Научная статья на тему 'Особенности и формы реализации социального предпринимательства'

Особенности и формы реализации социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1462
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОДЕЛИ / КАТЕГОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Сабирова Земфира Эмильевна

Статья написана на актуальную тему, так как современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Авторы рассмотрели и проанализировали реализуемые Правительством Республики Башкортостан мероприятия по использованию ИКТ с целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг и сделали вывод о том, что информация всех сфер деятельности государственных и муниципальных органов управления в электронном виде является востребованной как гражданами, так и организациями различных форм собственности. В статье выделены следующие наиболее важные задачи информатизации: разработка, формирование, внедрение и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи с исполнительными органами государственной власти и подведомственными им организациями в целях обеспечения потребностей населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии. В связи с этим рассмотрены основные задачи ITспециалистов, реализуемые в республике Башкортостан проекты. Авторы статьи, рассматривая действующие в регионе проекты «Открытая республика», «Электронная приемная», «Безопасная среда», «Кадровый резерв», используемые программные комплексы «Архивный фонд», «Находка-ЗАГС» и другие, предложили актуальные направления дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу предоставления государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND FORMS OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The article is written on an actual topic, as modern information technologies allow to create, store, process information and apply effective ways of its disclosure. The authors reviewed and analyzed the implemented Rule of the Republic of Bashkortostan Measures on the use of ICT in order to improve the quality of provision of state and municipal services and their conclusion that the information of all spheres of activity of state and municipal bodies in electronic form is in demand both by citizens and organizations of various forms of ownership. The following most important tasks are highlighted in the article: development, formation, implementation and implementation of projects, strategies, programs and technologies in the field of providing access to communication services, information resources and information interaction for the population, state bodies, local governments and organizations. In this regard, the main tasks of IT specialists, projects implemented in the Republic of Bashkortostan were considered. The authors of the article, considering the projects "Open Republic", "Electronic Reception", "Safe Environment", "Personnel Reserve" operating in the region, the software complexes "Archive Fund", "Nakhodka-ZAGS" and others, technology in the areas of providing state and municipal services.

Текст научной работы на тему «Особенности и формы реализации социального предпринимательства»

предп ринимательство

Зайнашева З. Г. Zainasheva Z. G.

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной

экономики и управления, Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Сабирова З. Э. Sabirova Z. Е.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и социально-экономической политики, ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 35:338.46:004.7(470.57)

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья написана на актуальную тему, так как современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), позволяющие создавать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

Авторы рассмотрели и проанализировали реализуемые Правительством Республики Башкортостан мероприятия по использованию ИКТ с целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг и сделали вывод о том, что информация всех сфер деятельности государственных и муниципальных органов управления в электронном виде является востребованной как гражданами, так и организациями различных форм собственности.

В статье выделены следующие наиболее важные задачи информатизации: разработка, формирование, внедрение и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи с исполнительными органами государственной власти и подведомственными им организациями в целях обеспечения потребностей населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии. В связи с этим рассмотрены основные задачи ^-специалистов, реализуемые в республике Башкортостан проекты.

Авторы статьи, рассматривая действующие в регионе проекты «Открытая республика», «Электронная приемная», «Безопасная среда», «Кадровый резерв», используемые программные комплексы «Архивный фонд», «Находка-ЗАГС» и другие, предложили актуальные направления дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическая устойчивость, социальный проект, формы предпринимательства, модели, категории, направления социального предпринимательства.

Entrepreneurship

FEATURES AND FORMS OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The article is written on an actual topic, as modern information and communication technologies (ICT) allow to create, store, process information and apply effective ways of its disclosure.

The authors reviewed and analyzed the implemented Rule of the Republic of Bashkortostan Measures on the use of ICT in order to improve the quality of provision of state and municipal services and their conclusion that the information of all spheres of activity of state and municipal bodies in electronic form is in demand both by citizens and organizations of various forms of ownership .

The following most important tasks are highlighted in the article: development, formation, implementation and implementation of projects, strategies, programs and technologies in the field of providing access to communication services, information resources and information interaction for the population, state bodies, local governments and organizations. In this regard, the main tasks of IT specialists, projects implemented in the Republic of Bashkortostan were considered.

The authors of the article, considering the projects «Open Republic», «Electronic Reception», «Safe Environment», «Personnel Reserve» operating in the region, the software complexes «Archive Fund», «Nakhodka-ZAGS» and others, technology in the areas of providing state and municipal services.

Key words: entrepreneurship, economic sustainability, social project, forms of entrepreneur-ship, models, categories, areas of social entrepreneurship.

Впервые о социальном предпринимательстве в научной литературе заговорили в конце прошлого века, а серьезное развитие данного института началось в 2000-х годах.

Под социальным предпринимательством понимается новый подход к ведению организационной деятельности, предусматривающий сочетание экономической устойчивости с социальной направленностью.

Социальное предпринимательство, как правило, развивается в тех сегментах, в которых государство по каким-либо причинам не в силах уделить должного внимания. При этом существует тесная связь между финансированием государством социальных проектов бизнеса и реализацией их социальным предпринимательством.

Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности, ему соответствующие, отличаются от обычного предпринимательства.

Однако в настоящее время пока нет научных исследований, направленных на выявление всего спектра возможностей использования института социального пред-144-

принимательства для развития сферы социальных услуг в российских условиях.

Проанализировав научную литературу, можно сказать, что некоторые личностные характеристики предпринимателей и социальных предпринимателей являются общими. Можно сказать, что социальные предприниматели, применяя бизнес-подход, ставят в приоритет выполнение определенной социальной миссии, а не максимизацию прибыли.

К числу общих форм предпринимательства и социальных предпринимателей можно отнести:

— инициативность;

— творческий подход к деятельности;

— инновации.

В числе отличительных особенностей социального предпринимательства от других форм предпринимательства можно выделить:

— слияние экономической и социально-ориентированной деятельности;

— реализацию социальной миссии.

Социальное предпринимательство реализуется в различных сферах и формах, которые мы далее рассмотрим. Согласно мнению большинства исследователей выделяют три модели социальных предприятий: некоммерческие предприятия усиленного воздействия, гибридные коммерческие, социальные деловые предприятия [1, а 111].

Чтобы реагировать на социальные нужды, некоммерческие предприятия усиленного воздействия используют традиционные ресурсы (гранты, кредиты, пожертвования). В их основе лежит инновационное использование средств для усиления удовлетворения потребностей общества.

Гибридные некоммерческие предприятия могут принимать различные формы, но их отличие от других моделей состоит в готовности использовать собственные доходы для поддержки своей деятельности. Гибридные некоммерческие организации эффективны при неэффективном государственном регулировании и провалах рынка [2, а 1371].

Социальные деловые предприятия предназначены для создания изменений на основе общественных средств. Данные предприятия развиваются, когда отсутствует внешнее финансирование, вследствие чего вынуждены преобразоваться в коммерческие предприятия.

По формам социальные предприятия делятся на некоммерческие, коммерческие и гибридные [3, а 23].

Некоммерческие организации могут извлекать из своей деятельности прибыль, но при этом она не распределяется между владельцами и инвесторами. Прибыль полностью направляется на достижение целей предприятия. Иными словами, предпринимательская составляющая некоммерческих организаций в сфере социального предпринимательства оказывается ограниченной. Однако различные инвестиции филантропов обеспечивают некоммерческие организации

предп ринимательство

(НКО) не только деньгами, но и ресурсами. Также НКО имеют преимущества налогообложения и имеют большой выбор источников финансирования: пожертвования, членские взносы, гранты. Таким образом, социальные предприятия в форме некоммерческих организаций получают множество возможностей финансирования, но имеют минимальный контроль над деятельностью и за новыми поступлениями [4, а 198].

Наличие задекларированной социальной миссии — единственное отличие социальных предприятий в виде коммерческих структур от обычных коммерческих предприятий. Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих организаций, располагают меньшим кругом источников дохода, но имеют возможность оставлять прибыль себе. Владельцы социальных предприятий в форме коммерческих организаций полностью контролируют свои предприятия, но имеют минимальное количество финансовых источников извне. Сохранять баланс между выполнением социальной миссии и необходимостью получать прибыль — сложная задача, которая не под силу многим предпринимателям.

Гибридные формы являются наиболее привлекательным вариантом предприятий, так как предоставляют множество возможностей для социальных предпринимателей [3, а 50].

Типовые виды гибридных форм описаны в таблице 1.

При отсутствии чёткой классификации по видам деятельности, проанализировав

Таблица 1. Виды социальных предприятий в форме гибридных предприятий

Вид Сущность

Коммерческие организации с некоммерческими подразделениями Подразделения, в отличие от «материнских» компаний, способны принимать пожертвования и гранты

Некоммерческие организации с коммерческими подразделениями Подразделения, в отличие от их «материнских» компаний, могут распределять заработанную прибыль по своему усмотрению

Некоммерческие структуры с некоммерческими подразделениями Такие подразделения могут создаваться с разными целями: например, чтобы заниматься другим видом бизнеса, не связанным с деятельностью материнской НКО, или чтобы повысить шансы всей структуры на получение грантов, или предотвратить потери грантов

Партнёрства между некоммерческими организациями (консорциумы) Могут быть двух основных видов: некоммерческие кооперативы и стратегические слияния (консолидации)

Партнёрства между некоммерческими и коммерческими структурами (альянсы между секторами) Успешны при условиях взаимной выгоды, взаимодополняемости стратегий, близости корпоративных культур

епгтер1гемеи1^ыр

рынок, можно выделить наиболее актуальные в настоящий момент, которые отражены в таблице 2.

Социальное предпринимательство в России делят на следующие категории:

1) специализированные предприятия, обеспечивающие работой инвалидов. Примером может служить ООО «Альфа» в г. Уфа, занимающееся швейным производством, сотрудниками которого являются женщины, находящихся в декретных отпусках, инвалиды;

2) некоммерческие и благотворительные организации. Примером может служить автономная некоммерческая организация — Центр социального обслуживания «Мар-хамат». Деятельность центра заключается в социальном обслуживании на дому, которое осуществляется путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-юридических, консультативных и иных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3) представители малого бизнеса, чья цель — решение социальных проблем. В качестве примера можно привести службу социальной помощи «Ваша сиделка» в г. Уфа [5, с. 40].

Таким образом, выделяют следующие модели социального предпринимательства: некоммерческие предприятия усиленного воздействия, гибридные коммерческие, социальные деловые предприятия.

Основные направления социального предпринимательства:

— экологический бизнес;

— помощь людям, находящимся в трудных условиях;

— организация занятости инвалидов;

— организация полезного досуга, организация детского развития и досуга;

— реабилитация людей после травм.

На основании проведенного анализа эксперты Высшей школы экономики выделили две модели социального предпринимательства, реализуемые в России:

— предприятие-первопроходец, где на основе анализа разнообразного опыта и собственной новаторской идеи создается новое предприятие «с чистого листа»;

— развитие идеи социального предпринимательства на основе повседневной профессиональной деятельности отца-основателя и вычленения из нее одного из направлений в самостоятельное предприятие по финансовым либо практическим соображениям; создание социального предприятия материнской организацией, чаще всего -государственной.

В последние годы развитие социального предпринимательства получило дополнительный импульс. Социальное предпринимательство в регионах России становится действенным инструментом развития территорий. Можно констатировать реальный рост числа социальных предпринимателей. Этому немало способствует активная работа по развитию данного направления Агентства

Таблица 2. Основные направления социального предпринимательства

Направление Сущность

Экологический бизнес Различные виды деятельности, направленные на сохранение и улучшение экологической обстановки

Помощь людям, находящимся в трудных условиях Помощь малообеспеченным, одиноким пенсионерам, потерявшим работу

Организация занятости для инвалидов Создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями

Организация полезного досуга Вовлечение людей в озеленение и уборку территорий, оборудование спортивных и детских площадок, организация социально-культурных массовых мероприятий

Организация детского развития и досуга Создание различных кружков и обучающих групп, организация детских социальных мероприятий и т.д.

Реабилитация людей после травм Помощь людям, побывавшим в горячих точках, потерявшим родных и т.д.

стратегических инициатив, Министерства экономического развития, крупного бизнеса, фонда «Наше будущее» и других. Становится больше как самих социальных предпринимателей, так и ресурсов для их поддержки и развития [7-9].

По итогам 2017 года выпущен каталог «Социальное предпринимательство России», в который вошли лучшие предприятия, работающие сегодня на территории страны. Это уже третий вариант издания, которое является совместным проектом Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Фонда развития медиапроектов и социальных программ «Глэдвэй» (Gladway Foundation). В издании собраны живые истории о лучших проектах, нестандартные кейсы и стоящие за ними удивительные человеческие судьбы.

В Высшей школе экономики стартовали три программы для социальных предпринимателей, было подписано соглашение между Фондом «Наше будущее» и Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова.

Список литературы

1. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. 2013. № 1. С. 111-113.

2. Бурцева А.А. Социальная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций в России как объект правового регулирования // Право и политика. 2012. № 8. С. 1370-1377.

3. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. 2015. № 1. С.20-24.

4. Миргалеева И.А. Бизнес-модель регионального центра по поддержке и сопровождению социального предпринимательства // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.2013.№ 3. С. 196-201.

5. Изотова Г.С. Социальное предпринимательство: новый институт современной России // Экономические стратегии. 2011. № 9. С. 44-51.

предп ринимательство

Вывод

В заключение хотелось бы отметить, что успешно развивались такие инфраструктурные проекты, как программа «Больше, чем покупка!» и «Лаборатория социального предпринимательства». Товары социальных предпринимателей появились на АЗС «Лукойл» в Калининграде, состоялось торжественное открытие проекта «Больше, чем покупка!» в Пермском крае, а к концу 2016 года программа охватила уже 134 магазина в 14 регионах страны, поставщиками федеральной сети АЗС стали 22 социальных предприятия. Впервые с момента старта программы в 2014 году к ней, помимо компании «Лукойл», подключились другие федеральные ритейлеры: Х5 Retail Group и ООО «Городской супермаркет», с которыми Фонд «Наше будущее» подписал соглашения о сотрудничестве. В скором времени продукцию социальных предпринимателей под знаком «Больше, чем покупка!» можно будет купить не только на АЗС «Лукойл», но и в магазинах «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка» и «Азбука вкуса».

6. Грищенко Ю.И. Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России // Некоммерческие организации в России. 2013. № 4. С. 38-44.

7. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Государственно-частное партнерство как один из механизмов взаимосвязи науки, образования и экономики // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. серия: Экономика. 2012. № 1. С. 111-114.

8. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Государственно-частное партнерство в развитии социально значимых бытовых услуг в регионе. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. 179 с.

9. Сабирова З.Э. Формирование, поддержка и пропаганда социального предпринимательства в России // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 1 ноября 2016 г. / НИЦ АЭТЕРНА. Уфа, 2016. Ч. 1. С. 183-186.

Entrepreneurship

References

1. Aray Yu.N. Social Entrepreneurship at the Beginning of the 21st Century: Basic Concepts and Country Features // Russian Journal of Management. 2013. No. 1. P. 111-113.

2. Burtseva A.A. Social Entrepreneurial Activity of Non-Profit Organizations in Russia as an Object of Legal Regulation // Law and Politics. 2012. No. 8. P. 1370-1377.

3. Vetrova E.A. Social Entrepreneurship as a Factor of Social and Economic Development of Society // Bulletin of Tambov University. 2015. No. 1. P. 20-24.

4. Mirgaleeva I.A. Business Model of the Regional Center for Support and Support of Social Entrepreneurship // RISC: Resources, Information, Supply, Competition. 2013. No. 3. P. 196-201.

5. Izotova G.S. Social Entrepreneurship: A New Institute of Contemporary Russia // Economic Strategies. 2011. No. 9. P. 44-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Grishchenko Yu.I. Tendencies and Directions of Development of Social Entrepreneurship in Russia // Noncommercial Organizations in Russia. 2013. No. 4. P. 38-44.

7. Valiev Sh.Z., Gabidullina E.V. Public-Private Partnership as One of the Mechanisms of the Interrelation of Science, Education and Economics // Bulletin of the UGAES. Science, Education, Economics. Series: Economics. 2012. № 1. P. 111-114.

8. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Public-Private Partnership in the Development of Socially Significant Public Services in the Region. Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2012. 179 p.

9. Sabirova Z.E. Formation, Support and Promotion of Social Entrepreneurship in Russia // Laws and Trends in the Development of Science in Modern Society: Mater. of International Scientific-Practical Conference, 1 November 2016, / SIC AERTHERA. Ufa, 2016. Part 1. P. 183-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.