ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ Гусева Д.И. Email: [email protected]
Гусева Диана Игоревна - магистрант, Костромской государственный университет, г. Кострома; учитель-дефектолог, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Нерехтская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья,
г. Нерехта
Аннотация: статья посвящена особенностям и формам общения дошкольников. В статье выделяются отличительные особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Также упоминаются ученые, которые занимались данной проблемой. Характеризуются основные формы общения дошкольников. Проведено исследование с целью сравнения развития речи дошкольников обычной и специальной групп детского сада. Предоставлены диаграммы исследования нарушения речи у детей и сделаны выводы по данному изучению. Автор направляет своё пристальное внимание на тесную взаимосвязь общения ребенка со взрослым и сверстниками. Ключевые слова: особенности общения дошкольников, коммуникативные трудности, формы общения дошкольников, дошкольный возраст.
FEATURES AND FORMS OF COMMUNICATION OF PRESCHOOLERS WITH ADULTS AND PEERS
Guseva D.I.
Guseva Diana Igorevna - Master's Student, KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA; Teacher-Defectologist, STATE TREASURY EDUCATIONAL INSTITUTION NEREKHTA BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES,
NEREKHTA
Abstract: the article is devoted to the features and forms of communication ofpreschoolers. The article highlights the distinctive features of communication between preschoolers with adults and peers. Also, scientists who were engaged in this problem are mentioned. The main forms of communication of preschoolers are characterized. A study was conducted to compare the speech development of preschoolers of the usual and special groups of kindergarten. The diagrams of the study of speech disorders in children are provided and conclusions on this study are made. The author directs his attention to the close relationship between the child's communication with adults and peers.
Keywords: features of communication of preschool children, communicative difficulties, forms of communication of preschool children, preschool age.
УДК 370.1
В настоящее время в обществе повышается роль общения, стремительно развиваются новые информационные технологии, что создает специфическую коммуникативную среду. Количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается.
Современная психология включает значительное количество исследований и созданных на основании полученных данных методик, что позволяет своевременно и эффективно организовать педагогический процесс. Особенности развития общения дошкольников со сверстниками были отражены в работах Р.М. Хаертдиновой.,
А.Г.Самохваловой., А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Ткачевой В.В., Цукановой Е.В. и других авторов [6].
Легкое и эффективное усвоение в детстве новой информации связано с характерными особенностями общения ребенка и взрослого, с особой чувствительностью детей к воздействиям взрослого [4].
Общение детей со взрослыми и со сверстниками рассматривается как две стороны коммуникативной деятельности, находящиеся в тесной связи друг с другом [2].
Можно выделить следующие основные отличительные особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [6]:
Во-первых, общение сверстников отличается повышенной эмоциональностью и раскованностью контактов. Яркая эмоциональная насыщенность контактов выражается через экспрессивно-мимические проявления эмоциональных состояний -от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Во-вторых, особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения: дети прыгают, принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы. С возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения.
Еще одну отличительную особенность общения сверстников - это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
В отличие от общения ребенка со взрослым, общение с товарищем происходит под контролем, управлением действий собеседника, также он может делать замечания, сравнивать других детей с собой и навязывать собственный образец поведения. Дети часто любят демонстрировать свои знания, умения и навыки в среде сверстников.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование детского общества. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение требует высокого эмоционального напряжения. За радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения [3].
Основные формы общения со взрослым, которые проявляются в первые семь лет жизни ребёнка [2]:
1. Ситуативно-личностная форма (от рождения до 6 месяцев);
2. Ситуативно-деловая форма (от 6 месяцев до 2 лет);
3. Внеситуативно-познавательная форма (от 3 до 5 лет);
4. Внеситуативно-личностная форма (от 6 до 7 лет).
У детей от 0 до 6 месяцев отмечается ситуативно-личностная форма. Данная форма характеризуется общением, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Следующая форма - ситуативно-деловая от 6 месяцев до 3 лет, где общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.
Внеситуативно-познавательная форма от 3 лет до 4 лет. Даная форма характеризуется общением, разворачивающимся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.
Внеситуативно-личностная форма от 6 до 7 лет. Общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.
В общении детей со сверстниками выделяют три формы [5]:
1. Эмоционально-практическая (от 2 до 3 лет);
2. Ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет);
3. Внеситуативно-деловая (от 7-9 лет)
У детей от 2 до 3 лет отмечается эмоционально-практическая форма общения со сверстниками.
Ребенок от ровесника ждет соучастие в своем веселье, стремится к самовыражению. Общение заключается в беготне, веселым движениям и крикам. Результат деятельности не важен, а важен сам процесс деятельности. Мотивом общения является сосредоточенность ребенка на самовыявлении. Дети широко используют мимику, жесты, позы. Глубоки и интенсивны эмоции. Дети могут долгое время играть одни. Общения со сверстниками характеризуется эпизодичностью.
Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками приходит на период от 4 до 6 лет. После 4-х лет у детей сверстник занимает всё большее место в жизни. На данном этапе речь - занимает огромное место в общении. В конце четвертого года жизни отношения более устойчивы между сверстниками, появляются наиболее заметно антипатии и симпатии. Дети могут дифференцировать положительные и отрицательные оценки. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная. Взаимоотношения детей в данном возрасте неустойчиво. На шестом году жизни появляются следующие изменения. Ребенок видит самого сверстника и его недостатки. Проявляется ревнивость к ровеснику, которая переходит в интерес его действий, поступков и оценок. Сверстники сильно стремятся действовать совместно и уступают друг другу в играх, идут на компромисс. На данном этапе важным является дружба и привязанность сверстников, формируется субъективное отношение к другим детям. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Девочки предпочитают общаться со своим полом. Мальчики менее избирательны в контактах. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
У младших школьников ведущая форма общения внеситуативно-деловая. Она начинает формироваться у детей в 6 - 7 лет. Ребенок младшего школьного возраста учится налаживать коммуникативный контакт с другими детьми, слушать их, понимать, давать адекватную обратную связь. Коммуникативное совершенствование формируется благодаря тому, что ребенок осознает, что общение с ним кому то важно, нужно и интересно. Младший школьный возраст характеризуется стремлением ребенка овладевать различными коммуникативными умениями. Это определяет, в случае успеха, развитие чувства собственной полноценности и коммуникативной компетентности, а в случае невезения - ощущения неполноценности. В младшем школьном возрасте ребенок переходит на качественно новый уровень развития регуляции коммуникативного поведения. На данном этапе ребенок может проанализировать собственное коммуникативное поведение, появляются мотивы коммуникативного совершенствования, также развивается внутренний план коммуникативных действий [1].
Успешность взаимодействий со взрослыми и сверстниками непосредственно зависит от уровня развития речи, поэтому нами было проведено исследование с целью сравнения развития речи дошкольников обычной и специальной групп детского сада. В исследовании принимали участие 20 детей пяти лет.
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные значения. В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Максимальное количество баллов - 28 (100%). Минимальное количество баллов - 0 ( 0%).
Для реализации цели данные двух обследований речевого развития можно свести в схему сравнения данных двух исследований.
О баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4-балла
Рис. 1. Сравнительные данные исследования звукопроизношения
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что у обычной группы преобладает 4 балла. У логопедической группы преобладает 2 балла. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения звукопроизношения.
Рис. 2. Сравнительные данные исследования слоговой структуры
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной и логопедической группы. Также следует отметить, что 4 балла никто не получил. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения слоговой структуры, но звукокомплексы и звукоподражания отсутствуют.
□ баллов 1балл 2 балла 3 балла 4 балла
Рис. 3. Сравнительные данные исследования фонематических представлений
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 1 и 3 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 1 балл. У логопедической группы преобладает 1 балл. Из этого следует, что обычная группа имеет детей с более сложными нарушениями фонематических представлений, но также имеет детей, которые не имеют нарушения фонематических представлений.
Рис. 4. Сравнительные данные исследования грамматического строя
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 2 балла. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения грамматического строя, но в логопедической группе в меньшей степени.
О баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Рис. 5. Сравнительные данные исследования лексического запаса
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 2 балла. Также следует отметить, что 4 балла никто не получил. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения лексического запаса, но лексика присутствует у обеих групп.
□ баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Рис. 6. Сравнительные данные исследования понимания речи
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 0 баллов преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 1 балл. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения понимания речи. В логопедической группе присутствуют дети, которые не понимают обращенную речь.
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
О балл ое 1 балл 2 балла 3 балла 4балла
Рис. 7. Сравнительные данные исследования связной речи
Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 3 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 0, 1 и 3 баллов. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения связной речи, но в обычной группе в меньшей степени.
Таким образом, из данных сравнительных исследований можно сделать вывод, что на сегодняшний день увеличился процент детей с нарушениями речи. По данным сравнительных исследований можно отметить, что обе группы имеют нарушения по каждому разделу обследования и нуждаются в логопедической помощи.
Таким образом, общение со взрослым ускоряет ход развития детей, благодаря появлению и развитию навыков; позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию, посредством прослушивания детьми в интернатах магнитофонной речи способствует нормализации речи при отставании ее развития дает возможность исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Ядерным фактором формирования у ребенка расположения к старшему, привязанности и любви к нему является общение со взрослым. Развитие ребенка во многом зависит не только от общения со взрослым, но и от общения со сверстниками.
Список литературы /References
1. Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Васильева, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. 2017. №17(99). С. 78-81.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Теоретическая и эксперементальная психология. 2009. №2. С. 101-110.
3. Лыткина И.Ю. Роль взрослых в формировании коммуникативных умений дошкольников // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики, 2017. с. 221-223.
4. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с. КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-obscheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami-opyt-issledovaniya/ (дата обращения: 05.11.2019).
5. Стрелкова Н.С. Формы общения детей раннего возраста со сверстниками // Проблемы теории и практики психологии развития. Тверь: материалы III региональной научно-практической конференции, 2016. С. 17-18.
6. Хаертдинова Р.М. Особенности формирования навыков общения у дошкольников // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы, 2012. С. 209-214.
«КОММУНИКАЦИЯ» И «ОБЩЕНИЕ»: СООТНОШЕНИЕ
ПОНЯТИЙ Гусева Д.И. Email: [email protected]
Гусева Диана Игоревна - магистрант, Костромской государственный университет, г. Кострома; учитель-дефектолог, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Нерехтская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья,
г. Нерехта
Аннотация: в статье соотносятся понятия: «коммуникация» и «общение». Также рассматриваются функции и структура общения. Автор направляет своё пристальное внимание на то, что дефиниции «общение» и «коммуникация» имеют не только общие, но и отличительные признаки, а также приходит к выводу, какая дефиниция шире. Автор описывает историю происхождения данных понятий, которые содержат в себе обмен мыслями и информацией в форме сигналов. Данная статья упоминает учёных, которые занимались понятиями «коммуникация» и «общение». В статье автор рассказывает о том, что каждая наука по-своему определяет данные понятия. Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативные трудности, структура общения, функции общения.
"COMMUNICATION" AND "INTERACTION": CORRELATION
OF CONCEPTS Guseva D.I.
Guseva Diana Igorevna - Master's Student, KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA; Teacher-Defectologist, STATE TREASURY EDUCATIONAL INSTITUTION NEREKHTA BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES,
NEREKHTA
Abstract: the article correlates the concepts: "communication" and "communication". Also, the functions and structure of communication are considered. The author directs his attention to the fact that the definitions "communication" and" communication " have not only common but also distinctive features, and also comes to the conclusion which definition is wider. The author describes the history of the origin of these concepts, which contain the exchange of thoughts and information in the form of signals. This article mentions scientists who have dealt with the concepts of "communication" and "communication". In the article the author says that each science defines these concepts in its own way. Keywords: communication, communication, communicative difficulties, communication structure, communication functions.
УДК 370.1