Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины'

Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / THE GOVERNMENT CONTROL / REGION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витренко-хрусталева Татьяна Николаевна

В статье проанализированы особенности и намечены приоритеты и основные направления государственного регулирования инновационного развития регионов Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витренко-хрусталева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of government control of innovative development of regions of Ukraine

In the article the features of government control of innovative development of regions of Ukraine are analyzed. Priorities and basic directions of government control of innovative development of regions of Ukraine in modern terms are set.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 351.82:330.341.1

Витренко-Хрусталева Т.Н., соиск.

Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины

В статье проанализированы особенности и намечены приоритеты и основные направления государственного регулирования инновационного развития регионов Украины.

Ключевые слова: государственное регулирование, регион, инновационное развитие, конкурентоспособность.

Наиболее эффективной сегодня считается экономика, в которой основным производственным ресурсом становятся знания и информация, т.е. «экономика, которая базируется на знаниях» (knowledge-based economy). Если источником конкурентных преимуществ любой страны в индустриальной экономике были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила, то в новой постиндустриальной экономике факторами успеха стран стало динамическое развитие инноваций и предпринимательства, развитие инфраструктуры информации и распространение знаний (интернет, базы данных, телекоммуникации).

По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «знание признается сегодня локомотивом в повышении производительности труда и экономического роста» [1].

Развитие экономики знаний как основного источника стабильного экономического роста в развитых странах способствует росту объемов ВВП, увеличению экспортного потенциала, сокращению производственных расходов, что обеспечивает не только развитие отраслей экономики, но и качественную трансформацию всего общества, в том числе на региональном уровне.

Региональное развитие Украины происходит довольно сложно и противоречиво. Анализируя период рыночных реформ в Украине, следует отметить, что инновационный фактор был практически исключен из процесса реформирования экономики. Результатом такой политики стало разрушение научно-технического потенциала, обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, что привело к росту технологической зависимости от развитых стран.

Согласно отчету о конкурентоспособности регионов Украины за 2012 г., который составляет Фонд «Эффективное управление» (ФЭУ) при поддержке Всемирного экономического форума, главным тормозом в развитии всех регионов страны оказались факторы, не зависящие в полной мере

от самих регионов, а именно: нестабильность государственной политики, коррупция и налоговая политика.

Согласно национальному Индексу конкурентоспособности 2012 г., 27 регионов Украины расположились в рейтинге следующим образом: г. Киев, Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Одесская, Запорожская области, г. Севастополь, Полтавская, Львовская, Волынская, Ривненская, Сумская, Николаевская, Винницкая, Черновицкая, Закарпатская, Черкасская области, АР Крым, Луганская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Тернопольская, Черниговская, Житомирская, Кировоградская, Херсонская области (конкурентоспособность региона оценивается по 12 основным составляющим: от институциональной среды и макроэкономического состояния

до уровня развития бизнеса и инноваций, а также учитывается опрос 2100 руководителей государственных и частных предприятий) [2].

То есть одной из основных проблем регионального развития Украины и социально-экономического упадка большинства территорий страны является неэффективность действий органов власти. Это привело, в частности, к спаду производства, росту безработицы, снижению уровня жизни населения в большинстве регионов страны.

Проблемы, которые мешают формированию и становлению инновационной модели развития украинской экономики, характерны как для государства в целом, так и для регионов в частности (рис. 1.) [3, с. 48-50].

Общие проблемы Проблемы разных уровней

1. Недостаточность финансирования научно-технических исследований

2. Несовершенство нормативно-правовой базы

3. Несоответствие корпоративной структуры

4. Отсутствие четко опр еделенной системы приоритетов

5. Медленное формирование рынка инновационной продукции

6. Неготовность государственного управления к инновационному развитию экономики

ГОСУДАРСТВО I— 1. Отсутствие эффективной научно-технической и инновационной политики 2. Неопределенность эко-

номической ситуации 3. Быстрая трансформация рыночной экономики

РЕГИОН 1— 1. Отсутствие эффективной научно-технической и инновационной политики 2. Неразвитость инноваци-

ПРЕДПРИНИ- онной инфраструктуры

МАТЕЛЬСТВО 1. Технологическая отста-

лость 2. Ориентация на краткосрочную прибыль

Рис. 1. Проблемы инновационного развития экономики регионов

Основными проблемами формирования действенной государственной инновационной политики на региональном уровне в Украине являются:

• несформированность институциональной базы (законодательного, нормативно-распорядительного, инфраструктурного и программноцелевого компонентов) инновационного развития региональной экономики;

• недейственность и незавершенность системы государственной поддержки научной и инновационной деятельности;

• недостаток финансовых, организационных и кадровых ресурсов;

• структурные деформации социально-экономической системы нашей страны в смысле искажения отношений между экономическими агентами и государством (несоблюдение законодательных норм, коррупция, неэффективность контроля и регулирование экономических процессов, тениза-ция экономики);

• недостаточное использование внешних факторов (организационных, институциональных, финансовых, кадровых) влияния, особенно со стороны ЕС, на трансформирование социально-экономической системы в процессе реализации структурно-инновационной модели развития;

• неосознанность стратегической необходимости, недостаточная управляемость и поддержка процесса формирования инновационной инфраструктуры в регионах со стороны государственных органов управления на центральном и, особенно, на региональном уровнях [4, с. 36-39; 5, с. 54-57].

Поэтому стартовые позиции регионов Украины для осуществления модернизации экономики (а эти задачи все еще остаются нерешенными и актуальными) значительно ухудшились. Уровень инновационной активности промышленных предприятий регионов Украины в последние годы не превышает 10-15 %, по сравнению с 51 % в странах ЕС [3].

Решение данной проблемы нуждается в анализе, мониторинге и разработке путей решения проблем, связанных с инновационной деятельностью на региональном уровне. Усиление региональной составляющей в реализации инновационной политики государства и формирование предпосылок интеллектуализации экономики обуславливает важность развития регионального научно-технического потенциала и повышение эффективности его использования путем формирования инновационной инфраструктуры.

Поэтому государству необходимо оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков), созданию центров трансферта высоких технологий; обеспечить государственную поддержку малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая развитие бизнесов-инкубаторов, венчурных форм бизнеса, лизинга, а также системы информационного обеспечения, экспертизы, сертификации и переподготовки инновационных менеджеров [6, с. 82-84].

Необходимо создать сети региональных инновационных научных центров в соответствии со специализацией регионов. Организовать обязатель-

ную переподготовку государственных служащих с целью усвоения ими основ менеджмента инновационной деятельности.

Главная задача государственного регулирования инновационного развития регионов должна состоять в формировании инновационной модели экономического роста. Для этого государство должно выбрать одно из направлений реализации государственной региональной инновационной политики в зависимости от региона страны. В частности: технологического толчка, рыночной ориентации, социальной ориентации, изменения экономической структуры хозяйственного механизма и т.п. [7, с. 77-105].

При этом государственное регулирование инновационных процессов должно способствовать формированию конкурентных преимуществ инновационного типа в экономике украинских регионов, как основы экономического роста, что является приоритетным направлением и требует разработки инновационных моделей их развития [8].

Поэтому в современных условиях правильный выбор модели развития, направленной на сокращение технологического отставания и переход экономики региона на инновационный путь развития, является определяющей в контексте преодоления проблемности и депрессивности регионов.

Модель инновационного развития регионов - это модель, которая основывается непосредственно на получении новых результатов и их технологическом внедрении в производство, обеспечивая прирост валового регионального продукта (ВРП) преимущественно за счет производства наукоемких и конкурентоспособных продукции и услуг. Главной целью такой модели является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики региона за счет использования его природно-экономического, научно-технического и образовательного потенциалов. Географическое положение, наличие природных ресурсов, система высших учебных заведений и государственных научных организаций, образовательный уровень населения, наличие научных достижений в разных сферах деятельности, уровень квалификации рабочих производственного сектора формируют инновационный потенциал региона.

Особенно важным является выбор инновационного пути развития в контексте преодоления депрессивности территорий и регионов. Поэтому актуальной является потребность в дальнейшем научном исследовании общих проблем регионов и разработке моделей инновационного развития конкретных проблемных регионов с целью эффективного использования имеющегося научного, инновационного, производственно-технологического потенциала.

Важным является создание инновационных структур, которые должны органично вписываться в стратегию регионального прогресса, стать инструментом повышения экономических и социальных показателей экономики региона за счет восстановления деятельности предприятий, которые определяют развитие региона и их переход на инновационные рельсы развития.

Развитие региональных инновационных структур должно осуществляться в пределах соответствующей общегосударственной инновационной политики и целевых программных мероприятий по ее воплощению, в том

числе региональных инновационных стратегий. Тем не менее, мероприятия Государственной стратегии регионального развития до 2015 г. имеют в большинстве своем декларативный характер относительно стимулирования инновационной деятельности в регионах. Программы социальноэкономического развития отдельных регионов свидетельствует об определенной неконкретности мероприятий активизации инновационной деятельности, в значительной мере вследствие недостаточного финансового обеспечения и научной обоснованности этих программ.

Для активизации инновационного процесса необходимо увеличить финансирование фундаментальных и прикладных исследований. Разработать соответствующую законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности и инструменты реализации принятых законов, создать по-настоящему благоприятные условия для малого и среднего бизнеса и воссоздать связь «наука - инновационная технология - производство - наука» на региональном уровне.

Необходимо предоставлять региональные преференции тем предприятиям и предпринимателям, которые реализуют инновационные проекты. Переход к устойчивому развитию проблемных регионов возможен при условии переориентации научно-технического прогресса на создание ресурсо-, и энергосберегающих технологий. Поэтому основным приоритетом должно стать использования наукоемких технологий с постепенным вытеснением ресурсоемких.

Государству необходимо стимулировать прирост валового регионального продукта за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности предприятий регионов.

Учитывая многоукладность украинской экономики и систему хозяйственных взаимосвязей субъектов рынка, а также значительное отличие регионов страны по природно-климатическим условиям, приоритетными направлениями региональной инновационно-инвестиционной политики должны стать:

• развитие рекреационно-туристического и оздоровительнолечебного комплексов;

• ускоренное формирование научно - инновационной инфраструктуры;

• внедрение безотходных и малоотходных технологий;

• разработка нетрадиционных источников энергии;

• повышение конкурентоспособности отраслей экономики, определяющих экономику региона;

• увеличение производства сельскохозяйственной продукции на основе разработки и внедрение передовых агротехнологий;

• развитие сельских территорий;

• формирование экологической и природоохранной культуры;

• создание региональной информационно-инновационной сети [9, с. 40-42].

Для предоставления ощутимого импульса инновационного развития регионов страны в вышеуказанных направлениях необходимо, прежде всего, на государственном уровне:

1. Разработать Стратегию инновационного развития регионов Украины.

2. Скорректировать в соответствии с этой Стратегией региональные и отраслевые программы социально-экономического развития, привести в соответствие с их требованиями законодательство, систему государственного и местного самоуправления.

3. Разработать комплекс мероприятий по привлечению внутренних ресурсов и внешних инвестиций для инновационного развития регионов.

4. Определить систему показателей для мониторинга уровня инновационного развития регионов Украины.

5. Обеспечить постоянное информирование общества о задачах, проблемах и успехах страны на пути создания инновационной экономики.

6. Регионализировать государственную инновационную политику путем делегирования соответствующих полномочий местным органам власти, поддержки создания в регионах инновационной инфраструктуры.

7. Сориентировать внешнюю политику государства на более полное использование возможностей от интеграции регионов Украины со странами СНГ и ЕС стран для повышения уровня их инновационности [4].

Таким образом, переход на инновационную модель развития экономики Украины нуждается в соответствующих институциональных изменениях на региональном уровне. Формирование соответствующей институциональной среды должно стать основой создания эффективной инновационной модели регионального развития. Институциональная реформа в Украине в сфере инновационной деятельности на региональном уровне должны обеспечить системные трансформации всех основных составных частей: банковской, государственной, корпоративной, научно-технической, домашних хозяйств, системы управления с учетом международного научно-технического сотрудничества. Указанная трансформация будет иметь положительное влияние на концентрацию капитала, создание мощных хозяйственных и финансовых структур, которые в рамках реализации целевых комплексных программ, государственных научно-технических программ международного сотрудничества, отраслевых и региональных программ должны охватить весь цикл разработки и внедрения передовых технологий, а на их основе - производство конкурентоспособной продукции и повышение уровня жизни населения. Именно в этом контексте и должна формироваться и реализоваться система государственного регулирования инновационного развития регионов Украины в современных условиях.

Литература

1. Гальчинський А.С., Геєць В.М., Кінах А.К., Семиноженко В.Л. Інноваційна стратегія українських реформ. К: Знання України, 2002.

2. Загоруйко Ю. Кому нужна конкурентоспособность: http://zn.ua/ECONOMIC 8/коши_пи2кпа_копкиге^08ро8оЬпо8^ 112628.html.

3. Буга Н., Тарасов І. Модель інноваційного розвитку проблемних регіонів // Економіст. 2007. № 7. С. 48-50.

4. Варналій З. Регіональна інноваційна політика України: проблеми та стратегічні пріоритети // Економіст. 2007. № 9. С. 36-39.

5. Гришина Л., Буга Н. Інноваційний напрямок розвитку як шлях подолання проблемності регіону // Економіст. 2006. № 8. С. 54-57.

6. Бойко О. Проблеми інноваційного розвитку в промисловості України // Економіст. 2004. № 5. С. 82-84.

7. Макогон Ю.В. Новая региональная экономическая политика в Украине: проблемы и перспективы. К: Верховна Рада України, 2005. С. 77-105.

8. Інноваційний розвиток економіки: модель, система управління, державна політика / Под ред. Л.І. Федулової. К.: «Основа», 2005.

9. Папп В. Пріоритетні напрями формування регіональної інноваційно-інвестиційної політики // Економіст. 2007. № 9. С. 40-42.

УДК 338.2:364.3

Кармизова Т. А., асп.

Институционально-экономические основы становления и развития благотворительности в России

На основе статистических данных анализируются индикаторы бедности в государстве. Особое внимание уделяется роли возрастания институционально-экономического механизма благотворительности. Показан многоступенчатый уровень включения государства в благотворительную практику.

Ключевые слова и словосочетания: бедность, благотворительность, этапы формирования, базовые черты, организационные формы благотворительности, перспективы благотворительности.

Развитие рыночной экономики обеспечивается использованием многообразия ресурсов и реализацией системы мер со стороны государства, предпринимателей, общественных организаций и отдельных граждан. Благотворительность является одним из таких ресурсов, значимость которой определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Благотворительность по своей природе функциональна, обладает потенциалом влиять на экономический порядок и повышать качество жизни остро нуждающихся в этом отдельных слоев населения.

Нельзя не согласиться с констатацией факта о том, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.