Научная статья на тему 'Особенности государственной молодежной политики занятости'

Особенности государственной молодежной политики занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной молодежной политики занятости»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Особенности государственной молодежной политики занятости

64.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности государственной молодежной политики занятости, где раскрыты вопросы снижения безработицы среди молодежи, создания информационной базы о безработных среди молодежи и вакантных местах на предприятиях, повышения качества образования и другие меры молодежной политики занятости. Ключевые слова: занятость, молодежная политика, безработица, государство, образование.

Sultanov G.S. Features of the state youth policy of employment

In article features of the state youth policy of employment where questions of decrease in unemployment among youth, creations of information base about the unemployed among youth and vacant places at the enterprises, improvement of quality of education and other measures of youth policy of employment are opened are considered.

Keywords: employment, youth policy, unemployment, state, education.

Задача снижения безработицы молодежи чрезвычайно актуальна в настоящее время. Кроме того, она является долгосрочной в силу своего комплексного характера: сама эта проблема укоренена в ряде социальных, экономических и культурных факторов макро- и микроуровня. Проблемы занятости молодежи тесно переплетаются с проблемами образования и получения профессии. Необходимо как можно быстрее принять меры, чтобы молодежь выходила на рынок труда социально защищенной, имея нужную экономике профессию, полученную в профессиональном образовательном учреждении. Наиболее эффективными в этом направлении будут меры активной образовательной политики и политики занятости, нацеленные на повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней. Кроме того, среди вопросов образовательной политики, требующих первоочередного решения, оказываются не только реструктуризация подготовки специалистов в зависимости от реальных потребностей рынка труда, но и трудоустройство выпускников [1, 7280].

В традиционном подходе к трудоустройству сами проблемы молодежи решаются постфактум: выпускник, не сумевший найти работу, направляется на переподготовку либо информируется о наличии вакансий. Когда система содействия трудоустройству молодежи ориентируется лишь на обязательства государства, то сам человек фактически отстранен от самореализации, его потенциал оказывается невостребованным. Новые принципы российской социальной политики должны преодолеть такой ограниченный подход, причина которого - разобщение институтов образования и занятости [2]. Новый подход должен включать повышение качества социальных услуг, развитие гражданской и частной инициативы, стратегию активизации человеческих ресурсов. Среди конкретных мер можно предложить разработку и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, студентов и выпускников учреждений профессионального образования и руководителей предприятий данными о рынках труда и образовательных услуг. Должны быть сформированы как можно более полные и всеохватывающие банк вакансий для выпускников профессиональных учебных заведений и база данных о динамике рынка труда. Это поможет обеспечить адресное создание рабочих мест. Главная задача - добиться соответствия структуры и качества подготовки молодых специалистов реальным потребностям рынка труда. Все это должно происходить с учетом особенностей региональных и локальных рынков труда. Вся проблематика занятости должна быть "вписана" в сетку регионального и поселенческого аспектов. Отношения на рынке труда самым непосредственным способом связаны с теми процессами, которые происходят сегодня в регионах России.

Для преодоления несоответствия качества подготовки специалистов и требований рынка необходимо проведение далеко идущей реформы национальной системы образования [3].

Султанов Гарун

Султанахмедович

к.э.н., доцент, ДГУ

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале Она должна: стимулировать в среднем более длительное посещение школы молодежью, давая возможность молодым людям из различных социальных слоев получить профессиональное образование; предоставлять более широкое базовое образование и профессиональную подготовку, соответствующие квалификационным потребностям рынка и обеспечивающие в дальнейшем, если необходимо, смену рода занятий или повышение квалификации; увеличить возможности реагирования образовательных институтов на изменения квалификационных потребностей рынка, среди прочих мер, путем выделения государственных средств с большей ориентацией на результат; решить проблему недостаточного финансирования образовательной системы путем объединения государственных и частных средств, а также средств предприятий, при одновременном восстановлении должной мотивации педагогов. Необходимо подчеркнуть, что предлагаемые меры относятся к активной политике занятости. Это означает, что они должны быть направлены на повышение адаптационных способностей молодых людей, развитие и эффективное использование их потенциала, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Пассивная политика занятости (акцент на выплату пособий по безработице) весьма бесперспективна со стратегической точки зрения: она приведет к увеличению количества социальных иждивенцев и бестолковому расходованию средств.

Для того чтобы перечисленные меры было можно реализовать, необходимо добиться эффективного взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, заинтересованного партнерства государственных, частных и некоммерческих структур, образования и служб занятости. Важно, чтобы были использованы рычаги экономического регулирования, создающие приемлемые для отечественных предпринимательских структур и иностранных инвесторов стимулы к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест [4]. За годы рыночных преобразований в России был принят ряд программ федерального и регионального уровней по поддержанию молодежной занятости. Но если судить по тенденциям изменения занятости и безработицы молодежи, это не привело к нормализации ситуации. Многие намеченные мероприятия оставались только на бумаге. В Послании Президента Федеральному собранию говорится о необходимости более активных реформ в образовательной и трудовой сферах. Все это вселяет надежду на то, что решение проблемы сохранения и преумножения человеческого капитала станет приоритетным для руководства страны и ситуация на российском молодежном рынке труда будет улучшаться. Однако, опыт решения проблем занятости молодежи в России еще невелик. В связи с этим следует обратить пристальное внимание на опыт ряда зарубежных стран, правительства которых, уже давно начав активно решать вопросы занятости молодежи, избавляют будущие поколения от многих социально-экономических проблем. Необходимы более активное сотрудничество руководства профессиональных учебных заведений, служб занятости и работодателей с целью трудоустройства молодежи и реформа профессионального образования. Необходима активная работа по прогнозированию изменений отраслевой структуры экономики и спроса на определенные категории специалистов. Целесообразно создание как можно более полной информационной базы вакансий и образовательных услуг. Государством должны быть использованы рычаги экономического стимулирования по отношению к отечественным предпринимателям и иностранным инвесторам с целью создания рабочих мест для выпускников профессиональных учебных заведений. Таким образом, политика государства на молодежном рынке труда России должна быть активной, направленной на повышение адаптационных способностей молодых людей, на развитие и наиболее эффективное использование их потенциала и на скорейшее включение их в трудовую жизнь.

Литература:

1. Кутаев Ш.К. Трудовой потенциал: направления эффективного использования // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 1. - С. 72-80;

2. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 2006. №1;

3. Кутаев Ш.К. Совершенствование организационных форм регулирования рынка труда // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2011. - №1. - С. 272-277.

4. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: реструктуризация без адаптации. М.: Наука. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.