Научная статья на тему 'Особенности государственного и муниципального управления в России в современных условиях'

Особенности государственного и муниципального управления в России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1140
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕМИРОВОЙ КРИЗИС / ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ЦЕНТРОБАНК РОССИИ / ЦЕНЫ / STATE'S ROLE / GLOBAL CRISIS / CONSEQUENCES OF CRISIS / THE GOVERNMENT OF RUSSIAN FEDERATION / THE CENTRAL BANK OF RUSSIA / PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Павловна, Гадалин Сергей Иванович

В статье анализируется проблемы, возникшие в Российской Федерации в результате общемирового кризиса, и даются примеры практической работы Президента РФ, Правительства РФ, других органов государственной и муниципальной власти по недопущению снижения жизненного уровня граждан страны, уменьшению социальной напряженности в обществе. Кроме того, отдельно рассмотрены вопросы поддержки частных предпринимателей, среднего и крупного бизнеса, банковской и кредитно финансовой системы страны, военно-промышленного комплекса и отраслей социальной сферы. Дается понимание поиска новой управленческой парадигмы в условиях отсутствия сколько-нибудь приемлемого для России мирового опыта выхода из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of state and municipal management within up-to-day conditions

The problems, which have arose as the result of global crisis, are analyzed in this article and also there are examples of practical work, made by the President of Russian Federation, The Government of Russian Federation, and other state and municipal authorities in order to the non-admission of state's citizenry living's lowering and decrease of social tension. Furthermore, questions about supporting of individual businessmen, middle and large business, bank and financial state system, military-industrial complex and fields of social sphere are separately considered there. The understanding of new management paradigm in conditions of absence of any available world-wide experience for Russia to going out of crisis is also considered there.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного и муниципального управления в России в современных условиях»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330 117 О. П. КУЗНЕЦОВА

С. И. ГАДАЛИН

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье анализируется проблемы, возникшие в Российской Федерации в результате общемирового кризиса, и даются примеры практической работы Президента РФ, Правительства РФ, других органов государственной и муниципальной власти по недопущению снижения жизненного уровня граждан страны, уменьшению социальной напряженности в обществе. Кроме того, отдельно рассмотрены вопросы поддержки частных предпринимателей, среднего и крупного бизнеса, банковской и кредитно финансовой системы страны, военно-промышленного комплекса и отраслей социальной сферы. Дается понимание поиска новой управленческой парадигмы в условиях отсутствия сколько-нибудь приемлемого для России мирового опыта выхода из кризиса.

Ключевые слова: общемировой кризис, последствия кризиса, роль государства, Правительство РФ, Центробанк России, цены.

Современный общемировой кризис коснулся и нашей страны, поскольку новая Россия активно включилась в мировой рынок и является на сегодняшний день активным игроком с все расширяющимся торгово-экономическим потенциалом. Избежать негативных последствий кризиса можно было, лишь развиваясь в замкнутом, авторкичном пространстве. Но современная Россия выбрала иной путь, поэтому проблемы мирового хозяйства не могли ее не коснуться. Вопрос, как нам представляется, лишь в том, как минимизировать последствия общемирового кризиса? Хватит ли у нашего правительства ресур-

сов и терпения для преодоления проблем кризиса с минимальными потерями для страны? Способны ли нынешние руководители России решить задачи выхода из кризиса, существенно не снижая уровень жизни населения; поддержать крупные, градообразующие предприятия, малый бизнес, банковский сектор и т. д. в нынешних непростых условиях? Какова роль государства и должна ли она возрастать в условиях кризиса? Каковы пределы этого вмешательства?

Министр финансов РФ А. Кудрин, признавая серьезность ситуации для страны, заявил: «Неизвестно, какого масштаба достигнет кризис. Того, что случи-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

лось, никто не предсказал. Все мировые эксперты ошиблись, как и мы. Россия должна выстоять в этих очень агрессивных внешних условиях. У нас здоровые фундаментальные показатели в экономике, хорошие резервы и подушка безопасности» [1].

Вначале следует отметить, что Правительство и Президент России хотя и несколько запоздало, как нам представляется, но отреагировали на те вызовы и опасности, которые принес общемировой кризис нашей стране. Постепенно был сформулирован комплекс мер по выходу из кризиса, касающийся всех без исключения областей жизни страны: экономики, финансов и цен, рынков, жизненного уровня населения и т. д.

Поскольку настоящий общемировой кризис существенно отличается от предыдущих, (он разразился как кризис прежде всего банковский: рухнула финансовая система США, основанная на долларе как общемировой валюте), то Правительство РФ, прежде всего, обратило внимание именно на финансовую и банковскую системы страны и пути их выхода из создавшейся ситуации. В этой связи Центробанк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получили от правительства более широкие полномочия и были наделены совершенно новыми функциями. Например, объем компенсационного выкупа для вкладчика обанкротившегося банка или кредитной организации вырос до 700000 руб. [2]. Это, на наш взгляд, должно снизить социальное напряжение в обществе и позволит населению поверить в то, что государство в трудный момент не «отвернется» от конкретного человека. Ранее, как показала история, кризис в России — это психологическая депрессия, дефолт, социальное бедствие для основной массы населения, потеря сбережений и, как следствие, потеря доверия народа к власти.

Современная государственная власть в России, (и это становится заметно), делает если не все, то многое, для того чтобы не допустить вышеназванных последствий, смягчить падение жизненного уровня, спасти экономику, а значит — рабочие места.

Вернемся к вопросу о расширении функций и полномочий государственных органов власти в условиях нынешнего кризиса. Агентство по страхованию вкладов (АСВ), совместно с Центробанком России, например, займутся кроме своих основных функций и финансовым оздоровлением и самих банков эти две организации будут, не дожидаясь банкротства финансово-кредитного учреждения, «опережать» событие, займутся санацией либо спасением банковских структур. Кроме того, предусмотрен анализ финансового состояния коммерческих банков с целью оценки «масштабов бедствия». В случае наступления предкризисной ситуации, после оценки состояния кредитного учреждения со стороны АСВ, последнее может привлекать в банк новых инвесторов, обладающих достаточным капиталом для санации. В качестве другого варианта «спасения» банка предусмотрена возможность вступления АСВ своим капиталом в Уставной капитал банка. На эти цели правительство РФ выделило 200 млрд рублей [3]. В соответствии с «Новым курсом» Президента РФ Д. А. Медведева: «Правительство приняло программу по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики» [4]. Как нам представляется в этой связи, изменилось общее направление Правительства РФ и Президента РФ в области банковского дела и кредитов: осуществляется переход от поддержки отдельных банков к укреплению всей банковской системы страны.

Как подчеркнуло Правительство РФ, санация неизбежно приведет к уменьшению количества банков в стране, а, как известно из мирового опыта, укрепление банков через уменьшения их количества — не худший вариант выхода из кризиса.

Как нам представляется, в отличие от США, которым необходимо заново создавать свою финансовую систему, России можно ее перестроить и кое-что создать совершенно на других принципах.

Планируется рационально распорядиться Резервным фондом страны («подушкой безопасности») и Фондом национального благосостояния, которые, к нашему счастью, накоплены страной при высоких ценах на нефть. Представления об этом дает следующая таблица (табл. 1).

Как видно из таблицы, планируется увеличение этих двух фондов, что поможет минимизировать последствия кризиса и помочь финансовой системе страны.

Кроме этого, Правительством РФ в Государственную думу внесены Антикризисные поправки в бюджет. В их числе:

— в Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» предполагается внести государственного имущества на 200 млрд рублей;

— на поддержку фондового рынка и экономики предполагается внести 175 млрд рублей;

— внешэкономбанку выделяется 75 млрд рублей на кредитование российских компаний;

— на поддержку рынка жилищных займов Агентству по ипотечному кредитованию (АИК) планируется выделить 65 млрд рублей;

— на увеличение Резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций дополнительно выделено 4,1 млрд рублей;

— 4 млрд рублей получит Росагролизинг на поддержку сельского хозяйства страны;

— 16, 3 млрд рублей направлено на ликвидацию последствий грузино-южноосетинского конфликта;

— 21 млрд рублей предлагается выделить Министерству обороны РФ на строительство и приобретение нового жилья для военнослужащих [5].

В области укрепления товарно-денежных отношений, национальной валюты, недопущение ее обвала и резкого снижения уровня жизни населения, премьер-министр страны предложил:

— снизить для предприятий налог на прибыль на 4 процентных пункта;

— увеличить пособие по безработице до 4900 рублей;

— компенсировать населению за счет государства до 260 тыс. рублей за вновь приобретенную квартиру;

— к 2010 году в 1,5 раза увеличить пенсии по сравнению с 2008-м годом.

Кроме того, Правительство порекомендовало регионам снизить ставки по налогам на 10 процентных ставок. Предполагается увеличить амортизационные премии к 2010 году до 30 %. (С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль снижена на 4 %, что обойдется бюджету страны более чем в 400 млрд рублей) [6].

Большие мероприятия предполагается провести в области поддержки градообразующих предприятий, а также малого бизнеса. В частности, для предотвращения банкротства оборонных предприятий выделено более 50 млрд рублей. Кроме того, повышаются расходы государства на государственные закупки для оборонных предприятий.

Во времена кризиса (и это особенно заметно), любое государство особое внимание уделяет курсу национальной валюты и ее рациональному использованию. В частности, Правительством провозглашен

Распределение «подушки безопасности» (Резервного фонда) и Фонда национального благосостояния Российской федерации [12]

Годы «Подушка безопасности» Резервный фонд (трлн руб.) Фонд национального благосостояния (трлн руб.)

2009 5,5 3,33

2010 5,9 4,59

2011 6,76 6,08

курс: «Рубль должен стать региональной резервной валютой». Для недопущения резкого обвала курса рубля Правительство ввело так называемый бивалютный коридор, т. е. курс рубля по отношению к курсу доллара и евро. В результате рубль практически устойчив в рамках 40 рублей.

Важным вопросом всего населения страны является вопрос роста цен. На наш взгляд, российское государство и Правительство уделяет этому вопросу во время кризиса повышенное внимание. В экономической науке считается, что снижение цен является гораздо большим злом, нежели их рост. Когда инфляция высока, это означает, что в стране много денег, а,значит, не хватает товаров чтобы удовлетворить спрос населения. Когда цены снижены, это считается тревожным знаком того, что люди не готовы покупать товары. Это означает: им не платят зарплату. А чем меньше спрос на товары, тем меньше их нужно производить, т. е. необходимо сокращать производство, самих работающих, сворачивать экономику. Описанная картинка — это опыт Великой Американской депрессии 30-40-х годов ХХ века. С другой стороны, вышеуказанное не означает, что во время кризиса цены на некоторые товары не должны снижаться. Государству необходимо бороться за оптимизацию цен, за приведение их в соответствие с экономической ситуацией. Например, по оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) литр бензина марки Аи-95 в настоящее время в среднем по стране должен стоить не более 19 рублей. За монопольный сговор и завышение цены на бензин этот государственный орган уже оштрафовал несколько нефтяных компаний, в то числе: ТНК-ВР, Газпромнефть и др. [7]

То же самое можно говорить и о ценах на продукты питания. Вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов утверждал в связи с этим: «В условиях кризиса цены на продукты должны падать. Правительство через Внешторгбанк и Сбербанк России с целью поддержки и снижения цен на основные продукты питания будет выдавать кредиты крупнейшим компаниям, торгующим продовольствиям, таким, как «Пятерочка», «Магнит», «Копеечка» и др.»

Сложная ситуация складывается в настоящее время на рынке зерна — основы для производства хлеба, который, как известно, в нашей стране является основным продуктом питания. Спрос на зерно постоянно растет — и это общемировая тенденция. По закону спроса и предложения: чем выше спрос, тем больше цена. Однако, оптовые закупочные цены за зерно держаться у нас в стране на уровне 2 — 2,5 руб. за 1 кг, что недопустимо мало и подрывает экономическую основу зернопроизводства. Несмотря на принимаемые меры (Распоряжение Министерство сельхозразвития РФ «Об установленных обязательных закупочных ценах на пшеницу» 4 кл. — 4,7 руб. за 1 кг; на пшеницу 3 кл. — 5 руб.; ценовую интервенцию государства и др. меры) больших сдвижек в положительную сторону не происходит. Причин, как

нам представляется, несколько [8].

Во-первых, в качестве перекупщиков, диктующих сельхозпроизводителю цены на зерно, в настоящее время выступают элеваторы и многочисленная армия мелких спекулянтов. Во-вторых, торговле зерна по рыночным ценам препятствует позиция местных и региональных властей, прямое «крышевание» рыночной торговли местными чиновниками. Для наведения порядка в этом вопросе российское государство предприняло ряд мер. В частности, в рамках Национального проекта «Развития АПК» предусмотрено создание кооперативных сельскохозяйственных рынков, на которых крестьяне продавали бы излишки сельхозпродуктов. Но на муниципальном уровне существует реальное сопротивление, что, на наш взгляд, парадоксально. Казалось бы, именно за счет бизнеса, который испытывает сейчас большое давление, во многом формируются муниципальные бюджеты, поэтому напрашивается прямой вывод: месных сельхозпроизводителей нужно всячески поддерживать. Вместо этого происходит сговор местных муниципальных служащих с перекупщиками, протекционализм и т.д. На наш взгляд, именно в этой отрасли государственные органы власти должны срочно навести порядок, иначе могут наступить самые негативные социальные последствия. В настоящее время Министерство сельского хозяйства совместно с Комитетом по безопасности подготовило по данному вопросу некоторые законодательные инициативы.

Многие финансово-кредитные учреждения страны в условиях кризиса с 1 ноября 2008 г. ужесточили требования по выдаче займов бизнесу. Как показывает зарубежный опыт, политика финансовых властей, не позволяющих отечественному производителю получать дешевые кредиты, приводит к тому, что местное производство приходит в упадок. У нас существует и собственный опыт: из дефолта 1998 года страна вышла быстро благодаря тому, что можно было расконсервировать производственные мощности, законсервированные еще при СССР, и при минимальных финансовых вложениях выйти на прежние объемы производства. В настоящее время таких мощностей уже нет, денег — тоже нет. Поэтому правильными, на наш взгляд, тактическими шагами правительства в этой ситуации являются:

— поддержка кредитами малого и среднего бизнеса;

— упорядочение выдачи кредитов (то есть — выдавать не по принципу «близости к власти», а по принципу «необходимости» бизнеса для страны и способности предпринимателя сохранять и увеличивать рабочие места;

— создание при Центробанке РФ «института комиссаров» для отслеживания процентов по кредиту;

— формирование по инициативе премьер-министра РФ В.В. Путина специальной Комиссии по борьбе с кризисом, которая должна разработать государственные гарантии через Агентство по ипотечному

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

кредитованию тем, кто потерял работу и не может в связи с этим выплачивать кредит. Предполагается освободить таких заемщиков от выплат на определенный срок.

Важным, на наш взгляд, является и вопрос о целесообразности предоставления кредитов зарубежным странам. Правительство планирует их предоставить Белоруссии (2 млрд долларов), Армении, Индии, Китаю и даже Украине. Какие экономические и геополитические выгоды это нам может принести? В обмен на кредит Белоруссия, например, во-первых, согласилась рассчитываться за наши энергоносители рублями; во-вторых, создать совместно с нами систему противоракетной обороны. Армения давно является дружественным России государством, проводником геополитики России на Кавказе. Да и Украина, несмотря на недружественное отношение властей страны к России, является все же близким нам государством. Так что — «рука помощи» этим странам со стороны России в перспективе может принести нам определенные экономические и геополитические дивиденды.

Интересными в этом плане представляются и условия предоставления кредитов Китаю и Индии: они могут быть использованы только для закупки российского оборудования и военной техники, что позволит сохранить и увеличить рабочие места.

Как видно из предыдущего изложения, Правительство страны и ее Президент делают энергичные шаги к преодолению кризиса, снижению социально-экономической напряженности в обществе, не смотря на жесткость кризиса. Это уже привело к радикальному изменению психологии руководителей. Если ранее, до кризиса, считалось, что денег в стране много и нет проблем с их вложением, то сегодня стало ясно — их катастрофически не хватает. Для «латания дыр» крупные предприниматели, олигархи, владельцы казино, банкиры шли к властям «с протянутой рукой», просили кредиты и их получали. Как же они ими распорядились? Первые 200 банков, получив деньги от Правительства, не стали вкладывать их в реальную экономику, а посчитали нужным рассчитаться с иностранными банками, у которых брали долларовые кредиты, с надеждой в будущем занять еще. Таким образом, государственные деньги работают не на нашу экономику, не на выход из кризиса, а на экономики других стран.

Сейчас у крупных предпринимателей, банкиров и т.д. появилось понимание: денежной помощью государства нужно распоряжаться во благо страны и ее экономики, иначе можно лишиться всякой помощи и поддержки со стороны государства. Как отметил генеральный директор компании «Фин.- экспертиза консалтинг»: «На сегодня стало ясно, что помогать бизнесу нужно, но и требовать эффективности»

[9].

Из мер Правительства, направленных на преодоление кризиса в нашей стране, следует отметить следующие. (Это прозвучало на заседании Правительства по подведению итогов развития страны за 2008-й год от 26.12.08 г.:

— необходимо сократить расходы государственного бюджета, и, в первую очередь — на содержание Совета Федерации и Государственной Думы. К началу 2009 года они составили 48,1 млрд рублей. Предполагается снизить их на 15%, что принесет экономию более чем в 1 млрд 250 млн рублей;

— следует понимать роль государства в нынешних непростых условиях не в том, чтобы обеспечить прежние прибыли бизнесменам, а в том, чтобы со-

хранить жизнеспособность предприятий, трудовых коллективов;

— государство должно активно помогать тем, кто потерял работу. Предлагается в этой связи увеличить пособие по безработице; принять региональные программы содействия занятости и помощи при выплате ипотеки.( Дополнительные расходы государства на осуществление занятости населения составят в 2009-м году 44 млрд рублей.);

— Правительство и региональные органы власти, профсоюзы и правоохранительные органы должны самым строгим образом следить за выполнением трудовых договоров, всего трудового законодательства, чтобы люди при потере рабочих мест не оставались без выходного пособия, без права на получение пособия по безработице;

— Правительство планирует оказывать реальную помощь трудовой миграции, повысить трудовую мобильность граждан. С этой целью планируется выплачивать компенсацию затрат на пребывание к новому месту работы и проживания (до 60000 рублей на человека); на оплату стоимости снимаемого жилья (если получилось трудоустроиться на новом месте работы). На эти цели уже выделено 4,5 млрд рублей. Кроме того,18 млрд рублей выделено на организацию общественных работ: ремонт и содержание дорог, школ, больниц и т.д.;

— выделено 15 млрд руб. на обучение и переобучение тех, кто еще не потерял работу, но находится в «группе риска»;

— для урегулирования вопросов с гастарбайтерами предлагается наладить их учет, выдать им микрочипы;

— Роструд, как государственный орган, создаст базу трудовых вакансий для всей страны [10].

Очень остро в условиях кризиса стоит вопрос о создании и расширении конкурентной среды. По этому вопросу существует множество точек зрения на то, существует ли у нас в стране конкуренция и конкурентная среда? Какова роль государства в ее создании и поддержании? Так, например, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Н.Аникин утверждает: «Само государство нарушает условия конкуренции». Это выражается, как он считает, в том, что существуют ценовые сговоры между предпринимателями и чиновниками;

— до 60% антимонопольных расследований в Российской федерации идут по фактам нарушений именно органами власти на всех уровнях;

— при размещении госзаказов на продукцию нередки сговоры бизнесменов с чиновниками, «откаты» и т.д.;

— нередки факты преференций «своим» поставщикам, и т.д.

Как нам представляется, наше государство может и должно создать такие конкурентные условия, чтобы цепочка посредников исчезла сама по себе. Но это возможно только при жестком исполнении законов чиновниками!

В целом, подводя итоги нашего исследования, следует отметить: универсального для всех стран мира опыта, алгоритма выхода из нынешнего кризиса не существует. Российское правительство делает только первые шаги в этом направлении, нарабатывает опыт, который может быть полезен другим странам. Однако, как сказал на Форуме в Давосе Премьер-министр Росси В.В. Путин: «Было бы непростительной ошибкой допустить чрезмерное вмешательство государства в экономику, слепая вера во всемогущество государства» [11].

Библиографический список

1. Кудрин А. от 01.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

2. от 16.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

3. Там же.

4. Там же.

5. от 10.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

6. от 21.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

7. от 26.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

8. от 19.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

9. Хатин М. от 05.11.08 // Электронный ресурс: URL: http: wrtlestruss.ru

10. от 13.02.09 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

11. Путин В. В. от 07.02.09 // Электронный ресурс: URL:

www.kp.ru

12. от 01.11.08 // Электронный ресурс: URL: www.kp.ru

КУЗНЕЦОВА Ольга Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление».

E-mail: kyznetsova@omatu.ru ГАДАЛИН Сергей Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление».

E-mail: omsk.aadalins@list.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 18.06.2009 г.

© Кузнецова О.П., Гадалин С.И.

УДК 658 01 (075 8) А. Е. МИЛЛЕР

Д. В. HЕCTЕРОB

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрены предпосылки развития инновационно-технологических изменений в деятельности предприятий. Определены элементы, их состав и взаимосвязи в системе управления инновационно-технологическими изменениями. Выделены элементы и блоки обеспечения их функционирования подсистемы оценки инновационно-технологических изменений. Ключевые слова: мониторинг, изменения, инновации, производственная деятельность.

В современной экономической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время мир переживает новую индустриальную революцию, по своим масштабам и последствиям, может быть, более глубокую, чем та, которая произошла в ХУШ — Х1Х веках. Эта революция радикально преобразует формы деятельности людей, формы их организации, характер их отношений. Исследователи расходятся во мнениях об основных тенденциях этой революции, но вывод о том, что необходимость изменений, способность к ним выступают как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает М. Крозье, в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям [1].

Особенно актуальна эта проблема для современных предприятий, деятельность которых в результате политических и экономических изменений внешней среды радикально изменилась.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразны. Инновационо-техно-логические изменения целенаправленно влияют на изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, преобразующие функции и характер управления.

Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений, инноватика

рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. В связи с этим необходимо исследовать составляющие инновационно-технологических изменений.

Первое и наиболее распространенное применение этого термина связано с технико-технологическими изменениями производственного процесса, то есть с использованием новых научных идей, технических приспособлений, технологических процессов, сырья, материалов и т. д. И. Шумпетер установил наличие отношений краткосрочных и долгосрочных связей в процессе технико-технологических изменений, выявил условия накопления и распространения нововведений, описал факторы, положительно или отрицательно влияющие на использование нововведений [2].

Более широкий подход к изменениям продемонстрировал П. Друкер, который считал, что это скорее экономическое и социальное понятие, чем техническое, так как даже в случае технико-технологических нововведений изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов. П. Друкер определял их как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они стремятся осуществить новый вид бизнеса или услуг [3].

В этом же русле рассматривал изменения и Д. Сан-то, по мнению которого изменения — это такие обще-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.