Научная статья на тему 'Особенности географического положения Российской Федерации. Теория и практика решения сложных заданий ГИА по географии'

Особенности географического положения Российской Федерации. Теория и практика решения сложных заданий ГИА по географии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19172
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГИА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / GEOGRAPHICAL COMPETENCE / GIA / GEOGRAPHICAL POSITION / ECONOMIC-GEOGRAPHICAL AND GEOPOLITICAL POSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришина Елизавета Андреевна

В данной статье проанализированы результаты ГИА за 2018 год по предмету «география», выявлены основные компетенции географического образования. В статье обоснована роль географических компетенций в системе знаний о многообразии и особенностях территориальной организации современного географического пространства на его разных уровнях, сущности происходящих в нем природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов. Рассмотрены особенности физико-географического, экономико-географического и геополитического положения Российской Федерации, особое внимание уделено макро-, микрои мезоположениию РФ и изменению его во времени. На основе теоретического материала приведены примеры решения сложных заданий ОГЭ И ЕГЭ по географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности географического положения Российской Федерации. Теория и практика решения сложных заданий ГИА по географии»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЗАДАНИЙ ГИА ПО ГЕОГРАФИИ Гришина Е.А. Email: Grishina660@scientifictext.ru

Гришина Елизавета Андреевна - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье проанализированы результаты ГИА за 2018 год по предмету «география», выявлены основные компетенции географического образования. В статье обоснована роль географических компетенций в системе знаний о многообразии и особенностях территориальной организации современного географического пространства на его разных уровнях, сущности происходящих в нем природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов. Рассмотрены особенности физико-географического, экономико-географического и геополитического положения Российской Федерации, особое внимание уделено макро-, микро- и мезоположениию РФ и изменению его во времени. На основе теоретического материала приведены примеры решения сложных заданий ОГЭ И ЕГЭ по географии.

Ключевые слова: географические компетенции, ГИА, географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение Российской Федерации.

THE PECULIARITIES OF GEOGRAPHICAL POSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION. THEORY AND PRACTICE OF SOLVING COMPLEX TASKS OF GIA GEOGRAPHY

Grishina E.A.

Grishina Elizaveta Andreevna - Teacher of Geography, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 78, KRASNODAR

Abstract: this article analyzes the results of the GIA for 2018 on the subject of geography, identified the main competence of geographical education. The article substantiates the role of geographical competence in the system of knowledge about the diversity and peculiarities of the territorial organization of the modern geographical space at its different levels, the essence of its natural, socio-economic, environmental, geopolitical processes. The features of physical-geographical, economic-geographical and geopolitical position of the Russian Federation are considered, special attention is paid to macro -, micro-and meso-position of the Russian Federation and its change in time. On the basis of theoretical material, examples of solving complex tasks of the OGE And the exam in geography are given. Keywords: geographical competence, GIA, geographical position, economic-geographical and geopolitical position of the Russian Federation.

Современному образованию в Российской Федерации на сегодняшний день уделяют огромное внимание. Ведь качество образования - это ведущий показатель при анализе уровня экономического развития страны во всем мире. Модернизирующейся экономике нужны специалисты, легко ориентирующиеся в происходящих экономических изменениях, способные находить нетрадиционные решения возникающих проблем, специалисты, которые могут разработать

инновационные проекты для различных сфер жизни и убедительно доказать необходимость их реализации. В связи с этим возникает вопрос: насколько конкурентоспособно российское образование в условиях технологического прогресса, процесса глобализации и усиления глобальной конкуренции в сфере образования [2]?

Сама система образования РФ развивается в различных направлениях, а главными её свойствами стали дифференциация и многовариантность. На смену традиционной советской школе приходят новые европейские тенденции. А вместе с этим внедрение инновационных технологий, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Но главным и основным инструментом оценки качества образования на этапе школа - вуз остается Государственная итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ). Поэтому задача учителей-предметников заключается в развитии у детей навыков и умений в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта, позволяющих успешно справиться с государственной итоговой аттестацией.

Одним из предметов по выбору является география. В 2018 году количество сдающих данный предмет на территории РФ в основной период ЕГЭ составило 15326 человек (2% от общего числа сдающих). Что на 2231 человек больше, чем в 2017 году (13 095 человек) [3]. Но в сравнении с другими предметами показатель значительно меньше. Это связано с отсутствием предмета география в перечне экзаменов для поступления на большинство факультетов. Но, несмотря на это, география является ключевым экзаменом для будущих специалистов ландшафтного планирования, картографии океанологии, природопользования и экологии, а также международного туризма и страноведения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года по окончании учебного курса каждый выпускник согласно требованиям ФГОС должен овладеть ключевыми компетенциями. Формирование географических компетенций играет важную роль в системе знаний о многообразии и особенностях территориальной организации современного географического пространства на его разных уровнях, сущности происходящих в нем природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов [1]. По окончании учебного курса выпускник обязан на основе фактического, теоретического материала, а также знания карт и навыков работы с ними, научится устанавливать причинно-следственные связи, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений и определять на карте местоположение географических объектов.

Согласно спецификации и кодификатору ОГЭ и ЕГЭ сразу несколько заданий включают в себя знания геополитического и физико-географического положения Российской Федерации (Таблица 1) [4].

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы ОГЭ и ЕГЭ по содержательному разделу «География России» курса географии

Уровень Задания Количество максимальных баллов Всего заданий Всего баллов

ОГЭ 13 13 30 32

ЕГЭ 11 15 34 47 (первичных)

Изучение раздела «География России» в любом УМК начинается с определения географического положения Российской Федерации, которое включает в себя три основных компонента:

- физико-географическое положение;

- экономико-географическое положение;

- геополитическое положение.

Физико-географическое положение — это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к основным природным объектам (горным системам, морям и океанам), а также по отношению к поверхности Земли (экватору, начальному меридиану, тропикам и полярным кругам).

По размерам территории Россия занимает первое место в мире (17,075 млн км2), что составляет примерно 1/7 часть всей обитаемой суши и больше площади Австралии и Антарктиды. Такие большие размеры предопределены большой протяженностью России с севера на юг примерно на 4000 км и с запада на восток примерно 10 000 км. Крайняя северная (мыс Флигели) и восточная (мыс Дежнева) точки России являются одновременно и крайними точками Евразии.

Физико-географическое положение России характеризуется понятием «северность», так страна занимает северо-восточную окраину Евразии. Одновременно находясь в двух частях света - на востоке Европы и на севере Азии, омывается водами трех океанов - Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым. Более того, государство имеет выход сразу к 12 морям. Таким образом, огромные территории России обусловили разнообразие природы и ее географические особенности [5].

Под экономико-географическим положением (ЭГП) страны или региона понимают совокупность связей и отношений отдельных предприятий, населенных пунктов и районов с объектами, которые расположены за пределами страны и оказывают на нее сильное влияние.

Экономико-географическое положение России оценивается в трёх уровнях: макро-, микро- и мезоположениии и включает в себя транспортно-географический, промышленно-географический, агропромышленный компоненты.

Макроположение России — по отношению к окружающему миру в целом. Россия граничит с шестнадцатью странами по суше, среди которых - мощные сырьевые базы Китая, Украины, Казахстана. И с двумя странами по морю - США и Япония. Многочисленные транспортные коридоры обеспечивают тесное сотрудничество с государствами Западной, Центральной Европы и Юго-Восточной Азией.

Мезоположение России - положение отдельных регионов по отношению к её территории. Территория страны подразделяется на 11 экономических районов и 8 федеральных округов. В настоящее время 10 экономических районов России из 11 (кроме Волго-Вятского района) имеют выход к границе. Поменялось также мезоположение регионов относительно торгово-экономических партнеров, рынков сбыта, центрам инноваций, информации и индустрии.

Микроположение России - положение по отношению к пограничным соседям Россия в силу ЭГП характеризуется протяженным «поясом соседства». Приоритетом в построении отношений со странами-соседями имеет создание формальных интеграционных объединений. К ним с различными уровнями интеграции, степени вовлеченности и охвата сторон можно отнести Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и другие. В Азиатском регионе сотрудничество строится преимущественно посредством международных и региональных организаций (в первую очередь, ШОС и БРИКС). Россия в настоящее время (июль 2016 г.) имеет дипломатические отношения с большинством стран-соседей, кроме Грузии, и признала частично-признанные приграничные с ней Южную Осетию и Абхазию [5].

В целом, после распада СССР экономико-географическое положение страны заметно ухудшилось. И прежде всего транспортное. Ведь доступ России к стратегически важным акваториям Черного и Балтийского морей в начале 1990-х существенно ограничился, а сама страна на несколько сотен километров отдалилась от высокоразвитых государств Европы. Кроме того, Россия потеряла множество традиционных для себя рынков сбыта.

Геополитическое положение (ГПП) - сложная научная категория, определяется совокупностью территориальных отношений определенной страны с другими государствами и большими природными объектами, которые имеют существенное политическое, экономическое, экологическое и социальное влияние на эту страну. В целом Россия имеет широкие возможности для экономического, политического, военного и научно-культурного сотрудничества со множеством стран Евразии и планеты. Однако не со всеми государствами эти отношения складываются наилучшим образом. Так, в последние годы значительно ухудшились взаимоотношения России с рядом стран блока НАТО - Чехией, Румынией, Польшей, которые некогда были близкими союзниками Советского Союза. Сложными и довольно напряженными остаются отношения России с рядом постсоветских государств: Украиной, Грузией, Молдовой, странами Прибалтийского региона. Существенно изменилось геополитическое положение страны в 2014 году с присоединением Крымского полуострова (в частности, в Черноморском регионе).

Для успешного решения заданий по разделу «География России» выпускник должен не только овладеть теоретическим материалом по данной теме, но и следовать четкому алгоритму решения. Разберем некоторые из заданий.

Задание № 2 (ОГЭ)

Для решения данного задания необходимо использовать географическую карту «ПРИРОДА РОССИИ. Географическое положение» и Физико-географическую карту РФ. Особое внимание следует обратить на следующие типы задания:

1 тип. Особенности географического положения РФ.

Определение крайних точек, протяженности страны, состав территории (острова, по-острова, проливы).

Пример 1:

Территория приграничного субъекта РФ является частью пограничного

пространства Российской Федерации. Одним из приграничных субъектов РФ является Смоленская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с _(ответ: запада) [4].

Пример 2:

Крайняя южная точка России находится на границе с

1) Азербайджаном 2) Грузией 3) Казахстаном 4) Китаем (ответ: 1 Азербайджаном)

[4].

2 тип. Определение стран соседей РФ.

Для решения этого задания необходимо различать понятия соседи 1-го порядка (Казахстан, Монголия, Китай, Эстония, Украина и др.) и 2-го порядка (Турция, Узбекистан, Иран).

Пример 3:

С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

1) Швеция 2) Монголия 3) Чехия 4) Турция (ответ: 2 Монголия) [4].

Задания №25 (ЕГЭ) и № 30 (ОГЭ) имеют одинаковую структуру и относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Необходимо определить регион по его краткому описанию. В первом и втором случае мы используем карту Административно-территориального деления РФ. В тексте задания необходимо выделить ключевые понятия и особенности географического положения района. После чего методом исключения выбрать несколько субъектов, подходящих под описание. На основе анализа хозяйственной деятельности региона (из текста), выбрать верный ответ и записать его на бланке.

Пример 4:

Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край, находящийся в азиатской части страны, имеет приморское положение. Он граничит с самой большой по численности населения страной в мире. Административный центр расположен на берегу одной из самых протяженных рек

России. Одной из ведущих отраслей хозяйства является лесная и деревообрабатывающая промышленность [4].

Пояснение:

Ключевая особенность географического положения субъекта - это «...край, находящийся в азиатской части страны.». В азиатской части их 6. Из них 3 имеют «.приморское положение.» - Хабаровский, Приморский, Камчатский. Так как лидирующая отрасль хозяйства региона - лесная промышленность, верный ответ будет - Хабаровский край.

Таким образом, изучение особенности географического положения Российской Федерации служит основой учебного курса «География России», а знания по данной теме позволяют решить 40% заданий ГИА по предмету география.

Список литературы /References

1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.И. Иванов. М.: Чистые пруды, 2017.

2. Магомедова Е.В. Особенности ЕГЭ как итоговой формы контроля знаний абитуриентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 23. С. 79-82. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770437.htm/ (дата обращения: 01.04.2019).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

4. Федеральный институт педагогических измерений. Аналитические и методические материалы. М.,2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 18.01.2019).

5. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России / А.Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2006. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.