Научная статья на тему 'Особенности города Екатеринбурга как будущего центра Екатеринбургской городской агломерации'

Особенности города Екатеринбурга как будущего центра Екатеринбургской городской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1159
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / CITY AGGLOMERATION / АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / AGGLOMERATIVE PROCESSES / ПРОЕКТ "БОЛЬШОЙ ЕКАТЕРИНБУРГ" / BIG YEKATERINBURG PROJECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вахрушева Екатерина Александровна

В статье анализируется специфика Свердловской области в целом и города Екатеринбурга в частности для создания городской агломерации. Проанализированы стратегические преимущества территории, выявлены основные признаки, доказывающие сближение города Екатеринбурга с его городами-спутниками. Рассмотрены основные проблемы, сложившиеся в рамках указанной территории. Доказано, что благодаря кооперации ресурсов и возможностей города Екатеринбурга с его близлежащими городами-спутниками, удастся решить не только существующие проблемы, но и увеличить экономический потенциал территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности города Екатеринбурга как будущего центра Екатеринбургской городской агломерации»

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА КАК БУДУЩЕГО ЦЕНТРА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Вахрушева Е.А. Email: [email protected]

Вахрушева Екатерина Александровна — магистрант, кафедра регионального и муниципального управления, Уральский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируется специфика Свердловской области в целом и города Екатеринбурга в частности для создания городской агломерации. Проанализированы стратегические преимущества территории, выявлены основные признаки, доказывающие сближение города Екатеринбурга с его городами-спутниками. Рассмотрены основные проблемы, сложившиеся в рамках указанной территории. Доказано, что благодаря кооперации ресурсов и возможностей города Екатеринбурга с его близлежащими городами-спутниками, удастся решить не только существующие проблемы, но и увеличить экономический потенциал территории в целом.

Ключевые слова: городская агломерация, агломерационные процессы, проект «Большой Екатеринбург».

FEATURES OF THE CITY OF YEKATERINBURG AS FUTURE CENTER OF THE YEKATERINBURG CITY AGGLOMERATION Vakhrusheva E.A.

Vakhrusheva Ekaterina Aleksandrovna — Undergraduate, REGIONAL AND MUNICIPAL GOVERNMENT DEPARTMENT, THE URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND STATE SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIA FEDERATION,

YEKATERINBURG

Abstract: in article are analyzed specifics of Sverdlovsk region in general and the city of Yekaterinburg in particular for creation of city agglomeration. Strategic advantages of the territory are analyzed, the main signs proving rapprochements of the city of Yekaterinburg with his satellite towns are revealed. The main problems that emerged within this territory were analyzed. Proven that through cooperation, the resources and opportunities of the city of Yekaterinburg with its near lying cities-companions will be able to solve not only existing problems, but also to increase the economic potential of an area.

Keywords: city agglomeration, agglomerative processes, Big Yekaterinburg project.

УДК 352.071

Создание городских агломераций стратегически важный вопрос для Свердловской области и для Урала в целом. Экономические показатели доказывают, что в Свердловской области сложилось два крупных агломерационных центра - город Екатеринбург и город Нижний Тагил.

Практика показывает, что главным двигателем прогресса и развития нашей страны являются крупные города и именно на их базе происходит дальнейшая эволюция территории. Значение данного фактора возрастает в условиях сурового климата. Именно поэтому для Свердловской области так важно дальнейшее развитие крупных городских центров.

Свердловская область является одним из передовых субъектов России. В области проживает 4,330 млн человек (5 значение по стране), внутренний региональный продукт равен 1661,3 млрд рублей (6 значение по стране), является важным транспортным узлом. Через неё проходят автомобильные, воздушные и железнодорожные трассы общероссийского значения (Транссибирская железнодорожная магистраль), расположен международный аэропорт (ПАО «Аэропорт Кольцово»). Свердловская область не раз принимала участие в международных событиях: саммит ШОС (2013 год), саммит БРИКС (2009 год), Чемпионат мира по футболу в 2018 году. К основным конкурентным преимуществам Свердловской области можно отнести: высокоразвитый научно-образовательный сектор, высокая концентрация оборонно-

промышленных предприятий и обрабатывающей промышленности; выгодное географическое положение области [1].

В тоже время, в области сохраняется ряд проблем: высокая нагрузка на учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты; несоответствие спроса и предложения на рынке труда; высокий уровень износа основных производственных фондов, низкий уровень технологического оснащения предприятий; высокий уровень зависимости экономики области от экспортно-ориентированной металлургической отрасли.

В декабре 2015 года, была утверждена новая стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, в которой основными приоритетами социально-экономической политики Свердловской области являются: создание конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала; создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринимательского потенциала экономики Свердловской области; обеспечение сбалансированного развития территории Свердловской области.

В данной стратегии выделено 15 направлений социально-экономической политики, одним из которых является «Сбалансированное развитие территорий муниципальных образований Свердловской области». В рамах данной цели выделено 3 основных проекта: «Стратегии городов», «Управление агломерационными процессами», «Екатеринбург - глобальный город». Исходя из этого, можно заключить следующее: во-первых, руководство Свердловской области считает, что в области сложились необходимые условия для создания агломераций на базе крупных городских центров; во-вторых, городу Екатеринбург выделена особая роль в дальнейшем развитии области [1].

Город Екатеринбург обладает наибольшим потенциалом для создания агломерации не только в Свердловской области, но и на Урале в целом. В федеральном рейтинге Екатеринбургская агломерация стоит на 4 месте (после Московской, Санкт-Петербургской и Самаро-Тольяттинской).

Город Екатеринбург является важным инновационным, научно-образовательным промышленным центром. Участие города в международных событиях открыли город для зарубежных инвесторов. Развитие современных технопарков («Приборостроение» на базе НПО «Автоматики», технопарк «Аверон», Уральский горнопромышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра») говорит об увеличение количества наукоемкого производства. Экономическое развитие города Екатеринбурга в долгосрочной перспективе, должно базироваться на инновационной экономике, основанной на концентрации в городе научно-технического и человеческого потенциала [5].

Важнейшей тенденцией, определяющей будущее города, является усиление агломерационных процессов. Благодаря формированию агломерации на базе Екатеринбурга произойдет изменение пространственно-организационной структур города, увеличение рынка жилья, что приведет к улучшению транспортного сообщения между близлежащими городами.

В качестве городов спутников Екатеринбурга можно рассматривать любые муниципальные образования, радиус удаленности которых не превышает 60-80 км. В таблице 1 представлены города-спутники Екатеринбурга в соответствии с данным критерием [2].

Таблица 1. Близлежащие города-спутники Екатеринбурга

Название города-спутника Численность населения, тыс. чел, на 2015 год Расстояние до Екатеринбурга, км

Города первого пояса

Арамиль 14781 22

Березовский 56052 12

Верхняя Пышма 65781 13

Среднеуральск 21982 21

Города второго пояса

Дегтярск 15981 40

Заречный 27619 54

Новоуральск 82594 67

Первоуральск 125495 46

Полевской 62718 40

Ревда 62209 43

Сысерть 20964 53

Создание Екатеринбургской городской агломерации уже заявлено в плане стратегического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года. В данном стратегическом плане существует 8 основных направлений. В одном из направлений: «Генеральный план города Екатеринбурга - город для человека», формирование и создание Екатеринбургской городской агломерации будет осуществляться посредством проекта «Большой Екатеринбург» [3].

В состав Екатеринбургской городской агломерации должны войти города-спутники первого пояса. В долгосрочной перспективе, планируется дальнейшая интеграция уже сложившейся Екатеринбургской агломерации с городами-спутниками второго пояса.

Создание агломерации «Большой Екатеринбург» предполагает сближение города-центра -Екатеринбурга, с городами-спутниками - Березовским, Арамилем, Среднеуральском и Верхней Пышмой. Ряд предпосылок для создания агломерации уже сложились. По словам директора Института экономики УрО РАН академика А. И. Татаркина, в Екатеринбург в 2015 году из Березовского приезжает работать от 30% до 40% жителей, а екатеринбургские предприниматели открывают свой бизнес в Березовском. В Верхней Пышме действует один из крупнейших холдингов УГМК. Активно претворяется в жизнь проект по созданию скоростного трамвая между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. В 2015 году в Верхней Пышме сдана четырех полосная автодорога с мостом над железнодорожным переездом. При содействии Екатеринбурга, в Арамиле был построен завод - филиал итальянской компании МАРЕ1. Обсуждается возможность создания на окраинах Среднеуральска совместно с городом Екатеринбургом комплекса по утилизации продуктов жизнедеятельности, так как часть коммунальной инфраструктуры у Екатеринбурга и Среднеуральска общая. Более того, границы Березовского и Арамиля вплотную подошли к границам Екатеринбурга. Совокупная маятниковая миграция из городов Арамиля, Березовского, Верхняя Пышма и Среднеуральск составляет от 27% до 32% [5].

Позиционируемыми результатами реализации проекта «Большого Екатеринбурга» является: создание новых рабочих мест, увеличение количества трансфертных поступлений и субвенций в местный бюджет, создание единой транспортной инфраструктуры, социальной и культурной среды для городов, решение вопрос об использование смежных территорий [4, с. 19].

В тоже время, несмотря на то, что город Екатеринбург и близлежащие территории обладают определенными конкурентными преимуществами, для создания городской агломерации, уже сейчас существуют проблемы, которые требуют совместных усилий муниципалитетов для их решения.

На данный момент очень остро стоит вопрос межевания земли. Например, участок дороги между Екатеринбургом и Березовским находится в ужасном состоянии, однако без заключения межмуниципального сотрудничества выделение денег на полноценный ремонт невозможно.

Отсутствие согласованного градостроительного планирования может привести к проблемам в жилищно-коммунальной сфере. Например, городу Арамилю может не хватить воды, чтобы обеспечить ею новые дома, учитывая темпы строительства, это может произойти через один два года. По данные геологоразведки выявлено, что подходящие места для скважин есть на территории Октябрьского района Екатеринбурга. Остро стоит вопрос о нехватке мест переработки мусора, как для Екатеринбурга, так и для его ближайших спутников.

Усиление трафика на выезде из Екатеринбурга вследствие увеличения количества маятников-мигрантов. Например, ухудшение транспортного сообщения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, Среднеуральском.

Происходит усиление точечной застройки в Екатеринбурге и повышение цен на недвижимость. Отток населения городов-спутников в город-центр. Маятниковая-миграция по состоянию на 2015 год между Екатеринбургом и городами-спутниками составляет от 27 до 32% [5].

Екатеринбург и его города-спутники будут терять экономический потенциал. В Екатеринбурге заканчиваются площадки промзон для развития проектов, а без нормативно-правовой поддержки агломерации крупные предприятия переносить свои производства в города-спутники не спешат. Негативные последствия для территории значительны, поэтому нужно искать способы их предотвращения.

Список литературы / References

1. Об утверждении генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 № 60/1. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 № 67/30. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 15 декабря 2015 г. № 151-ОЗ // Областная газета, 2015. 23 декабря.

4. Ижгузина Н.Р. Характеристика моделей управления Екатеринбургской городской агломерацией // Территориальное стратегическое планирование, 2015. № 2. С. 18-23.

5. Путинцев М.Г., Гагарин А.Е., Косинцев А.Л. Итоги недели за игрой: обсуждение проекта «Большой Екатеринбург» // ОТВ: Свердловское областное телевидение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obltv.ru/news/society/itogi_nedeli_za_igroj_obsuzhdenije_p rojekta_bolshojjekatermburg/ (дата обращения 16.04.2016).

ПОКОЛЕНИЕ БРЕНДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕЙРОМАРКЕТИНГА Попова Е.А. Email: [email protected]

Попова Елизавета Анатольевна — бакалавр, кафедра маркетинга, экономический факультет, Российской университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в статье описывается новый подход к формированию поколения бренда с точки зрения нейромаркетинга; основные подходы к современному маркетингу с учетом новых областей наук — психологии, нейробиологии; приводятся примеры создания поколений брендов на основе классической теории поколений и глобальных зарубежных компаний; рассматривается нейромаркетинг как новый способ создания бизнес-процессов и совершенствования продукта, продвижения и места; каналы поступления маркетинговой информации в мозг потребителя.

Ключевые слова: маркетинг, нейромаркетинг, бренд, поколение бренда.

GENERATION OF BRAND FROM THE NEUROMARKETING

VIEWPOINT Popova E.A.

Popova Elizaveta Anatolievna — Bachelor, DEPARTMENT OF MARKETING, ECONOMIC FACULTY, PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA, MOSCOW

Abstract: the article describes a new approach to the formation of a brand's generation in terms of neuromarketing; basic approaches to modern marketing taking into account new fields of science -psychology, neurobiology; examples are given of creating generations of brands based on the classical theory of generations and global foreign companies; neuromarketing is considered as a new way of creating business processes and improving the product, promotion and location; channels of marketing information in the brain of the consumer. Keywords: marketing, neuromarketing, brand, brand generation.

УДК 339.138

В средневековье считалось, что ребенок рождается как чистый лист - внешнее окружение наполняет его сознание после рождения на протяжении всей его жизни. Тогда маркетинга не было, как и товаров массового потребления, как и вообще потребления как такового. Поэтому современность постепенно опровергает классические теории развития, жизни и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.