Научная статья на тему 'Особенности гражданско-правовой ответственности муниципальных образований'

Особенности гражданско-правовой ответственности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЪЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВНЕДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОБСТВЕННАЯ ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савинова Светлана Юрьевна

Работа посвящена анализу гражданско-правовой ответственности муниципальных образований, целесообразности рассмотрения вопроса установления оснований гражданско-правовой ответственности муниципальных образований и ее объема на уровне федерального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савинова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гражданско-правовой ответственности муниципальных образований»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Савинова С.Ю.

Савинова Светлана Юрьевна - магистрант, кафедра гражданского права и гражданского процессуального права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск

Аннотация: работа посвящена анализу гражданско-правовой ответственности муниципальных образований, целесообразности рассмотрения вопроса установления оснований гражданско-правовой ответственности муниципальных образований и ее объема на уровне федерального законодательства.

Ключевые слова: муниципальные образования, объем ответственности, договорная ответственность, внедоговорная ответственность, собственная

деликтоспособность.

УДК 347.193.2

Основным законом, регламентирующим как правовую ответственность муниципальных образований, так и их правоспособность в целом, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного организации самоуправления в Российской Федерации». Также положения о гражданско-правовой ответственности муниципальных образований нашли отражение в ст. ст. 124-127 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными статьями муниципальное образование отвечает по гражданско-правовым обязательствам своим имуществом, но не всем, оно не может отвечать тем имуществом, приватизация которого невозможна [2]. Можно сделать вывод, что объектом взыскания по долгам муниципального образования, может быть лишь имущество, не распределённое между конкретными предприятиями и учреждениями. То есть основным источником удовлетворения требований являются средства бюджета.

Как мы видим из Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать основания и объём своей ответственности. Основной объем ответственности, предусмотренный данным законом, возлагается на органы местного самоуправления, в том числе их должностных лиц. Определение же видов ответственности органов местного самоуправления, а также основания ее наступления согласно п. 8 ч. 1 ст. 44 вышеуказанного Закона устанавливаются Уставом муниципального образования [3].

Виды ответственности муниципальных образований можно условно разделить на два вида: договорную и внедоговорную ответственность. Рассматривая первый вид ответственности, мы видим, что такая ответственность может возникнуть, например, при нарушении обязательств по муниципальному контракту, так как одной из сторон в таких правоотношениях является непосредственно муниципальное образование, а не его органы.

Как мы знаем из п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, к муниципальным образованиям, как к участникам гражданских правоотношений, применяется ряд положений, применяемых к юридическим лицам [6]. Так, к муниципальному образованию можно применить положения ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой ответственность за действия работников, которые повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязательств должника, может быть возложена на должника, который отвечает за эти действия. Такая норма применима к ответственности муниципальных образований, только с определенными оговорками, определяющими круг лиц, на которых она распространяется. К примеру, нельзя привлечь муниципальные образования к ответственности за действия его жителей, так как они не состоят между собой в отношениях соподчинения. Ответственность муниципального образования за действия его должностных лиц, которые являются работниками органа местного самоуправления, и муниципальными служащими наступает лишь тогда, когда такие действия совершены во время исполнения служебных обязанностей, либо при осуществлении субъективных гражданских прав.

К случаям, когда муниципальное образование не несет ответственности за действия органов местного самоуправления, можно отнести вступление последних в гражданские правоотношения от собственного имени. Однако, в таком случае может быть применена субсидиарная ответственность муниципальных образований, предусмотренная п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Положительным примером такой ответственности могут послужить казенные учреждения, отвечающие по своим обязательствам только имеющимися в распоряжении финансами, в случае их недостаточности взыскание может быть распространено на собственника имущества, находящегося в их распоряжении. Принимая во внимание, что собственником имущества, находящегося в распоряжении казённых учреждений, как правило, является муниципальное образование, из вышесказанного следует, что наступает субсидиарная ответственность муниципального образования.

Рассматривая гражданско-правовую ответственность муниципальных образований, нельзя не остановиться на приведенных в ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской федерации нормах, из которых следует, что «односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условии муниципальными образованиями не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом» [1].

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, к мерам ответственности муниципальных образований, в случае нарушения ими договорных обязательств можно отнести: возмещение убытков, выплату неустойки, а также, в случае нарушения денежного обязательства, взыскание процентов [4].

Как было сказано выше, ответственность муниципальных образований можно рассмотреть и в разрезе внедоговорных отношении. Здесь можно выделить ответственность за причинение вреда и за последствия неосновательного обогащения. Как и в договорных обязательствах, правовое регулирование такой ответственности муниципальных образований производится по аналогии с деликатными обязательствами юридических лиц. Однако, возложить на муниципальное образование ответственность, вытекающую из общего деликта, не представляется возможным. Рассмотрим такую ответственность на примере ответственности за вред, причиненный работнику, при исполнении им служебных обязанностей. Так как непосредственно у муниципального образования не имеется «работников», а все муниципальные служащие и должностные лица являются сотрудниками учреждений органа местного самоуправления, следовательно, в данном случае наступает ответственность данного учреждения, а не самого муниципального образования. В данном случае, ответственность муниципального образования может быть только субсидиарной. Однако, в случае, если муниципальное образование имеет в собственности источник повышенной опасности, которым будет причинён вред гражданину, то ответственность за причиненный вред возлагается непосредственно на муниципальное образование, как на собственника имущества, причинившего вред.

Еще один вид ответственности по внедоговорным обязательствам вытекает из положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с

которой вред, причинённый действиями или бездействием органов местного самоуправления, возмещается за счет муниципального образования, а именно за счет его бюджета. Такого же рода положения содержит ст. 16 Гражданского кодекса РФ, однако в соответствии с ней ответственность муниципальных образований наступает не только за причинение вреда его органами, но и в случае причинения такими органами убытков. По мнению В. Вашкова, ответственность муниципальных образований наступает только за нарушение его органами «юридически обязательных действий во властно-обязательных формах» [5]. Нельзя не обратить внимание на мнение об обязательности «различать случаи, когда муниципальный орган действует от имени муниципального образования, и когда он действует от своего имени» [7], в случае возложения ответственности на муниципальное образование.

Важно различать гражданские правоотношения, в которых органы муниципальной власти обладают собственной деликтоспособностью, и те, в пределах которых эти органы проявляют деликтоспособность самого муниципального образования. С учетом вышеуказанных мнений, представляется целесообразным внести в ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации уточнения относительно такого рода правоотношений.

Возвращаясь к вопросу самостоятельного установления муниципальными образованиями оснований своей гражданско-правовой ответственности и ее объема, хотелось бы привлечь внимание к необходимости регулирования таких вопросов на законодательном уровне, с определением ответственности равной для всех муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации «ограничение прав и свобод возможно только федеральными законами, недопустимо установление законами субъектов Российской Федерации иных, помимо предусмотренных федеральными законами, ограничений условия реализации прав и свобод» [1]. Из этого указания следует сделать вывод о необходимости регулирования такого вопроса, как вопрос установления оснований гражданско-правовой ответственности муниципальных образований и ее объема на уровне федерального законодательства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СЗ РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 2): принят Государственной Думой РФ 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ, 1996. № 5. Ст. 410.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ, 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2011.

5. Вашков В. Ответственность за вред, причиненный органами власти и должностными лицами / В. Вашков // ЭЖ-Юрист, 2008. № 11.

6. Корнилова Н.В. Право собственности в российском гражданском праве: монография. Хабаровск, 2010. 128 с.

7. Латынцев А. Ограниченное равенство / А. Латынцев. ЭЖ-Юрист, 2009. № 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.