Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует отметить, что правовое регулирование оборота и выпуска ценных бумаг в Российской Федерации обусловлено особенностями правоотношений в данной сфере, связанных с правовой природой самих ценных бумаг. Органы регулирования рынка ценных бумаг как субъекты финансово-правовых отношений, воздействуя на участников таких правоотношений, призваны упорядочивать их поведение и тем самым обеспечивать эффективность механизма выпуска и оборота ценных бумаг.
Список литературы
1. Новаковский А.В. Основы государственного регулирования в России и зарубежных финансовых центрах // Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России и зарубежных финансовых центрах: уч. пособие / Д.А. Глазунов, А.В. Новаковский, Ю.Е. Тукранов [и др.]; отв. ред. Ю.К. Краснов и А.А. Александров. М.: Статут, 2010. 268 с.
2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 25.11.2017) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета. № 79, 25.04.1996.
3. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об инвестиционных фондах» // Российская газета. № 237-238, 04.12.2001.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» // Российская газета. № 157, 20.07.2015.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-СЛУЖЕБНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Моргулец П.А.
Моргулец Полина Андреевна - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: изучение специальной литературы по вопросу анализа правоотношений показывает, что в отечественной юриспруденции сформировались две основные концепции правоотношения. Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных служащих, а также регулируются правовыми нормами отечественного законодательства в сфере государственной службы. Ключевые слова: государственная служба, служебные правоотношения, правоотношения в сфере государственной службы.
Государственная служба исследуется как совокупность определенных правоотношений, складывающихся по поводу ее организации и прохождения. Правоотношения занимают центральное место в механизме правового регулирования.
В правовой науке в течение долгого времени разрабатывалась общая теория правовых отношений. Еще римские юристы предпринимали попытки определить способы воздействия права на поведение людей и отмечали, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать» [1].
Изучение специальной литературы по вопросу анализа правоотношений показывает, что в отечественной юриспруденции сформировались две основные концепции правоотношения. Отдельные исследователи рассматривают правоотношения как общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами. Другие же рассматривают правоотношения как общественные отношения, возникающие на основе правовых норм. Принципиальная разница между концепциями заключается в том, что выступает основой, а что - результатом правового регулирования. Более близкой представляется первая позиция, так как, общественное отношение всегда первично по отношению к норме права.
Через правоотношения правовые нормы реализуются в деятельности государственных органов и их служащих, в поведении граждан. Правоотношения имеют и системообразующую значимость, поскольку наличие специфических отношений, составляющих предмет регулирования определенной совокупности правовых норм, свидетельствует об относительной обособленности этих норм в общей системе права.
Правовые отношения, которые возникают в отдельных сферах общественной жизни, имеют различную специфику. Это обстоятельство позволяет разделять возникающие при их урегулировании юридическими нормами правоотношения на различные сферы: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, конституционно-правовые и прочие [3].
Являясь разновидностью правоотношений служебные правоотношения, имеют определенные специфические черты, которые позволяют отличить их от других правоотношений.
Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных служащих, а также регулируются правовыми нормами отечественного законодательства в сфере государственной службы. Однако сами по себе общественные отношения в рассматриваемой сфере являются, с одной стороны, достаточно обширными, с другой - неоднородными, что требует их анализа для выделения из них именно служебных отношений.
Различные исследователи, представители трудового и административного права на протяжении длительного времени занимались изучением правовой природы служебных отношений (в первую очередь государственно -служебных), у которых сложились различные, а зачастую противоположные взгляды на понимание их сущности.
Доктор юридических наук Л.А. Чиканова изучая государственно-служебные отношения, непосредственно указывает, что, во-первых, это отношения служащего с государственным органом, которые возникают в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением, а также ее прекращением. В юридической литературе их считают внутренними отношениями. Такие отношения являются трудовыми отношениями и регулируются правовыми нормами трудового права. Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами -организациями или гражданами, возникающие в соответствии с компетенцией органа, в котором государственный служащий состоит на службе. Такие отношения, именуемые в юридической литературе внешними, являются административно-правовыми и регулируются непосредственно нормами административного права [2].
Необходимо отметить, что служебными отношениями являются только те общественные отношения, которые происходят внутри системы аппарата государственного управления. В то же время они могут возникать и вне рамок отдельно взятого государственного органа, связывая различные органы и должностных лиц. Основное их отличие от внешневластных отношений связано с их
целевым назначением - они направлены либо на организацию государственной службы, либо на непосредственное обеспечение их функционирования.
Служебные отношения, которые складываются в ходе практического осуществления государственной службы, опосредованы наличием правовой связи между государством и государственным служащим. Таким образом, какую бы деятельность ни осуществлял государственный служащий в рамках своего профессионального статуса, он всегда выступает непосредственным реализатором воли государства, действует от его имени и по его поручению. Ведь только в служении государству в целом, а не отдельному государственному органу государственный служащий может реализовывать функции первого, что и является основной целью существования государственной службы. Поэтому и отношения, которые связанны с организацией служебной деятельности и с ее непосредственным осуществлением, являются служебными.
Государство не просто формально-юридически выступает стороной возникшего служебного правоотношения. Оно и фактически выполняет функции нанимателя (аналогичные в данном случае функциям работодателя), так как определяет условия служебной деятельности путем нормативно-правового регулирования.
Таким образом, сторонами служебного правоотношения всегда выступают служащий и наниматель. В роли последнего могут выступать Российская Федерация, ее субъекты, муниципальное образование и др., однако субъектов служебного правоотношения всегда только два.
Итак, служебное правоотношение - это урегулированное нормой права и охраняемое принудительной силой государства волевое общественное отношение, сторонами которого являются государственные или муниципальные служащие, с одной стороны, и соответствующие публичные образования (Россия, субъекты РФ, муниципальные образования) - с другой, возникающее в процессе организации и функционирования государственной и муниципальной службы как видов профессиональной деятельности, связанное с осуществлением властных полномочий, характеризующееся стабильностью, иерархической подчиненностью и юридическим неравенством сторон.
Как уже отмечалось выше, возникающие в сфере государственной службы общественные отношения являются достаточно неоднородными.
Служебное правоотношение может существовать, только будучи именно правоотношением. Поэтому, когда речь идет о служебных отношениях, следует иметь в виду, что эти отношения всегда урегулированы нормами права. Эта их особенность предопределяется тем, что государственные служащие не могут осуществлять свою профессиональную деятельность, не будучи наделены на это полномочиями в установленном законодательством порядке.
Список литературы
1. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 29.
2. Андрюхина Э.П., Ахрем И.В. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров. М.: Проспект, 2017. С. 215.
3. Чиканова Л.А. Правовое регулирование труда государственных служащих: перспективы развития // Журнал российского права, 2000. № 3. С. 48.