Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ'

ОСОБЕННОСТИ И ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
360
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРАВО И МОРАЛЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ / PHILOSOPHY OF LAW / THE PHENOMENON OF DEVELOPMENT / RUSSIAN PHILOSOPHY / LAW AND MORALITY / RELIGIOUS MEANING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погарцев Виталий Васильевич, Селевёрстов Роман Евгеньевич

В статье анализируется своеобразие и феномен развития философии права в России на рубеже XIX-XX вв., определяется значение и роль отечественного направления этой науки в русле ее европейского генезиса. В сравнительном описании определяются характеристики отечественной философии права, вступающего в отношения с аналогичной, западноевропейской философско-правовой школой, отмечаются сходные и различительные признаки двух школ, проводится анализ наиболее приближенной к российской ментальности европейской школы философско-правового направления (на примере германской философии права). Учитываются и подвергаются научному анализу философско-правовые воззрения ряда отечественных ученых конца XIX - начала XX веков. Рассматривается влияние их взглядов на развитие русской философской науки. Кроме того, затрагивается проблема самобытности и оригинальности русского направления философии права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PHENOMENON OF DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY OF LAW IN RUSSIA IN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article analyzes the originality and the phenomenon of the development of the philosophy of law in Russia at the turn of the XIX-XX centuries, determines the significance and role of the domestic direction of this science in line with its European genesis. The comparative description defines the characteristics of the domestic philosophy of law, which enters into relations with a similar, Western European philosophical and legal school, notes the similar and distinctive features of the two schools, analyzes the European school of philosophical and legal direction that is closest to the Russian mentality (on the example of the German philosophy of law). The philosophical and legal views of a number of Russian scientists of the late XIX - early XX centuries are taken into account and subjected to scientific analysis. The influence of their views on the development of Russian philosophical science is considered. In addition, the issue of the originality and originality of the Russian direction of philosophy of law is touched upon.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ»

Особенности и феномен развития философии права в России в конце XIX - начале ХХ вв.

Погарцев Виталий Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Тихоокеанский государственный университет E-mail: pogarcevv@gmail.com

Селевёрстов Роман Евгеньевич,

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Тихоокеанский государственный университет E-mail: 26011973@list.ru

В статье анализируется своеобразие и феномен развития философии права в России на рубеже XIX-XX вв., определяется значение и роль отечественного направления этой науки в русле ее европейского генезиса. В сравнительном описании определяются характеристики отечественной философии права, вступающего в отношения с аналогичной, западноевропейской философско-правовой школой, отмечаются сходные и различительные признаки двух школ, проводится анализ наиболее приближенной к российской ментальности европейской школы философско-правового направления (на примере германской философии права). Учитываются и подвергаются научному анализу философско-правовые воззрения ряда отечественных ученых конца XIX - начала XX веков. Рассматривается влияние их взглядов на развитие русской философской науки. Кроме того, затрагивается проблема самобытности и оригинальности русского направления философии права.

Ключевые слова: философия права, феномен развития, русская философия, право и мораль, религиозный смысл.

В современной России мы наблюдаем перерождение и становление нового государственного строя и общества, в котором активно трансформируются парадигмы советских и начальных постсоветских ценностей. Объективные изменения, безусловно, так или иначе, влияют на повседневную жизнь рядовых россиян. И в конечном итоге именно они, эти изменения, создают определяющие акценты в формировании гражданского общества, структурировании прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституция РФ позиционирует наше государство, как правовое, но это скорее та задача, которой добивается Россия, а не отражение существующей действительности. Настоящим достижением поставленной цели в вопросе строительства правового государства является адекватное осознание того, как мы представляем себе право, как определяем его сущность.

В разрешении обозначенной проблемы активную помощь может оказать обращение к российским политическим и философским учениям отечественных мыслителей XIX - начала XX вв., методологический и методический потенциал которых до сих пор очевиден и актуален. К данному обращению следует прибегнуть, учитывая, что нынешний этап в развитии российского государства во многом циклично повторяет кризисную ситуацию надлома правосознания, исконной российской государственности и правовой культуры, которая сложилась на рубеже XIX-XX вв. Именно тогда надежды устроить на земле идеальное справедливое общество, сочетающего в себе основные принципы Великой французской революции о свободе, равенстве и братстве, предложенные классиками философии эпохи Нового времени, были подвергнуты критическому осмыслению о невозможности их реализации.

На наш взгляд, в современной философско-правовой науке наиболее насущными является решение двух проблем. Первая, нацелена на решение вопроса, касающегося определения права в целом, как комплексного общественно-правового явления (или это комплекс формально-логических сентенций, источниками которых является государство и власть, имеющих доминирующее отношение к морали и устанавливающих поведение человека в четко очерченных правовых рамках, или право может иметь очевидно-независимую природу и иммунитет от официально-властных органов). Вторая проблема направлена на решение вопроса, отражающего специфику российского права, которое произошло из традиционно-

5 -о

сз

<

правового своеобразия и самобытной менталь-ности русского народа, его обычаев, верований и метафизических оснований.

Рассматриваемые выше проблемы сформировались, прежде всего, в контексте содержания русской философии права, примерно к середине XIX века, а в свою очередь сама эта наука превратилась в уникальное направление отечественной гуманистической мысли. Ведь именно философия права первой, по-настоящему, вникла в смысл права, в его глубинную сущность, отражающую истинное место государства и права в истории развития человеческого общества.

Пройдя определенные этапы своего становления, как наука, философия права до сих пор, тем не менее, является предметом споров между представителями разных научных течений. Исследуя философскую природу права, известный дореволюционный юрист Г.Ф. Шершеневич писал по этому поводу следующее: «Философия является венцом и в то же время основой всех наук», «она соединяет выводы, подносимые ей науками, в одно стройное целое и наследует положения, лежащие в их основе» [7, с. 7].

«Философия права, составляя часть философии вообще, не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам. Отличие ни качественное, ни количественное: среди юридических наук философия права призвана играть в миниатюре ту же роль, какая выпала на долю философии в отношении всего человеческого знания» [7, с. 8], далее писал Г.Ф. Шерше-невич, определяя роль цели и задач философии права.

Ставя перед собой основную цель нашего исследования, определить самобытность и своеобразие русской философии права, мы с безусловной категоричностью приходим к умозаключению, о том, что корни и суть отечественной науки находятся в контексте учений европейских философов. Прежде всего, это касается принципов, которые в будущем лягут в основу идей построения справедливого общества. Это в основном концепции свободного развития личности, доминирование этических начал над правовыми, нравственно-правового идеала [1]. Так уже исторически повелось, что все без исключения народы постоянно «заимствуют» что-либо при взаимном контактировании друг с другом. Эти «заимствования» происходят совершенно в различных сферах: экономической, социальной, культурной. Знаменитый русский философ Н.А. Бердяев по этому поводу писал: «Все великие национальные культуры -всечеловечны по своему значению» [2, с. 96], размышляя о том, что исторический путь каждого народа непосредственно связан с культурами других народов, а уже после осуществившихся взаимо-5= действий наступает стадия самоосознания и пере-^ ход к национальной самоидентичности. ^ Ни в коем случае не следует допускать мысли ^ о том, что отечественные философы элементар-Ц но копировали правовые идеи своих западноев-

ропейских коллег эпохи Просвещения. Хотя определенный оттенок заимствования, а корректнее выражаясь, «ученичества», все же имел место быть. Но этот нюанс, тем не менее, не лишает уникальности и самобытного значения отечественной философии права. Более того, стоит отметить, что процесс так называемого «ученичества» был присущ русскому философско-правовому направлению лишь в XVIII веке. Уже в следующем столетии российские мыслители выработали собственные оригинальные концепции, заложив тем самым основы самостоятельного отечественного философско-правового течения. Как писал по этому поводу Н.М. Коркунов: «Наше отношение к западной науке можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам, прежде всего, надо было подняться до особенности уровня иноземной науки... Тем не менее, в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий» [4, с. 233].

Взаимодействуя с различными европейскими философскими школами, наиболее тесные контакты у русской философии установились с германской философской школой первой половины XIX века. Немецкое влияние ощущалось практически во всех направлениях русской философской науки. Отечественная философия права также была подвергнута безусловному влиянию со стороны учений германских философов, в особенности это касается трудов Канта, Гегеля, Фихте и др. Без колебаний, можно утверждать, что русская философско-правовая мысль самостоятельно стремилась найти решение на поставленные перед отечественными учеными вопросы, относительно либеральных начал. Русскими философами детально изучались и разрабатывались европейские правовые принципы: ответственности государства перед личностью, прелата человеческого достоинства, морально-правового аспекта, создания конструкции справедливого общества и государства. Подобные идеи впоследствии трансформировались в соответствии с особенностями складывающегося русского философского мировоззрения.

Идейное сближение русской и германской философской школ, скорее всего, было вызвано традиционными культурными и социальными связями, которые устанавливались и вырабатывались между народами на протяжении многих веков. Собственно это положение касается и феномена взаимоотношений, возникших между русской и немецкой философией, и философией права в частности. При этом доказательства такого взаимодействия несут как поверхностный - событийный, так и глубинный, т.е. сущностный характер.

Вместе с тем, русская философско-правовая мысль на рубеже XIX-XX вв. не проявляла особенных порывов к изучению классического европейского права и правового осмысления бытия.

В попытках отыскать ростки вселенского добра, метафизического слияния «правды - истины» и «правды-справедливости», устремление к религиозной трансформации действительности скрывали за собой, как за ширмой, поиск практических путей реализации абсолютных идеалов. Равнодушие к классическому праву и даже презрительное отношение к нему, как к источнику внешнего насилия и принуждения становится всеобщим трендом того времени. В условиях отрицания права зреет коллективное невнимание к конкретной жизни общества и индивида [6, с. 81].

Данное направление проповедовало мощное движение российских философов-юристов, которые, в ярко выраженной манере, исходя из собственного юридического опыта, создавали философско-правовую проблематику, в то время когда европейская правовая философия развивалась в русле философского творчества.

В большинстве концепций юристов-философов того времени заложена идея эволюции предмета отечественной философии права. В них отмечается самобытная «государственно-отеческая» близость к праву, получившая свое отражение в трудах замечательных русских философов Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева. Последний по этому поводу писал: «Все направления русской мысли, -даже если они подражают западноевропейским образцам, - несут в себе черты родной почвы» [5, с. 231]

Отечественная философия права, таким образом, абсолютно отвергает возможности на существование и реализацию западноевропейских «общечеловеческих гуманистических ценностей», сформировавшихся еще в период первых буржуазных революций в XVN-XVШ вв.

Российские философы права не ставили для себя приоритетной задачей исключение авторитета православной церкви и естественного права, а тем паче, как это наглядно показано в философско-правовых учениях Нового времени, - искоренить авторитет религии вообще [3]. В зародившейся на Западе идее новоевропейского «исключения» заложен смысл отказа от божественного идеала - формирование теории двух истин (светской и теократической). Отражена потребность движения к автономии и к самореализации через самодостаточность индивида -гимн сознания, который без помощи откровения Бога силится постичь бескрайнюю вселенную и ее основные принципы (личность, как элемент познания - фигура, стоящая в центре мироздания). Право принимает исключительно светский характер.

Принимая вышеозначенную точку зрения, отечественный философ-правовед, тем не менее, ставит в своем учении двойственную задачу: во-первых, он хочет отождествить русскую философию права с истинным пространственно-временным процессом достижения справедливости, а, во-вторых, желает представить реализующий ее русский дух как выразителя наивысшей Истины.

Подводя итог в своем исследовании, нам необходимо отметить тот факт, что феномен и самобытность русской философии права, в рассматриваемый нами период, заложены, прежде всего, в том, что ее «вынужденное ученичество» следует расценивать не как постоянный поиск необходимых либеральных начал в философии и праве, а как сочетание естественно-философской и правовой концепций с ориентацией на философско-правовой идеализм. В результате, в качестве признаков своеобразия отечественной философии права, мы получим:

а) синтез свободы и равенства, который сводит определение права к минимуму нравственности, что, по словам В.С. Соловьева, придает нормам морали всеобщий и универсальный, присущий не только праву, характер;

б) «гегелевский либерализм», сформулированный Б.Н. Чичериным, понимает под собой исключительное требование доступной для каждого защиты в условиях презумпции почтения к государству из состояния метафизической установки мыслящего существа, как свободного индивида;

в) так называемое, новгородцевское доказательство, указывающее на нравственный идеал, сопряженный с сущностью естественного права и его исключительной основой. В итоге П.И. Новгородцев отводит исключительную роль отдельной моральной личности, являющейся естественно-правовым идеалом;

г) и, наконец, известное ильинское религиозно-этическое обоснование русского правоосоз-нания, вступающего в борьбу с формально-юридическими императивными принципами, с оцениванием взаимодополнительности права и русской религиозной морали.

Литература

1. Альбов, А.П. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права (Теоретико-правовой анализ) / А.П. Альбов, Автореф. ... докт. юрид. наук. - СПб., 1999. -48 с.

2. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев -М., 1990. - 346 с.

3. Валицкий, А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX в.в. // Вопросы философии. - 1991. - № 8.

4. Коркунов, Н.М. История философии права / Н.М. Коркунов - СПб., 1908. - 510 с.

5. Русская философия права. Антология / Сост.: А.П. Альбов и др. - СПб., 1999. - 447 с.

6. Савинов, А.Н. Своеобразие русской философии права конца XIX- начала XX веков (естественно-правовая традиция) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону - 2000. -137 с.

7. Шершеневич, Г.Ф. История философии права / Г.Ф. Шершеневич - Изд. 2-е. - СПб., 1907. -589 с.

5 -о

сз

<

FEATURES AND PHENOMENON OF DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY OF LAW IN RUSSIA IN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

Pogartsev V.V., Seleverstov R.E.

Pacific state University

The article analyzes the originality and the phenomenon of the development of the philosophy of law in Russia at the turn of the XIX-XX centuries, determines the significance and role of the domestic direction of this science in line with its European genesis. The comparative description defines the characteristics of the domestic philosophy of law, which enters into relations with a similar, Western European philosophical and legal school, notes the similar and distinctive features of the two schools, analyzes the European school of philosophical and legal direction that is closest to the Russian mentality (on the example of the German philosophy of law). The philosophical and legal views of a number of Russian scientists of the late XIX - early XX centuries are taken into account and subjected to scientific analysis. The influence of their views on the development of Russian philosophical science is considered. In addition, the issue of the originality and originality of the Russian direction of philosophy of law is touched upon.

Keywords: philosophy of law, the phenomenon of development,

Russian philosophy, law and morality, religious meaning.

References

1. Albov, A.P. Moral and legal problems in the Russian and German philosophy of law (Theoretical and legal analysis) / A.P. Albov, author of ... Doct. yurid. nauk. - SPb., 1999. - 48 p.

2. Berdyaev, N. A. the Fate of Russia / N.A. Berdyaev-M., 1990 — 346 p.

3. Valitsky, A. Morals and law in the theories of Russian liberals of the late XIX-early XX centuries. - 1991. - № 8.

4. Korkunov, N.M. History of philosophy of law / N.M. Korkunov-St. Petersburg, 1908. - 510 p.

5. Russian philosophy of law. Anthology / Comp.: A.P. Albov et al. - SPb., 1999. - 447 p.

6. Savinov, A.N. The Peculiarity of the Russian philosophy of law of the late XIX-early XX centuries (natural law tradition) / Dissertation for the degree of candidate of legal Sciences. Rostov-on-don-2000. - 137 p.

7. Shershenevich, G.F. History of philosophy of law / G.F. Shershenevich-Ed. 2-e. - SPb., 1907. - 589 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.