Научная статья на тему 'Особенности географической диверсификации бизнеса'

Особенности географической диверсификации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКСПОРТИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ / GEOGRAPHIC DIVERSIFICATION / ECONOMIC SUSTAINABILITY / ALTERNATIVE STRATEGY / EXPORTING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисова Г. В., Семёнова Д. Д.

Производство любого товара / услуги должно рассматриваться с точки зрения его диверсификации во избежание естественной тенденции к экономической концентрации, что ведет к неустойчивому росту и колебанию экономических циклов, делает экономику уязвимой для внешних событий, таких как изменение цены на доминирующий товар. Бизнес может быть диверсифицирован не только по отраслям, но и географически. Как и диверсификация в целом, географическая диверсификация основана на предположении, что рынки в разных частях мира могут не сильно коррелировать друг с другом. Большинство крупных многонациональных корпораций имеют высокую степень географической диверсификации, что позволяет им сократить расходы (в частности, на оплату труда), снизить влияние волатильности валюты на их финансовую отчетность, уменьшить риск для бизнеса и операций в целом. Кроме того, географическая диверсификация может оказать положительное влияние на доходы корпорации, поскольку высокоразвитые регионы могут компенсировать последствия более низких регионов роста. Географическая диверсификация экономических связей относится к одной из альтернативных стратегий диверсификации и широко обсуждается в сфере экономики, управления, стратегии и предпринимательства. Однако в настоящее время нет убедительных доказательств того, как данная стратегия влияет на эффективность международных продаж. Для малых и средних предприятий, в отличие от крупных, велика доля риска в географической диверсификации это ограничения в процессе интернационализации, связанные с темпами географической диверсификации, плохо организованные маркетинговые исследования для получения информации в глобальном масштабе и, как следствие, упущение возможности позиционировать себя на международных рынках, отсутствие управленческих ресурсов, необходимых для открытия новых рынков, и др. При формировании политики географической диверсификации экономики России и определении ее целевых экономических показателей (концентрация, диверсификация, устойчивость, неопределенность, др.) необходимо разрабатывать четкие интегрированные стратегии диверсификационных механизмов, прежде всего, экономической волатильности, побочных эффектов неопределенности и цикличности бизнес-процессов, которые можно значительно смягчить, что позволит создать долгосрочный устойчивый рост экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF GEOGRAPHIC DIVERSIFICATION OF BUSINESS

Production of any goods/service should be considered from the point of view of its diversification in order to avoid a natural tendency to economic concentration, which leads to unsustainable growth and fluctuation of business cycles, making the economy vulnerable to external events, such as a change in price of a dominant product. Business can be diversified not only by industries, but also geographically. As well as diversification in general, geographical diversification is based on the assumption that the markets in different parts of the world may not correlate much with each other. Most large multinational corporations have a high degree of geographic diversification, which allows them to reduce costs (in particular, for on labor), to reduce the impact of currency volatility on their financial statements, and reduce the risk to business and operations in general. Besides, geographical diversification can have a positive impact on corporate earnings, since highly developed regions can offset the effects of lower growth regions. Geographical diversification of economic relations is one of the alternative strategy of diversification and is widely discussed in the field of economics, management, strategy and entrepreneurship. However, there is currently no convincing evidence of how this strategy affects the effectiveness of international sales. For small and medium-sized enterprises, as opposed to large ones, there is a large proportion of risk in geographic diversification these are limitations in the internationalization process associated with the pace of geographic diversification, poorly organized marketing research for obtaining information on a global scale and, as a result, the loss of the opportunity to position oneself on international markets, lack of the administrative resources necessary for opening new markets, etc. When forming the policy of geographical diversification of the Russian economy and determining its target economic indicators (concentration, diversification, sustainability, uncertainty, etc.) it is necessary to develop clear integrated strategies for diversification mechanisms, primarily economic volatility, side effects of uncertainty and cyclicality of business processes that can significantly soften, which will create a long-term sustainable growth of the economy.

Текст научной работы на тему «Особенности географической диверсификации бизнеса»

УДК 338.242

ФЕТИСОВА Г. В., СЕМЁНОВА Д. Д. FETISOVA G. V., SEMENOVA D. D.

ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ БИЗНЕСА

PECULIARITIES OF GEOGRAPHIC DIVERSIFICATION OF BUSINESS

Аннотация. Производство любого товара / услуги должно рассматриваться с точки зрения его диверсификации во избежание естественной тенденции к экономической концентрации, что ведет к неустойчивому росту и колебанию экономических циклов, делает экономику уязвимой для внешних событий, таких как изменение цены на доминирующий товар. Бизнес может быть диверсифицирован не только по отраслям, но и географически. Как и диверсификация в целом, географическая диверсификация основана на предположении, что рынки в разных частях мира могут не сильно коррелировать друг с другом. Большинство крупных многонациональных корпораций имеют высокую степень географической диверсификации, что позволяет им сократить расходы (в частности, на оплату труда), снизить влияние волатильности валюты на их финансовую отчетность, уменьшить риск для бизнеса и операций в целом. Кроме того, географическая диверсификация может оказать положительное влияние на доходы корпорации, поскольку высокоразвитые регионы могут компенсировать последствия более низких регионов роста. Географическая диверсификация экономических связей относится к одной из альтернативных стратегий диверсификации и широко обсуждается в сфере экономики, управления, стратегии и предпринимательства. Однако в настоящее время нет убедительных доказательств того, как данная стратегия влияет на эффективность международных продаж. Для малых и средних предприятий, в отличие от крупных, велика доля риска в географической диверсификации - это ограничения в процессе интернационализации, связанные с темпами географической диверсификации, плохо организованные

Summary. Production of any goods/service should be considered from the point of view of its diversification in order to avoid a natural tendency to economic concentration, which leads to unsustainable growth and fluctuation of business cycles, making the economy vulnerable to external events, such as a change in price of a dominant product. Business can be diversified not only by industries, but also geographically. As well as diversification in general, geographical diversification is based on the assumption that the markets in different parts of the world may not correlate much with each other. Most large multinational corporations have a high degree of geographic diversification, which allows them to reduce costs (in particular, for on labor), to reduce the impact of currency volatility on their financial statements, and reduce the risk to business and operations in general. Besides, geographical diversification can have a positive impact on corporate earnings, since highly developed regions can offset the effects of lower growth regions. Geographical diversification of economic relations is one of the alternative strategy of diversification and is widely discussed in the field of economics, management, strategy and entrepreneurship. However, there is currently no convincing evidence of how this strategy affects the effectiveness of international sales. For small and medium-sized enterprises, as opposed to large ones, there is a large proportion of risk in geographic diversification - these are limitations in the internationalization process associated with the pace of geographic diversification, poorly organized marketing research for obtaining information on a global scale and, as a result, the loss of the opportunity to position oneself on international markets, lack of the administrative

маркетинговые исследования для получения информации в глобальном масштабе и, как следствие, упущение возможности позиционировать себя на международных рынках, отсутствие управленческих ресурсов, необходимых для открытия новых рынков, и др. При формировании политики географической диверсификации экономики России и определении ее целевых экономических показателей (концентрация, диверсификация, устойчивость, неопределенность, др.) необходимо разрабатывать четкие интегрированные стратегии диверсификацион-ных механизмов, прежде всего, экономической волатильности, побочных эффектов неопределенности и цикличности бизнес-процессов, которые можно значительно смягчить, что позволит создать долгосрочный устойчивый рост экономики.

Ключевые слова: географическая диверсификация, устойчивость экономики, альтернативная стратегия, экспортирующая компания.

resources necessary for opening new markets, etc. When forming the policy of geographical diversification of the Russian economy and determining its target economic indicators (concentration, diversification, sustainability, uncertainty, etc.) it is necessary to develop clear integrated strategies for diversification mechanisms, primarily economic volatility, side effects of uncertainty and cyclicality of business processes that can significantly soften, which will create a long-term sustainable growth of the economy.

Keywords: geographic diversification, economic sustainability, alternative strategy, exporting company.

Сильная, растущая, устойчивая экономика, которая обеспечивает повышение уровня жизни населения, создавая богатство и рабочие места, поощряя развитие новых знаний и технологий, а также помогает поддерживать стабильный политический климат, - цель каждой нации в мире.

Существует связь между экономической устойчивостью и экономическим разнообразием: формирование широкого спектра прибыльных секторов национальной экономики, т.е. создание диверсифицированной ее структуры, которая не зависела бы от одной отрасли и/или региона, имела сильную внутреннюю и внешнюю направленность, обеспечивает развитие устойчивой экономической системы страны.

Одним из основных условий возможной диверсификации отраслей национального хозяйства (как товарной, так и географической) является реализация стратегий обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятий различных отраслей экономики, основными задачами которой являются:

- стимулирование притока рабочей силы и капитала в производственные секторы экономики, которые могут поддерживать реальный рост в долгосрочной перспективе,

а также развитие новых знаний и технологий;

- планирование широкого спектра мероприятий по непрерывному и последовательному росту уровня производительности и конкурентоспособности экономической базы с опорой на ресурсы;

- выпуск широкого ассортимента товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

- стратегическое инвестирование в отрасли, где есть конкурентное преимущество, перспективные рыночные возможности и рост потенциала, в том числе: увеличение трудового капитала за счет повышения уровня образования и импорта квалифицированных специалистов, увеличение финансового капитала путем разработки новых схем и инструментов финансирования, оптимизация эксплуатации и использования природных ресурсов, совершенствование технологий, поэтапное внедрение инноваций;

- активное стремление к географической диверсификации своей экономической базы путем распределения затрат и продукции, в том числе к экспорту; др.

Диверсифицированный бизнес более устойчив к меняющейся экономической обстановке, позволяет получать доход из различных, не связанных между собой, источ-

ников, предоставляет компании возможность расширить сегмент присутствия на рынке [4]. Однако, современные исследования, в частности, географической диверсификации направлены, в основном, на изучение того, насколько экспортирующие компании расширяются за пределами своего домашнего региона, и сколько географических регионов они обслуживают [5].

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, объем экспорта России в январе-сентябре 2018 г. составил 327 млрд. долларов США и по

При этом на долю стран дальнего зарубежья пришлось 87,7% общего объема экспорта, стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ) - 12,3%. Географическая структура экспорта

сравнению с январем-сентябрем 2017 г. увеличился на 27,8%. Однако, по причине существования серьезных структурных недостатков многих отраслевых секторов экономики, в целом заключающихся в неэффективности труда, капитала, знаний и технологий, Россия продолжает оставаться страной с сырьевой экономикой; основой российского экспорта в январе-сентябре 2018 г. традиционно являются топливно-энергетические товары - 64,6% общего объема экспорта (таблица 1) [2].

товарных групп - в страны дальнего зарубежья и страны-участницы СНГ -представлена в таблице 2.

Основные внешние торговые партнеры России в 2017 г. представлены на рисунке 1.

Таблица 2

Географическая структура российского экспорта

Доля товаров, %

Товарная структура экспорта январь-сентябрь 2017 г. январь-сентябрь 2018 г.

страны дальнего зарубежья страны СНГ страны дальнего зарубежья страны СНГ

Топливно-энергетические товары 65,4 32,9 68,5 36,7

Металлы и изделия из них 9,7 12,5 9,8 13,1

Продукция химической промышленности 5,5 15,4 5,1 13,1

Машины и оборудование 5,5 16,5 4,1 16,8

Продовольственные товары и сырье 4,8 10,1 4,9 8,8

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные 3,2 4,4 3,0 4,5

изделия

Другие товары 5,9 8,2 4,6 7,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 1

Товарная структура ^ экспорта России_

Товарная структура экспорта Удельный вес в структуре экспорта, %

январь-сентябрь 2017 г. январь-сентябрь 2018 г.

Топливно-энергетические товары 61,0 64,6

Металлы и изделия из них 10,1 10,2

Продукция химической промышленности 6,8 6,1

Машины и оборудование 7,0 5,7

Продовольственные товары и сырье 5,5 5,4

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3,4 3,2

Другие товары 6,2 4,8

Итого 100,0 100,0

Рис. 1. Географическая структура экспорта России по основным торговым партнерам, 2017 г., в процентах от общего объема экспорта

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер: на его долю в общем объеме российского внешнего товарооборота в 2017 г. пришлось 42%. Соответственно, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического

сотрудничества (АТЭС) пришлось 31% внешнего товарооборота, на страны-участницы СНГ - 12% (в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - 9%), на страны Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) - 3%, на страны БРИКС - 18%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - 32% [2].

Вместе с тем, географическая диверсификация бизнеса может быть реализована не только и не столько через товарный экспорт.

Практика диверсификации бизнеса в разных географических регионах реализуется компаниями, прежде всего, через распределение собственных инвестиционных активов и производственных затрат с целью снижения общего риска и повышения эффективности деятельности.

Как и диверсификация в целом, географическая диверсификация основана на предположении, что рынки в разных частях мира могут не сильно коррелировать друг с другом. Например, если фондовые рынки

США и Европы снижаются, поскольку их экономика находится в состоянии рецессии, инвестор может предпочесть выделить часть своего инвестиционного портфеля в страны с развивающейся экономикой с более высокими темпами роста, такими как Китай и Индия. Однако, быстро растущие рынки развивающихся стран также могут испытывать повышенный уровень политического риска, валютного риска и рыночных рисков по сравнению с более развитыми рынками.

С другой стороны, большинство крупных многонациональных корпораций уже воспользовалось возможностью распределения производственных затрат: высокая степень географической диверсификации позволяет им сократить расходы, к примеру, на заработную плату, размещая заводы в недорогих регионах мира, а также снижает влияние волатильности валюты на их финансовую отчетность [3].

При определении цели и стратегии географической диверсификации необходимо разрабатывать четкие и интегрированные стратегии диверсификационных механизмов, прежде всего, экономической вола-тильности, побочных эффектов неопределенности и цикличности бизнес-процессов, которые можно значительно смягчить.

Самой известной на сегодня диверсифицированной группой является Virgin Group (Великобритания) - международный

конгломерат компаний, основанный Р. Брэн-соном в 1970 г. Сегодня корпорация включает в себя около 400 компаний различного профиля (в области звукозаписи, авиаперевозок, сотовой связи, кабельного телевидения, радио и др.). В 2017 г. совокупный доход всей Virgin Group составил 16,6 млрд. фунтов стерлингов, а количество сотрудников компании превысило 69 тыс. человек в 35 странах мира.

Современный уровень развития такого рода географической диверсификации

Российские торговые

представительства в настоящее время находятся в 57 странах мира в следующих макрорегионах: Европа - 23 страны, Азия -22, Африка - 4, Северная Америка - 3, Южная Америка - 3, Латинская Америка -1, Австралия и Океания - 1 страна.

Стоит отметить, что для малых и средних предприятий, в отличие от крупных, велика доля риска в географической диверсификации - это ограничения в процессе интернационализации, связанные с темпами географической диверсификации, плохо организованные маркетинговые исследования для получения информации в глобальном масштабе и, как следствие, упущение возможности позиционировать себя на международных рынках, отсутствие управленческих ресурсов, необходимых для открытия новых рынков. В случае, когда компания устанавливает свое присутствие на зарубежных рынках, возникает ограничение на дальнейшее расширение в связи с нехваткой управленческих возможностей и отсутствием материальной инфраструктуры, необходимой для эффективной коммуника-

даже в столь успешных российских холдингах как Группа «Интеррос», Группа «Объединенные машиностроительные заводы», ПАО «Северсталь», ПО «Ленстройматери-алы» и др. невозможно сравнивать с зарубежным. Крупнейшие российские корпорации ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл» занимают в списке пятисот крупнейших компаний мира места в четвертой сотне. Некоторые примеры географической диверсификации российского бизнеса приведены в таблице 3 [1].

ции и координации глобальной сети. На этом этапе предприятиям рекомендуется использовать упреждающую и хорошо спланированную стратегию географической диверсификации, где в предполагаемых странах размещения производства необходимо оценить следующие показатели: стоимость трудовых ресурсов; порядок и особенности налогообложения; цены на различные товары, работы, услуги (стоимость материалов, оборудования, арендной платы); специфиче-

4

ские затраты; меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров из Российской Федерации.

В заключение отметим, что географическая диверсификация экономических связей относится к одной из альтернативных стратегий диверсификации и широко обсуждается в сфере экономики, управления, стратегии и предпринимательства. Однако в

4 Необходимо отметить, что при создании стратегии географической диверсификации оптимальным вариантом является привлечение иностранных специалистов для планирования данного вида затрат, связанных со спецификой работы в конкретной стране.

Таблица 3

Примеры географической диверсификации российского бизнеса_

Компания Иностранные активы

ПАО «Лукойл» американская сеть АЗС

ПАО «ГМК «Норильский никель»» африканская Gold Fields

ОК «Русал» австралийская Queensland Alumina Ltd

ОАО «Трубная металлургическая компания» немецкая Sinara Handel GmbH немецкая Sinara Trading AG

ПАО «Мечел» швейцарская Conares Trading AG румынский завод COST хорватский завод Zeljezara Sisak

настоящее время нет убедительных доказательств того, как данная стратегия влияет на эффективность международных продаж.

Литература

1. Шестакова Е.В. Диверсификация компании: особенности планирования // Справочник экономиста. - 2013. - № 1. - С. 14-25.

2. Экспресс-информация // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_newsfts&view=category&id= 53&Itemid=1981 (дата обращения: 09.11.2018).

3. Geographical Diversification // Investopedia [Электронный ресурс]. - URL: https://www.investopedia.com/terms/g/geograp

hical-diversification.asp#ixzz5WXXYzMUn (дата обращения: 09.11.2018).

4. Cieslik, J., Kaciak, E. & Welsh. The impact of geographic diversification on export performance of small and medium-sized enterprises (SMEs) // Journal of International Entrepreneurship. - 2012. - № 10. - Pp. 70-93.

5. Rabih Abouchakra, Chadi N., Moujaes Mazen, Ramsay Najjar, Richard Shediac. Economic Diversification The Road to Sustainable Development // Scribd [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.scribd.com/document/ 98047558/Economic-Diversification (дата обращения: 05.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.