mezhnacional'nogo soglasiya» na 2015-2017 gody» za 2016 god URL: http://gkmn.rk.gov.ru/file/info_za16.pdf . (in Russian)

20. Sostoyanie mezhnacional'nyh i mezhkonfessional'nyh otnoshenij v Respublike Krym stabil'noe - Zaur Smirnov 16.02.2017 URL: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/354785.htm. (in Russian)

21. YAkovlev A. N. Faktory transformacii sociokul'turnyh protivorechij v izmenivshemsya sociokul'turnom prostranstve Kryma (2015 g.) // Faktory i strategii regional'nogo razvitiya v menyayushchemsya geopoliticheskom i geoekonomicheskom kontekste Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Sed'maya Ezhegodnaya nauchnaya Assambleya ARGO). Pod obshchej redakciej A. G. Druzhinina. 2016. s 542-547. (in Russian)

22. Sudohodnye kompanii RF predupredili ob ugroze piratstva na Ukraine URL: https://crimea.ria.ru/society/20180428/1114329624.html?inj=1. (in Russian)

23. V Krymu zakryli Kerchenskij proliv iz-za provokacij VMS Ukrainy URL: https://iz.ru/816268/2018-11-25/v-krymu-zakryli-kerchenskii-proliv-iz-za-provokatcii-vms-ukrainy. (in Russian)

24. V Belogorske proizoshel akt vandalizma: oskvernena mechet' URL: https://avdet.org/ru/2018/06/19/v-belogorske-proizoshel-akt-vandalizma-oskvernena-mechet/. (in Russian)

25. Vandalizm na kladbishche: Sluchajnost' ili zakonomernost'? URL: https://avdet.org/ru/2018/07/27/vandalizm-na-kladbishhe-sluchajnost-ili-zakonomernost/. (in Russian)

26. FSB raskryla deyatel'nost' yachejki terroristicheskoj organizacii v Krymu. URL: http://rusnext.ru/news/1507708979. (in Russian)

27. Poluostrov bez ektremizma: FSB presekla deyatel'nost' yachejki « Hizb ut-Tahrir » v Krymu. URL: https://cont.ws/@id347647498/738632. (in Russian)

28. FSB zaderzhala v Krymu 20 posledovatelej «Hizb ut-Tahrir» - video URL: https://dailystorm.ru/news/fsb-zaderzhala-v-krymu-20-posledovateley-hizb-ut-tahrir-video. (in Russian)

Поступила в редакцию 30.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.