Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГРАНИЦ Я У ЖЕНЩИН, СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮЩИХ ЖИЗНЬ СОЛО'

ОСОБЕННОСТИ ГРАНИЦ Я У ЖЕНЩИН, СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮЩИХ ЖИЗНЬ СОЛО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнь соло / одиночество / стиль жизни / феномен городского одиночества / границы Я / solo living / loneliness / life style / urban loneliness / personal boundaries

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Любимова Елена Анатольевна, Андреева О.С.

В статье рассмотрена жизнь соло как выбор самостоятельного отдельного проживания пожизненно или на конкретный период жизни, а также методика изучения указанного явления. Авторами дается характеристика жизни соло как социально-психологического феномена, под которым подразумевается отдельное проживание жителя города в персонализированном жизненном пространстве (отдельное жилье), без партнера, детей и иных родственников, самостоятельно ведущего домашнее хозяйство (не разделяя ни с кем доходы и расходы), не рассматривая его как вариант одиночества, а как осознанный выбор человека. Одиночное существование классически описывается, как негативное явление, и желательным решением проблемы считается установление традиционных семейных отношений. На основании анализа литературы и проведенных ранее исследований формулируется гипотеза о том, что для женщин, сознательно выбирающих жизнь соло, характерна большая четкость психологических границ Я, проявляющаяся как по отношению к себе, так и к другим людям. Авторами приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке одиноких городских женщин в возрасте от 30 до 50 лет, разделенных на две выборочные совокупности, сформированные по критерию отношения к жизни соло: экспериментальная группа – сознательно выбравшие жизнь соло вообще либо на данном отрезке жизни; контрольная группа – переживающих одиночество как вынужденное состояние и стремящиеся это изменить. По результатам исследования делаются выводы об особенностях границ Я у женщин, для которых жизнь соло является сознательным выбором, по равнению с женщинами, испытывающими вынужденное одиночество. Женщины, сознательно выбирающие жизнь соло, вынуждены более осознанно относиться к выстраиванию границ своего Я, чтобы защититься от возможного социального давления по этому поводу. Сольное проживание не всегда сопровождается уменьшением социальных связей, а переживание одиночества может быть не связано с фактическим социальным статусом человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S SOLO LIVING: PERSONAL BOUNDARIES PARTICULARITIES

The article deal with solo living as the adoption of independent living alone for a lifetime, or for a specific period of life, and methods for studying this phenomenon. The authors describe urban loneliness as a socio-psychological phenomenon, which refers to independent living city residents by separate housing, without a partner, children and other relatives, on their own leading household (not sharing with anyone income and expenses). Solo living not considering it as an option of loneliness, but as an informed choice of a person. Solitary existence is classically described as a negative phenomenon, and the establishment of traditional family relationships is considered a desirable solution to the problem. Based on the analysis of literature and previous studies, it is hypothesized that women who knowingly choose solo living are characterized by greater clarity of personal boundaries, which manifests itself and other people. The authors present the results of an empirical study carried out on a sample of single urban women between the ages of 30 and 50, divided into two sample groups formed by the criterion of attitude to life solo: an experimental group deliberately selected to live solo in general or at a given segment of life; a control group experiencing loneliness as a forced condition and seeking to change that. Based on the results of the study, conclusions are drawn about personal boundaries particularities in women for whom life solo is a conscious choice, equal to women who experience forced loneliness. Women who consciously choose solo living are forced to be more conscious about building their personal boundaries to defend themselves against possible social pressures about it. Solo living is not always accompanied by a decrease in social ties, and experiencing loneliness may not be related to a person ‘s actual social status.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГРАНИЦ Я У ЖЕНЩИН, СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮЩИХ ЖИЗНЬ СОЛО»

УДК: 159.923.2

ОСОБЕННОСТИ ГРАНИЦ Я У ЖЕНЩИН, СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮЩИХ ЖИЗНЬ СОЛО

Любимова Е.А.1, Андреева О.С.2

1 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО

«Тюменский государственный университет», 625007, проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия

2 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО

«Тюменский государственный университет», 625007, проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия

Для корреспонденции:

Любимова Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», E-mail: e.a.lyubimova@utmn.ru. Information about authors:

Lyubimova E. A. http://orcid.org/0000-0002-8420-0514 Andreeva O. S. http://orcid.org/0000-0003-3101-3122 For correspondence:

Elena A. Lyubimova, candidate of sociological sciences, assistant professor of department general and social phychology, Tyumen State University, E-mail: e.a.lyubimova@utmn.ru.

РЕЗЮМЕ

В статье рассмотрена жизнь соло как выбор самостоятельного отдельного проживания пожизненно или на конкретный период жизни, а также методика изучения указанного явления. Авторами дается характеристика жизни соло как социально-психологического феномена, под которым подразумевается отдельное проживание жителя города в персонализированном жизненном пространстве (отдельное жилье), без партнера, детей и иных родственников, самостоятельно ведущего домашнее хозяйство (не разделяя ни с кем доходы и расходы), не рассматривая его как вариант одиночества, а как осознанный выбор человека. Одиночное существование классически описывается, как негативное явление, и желательным решением проблемы считается установление традиционных семейных отношений.

На основании анализа литературы и проведенных ранее исследований формулируется гипотеза о том, что для женщин, сознательно выбирающих жизнь соло, характерна большая четкость психологических границ Я, проявляющаяся как по отношению к себе, так и к другим людям. Авторами приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке одиноких городских женщин в возрасте от 30 до 50 лет, разделенных на две выборочные совокупности, сформированные по критерию отношения к жизни соло: экспериментальная группа - сознательно выбравшие жизнь соло вообще либо на данном отрезке жизни; контрольная группа - переживающих одиночество как вынужденное состояние и стремящиеся это изменить. По результатам исследования делаются выводы об особенностях границ Я у женщин, для которых жизнь соло является сознательным выбором, по равнению с женщинами, испытывающими вынужденное одиночество. Женщины, сознательно выбирающие жизнь соло, вынуждены более осознанно относиться к выстраиванию границ своего Я, чтобы защититься от возможного социального давления по этому поводу. Сольное проживание не всегда сопровождается уменьшением социальных связей, а переживание одиночества может быть не связано с фактическим социальным статусом человека.

Ключевые слова: жизнь соло, одиночество, стиль жизни, феномен городского одиночества, границы Я.

WOMEN'S SOLO LIVING: PERSONAL BOUNDARIES PARTICULARITIES

Lyubimova E. A.1, Andreeva O. S.2

1 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia

2 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia

SUMMARY

The article deal with solo living as the adoption of independent living alone for a lifetime, or for a specific period of life, and methods for studying this phenomenon. The authors describe urban loneliness as a socio-psychological phenomenon, which refers to independent living city residents by separate housing, without a partner, children and other relatives, on their own leading household (not sharing with anyone income and expenses). Solo living not considering it as an option of loneliness, but as an informed choice of a person. Solitary existence is classically described as a negative phenomenon, and the establishment of traditional family relationships is considered a desirable solution to the problem.

Based on the analysis of literature and previous studies, it is hypothesized that women who knowingly choose solo living are characterized by greater clarity of personal boundaries, which manifests itself and other people. The authors present the results of an empirical study carried out on a sample of single urban women between the ages of 30 and 50, divided into two sample groups formed by the criterion of attitude to life solo: an experimental group - deliberately selected to live solo in general or at a given segment of life; a control group - experiencing loneliness as a forced condition and seeking to change that. Based on the results of the study, conclusions are drawn about personal boundaries particularities in women for whom life solo is a conscious choice, equal to women who experience forced loneliness. Women who consciously choose solo living are forced to be more conscious about building their personal boundaries to defend themselves against possible social pressures about it. Solo living is not always accompanied by a decrease in social ties, and experiencing loneliness may not be related to a person 's actual social status.

Key words: solo living, loneliness, life style, urban loneliness, personal boundaries.

Целью статьи выступает рассмотрение жизни соло как выбора самостоятельного отдельного проживания в течение всей жизни, либо на конкретный её период, а также методика изучения данного феномена. Актуальность указанной темы определяется тем, что в последнее время появился новый социально-психологический феномен, уже получивший самостоятельное название - «жизнь соло», «going solo» [1], «solo living» [2], под которым понимается феномен городского одиночества, осознанный выбор жителями крупных городов жизни в одиночку.

Жизнь соло - феномен изначально социальный. В научный оборот понятие «жизнь соло» введено американским социологом Э. Кляйненбергом [1]. Исследователь не дает прямого определения данного явления, скорее использует его как метафору. Жизнь соло - это отдельное проживание жителя города в персонализированном жизненном пространстве (отдельное жилье), без партнера, детей и иных родственников, самостоятельно ведущего домашнее хозяйство (не разделяя ни с кем доходы и расходы).

Современная социокультурная трансформация сопровождается расщеплением при-мордиальных плотных социальных связей, характерных для общинно-коллективного образа жизни. Жизнь соло - это неотъемлемая часть новой социальной реальности. Эта тенденция получила достаточно широкое распространение в США и западно-европейских странах, и, по прогнозам социологов [3-5], будет расширяться в нашей стране, а осмысление этого явления возможно в среднесрочной временной и пространственной перспективе.

Для психологической теории и практики это явление достаточно новое и неизученное. В настоящее время его скорее принято рассматривать через понятие одиночества, что не отражает всего многообразия феномена жизни соло. Жизнь соло может быть разнообразной и комфортной. Данный феномен становится популярным, трансформируя общественную

жизнь, изменяет подходы к градостроительству и экономическому развитию. Сольное проживание затрагивает все социальные слои, вне зависимости от их состава и социального положения. Жизнь соло может рассматриваться как «стратегия совладания со стрессом общественной и профессиональной жизни» [6], формирующая пространство для рекреации.

С другой стороны, жизнь соло может содержать ряд амбивалентностей, требующих изучения, например:

- образ жизни соло городского человека может подвергаться как валоризации, так и стигматизации;

- жизнь соло, как результат осознанного выбора, дает ресурсы жизнестойкости, а жизнь соло, как вынужденная необходимость, может представлять угрозу [3].

Проблемный ракурс этого явления состоит в том, что в большинстве источников, изучающих одиночество, оно рассматривается как негативный фактор или как временный период в жизни человека. Но в последнее время изменившиеся условия жизни ведут к тому, что многие люди выбирают образ жизни соло, и он для них не является ни временным, ни переживаемым негативно, а соответствует их жизненному выбору.

Социальные изменения способствовали тому, что люди стали чаще выбирать подобный образ жизни, и он не воспринимается ими как временный либо негативно переживаемый. Появление социального феномена жизни соло также является следствием усиления социальной роли женщин, интенсивного развития средств коммуникации, массовой урбанизации, роста средней продолжительности жизни, наличия возможности отдельного проживания. Жизнь соло может рассматриваться в качестве нового способа социальной реализации, дополняющего традиционные семейные ячейки. В зарубежных исследованиях жизнь соло чаще всего рассматривается как осознанный, самостоятельный, осмысленный выбор, а в России наблюдается другая картина. Крайне редко это является изначально самостоятельным выбором, скорее «я вынужденно попробовала, и мне это понравилось».

Для изучения категории людей, проживающих в одиночестве, необходимо определять границы феноменов «одиночество» и «жизнь соло», а также понимать социально-психологическую специфику последнего. Особенно это касается женщин, проживающих соло, поскольку происходит столкновение традиционных представлений о женской роли и жизни в одиночестве как осознанного выбора.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Рассмотрим схему констатирующего экспериментального исследования границ Я у российских городских женщин, сознательно выбирающих жизнь соло. На основании анализа научной литературы и проведенных ранее исследований нами была сформулирована гипотеза о том, что для женщин, сознательно выбирающих жизнь соло, характерна большая четкость психологических границ Я, проявляющаяся как по отношению к себе, так и к другим людям.

Исходя из теоретического анализа заявленной проблемы и в соответствие со сформулированной гипотезой был выбран методический инструментарий количественного исследования: методика «Границы Я» Н. Браун (N. Brown, 1998) в адаптации Е.О. Шамшиковой [7]. Методика является инструментом для оценки уровня психологической дистанции (характеризуется способностью/неспособностью личности регулировать степень доступности и открытости собственного психического содержания другим объектам) и отражает частоту нарушения границ этих объектов. Шкала «психологическая дистанция» имеет обратную форму по отношению к прямой шкале «частота нарушений границ окружающих людей».

Независимой переменной выступает жизнь в одиночестве как осознанный выбор (жизнь соло) либо как вынужденное состояние. Зависимой переменной являются психологические границы Я.

Контролируемыми переменными в рамках рассматриваемого исследования выступают: пол, возраст, статус проживания, отсутствие детей (контролируется на этапе подбора выборки).

Характеристики выборки: количественное исследование проводится на двух выборочных совокупностях, сформированных по критерию отношения к жизни соло: экспериментальная группа - «я выбираю самостоятельное проживания на данном отрезке моей жизни» (27 чел.), контрольная группа - «я одинока, но стремлюсь это изменить как можно быстрее (нахожусь в активном поиске)» (25 чел.).

Дополнительное условие для экспериментальной группы - проживание соло не менее трех лет. Исследуются городские женщины в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие высшее, либо среднее специальное образование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для оценки различий между двумя независимыми выборками применялся критерий Манна-Уитни по признакам, измеренным количественно. Для расчета коэффициента использовалась программа STATISTICA10.

Полученные результаты подтверждают статистическую значимость различий (р=0,011718) по критерию «Границы Я» для представительниц экспериментальной и контрольной групп. Более выражены границы Я у экспериментальной группы (см. Рисунок 1. «Границы Я в экспериментальной и контрольной группах»).

Рисунок 1. «Границы Я» в экспериментальной и контрольной группах1

Женщины, живушде соло, не позволяют себе пересекать границы другого человека и, соответственно, требуют уважения к своим границам, к примеру, не берут веши без разрешения, не контролируют действия партнера и тому подобное. Если одиночество является осознанным выбором, это может говорить о том, что для таких женщин психологические границы имеют важное значение. При этом женщины по-разному оценивают отношение к себе со стороны близких и социума. При этом женщина, как правило, имеет хороший, близкий круг социальной поддержки, куда входят друзья. Отношение со стороны семьи может варьироваться, то есть семья может выступать как поддерживающая, так и давящая.

Таким образом, подтверждается наша гипотеза «Для женщин, сознательно выбирающих жизнь соло, характерна большая четкость психологических границ Я, проявляющаяся как по отношению к себе, так и к другим людям».

ОБСУЖДЕНИЕ

В контексте обсуждения полученных результатов представляется необходимым провести различие между людьми, сознательно выбравшими одиночество (одиночки) и одинокими людьми. Для добровольных одиночек характерно самостоятельное отдельное проживание без нужды в регулярной, тесной связи с другими. Одинокие люди воспринимают себя как непохожих, отдаленных от других. Они стремятся сблизиться с людьми, преодолеть коммуникативные барьеры. «Одиночка морально не зависит от общества, в то время как одинокий связан с социумом и тяготится этими отношениями» [8].

При одиночестве как стиле жизни человек сохраняет возможность общения с кем

посчитает нужным в любое время. Чаще сольное проживание - это осознанный выбор в пользу свободы, ответственности, самодостаточности. Об чем писал К. Юнг: «достигший сознания настоящего человек одинок. «Современный» человек во все времена был таковым, ибо каждый шаг к более полной сознательности удалял его от изначального, чисто животного единения со стадом, от погружённости в общую бессознательность» [9]. Стиль жизни соло - это баланс между потребностями в близости и независимостью, что естественно требует большей четкости границ Я.

Э. Кляйненберг отметил, что подобный стиль жизни «...соответствует ключевым ценностям современности - индивидуальной свободе, личному контролю и стремлению к самореализации. Жизнь в одиночестве дает возможность делать то, что мы хотим, когда мы этого хотим и на условиях, которые мы сами устанавливаем» [1]. Одиночки не испытывают страданий от одиночества, поскольку у них множество социальных контактов с друзьями, родителями, сексуальными партнёрами, коллегами, вовлеченность в различные социальные сети. Произошла «революция»: в современном обществе, чтобы не испытывать отчужденность, быть частью мира не нужно совместное, постоянное проживание с кем-то. Современное одиночество - это способ самопознания, личностной свободы, развития карьеры, самоуважения и творческой самореализации.

В соответствие с теорией второго демографического перехода, трансформация ген-дерных ролей привели к отсрочке вступления в брак, увеличению супружеского распада, уменьшению размеров семьи и увеличению уровня жизни в одиночку. В социологической литературе жизнь соло часто рассматривается как конечный продукт возрастающей индивидуализации и дробления жизненного пути. Так, Э. Гидденс жизнь в одиночестве описывает как «стремление индивидуумов (особенно женщин) к развитию более равноправных и глубоких отношений и перерисовке границ в личной жизни» [10].

На основе анализа исследований жизни соло выявлены положительные и отрицательные аспекты данного феномена. К первым можно отнести свободу как возможность делать то, что хочется; наличие возможности для отдыха и восстановления сил; возможность понять себя и смысл собственной жизни; саморазвитие, карьерный рост, творчество, самовыражение. К негативным аспектам проживания соло относят стигматизацию и дискриминацию людей, не состоящих в браке [11,12]. Отсюда можно предположить, что женщины, сознательно выбирающие жизнь соло, также вынуждены более осознанно относиться к выстраиванию границ своего Я, чтобы защититься от возможного социального давления по этому поводу. При этом выбор жизни соло не означает разрушения социальных связей, он демонстрирует скорее укоренение индивидуалистических ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь соло в рамках данного исследования рассматривается как постоянный либо устойчивый на определенном (достаточно длительном) этапе стиль жизни. Жизнь соло - это феномен городского одиночества, осознанный выбор жителями крупных городов жизни в одиночку. Причинами возникновения этого нового образа жизни выступают формирование культа индивида, доминирующими ценностями которого являются свобода, гибкость и личный выбор; расширение индивидуальных потребностей; повышение статуса женщин; роста числа городов; увеличение продолжительности жизни; развитие коммуникационных технологий; ускоренный ритм жизни большого города; усталость от постоянного нахождения в толпе; разделение по социальному и материальному критерию.

Доля таких людей в современном обществе возрастает. Меняется социальное отношение к феномену сольного проживания. Если раньше жизнь соло рассматривалась исключительно как проблема, то сейчас начинает позиционироваться как особый стиль жизни. Поэтому мы рассматриваем жизнь соло как новое социальное явление, когда человек живет один, и планирует некоторое время, либо всегда пребывать в этом одиночестве.

Для женщин, проживающих соло, характерен высокий уровень психологической дистанции, которые выражен наличием системы представлений об оптимальных параметрах протяженности собственного психологического пространства, низкой частотой нарушения границ других людей, высокой способностью контролировать и защищать собственное психологическое пространство, стремлением к сотрудничеству, потребностью «быть самим собой» и одновременно «быть вместе с другими». Таким образом, мы можем говорить о том, что для женщин, осознанно выбирающих жизнь соло, характерна большая четкость психологических границ Я, проявляющаяся как по отношению к себе, так и к другим людям.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: We have no conflict of interest to declare.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кляйненберг Э. Жизнь соло. Новая социальная реальность. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.

2. Smith A., Wasoff F., Jamieson L. Solo Living Across the Adult Lifecourse. CRFR Research Briefing. 2005;20.

3. Любимова Е. А. Жизнь соло как элемент социальной идентичности личности. Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: Материалы V Тюменского международного социологического Форума. 5 - 6 октября 2017 г. [Электронный ресурс]. Тюмень: Тюменский государственный университет, Тюменская областная Дума, Правительство Тюменской области, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Тюменский индустриальный университет, Сургутский государственный университет, Тюменское областное отделение Академии социальных наук, 2017:181-185.

4. Snell K. D. M. (2017) The rise of living alone and loneliness in history, Social History, 42:1, 2-28, DOI: 10.1080/03071022.2017.1256093

5. Чернова Э. Г. «Жизнь соло» как путь к идентичности. Социум и власть. 2015;2(52):130-133.

6. Крюкова Т.Л. Когнитивная психология совладания с одиночеством. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013;2:93-97.

7. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown). Мир науки, культуры, образования. 2009;4(16):167-173.

8. Каштанова О. В. Индивиды-одиночки в представлениях различных половозрастных групп. Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. 2014;4:82-85.

9. Юнг К. Г. Проблема души современного человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// psylib.org.ua/books/_yungk04.htm (дата обращения 27.01.2018).

10. Гидденс Э. Социология. М.: URSS, 2005.

11. DePaulo B. Singled Out: How Singles Are Stereotyped, Stigmatized, and Ignored, and Still Live Happily Ever After. Kindle Edition, 2007.

12. Jamieson L., Wasoff F., Simpson R. Solo-Living, Demographic and Family Change: The Need to Know More about Men. [Электронный ресурс]. Sociological Research Online 2009;14(3). URL: http://www. socresonline.org.uk/14/2/5.html

REFERENCES

1. Klyajnenberg E. Zhizn' solo. Novaya social'naya real'nost'. M.: Al'pina non-fikshn, 2014.

2. Smith A., Wasoff F., Jamieson L. Solo Living Across the Adult Lifecourse. CRFR Research Briefing. 2005;20.

3. Lyubimova E. A. ZHizn' solo kak ehlement social'noj identichnosti lichnosti // Dinamika social'noj transformacii rossijskogo obshchestva: regional'nye aspekty: Materialy V Tyumenskogo mezhdunarodnogo sociologicheskogo Foruma. 5 - 6 oktyabrya 2017 g. [EHlektronnyj resurs]. Tyumen': Tyumenskij gosudarstvennyj universitet, Tyumenskaya oblastnaya Duma, Pravitel'stvo Tyumenskoj oblasti, Federal'nyj nauchno-issledovatel'skij sociologicheskij centr Rossijskoj akademii nauk, Tyumenskij industrial'nyj universitet, Surgutskij gosudarstvennyj universitet, Tyumenskoe oblastnoe otdelenie Akademii social'nyh nauk, 2017:181-185.

4. Snell K. D. M. (2017) The rise of living alone and loneliness in history, Social History, 42:1, 2-28, DOI: 10.1080/03071022.2017.1256093

5. Chernova E. G. «Zhizn' solo» kak put' k identichnosti. Socium i vlast'. 2015;2(52):130-133.

6. Kryukova T.L. Kognitivnaya psihologiya sovladaniya s odinochestvom. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. 2013;2:93-97.

7. Shamshikova E.O. Adaptaciya zarubezhnoj metodiki «Granicy YA» N. Braun (N. Brown). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009;4(16):167-173.

8. Kashtanova O. V. Individy-odinochki v predstavleniyah razlichnyh polovozrastnyh grupp. Vestnik YArGU. Gumanitarnye nauki. 2014;4:82-85.

9. Jung K. G. Problema dushi sovremennogo cheloveka. URL: http://psylib.org.ua/books/_yungk04.htm (27.01.2018).

10. Giddens E. Sociologiya. M.: URSS, 2005.

zz

11. DePaulo B. Singled Out: How Singles Are Stereotyped, Stigmatized, and Ignored, and Still Live Happily Ever After. Kindle Edition, 2007.

12. Jamieson L., Wasoff F., Simpson R. Solo-Living, Demographic and Family Change: The Need to Know More about Men. Sociological Research Online 2009;14(3). URL: http://www.socresonline.org. uk/14/2/5.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.