С.М. КОЛКОВА, М.С. КОКОУРОВА. ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
THE PECULIARITIES OF READINESS OF CHILDREN OF SHORT STAY GROUPS IN A PRESCHOOL FOR SCHOOL LEARNING
С.М. Колкова, М.С. Кокоурова
S.M. Kolkova, M.S. Kokourova
Дошкольное образование, готовность к школе, группа кратковременного пребывания, группа полного дня, психология развития, педагогика, мотив учения, самооценка, обучение, дети дошкольного возраста. В статье освещается проблема готовности детей к школе, различий между детьми, посещающими группы кратковременного пребывания и группы полного дня в ДОО. Приведены данные исследования различных составляющих готовности к школе детей из различных групп и их сравнительный анализ. Сделаны выводы о различиях и сходствах между данными группами. Подчеркивается важность своевременного заострения внимания на особенностях готовности к школе детей, посещающих группу кратковременного пребывания.
Актуальность изучения психологической готовности детей, посещающих группу кратковременного пребывания для подготовки к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс [Дмитриевская, 2014],
В связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе. Проблемы с нехваткой мест для всех желающих попасть в детский сад существуют в любом российском городе. Родители вынуждены отдавать дошкольников в группы кратковременного пребывания, чтобы в какой-то мере подготовить ребёнка к школе [Мануйлов, 2015, с. 12-18]. В связи с этим цель исследования: определить, существуют ли различия в уровне личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной и
Pre-school education, readiness for school, a short stay group, a full time group, developmental psychology, pedagogics, motives for learning, self-assess-ment, learning, pre-school children. The article highlights the problem of childrenws readiness for school, the differences between the children who attend short stay groups and full day groups in a preschool. The authors show the data of the study of various components of readiness of children from different groups for school and their comparative analysis. There are the conclusions about the differences and similarities between these groups. The authors emphasize the importance of timely focusing on the features of readiness of children attending a short stay group for school.
социально-психологической готовности детей, которые посещали группу кратковременного пребывания для подготовки к школе по сравнению с детьми, находящимися в широком социальном окружении - в детском саду [Венгер Л .А., Венгер А.Л., 1994; Гуткина, 2002].
Экспериментальная выборка составила 40 детей 6-7 лет: 20 детей, посещающих группу полного дня (11 мальчиков и 9 девочек), и 20 детей, посещающих группу кратковременного пребывания для подготовки к школе (8 мальчиков и 12 девочек).
Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность её мотивационного компонента; для выявления доминирующих мотивов была проведена методика «Мотивы учения» (разработка М.Р. Гинзбурга).
Для детей, посещающих группу полного дня, характерны следующие мотивы: учебный
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч
<
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
а
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н
U w
PQ
# ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Педагогическая психология
мотив-65 %, социальный -15 %, позиционный -10 %, игровой - 5 %, внешний - 5 %, а для детей, посещающих группу кратковременного пребывания: учебный мотив - 40 %, социальный -15 %, позиционный -10 %, игровой - 20 %, внешний -10 %.
Следующей содержательной характеристикой личностной готовности является самооценка, данные методики «Кто я?». По результатам низкий уровень самооценки 5 % имеют дети, посещающие группу кратковременного пребывания, средний - 30 %, высокий- 60 %, очень высокий - 5 %, в группе полного дня у детей средний уровень самооценки - 15 %; высокий - 70 %, очень высокий - 5 %. Согласно возрастной норме самооценка дошкольника высокая.
Для исследования эмоционально-волевой готовности проведена методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности имеют 55 % детей в группе полного дня и 45 % в группе кратковременного пребывания, выше среднего-40% в той и другой группах, средней - 5 и 10 % соответственно, и ниже среднего - 5 % в группе кратковременного пребывания.
Для получения более точных данных была проведена методика «Домик» (И.В. Дубровиной). По результатам высокий уровень сформированное™ 75 % имеют дети группы полного дня и 65 % группы кратковременного пребывания, средний уровень - 25 и 35 % соответственно.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка кругозора и запаса знаний, сформированность начальных умений учебной деятельности, аналитическое мышление, логическое запоминание, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности. Эти содержательные характеристики интеллектуальной готовности были исследованы с помощью методики «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе» и ориентацион-ного теста школьной зрелости Керна - Йирасека.
По методике «Оценка» высокий уровень интеллектуальной готовности у 80 % детей группы полного дня и 65 % группы кратковременного пребывания, средний - 15 и 20 % соответствен-
но, низкий - 5 % в группе полного дня и 15 % в группе кратковременного пребывания.
Результаты теста Керна - Йирасека свидетельствуют, что высокий уровень сформированное™ имеют 70 % детей группы полного дня и 60 % группы кратковременного пребывания, низкий уровень - 5 и 15 % соответственно, средний уровень - 25 %.
Социально-психологическая готовность к школе предполагает развитие у ребенка таких качеств, которые способствовали лучшему взаимодействию с учителем и со сверстниками: особенности восприятия действия другого, соответствие действий ребенка социальным нормам, соотнесение своих интересов с интересами партнера, способность взять на себя роль школьника, способность подчиняться инструкциям взрослого. Анализ рзультатов проведения методик «Зеркало» и «Раскраска» позволил распределить детей на пять типов: дошкольный, предшкольный, учебный, псевдоучебный, коммуникативный.
По результатам проведенного исследования по методике «Зеркало» в группе полного дня 60 % детей относятся к учебному типу, по 15 % к коммуникативному и предшкольному типам и по 5 % к дошкольному и псевдошкольному типам; в группе кратковременного пребывания 55 % детей относятся к учебному типу, 15 % к коммуникативному типу и по 10 % к предшкольному, дошкольному и псевдошкольному типам.
По итогам «Раскраски» 75 % детей группы полного дня и 45 % детей группы кратковременного пребывания относятся к учебному типу, к предшкольному - 15 и 5 % соответственно, к коммуникативному - 5 и 15 %, к дошкольному -5 и 30 %, к псевдоучебному - 5 % детей группы кратковременного пребывания.
Для решения вопроса о наличии достоверных различий между группами применим «хи-квадрат» Пирсона.
Рассмотрим гипотезу Н0об отсутствии достоверных различий по уровню готовности к школе детей в группе полного дня и в группе кратковременного пребывания и Н1 о наличии достоверных различий между группами. Уровень значимости примем равным 0,05^
Проведем вычисления Хэмп с использованием формулы:
С.М. КОЛКОВА, М.С. КОКОУРОВА. ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ
ЭС э
к
= 1
7=1
\п —п
V эмп теор
теор
Личностная готовность детей к обучению в школе:
IL крит
Ср
2
0,05; v = l) = 3,841.
Значение Хэмп = 4,44 попало в «область значимости различий», значит, с надежностью 0,95 можно говорить о наличии достоверных различий эмпирических распределений признака «личностная готовность к школьному обучению». Наблюдаемые различия между готовностью детей к школе не случайны, и группы можно считать значимо отличающимися.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению:
Х2крит(Р = 0,05; у = 1) = 3,841.
2
Значение 1эмп =2,06 попало в «область незначимости различий», значит, с надежностью 0,95 можно говорить об отсутствии достоверных различий эмпирических распределений признака «интеллектуальная готовность к школьному обучению». Наблюдаемые различия между готовностью детей к школе случайны, и группы можно считать значимо не отличающимися.
Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе:
X
крит
о = 0,05; v = l) = 3,841.
Значение Хэлш =1,013 попало в «область незначимости различий», значит, с надежностью 0,95 можно говорить об отсутствии достоверных различий эмпирических распределений признака «эмоционально-волевая готовность к школьному обучению». Наблюдаемые различия между готовностью детьми к школе случайны, и группы можно считать значимо не отличающимися.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению:
Х2кРит (Р = 0,05; у = 1) = 3,841.
Значение Хэмп =4,32 попало в «область значимости различий», значит, с надежностью 0,95 можно говорить о наличии достоверных различий эмпирических распределений признака
«социально-психологическая готовность к школьному обучению». Наблюдаемые различия между готовностью детьми к школе не случайны, и группы можно считать значимо отличающимися.
Итак, дети, посещающие группу кратковременного пребывания, больше ориентированы на игру, недостаточно готовы действовать совместно, согласовывать свои действия, нуждаются в одобрении, непосредственны, восприятие школы не четко, поверхностно. Дети, посещающие дошкольное учреждение, позитивно относятся к школе, учителям, любознательны, умеют подчиняться нормам и правилам. Интеллектуальное развитие детей соответствует возрасту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей, посещающих группу кратковременного пребывания, в сравнении с детьми, посещающими дошкольное учреждение, менее развиты такие компоненты, как личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению, а интеллектуальная готовность и эмоционально-волевая готовность принципиальных различий не имеют.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности обратить внимание педагогов групп краткосрочного пребывания на особенности готовности к школе детей, их посещающих. На основании полученных данных специалистами психологической службы могут быть разработаны рекомендации для воспитателей групп кратковременного пребывания.
Библиографический список
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?: учебное пособие. М.: Знание, 1994. 140 с.
2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Психологические параметры. 3-е изд., перераб. М.: МГППУ, 2002. 68 с.
3. Дмитриевская О.О. Особенности групп кратковременного пребывания. URL: http:// www.kindergenii.ru/metodiki2/gruppi-kratkogo-dny.htm
4. Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1.
< Щ
w £
I
Ч
С я
2 * о <:
к к
Й и н и
Рн <
я
и ^
2§
о ^
Ц
4 &
рн а
и с
М
5 К
н и
W PQ