Научная статья на тему 'Особенности горения альтернативных моторных топлив'

Особенности горения альтернативных моторных топлив Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
187
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ГОРЕНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОТОРНЫЕ ТОПЛИВА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Ассад М., Пенязьков О. Г.

Приведены некоторые особенности процесса сгорания водородно-воздушной смеси в модельной камере сгорания. Получены зависимости продолжительности горения различных видов топлива от начального давления, рассмотрена динамика изменения давления и скорости воспламенения некоторых видов топлива в камере сгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar Features of Burning Alternative Motor Fuels

Some peculiar features of air-hydrogen mixture combustion process in a modeling combustion chamber are given in the paper. Dependences of buming duration of various fuel types on initial pressure have been obtained. The paper considers dynamics of changes in pressure and ignition rate of some fuel types in the combustion chamber.

Текст научной работы на тему «Особенности горения альтернативных моторных топлив»

УДК 621.4

ОСОБЕННОСТИ ГОРЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Канд. техи. наук АССАД М., докт. физ.-мат. наук ПЕНЯЗЬКОВ О. Г.

Барановичский государственный университет, Институт тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова HAH Беларуси

Динамика роста цен на нефть на мировом рынке, связанная с состоянием экономики, последние, крайне пессимистические прогнозы относительно добычи нефти и других невозобновляемых источников энергии, а также жесткие ограничения на количество выбросов в атмосферу привели к тому, что начались широкомасштабные исследования новых возможностей и технологий для выхода из глобального энергетического кризиса.

В двигателестроении решение возникшей эколого-энергетической проблемы путем совершенствования конструкции существующих двигателей внутреннего сгорания возможно за счет: совершенствования рабочего процесса для обеспечения максимальной полноты сгорания топлива на всех режимах работы двигателя; использования различных устройств нейтрализации и фильтрации для обезвреживания отработавших газов и т. д. Однако применение этих довольно сложных и дорогостоящих устройств недостаточно эффективно и связано со значительными затратами.

Более эффективным и относительно менее затратным представляется использование альтернативных видов топлива, одним из которых является водород.

Водород - один из наиболее энергоемких топлив, его массовая теплота сгорания почти в три раза выше, чем у углеводородных топлив, и составляет 120,1 МДж/кг. Кроме того, моторные свойства водорода (широкие концентрационные пределы воспламенения, высокая скорость сгорания, большой коэффициент диффузии по сравнению с топливом нефтяного происхождения) и его экологическая чистота позволяют предположить возможность и целесообразность его применения в качестве топлива для современных двигателей внутреннего сгорания. По мнению некоторых исследователей [1,2], использование водорода может привести к повышению топливной экономичности двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на частичных нагрузках за счет работы на более бедных составах рабочей смеси при качественном регулировании мощности, а также к снижению уровня токсичности отработавших газов, что особенно актуально в условиях городской эксплуатации.

Однако проблема использования водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей комплексная. Она включает довольно обширный круг вопросов: изучение возможности перевода на водород современных двигателей внутреннего сгорания; исследование особенностей рабочего процесса этих двигателей при работе на водороде; оптимальное регулирование рабочего процесса, обеспечивающее максимальную топливную экономичность и минимальную токсичность отработавших газов; разработку систем питания и эффективных способов хранения водорода на борту ав-

томобиля, а также относительно приемлемые затраты на получение водорода, его транспортировку и хранение; разработку заправочных станций и др.

Существенным фактором является возможность применения водорода в двигателях внутреннего сгорания без их коренной перестройки [3,4].

Исследование сгорания топлива как основы рабочего процесса в ДВС -важнейшая задача при использовании новых видов топлива. Кинетика сгорания углеводородных топлив представляет собой комплекс сложных взаимодействующих физико-химических процессов, в основе которых лежит химическая реакция между горючим веществом и окислителем. Процесс сгорания обычно носит комбинированный цепно-тепловой характер, в основе которого лежит сочетание теории о тепловом механизме реакции горения, разработанной Аррениусом, и теории о цепном механизме химических реакций, разработанной Н. Н. Семеновым [5-8].

Авторами данной работы проводились сравнительные исследования процесса горения различных газовоздушных смесей, включая водород. Эксперименты проводились в лабораторных условиях в прозрачной модельной камере сгорания с внутренним диаметром 80 мм и высотой 15 мм. Топливовоздушная смесь воспламенялась от постороннего источника -свечи зажигания.

Ниже приведен химический состав исследованных в экспериментах то-пливовоздушных смесей.

Смесь № 1. Пропан (С3Н8 + 502 + 18,81\Г2).

Смесь № 2. Водород + воздух (2Н2 + 02 + 3,761чГ2).

Смесь № 3. Продукты конверсии пропана (СО+ 1,ЗЗН2+ 1,1702 + 6,ЗН2).

Смесь № 4. Пропан + водород (2С3Н8 + Н2 +10,502 + 39,51Ч2).

Смесь № 5. Пропан + водород (С3Н8 + 1,1Н2 + 5,602 + 2Щ2).

Горение пропана (смесь № 1) моделировало характерные режимы работы ДВС на углеводородных топливах. В качестве альтернативы рассматривались стехиометрический состав воздуха и водорода (смесь № 2) и продуктов неполного окисления пропана (смесь № 3), полученных в ходе реакции:

С3Н8 + 1,502 + 5,64К2 -» ЗСО + 4Н2 + 5,64К2.

Кроме того, было проанализировано влияние малых добавок водорода на характеристики горения пропановоздушной смеси в камере сгорания. В данном случае концентрация водорода находилась ниже пределов его воспламенения и составляла 2 % (смесь №4) и 4 % (смесь № 5) соответственно.

На рис. 1 и 2 приведены характерные зависимости суммарного времени горения исследованных видов топлива и максимального прироста давления в камере сгорания от начального давления среды. Опыты показали, что время горения пропана было наибольшим. Причем с увеличением начального давления смеси пропана с воздухом время ее сгорания в камере начинало почти линейно возрастать от значения 38,7 мс при давлении 1 атм и достигало максимальной величины 55 мс при давлении 9,7 атм (рис. 1, кривая 2). Видно, что небольшие добавки водорода к пропановоздушной смеси существенно влияют на общее время горения в камере сгорания, ко-

торое снижается при добавлении 4 % водорода на 22-23 % по сравнению с исходным составом. При этом качественно вид зависимости времени горения от давления среды остается прежним (рис. 1, кривые 3, 4). Как в чистом пропане, так и в смесях пропана с небольшими добавках водорода максимальный прирост давления в камере сгорания почти не зависел от начальных условий при давленияхр0 > 6 атм (рис. 2).

Ртах/Ро.

Trop, мС

40-

S Ддб I

Д д • •

20

W? у ^ ч V v

□ □□□осоо

□ - 1

- 2

д - 3

• • 4

7 - 5

6

8 ю ро, атм

□ qQ о □ QQqQ®D2 X д * Ж Ô А! * ■

V V V V v

У V v

а - 1 - г л - з

• - 4

V - 5

6

8 ро, атм

Рис. 1. Зависимость продолжительности горения исследованных видов топлива в камере сгорания от начального давления среды: 1 -смесь № 2; 2 - № 1; 3 - № 4; 4 -№ 5; 5 - № 3

Рис. 2. Зависимость максимального прироста давления в камере сгорания от начального давления среды: 1 - № 2; 2 -№ 1; 3 - № 4; 4 - № 5; 5 - № 3

Следует отметить, что продукты конверсии пропана сгорают быстрее, чем исходная пропановоздушная смесь при эквивалентных условиях (рис. 1, кривая 5). Общее время их горения в 2,2-2,7 раза меньше, чем у пропана, и почти не зависит от начального давления среды в камере сгорания. Ввиду наличия значительного количества балластного азота, оставшегося в смеси после реакции неполного окисления, максимальный прирост давления в камере при горении продуктов конверсии снижается в 1,10-1,13 раза по сравнению со стехиометрической смесью пропана и воздуха (рис. 2).

Из рис. 1 и 2 видно, что наиболее выигрышный режим горения в камере сгорания наблюдается при использовании чистого водородного топлива. Время горения водорода в камере оказывается значительно меньше, чем у пропана во всем диапазоне начальных условий. При начальном давлении среды р0 > 4 атм время горения в камере почти не зависит от начальных условий. Горение смеси водорода с воздухом характеризуется наиболее высоким значением максимального давления в камере сгорания (рис. 2, кривая 1).

Скорость волны горения в смесях пропана и продуктов его конверсии с воздухом вдоль диаметра камеры сгорания как функция от времени представлены на рис. 3. Как видно из графиков, скорость распространения пламени не является стационарной и существенно меняется со временем. Общий вид ее функциональной зависимости в обеих смесях подобен, несмотря на существенную разницу во времени горения. Пиковая скорость достигается в течение первых 5-10 мс от момента поджига, и ее численное значение почти на порядок превышает величину ламинарной скорости горения для данных смесей (рис. 3).

Vroo, М/С

Woo, М/С

Синтез-газ

вдоль диаметра •

10

15 t, МС

30 f, МС

Рис. 3. Графики скорости горения исследованных тошшвовоздушных смесей вдоль диаметра камеры сгорания в зависимости от времени: а — продукты конверсии пропана с воздухом; б - пропан с воздухом (начальное давление смеси 5 атм)

Вероятно, столь интенсивное ускорение пламени на начальном участке можно объяснить воздействием выброса струи продуктов сгорания, которая образуется при горении фрагментов непрореагировавшей смеси за фронтом волны внутри полузамкнутого цилиндрического канала в теле свечи зажигания. При дальнейшем перемещении волна горения замедляется и вблизи противоположной стенки камеры сгорания ее скорость становится сравнимой со скоростью ламинарного горения. Наличие значительного градиента скорости вдоль камеры сгорания может существенно влиять на однородность процесса горения смеси и формировать области течения с более высокими температурами, которые могут служить источником образования избыточных молекул N0,.

ВЫВОДЫ

1. Скорость горения топлива в камере сгорания во многом определяется химическим составом горючей смеси.

2. Наиболее высокие параметры в камере сгорания достигаются при горении чистого водорода. Время горения водородно-воздушной смеси оказывается примерно на порядок меньше, чем у стехиометрической смеси пропана и воздуха при эквивалентных условиях. Горение водорода с воздухом характеризуется наиболее высоким уровнем конечного давления, развиваемого внутри камеры сгорания.

3. Небольшие добавки водорода (2-4 % по объему) снижают время горения углеводородного топлива в камере сгорания при некотором увеличении уровня максимального давления на 17-23 %.

ЛИТЕРАТУРА

1.Internal combustion engines fueled by natural gas-hydrogen mixtures / S. O. Akansu, Z. Dulger, N. Kahramana, T. N. Veziroglu // Int. Journal of Hydrogen Energy. - 2004. - Vol. 29. -P. 1527-1539.

2. A n d r e a T. D., Henshaw P. F., Ting D. S.-K. The addition of hydrogen to a gasoline-fuelled SI engine // Int. Journal of Hydrogen Energy. - 2004. - Vol. 29. - P. 1541-1552.

3. В о s е Т. К. Renewable energy systems based on hydrogen for remote applications / K. Agbossou, R. Chahine, J. Hamelin et al. // Journal of Power Sources. - 2001. - Vol. 96. -P. 168-172.

4. Hydrogen asa future transportation fuel / G. D. Berry, A. D. Pasternak, G. D. Rambach et al. // Energy. - 1996. - Vol. 21, № 4. - P. 289-303.

5. Г e н к и н К. И., X а з а н о в 3. С. Исследование механизма сгорания в двигателе // Горение и взрыв: Материалы третьего всесоюзного симпозиума по горению и взрыву. - М.: Наука, 1972.-С. 409-415.

6. В о и н о в А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. - М.: Машиностроение, 1977. - 277 с.

7. С е м е н о в Н. Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. -М-: АН СССР, 1958. - 686 с.

8.Соколик А. С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах / АН СССР. - М.: 1960.-428 с.

Представлена кафедрой физико-математических дисциплин Поступила 9.01.2006

УДК 621.382

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОКИСЛЕНИЯ КРЕМНИЯ В МИКРОЭЛЕКТРОНИКЕ

Канд. техн. наук, доц. БОНДАРЕВ В. А.

Белорусский национальный технический университет

Предлагаемый метод разработан для расчета толщины оксида кремния 8Ю2 при окислении через окна в защитной маске. Полученные автором формулы позволяют рассчитать диффузию окислителя и толщину Х0 окисла 1 с учетом уменьшения Х0 под маской из нитрида кремния 2 (рис. 1). Так как в настоящее время методы для расчета реальных трехмерных процессов не найдены, разработка современных технологий требует многочисленных дорогостоящих экспериментов.

Рис. 1. Схема окисления кремния: 1 - окисел; 2 - нитридная маска; 3 - наружная поверхность окисла; 4 - окисляемая поверхность; Х0 - толщина окисла; X/, — толщина окисленного слоя кремния; - край маски; - длина слоя окисла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.