СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 351.82:330.341.1
Витренко-Хрусталева Т.Н., соиск.
Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины
В статье проанализированы особенности и намечены приоритеты и основные направления государственного регулирования инновационного развития регионов Украины.
Ключевые слова: государственное регулирование, регион, инновационное развитие, конкурентоспособность.
Наиболее эффективной сегодня считается экономика, в которой основным производственным ресурсом становятся знания и информация, т.е. «экономика, которая базируется на знаниях» (knowledge-based economy). Если источником конкурентных преимуществ любой страны в индустриальной экономике были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила, то в новой постиндустриальной экономике факторами успеха стран стало динамическое развитие инноваций и предпринимательства, развитие инфраструктуры информации и распространение знаний (интернет, базы данных, телекоммуникации).
По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «знание признается сегодня локомотивом в повышении производительности труда и экономического роста» [1].
Развитие экономики знаний как основного источника стабильного экономического роста в развитых странах способствует росту объемов ВВП, увеличению экспортного потенциала, сокращению производственных расходов, что обеспечивает не только развитие отраслей экономики, но и качественную трансформацию всего общества, в том числе на региональном уровне.
Региональное развитие Украины происходит довольно сложно и противоречиво. Анализируя период рыночных реформ в Украине, следует отметить, что инновационный фактор был практически исключен из процесса реформирования экономики. Результатом такой политики стало разрушение научно-технического потенциала, обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, что привело к росту технологической зависимости от развитых стран.
Согласно отчету о конкурентоспособности регионов Украины за 2012 г., который составляет Фонд «Эффективное управление» (ФЭУ) при поддержке Всемирного экономического форума, главным тормозом в развитии всех регионов страны оказались факторы, не зависящие в полной мере
от самих регионов, а именно: нестабильность государственной политики, коррупция и налоговая политика.
Согласно национальному Индексу конкурентоспособности 2012 г., 27 регионов Украины расположились в рейтинге следующим образом: г. Киев, Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Одесская, Запорожская области, г. Севастополь, Полтавская, Львовская, Волынская, Ривненская, Сумская, Николаевская, Винницкая, Черновицкая, Закарпатская, Черкасская области, АР Крым, Луганская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Тернопольская, Черниговская, Житомирская, Кировоградская, Херсонская области (конкурентоспособность региона оценивается по 12 основным составляющим: от институциональной среды и макроэкономического состояния
до уровня развития бизнеса и инноваций, а также учитывается опрос 2100 руководителей государственных и частных предприятий) [2].
То есть одной из основных проблем регионального развития Украины и социально-экономического упадка большинства территорий страны является неэффективность действий органов власти. Это привело, в частности, к спаду производства, росту безработицы, снижению уровня жизни населения в большинстве регионов страны.
Проблемы, которые мешают формированию и становлению инновационной модели развития украинской экономики, характерны как для государства в целом, так и для регионов в частности (рис. 1.) [3, с. 48-50].
Общие проблемы Проблемы разных уровней
1. Недостаточность финансирования научно-технических исследований
2. Несовершенство нормативно-правовой базы
3. Несоответствие корпоративной структуры
4. Отсутствие четко опр еделенной системы приоритетов
5. Медленное формирование рынка инновационной продукции
6. Неготовность государственного управления к инновационному развитию экономики
ГОСУДАРСТВО I— 1. Отсутствие эффективной научно-технической и инновационной политики 2. Неопределенность эко-
номической ситуации 3. Быстрая трансформация рыночной экономики
РЕГИОН 1— 1. Отсутствие эффективной научно-технической и инновационной политики 2. Неразвитость инноваци-
ПРЕДПРИНИ- онной инфраструктуры
МАТЕЛЬСТВО 1. Технологическая отста-
лость 2. Ориентация на краткосрочную прибыль
Рис. 1. Проблемы инновационного развития экономики регионов
Основными проблемами формирования действенной государственной инновационной политики на региональном уровне в Украине являются:
• несформированность институциональной базы (законодательного, нормативно-распорядительного, инфраструктурного и программноцелевого компонентов) инновационного развития региональной экономики;
• недейственность и незавершенность системы государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
• недостаток финансовых, организационных и кадровых ресурсов;
• структурные деформации социально-экономической системы нашей страны в смысле искажения отношений между экономическими агентами и государством (несоблюдение законодательных норм, коррупция, неэффективность контроля и регулирование экономических процессов, тениза-ция экономики);
• недостаточное использование внешних факторов (организационных, институциональных, финансовых, кадровых) влияния, особенно со стороны ЕС, на трансформирование социально-экономической системы в процессе реализации структурно-инновационной модели развития;
• неосознанность стратегической необходимости, недостаточная управляемость и поддержка процесса формирования инновационной инфраструктуры в регионах со стороны государственных органов управления на центральном и, особенно, на региональном уровнях [4, с. 36-39; 5, с. 54-57].
Поэтому стартовые позиции регионов Украины для осуществления модернизации экономики (а эти задачи все еще остаются нерешенными и актуальными) значительно ухудшились. Уровень инновационной активности промышленных предприятий регионов Украины в последние годы не превышает 10-15 %, по сравнению с 51 % в странах ЕС [3].
Решение данной проблемы нуждается в анализе, мониторинге и разработке путей решения проблем, связанных с инновационной деятельностью на региональном уровне. Усиление региональной составляющей в реализации инновационной политики государства и формирование предпосылок интеллектуализации экономики обуславливает важность развития регионального научно-технического потенциала и повышение эффективности его использования путем формирования инновационной инфраструктуры.
Поэтому государству необходимо оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков), созданию центров трансферта высоких технологий; обеспечить государственную поддержку малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая развитие бизнесов-инкубаторов, венчурных форм бизнеса, лизинга, а также системы информационного обеспечения, экспертизы, сертификации и переподготовки инновационных менеджеров [6, с. 82-84].
Необходимо создать сети региональных инновационных научных центров в соответствии со специализацией регионов. Организовать обязатель-
ную переподготовку государственных служащих с целью усвоения ими основ менеджмента инновационной деятельности.
Главная задача государственного регулирования инновационного развития регионов должна состоять в формировании инновационной модели экономического роста. Для этого государство должно выбрать одно из направлений реализации государственной региональной инновационной политики в зависимости от региона страны. В частности: технологического толчка, рыночной ориентации, социальной ориентации, изменения экономической структуры хозяйственного механизма и т.п. [7, с. 77-105].
При этом государственное регулирование инновационных процессов должно способствовать формированию конкурентных преимуществ инновационного типа в экономике украинских регионов, как основы экономического роста, что является приоритетным направлением и требует разработки инновационных моделей их развития [8].
Поэтому в современных условиях правильный выбор модели развития, направленной на сокращение технологического отставания и переход экономики региона на инновационный путь развития, является определяющей в контексте преодоления проблемности и депрессивности регионов.
Модель инновационного развития регионов - это модель, которая основывается непосредственно на получении новых результатов и их технологическом внедрении в производство, обеспечивая прирост валового регионального продукта (ВРП) преимущественно за счет производства наукоемких и конкурентоспособных продукции и услуг. Главной целью такой модели является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики региона за счет использования его природно-экономического, научно-технического и образовательного потенциалов. Географическое положение, наличие природных ресурсов, система высших учебных заведений и государственных научных организаций, образовательный уровень населения, наличие научных достижений в разных сферах деятельности, уровень квалификации рабочих производственного сектора формируют инновационный потенциал региона.
Особенно важным является выбор инновационного пути развития в контексте преодоления депрессивности территорий и регионов. Поэтому актуальной является потребность в дальнейшем научном исследовании общих проблем регионов и разработке моделей инновационного развития конкретных проблемных регионов с целью эффективного использования имеющегося научного, инновационного, производственно-технологического потенциала.
Важным является создание инновационных структур, которые должны органично вписываться в стратегию регионального прогресса, стать инструментом повышения экономических и социальных показателей экономики региона за счет восстановления деятельности предприятий, которые определяют развитие региона и их переход на инновационные рельсы развития.
Развитие региональных инновационных структур должно осуществляться в пределах соответствующей общегосударственной инновационной политики и целевых программных мероприятий по ее воплощению, в том
числе региональных инновационных стратегий. Тем не менее, мероприятия Государственной стратегии регионального развития до 2015 г. имеют в большинстве своем декларативный характер относительно стимулирования инновационной деятельности в регионах. Программы социальноэкономического развития отдельных регионов свидетельствует об определенной неконкретности мероприятий активизации инновационной деятельности, в значительной мере вследствие недостаточного финансового обеспечения и научной обоснованности этих программ.
Для активизации инновационного процесса необходимо увеличить финансирование фундаментальных и прикладных исследований. Разработать соответствующую законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности и инструменты реализации принятых законов, создать по-настоящему благоприятные условия для малого и среднего бизнеса и воссоздать связь «наука - инновационная технология - производство - наука» на региональном уровне.
Необходимо предоставлять региональные преференции тем предприятиям и предпринимателям, которые реализуют инновационные проекты. Переход к устойчивому развитию проблемных регионов возможен при условии переориентации научно-технического прогресса на создание ресурсо-, и энергосберегающих технологий. Поэтому основным приоритетом должно стать использования наукоемких технологий с постепенным вытеснением ресурсоемких.
Государству необходимо стимулировать прирост валового регионального продукта за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности предприятий регионов.
Учитывая многоукладность украинской экономики и систему хозяйственных взаимосвязей субъектов рынка, а также значительное отличие регионов страны по природно-климатическим условиям, приоритетными направлениями региональной инновационно-инвестиционной политики должны стать:
• развитие рекреационно-туристического и оздоровительнолечебного комплексов;
• ускоренное формирование научно - инновационной инфраструктуры;
• внедрение безотходных и малоотходных технологий;
• разработка нетрадиционных источников энергии;
• повышение конкурентоспособности отраслей экономики, определяющих экономику региона;
• увеличение производства сельскохозяйственной продукции на основе разработки и внедрение передовых агротехнологий;
• развитие сельских территорий;
• формирование экологической и природоохранной культуры;
• создание региональной информационно-инновационной сети [9, с. 40-42].
Для предоставления ощутимого импульса инновационного развития регионов страны в вышеуказанных направлениях необходимо, прежде всего, на государственном уровне:
1. Разработать Стратегию инновационного развития регионов Украины.
2. Скорректировать в соответствии с этой Стратегией региональные и отраслевые программы социально-экономического развития, привести в соответствие с их требованиями законодательство, систему государственного и местного самоуправления.
3. Разработать комплекс мероприятий по привлечению внутренних ресурсов и внешних инвестиций для инновационного развития регионов.
4. Определить систему показателей для мониторинга уровня инновационного развития регионов Украины.
5. Обеспечить постоянное информирование общества о задачах, проблемах и успехах страны на пути создания инновационной экономики.
6. Регионализировать государственную инновационную политику путем делегирования соответствующих полномочий местным органам власти, поддержки создания в регионах инновационной инфраструктуры.
7. Сориентировать внешнюю политику государства на более полное использование возможностей от интеграции регионов Украины со странами СНГ и ЕС стран для повышения уровня их инновационности [4].
Таким образом, переход на инновационную модель развития экономики Украины нуждается в соответствующих институциональных изменениях на региональном уровне. Формирование соответствующей институциональной среды должно стать основой создания эффективной инновационной модели регионального развития. Институциональная реформа в Украине в сфере инновационной деятельности на региональном уровне должны обеспечить системные трансформации всех основных составных частей: банковской, государственной, корпоративной, научно-технической, домашних хозяйств, системы управления с учетом международного научно-технического сотрудничества. Указанная трансформация будет иметь положительное влияние на концентрацию капитала, создание мощных хозяйственных и финансовых структур, которые в рамках реализации целевых комплексных программ, государственных научно-технических программ международного сотрудничества, отраслевых и региональных программ должны охватить весь цикл разработки и внедрения передовых технологий, а на их основе - производство конкурентоспособной продукции и повышение уровня жизни населения. Именно в этом контексте и должна формироваться и реализоваться система государственного регулирования инновационного развития регионов Украины в современных условиях.
Литература
1. Гальчинський А.С., Геєць В.М., Кінах А.К., Семиноженко В.Л. Інноваційна стратегія українських реформ. К: Знання України, 2002.
2. Загоруйко Ю. Кому нужна конкурентоспособность: http://zn.ua/ECONOMIC 8/коши_пи2кпа_копкиге^08ро8оЬпо8^ 112628.html.
3. Буга Н., Тарасов І. Модель інноваційного розвитку проблемних регіонів // Економіст. 2007. № 7. С. 48-50.
4. Варналій З. Регіональна інноваційна політика України: проблеми та стратегічні пріоритети // Економіст. 2007. № 9. С. 36-39.
5. Гришина Л., Буга Н. Інноваційний напрямок розвитку як шлях подолання проблемності регіону // Економіст. 2006. № 8. С. 54-57.
6. Бойко О. Проблеми інноваційного розвитку в промисловості України // Економіст. 2004. № 5. С. 82-84.
7. Макогон Ю.В. Новая региональная экономическая политика в Украине: проблемы и перспективы. К: Верховна Рада України, 2005. С. 77-105.
8. Інноваційний розвиток економіки: модель, система управління, державна політика / Под ред. Л.І. Федулової. К.: «Основа», 2005.
9. Папп В. Пріоритетні напрями формування регіональної інноваційно-інвестиційної політики // Економіст. 2007. № 9. С. 40-42.
УДК 338.2:364.3
Кармизова Т. А., асп.
Институционально-экономические основы становления и развития благотворительности в России
На основе статистических данных анализируются индикаторы бедности в государстве. Особое внимание уделяется роли возрастания институционально-экономического механизма благотворительности. Показан многоступенчатый уровень включения государства в благотворительную практику.
Ключевые слова и словосочетания: бедность, благотворительность, этапы формирования, базовые черты, организационные формы благотворительности, перспективы благотворительности.
Развитие рыночной экономики обеспечивается использованием многообразия ресурсов и реализацией системы мер со стороны государства, предпринимателей, общественных организаций и отдельных граждан. Благотворительность является одним из таких ресурсов, значимость которой определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Благотворительность по своей природе функциональна, обладает потенциалом влиять на экономический порядок и повышать качество жизни остро нуждающихся в этом отдельных слоев населения.
Нельзя не согласиться с констатацией факта о том, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия,