Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративное обучение / менеджмент / виртуальная реальность / тренинг / микрообучение / corporate training / management / virtual reality / training / micro-education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Д. Гаврилова

Автор относит к функциям менеджера по обучению персонала выявление потребности в корпоративном обучении, его организация и оценка эффективности, останавливается на синхронном и асинхронном обучении. Автор раскрывает формы корпоративного обучения: тренинг, виртуальная реальность, вебинар, онлайн-курс, геймификация, микрообучение (подкаст, конспекты и прочее). Сформулированы рекомендации по организации корпоративного обучения (совмещение и совершенствование форм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND FORMS OF CORPORATE TRAINING

The author considers the functions of a personnel training manager to identify the need for corporate training, its organization and effectiveness assessment, and focuses on synchronous and asynchronous training. The forms of corporate training are disclosed: training, virtual reality, webinar, online course, gamification, micro-training (podcast, notes, etc.). According to the author, micro-education and the use of virtual reality technologies are the most effective.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-2-123-125

Аннотация. Автор относит к функциям менеджера по обучению персонала выявление потребности в корпоративном обучении, его организация и оценка эффективности, останавливается на синхронном и асинхронном обучении. Автор раскрывает формы корпоративного обучения: тренинг, виртуальная реальность, вебинар, онлайн-курс, гейми-фикация, микрообучение (подкаст, конспекты и прочее). Сформулированы рекомендации по организации корпоративного обучения (совмещение и совершенствование форм).

Ключевые слова: корпоративное обучение, менеджмент, виртуальная реальность, тренинг, микрообучение.

Корпоративное обучение (далее - КУ) необходимо для развития бизнеса в условиях повышенной ценности знаний, поскольку так совершенствуются навыки сотрудников, влияющие на выполнение трудовой функции, что влечет рост компании, формирование и укрепление положительной деловой репутации и так далее. В научной литературе справедливо отмечается, что это повышает мотивацию труда, заинтересованность в содержании работы, внутриорганизационную культуру [1, с. 534].

Область такой деятельности называется T&D («training and development», тренинг и развитие), у сотрудников развиваются узкопрофессиональные и гибкие навыки. В предусмотренных законом случаях анализ необходимости обучения конкретного сотрудника не проводится (например, сотрудник - ветеран боевых действий, п. 17 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Составление плана КУ требует, чтобы Т&Б-специалист имел базовое представление о реализующихся в компании профессиях, имеющихся навыках: план обучения будет составлен грамотно, интересно и эффективно. Так, например, если SMM-менеджер желает повысить квалификацию в области продвижения в социальных сетях (как отсутствующий в штате компании таргетолог; смежные области), то отсутствует необходимость в обзоре популярных сетей, форматов публикаций, привлекательного описания аккаунта -

специалист обладает такими знаниями. Вместе с тем, новыми будут знания по методам создания рекламных креативов, способам настройки рекламных кабинетов различных онлайн-площадок.

На наш взгляд, значимо следующее выделение видов КУ: добровольное и обязательное; внутреннее и внешнее; синхронное и асинхронное.

Внешнее обучение проводится в случаях, если нельзя ограничиться ресурсами компании; нужны официальные документы о повышении квалификации; требует законодательство (например, сотрудник, ответственный за противопожарную безопасность, Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806).

Синхронное обучение подразумевает прямой контакт преподавателя и сотрудника, предусматривает такие формы, как:

1) наставничество (целесообразнее разработать локальный акт);

2) тренинг (отработка алгоритмов поведения в реальных условиях);

3)вебинар (дистанционная лекция с возможностью задать вопросы преподавателю в чате).

Если отсутствует возможность провести тренинг в максимально приближенных к реальности условиях (пожар, угроза пилоту в небе) или рабочее помещение проблематично освободить для моделирования отдельных ситуаций, то подойдет такая форма КУ, как виртуальная (дополненная) реальность. На 2024 год такая

практика расширилась: сотрудники обучаются навыкам оказания первой помощи и противопожарной безопасности, «репетируют» первый рабочий день, проходят «природотерапию» для психологического отдыха [2].

Кроме того, существуют такие интерактивные формы КУ, как edutainment-подход (например, кейс «Техавтоцентра», Фестиваль NAUKA 0+ [3]) и геймификация. Первый подразумевает, что обучение полностью проводится как игра, «на пути» встречаются определенные «подсказки» с теорией, возможен и мозговой штурм, в ходе которого сотрудники приходят к нужным выводам. Отметим, что в рамках еёШ;аттеп1;-подхода распространен «тим-билдинг», когда сотрудники на пути к цели действуют как команда. Геймификация предполагает интеграцию в обучение лишь деталей игры: например, участник прочитал конспект («лонгрид» - сплошной текст с интерактивными материалами), после проходит определенный уровень, закрепляя знания.

Асинхронное обучение предполагает, что преподаватель размещает материал, после сотрудник изучает его в собственном режиме, возможна интервальность, варьирование скорости обучения (это возможно и при синхронном обучении, если есть его видео- или аудиозапись). Формы асинхронного обучения - микрообучение (чат-бот, скрайбинг, скринкаст, подкаст), онлайн-курс, а также виртуальная реальность (была раскрыта выше).

Думается, что наиболее эффективной формой асинхронного обучения персонала является грамотно составленное микрообучение. На наш взгляд, основным требованием к такому обучению является краткость. Разумеется, подобная рекомендация актуальна для любого вида и формы КУ, и даже при синхронном обучении, поскольку задача преподавателя - удержать внимание аудитории. Вместе с тем, это является, пожалуй, ключевой особенностью именно этой формы. Так, сотрудник проходит мобильное обучение, чаще всего, не в рабочее время, имеет место быть множество отвлекающих факторов.

Кроме того, следует учитывать, в каких условиях проходит микрообучение. Считаем, что T&D-менеджер должен предусмотреть короткий текстовый материал или видеоролик с субтитрами, если обучающийся заявляет, что ознакомится с материалами преимущественно во время поездки в общественном транспорте. Ввиду шума сотрудник будет вынужден увеличивать громкость звука, что негативно скажется на физическом состоянии лица, будет малоэффективно.

Думается, скринкаст применим для того, чтобы показать алгоритм работы в определенной информационной системе, сохранить непрерывность материала: например, продемонстрировать новичкам особенности работы ГИС ЕИС Закупки (личные кабинеты участника закупок, 44-ФЗ, 223-ФЗ и так далее).

Скрайбинг же, в свою очередь, делает акцент на элементы презентации, в том числе и при отсутствии устного выступления: полезна визуализация календарного периода («таймлайны»), диаграммы. В научной литературе выделяется такая форма скрайбинга, как фасилитация - рисунки появляются параллельно речи автора [4, с. 61].

Подкаст - аудиолекция; такой материал возможно послушать по пути на работу, во время уборки или прогулки. На наш взгляд, Т&Б-специалист должен выбирать такую форму обучения для тех сотрудников, чье внимание возможно удержать долго, поскольку отсутствует полноценная визуализация услышанного. Чат-бот имитирует разговор с учеником, последний же выбирает варианты ответа, закрепляя информацию. На наш взгляд, данная форма обучения (несмотря на новизну) малоэффективна, поскольку предполагает «закрытые» вопросы: сотрудник в большинстве случаев не заполняет поля самостоятельно, а выбирает наиболее логичный ответ.

Таким образом, T&D-специалист с учетом базовых знаний, просьб работников и решений руководства выявляет потребности в КУ, организует его и оценивает эффективность. При реализации форм КУ требуется:

1) учитывать индивидуальные особен- 3) совершенствовать формы (чат-бот ности работника (обстановка, вниматель- должен предусматривать поля с открыты-ность); ми вопросами).

2) совмещать различные формы (скрай- Думается, эффективное корпоративное бинг и скринкаст для синхронных форм обучение - гарантия успешного бизнеса и КУ, что позволит удержать внимание высокой производительности сотрудников. аудитории);

Библиографический список

1. Седых Ю.Н., Наташкина Е.А. Корпоративный портал как инструмент в сфере дистанционного обучения работников // Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2023. - С. 530-534.

2. Дворцевая В., Драгаева С., Емельянов П., Зуева Н. Как технологии виртуальной реальности помогают в работе с персоналом? // Материалы круглого стола. Трудовые споры. Актион Право. Октябрь, 2022. №10.

3. Edutainment. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teachbase.ru/learning/obuchenie/edutainment-sut-polza-kejsy/ (дата обращения: 30.04.2024).

4. Сорокоумова Г.В., Шурыгина О.В. Фасилитация как инновационный метод развития будущей профессиональной личности педагога // Проблемы современного образования. -2023. - № 2. - С. 58-65.

FEATURES AND FORMS OF CORPORATE TRAINING

V.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The author considers the functions of a personnel training manager to identify the need for corporate training, its organization and effectiveness assessment, and focuses on synchronous and asynchronous training. The forms of corporate training are disclosed: training, virtual reality, webinar, online course, gamification, micro-training (podcast, notes, etc.). According to the author, micro-education and the use of virtual reality technologies are the most effective.

Keywords: corporate training, management, virtual reality, training, micro-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.