Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МОЛОДЕЖИ Г. ИЖЕВСКА В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МОЛОДЕЖИ Г. ИЖЕВСКА В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солодянкина Екатерина Сергеевна, Полищук Мария Александровна

В данной статье совершена попытка выявления гендерных стереотипов современной молодежи, живущей в крупном периферийном городе, в области семейной жизни и межпоколенческих и гендерных отношений. По мнению ряда исследователей, в современном мире происходит «глобальный распад» традиционной системы разделения общественного труда, властных отношений между мужчинами и женщинами, что неизбежно приводит к трансформации брачно-семейных отношений. Таким образом, современные женщины все больше вовлекаются в материальное обеспечение семьи, мужчины в большей степени, чем раньше, стали заниматься домашним хозяйством, участвовать в образовании и развитии детей и т. д. А следовательно, необходимо изучать данный аспект социологии, чтобы избавить общество от существующих предрассудков, стереотипов, связанных с моделями поведения мужчин и женщин. Формирование гендерной идентичности является одной из первейших форм социализации человека. Семья - первичный институт, в который попадает человек, а следовательно, развитие гендерных ролей происходит именно здесь. Гендерная социализация влияет на взаимоотношение полов, позволяет коммуницировать мужчинам и женщинам. Однако нередко можно заметить непонимание между полами, что приводит к формированию стереотипов, а также различных социальных проблем, таких как дискриминация по половому признаку, большое количество разводов, домашнее насилие. Благодаря полученным результатам, специалистам по работе с семьями, а также по работе с молодежью удастся повысить культуру обслуживания посетителей разных социально-демографических групп и более тщательно планировать свою профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER STEREOTYPES OF THE IZHEVSK'S YOUTH IN THE FAMILY RELATIONS

This article attempts to identify gender stereotypes of modern youth living in a large peripheral city in the field of family life and intergenerational and gender relations. According to a number of researchers, in the modern world there is a "global disintegration" of the traditional system of division of social labor, power relations between men and women, which inevitably leads to the transformation of marriage and family relations. Thus, modern women are increasingly involved in the material support of the family, men are more engaged in household chores than before, participate in the education and development of children, etc. And, therefore, it is necessary to study this aspect of sociology in order to rid society of existing prejudices, stereotypes associated with the behavior patterns of men and women. The formation of gender identity is one of the first forms of human socialization. A family is the primary institution that a person gets into, and, consequently, the development of gender roles takes place here. Gender socialization affects the relationship between the sexes, allows men and women to communicate. However, it is often possible to notice misunderstandings between the sexes, which leads to the formation of stereotypes, as well as various social problems, such as: gender discrimination, a large number of divorces, domestic violence. It was supposed to find out what is the basis for the formation of such stereotypes in modern Russian society. Thanks to the results obtained, specialists working with families, as well as working with young people, will be able to improve the culture of serving visitors of different socio-demographic groups and plan their professional activities more carefully.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МОЛОДЕЖИ Г. ИЖЕВСКА В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

438_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2021. Т. 5, вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 316.346.2, 316.472.3, 316.032 Е.С. Солодянкина, М.А. Полищук

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МОЛОДЕЖИ г. ИЖЕВСКА В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В данной статье совершена попытка выявления тендерных стереотипов современной молодежи, живущей в крупном периферийном городе, в области семейной жизни и межпоколенческих и тендерных отношений. По мнению ряда исследователей, в современном мире происходит «глобальный распад» традиционной системы разделения общественного труда, властных отношений между мужчинами и женщинами, что неизбежно приводит к трансформации брачно-семейных отношений. Таким образом, современные женщины все больше вовлекаются в материальное обеспечение семьи, мужчины в большей степени, чем раньше, стали заниматься домашним хозяйством, участвовать в образовании и развитии детей и т. д. А следовательно, необходимо изучать данный аспект социологии, чтобы избавить общество от существующих предрассудков, стереотипов, связанных с моделями поведения мужчин и женщин.

Формирование тендерной идентичности является одной из первейших форм социализации человека. Семья -первичный институт, в который попадает человек, а следовательно, развитие гендерных ролей происходит именно здесь. Гендерная социализация влияет на взаимоотношение полов, позволяет коммуницировать мужчинам и женщинам. Однако нередко можно заметить непонимание между полами, что приводит к формированию стереотипов, а также различных социальных проблем, таких как дискриминация по половому признаку, большое количество разводов, домашнее насилие.

Благодаря полученным результатам, специалистам по работе с семьями, а также по работе с молодежью удастся повысить культуру обслуживания посетителей разных социально-демографических групп и более тщательно планировать свою профессиональную деятельность.

Ключевые слова: ценности, гендерные стереотипы, молодежь, семья, семейные отношения. Б01: 10.35634/2587-9030-2021-5-4-438-445 Правильная ссылка на статью:

Солодянкина Е.С., Полищук М.А. Особенности гендерных стереотипов молодежи г. Ижевска в сфере семейных отношений // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5, вып. 4. С. 438-445. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-4-438-445

Введение

Труды отечественных социологов в сфере гендерных стереотипов появились относительно недавно. Основное направление данных работ - анализ семейно-брачных отношений (Н.Б. Денисенко и Ж.-П. Дала Зуанна, Е.А. Изотова, М. Котовская, Н. Шалыгина и М. Золотухина, С.В. Скутнева, М.В. Шахтарина).

В настоящее время российские социологи изучают гендерные стереотипы по нескольким основным направлениям: трансформация современной семьи, межличностных отношений супругов (О.И. Арсенина, О.Ю. Артемова, М.Л. Бутовская, Т.В. Виноградова), статусно-ролевые отношения мужчин и женщин в трудовых отношениях современного российского общества (С.Г. Айвазова, Т.В. Барчунова, Е.В. Кочкина, Т.Б. Рябова).

Семейный аспект гендерной социализации исследовали А.Г. Харчев, Н.Г. Аристова. Современными исследованиями в области функционального анализа семьи занимались следующие авторы: В.В. Бодрова, Э.К. Васильева, Е.М. Левина, Н.В. Малярова, М.С. Мацковский, М.В.Петрович и др. Анализом гендерных стереотипов в области семейных отношений занимались Т.П. Дежина, Ю. Г. Тищенко и др.

Российский социолог Т.П. Дежина отмечает, что в сознании россиян сохраняется приоритет традиционных ценностей, однако распределение мужских и женских ролей в семье трансформировалось. По результатам опроса удалось выявить что 77 % опрошенных женщин и 92 % мужчин считают, что муж и жена в равной степени должны участвовать в воспитании детей; 46 % женщин и 36 % мужчин говорят о равном распределении домашних обязанностей; 57 % респондентов обоих полов выступают за совместное участие мужчины и женщины в финансовом обеспечении семьи [8. С. 24].

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В работе исследователя Т.С. Морозовой приводятся аргументы в пользу того, что определяющее большинство гендерных стереотипов при поиске брачного партнера и образовании семьи устойчивы, несмотря на заметное изменение социально-экономических процессов и трансформацию социокультурных норм. Так, социологическое исследование, проведенное в городе Москве, показывают, что 98,7 % опрошенных горожан подвержены стереотипам «брачного поведения», более того, 4,9 % придерживаются в этой области поведенческих установок [13. С. 135].

Определение гендерного стереотипа как социологической категории

Формировать теорию гендерных стереотипов начали американские ученые, первым из которых является журналист, политический обозреватель У. Липпман. В своей книге «Общественное мнение» Липпман ввел понятие «стереотип». Он утверждал, что это - предубеждения, которые влияют на процесс понимания и восприятия, которые в свою очередь делают пометку о том, являются ли объекты знакомыми или нет, таким образом, что незнакомые становятся знакомыми и наоборот. Данный процесс побуждается признаками, которые изменяются от реального показателя до простой аналогии [10. С. 203-205].

Тем не менее в настоящее время ученые задаются вопросом: являются ли гендерные стереотипы насущной реальностью?

Одна из ученых ХХ века М. Мид, исследуя социальную иерархию различных культурных обществ, сделала выводы о том, что понятия «мужское» и «женское» в различных социальных группах воспринимаются по-разному. Так, она выявила, что два из трех гвинейских племен имеют либо фе-минный, либо маскулинный эталон воспитания детей разных полов, а третье племя полностью противоположно европейским образцам воспитания [10. С. 189-207].

По результатам эксперимента, проведенного в 2014 году российским социологом Н.А. Нечаевой, можно выделить некоторые группы стереотипов. Например, женщина, по мнению респондентов, должна обладать следующими характеристиками: верность и покорность (92 %), доброта (89 %), нежность и терпимость (88 %), жертвенность (54 %), уверенность в себе (50 %), должна быть сильной (50 %), должна быть скромной (48 %), стремление к успеху (20 %), независимость (13 %), знания (9 %), карьера (6 %) [13. С. 1-19].

Также было выявлено, что более 50 % молодых людей предпочли традиционный патриархальный идеал женщины, который включает в себя такие качества, как верность, нежность, покорность. 42 % опрошенных выступили за смешенный идеал, так как считали, что девушка сама вправе выбирать те качества, которые для нее являются приоритетными, однако традиционные качества все равно должны преобладать в этом наборе. 3 % студентов выступили за антипатриархальные ценности. Они считают, что в девушке должны преобладать такие качества, как карьеризм, стремление к успеху, независимость [13. С. 1-19].

На основе данного эксперимента можно сделать вывод о том, что среди российских студентов существуют определенные стереотипы, которые преобладают среди этой возрастной категории.

Гендерные стереотипы трактуют не только биологические различия между полами, но также создают дополнительные различия - социальные и культурные, используя их в качестве основы для различения социальных статусов и ролей мужчин и женщин в обществе. Стереотипы негативно влияют на оба пола, препятствуя развитию свободной и гармоничной личности, ограничивая реализацию индивидуального потенциала. Поддерживают ли гендерные стереотипы молодые люди? Изменилось ли их отношение к ним? Обратимся к нашим исследованиям.

Результаты проведенных исследований

Для проверки полученных теоретических выводов было использовано качественное полуструктурированное интервью на тему «Социальный портрет семьи молодежи г. Ижевска» для выявления его гендерных характеристик. Объем выборки составил 9 человек из молодежной группы г. Ижевска в возрасте от 18 до 35 лет Проблема исследования: каковы социальные последствия влияния гендер-ной социализации в родительской семье в условиях формирования собственной семьи.

Начиная наше качественное исследование, мы спросили респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, знают ли они, что такое гендерный стереотип. Почти все женщины смогли дать ответ на поставленный вопрос, мужчины же в большинстве случаев дали ответ только после подсказки или опреде-

ления, что говорит о том, что респонденты женского пола чаще сталкиваются с данным феноменом в повседневной жизни. Так, респонденты определяют гендерный стереотип как передачу из поколения в поколение определенного набора функций, связанного с половой принадлежностью.

«А, ну это, наверно, когда испокон веков женщина должна выполнять какие-то определенные функции иии... четкое разделение по функциям между мужчиной и женщиной. А, например, женщина должна ухаживать за мужем, должна не работать, рожать детей, я правильно понимаю?» (Марина, 26 лет, индивидуальный предприниматель).

«Ну, слышал что-то такое, не факт, что знаю...» (Денис, 23 года, клипмейкер).

Следует отметить, что все респонденты из нашего интервью смогли назвать перечень гендерных стереотипов, о которых они слышали или с которыми сталкивались. Так, среди «женских» стереотипов наиболее популярными оказались стереотипы брачно-семейных отношений.

«Ну, например, то, что женщина должна быть хранительницей домашнего очага» (Олег, 21 год, студент).

«Девушки должны уметь готовить, быть женственными» (Алексей, 22 года, безработный).

«А, что женщина обязательно должна рожать» (Дарья, 21 год, работник банка).

«А, также главный стереотип, что женщине место на кухне (смех), вот, соответственно, женщина должна только заниматься домом, не зарабатывать, не заниматься собой, не работать, допустим, если ей интересно работать. Она не должна быть источником доходов для семьи, она не должна заниматься собой, она должна заниматься конкретно семьей» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

«Мужские» же стереотипы респонденты женского пола связывают с заработком, обеспеченностью и неспособностью выполнять домашние обязанности. Респонденты мужского пола выделяют стереотипы не только финансового плана, но и маскулинности.

«Мужчина должен работать и ничего не делать, и все, да, на этом его функции заканчиваются» (Марина, 26 лет, индивидуальный предприниматель).

«Хм, мужчина воин, защитник» (Денис, 23 года, клипмейкер).

«Ммм, ну мужчина сильный, плакать не должен, должен уметь чинить все, собирать» (Алексей, 22 года, безработный).

«Мужчина «счетчик» (смех), ну деньги зарабатывает, жена дома сидит с детьми» (Алиса, 20 лет, студентка).

«Стереотипы о мужчинах, что они не занимаются домом, они не способны заниматься бытом именно в плане ухода за домом, что мужчина должен быть всегда непреклонным авторитетом в семье, его слово - это закон, что мужчина всегда, как сказал, так все и должны делать, вот, и что мужчина является основным источника дохода в семье» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

Рис. 1. Распределение домашних обязанностей в семье, с точки зрения респондентов

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Что касается стереотипов в области трудоустройства, то респонденты обоих полов считают, что шансы на профессиональный рост у мужчин и женщин не равны. Это говорит о принижении роли женщины и ее возможностей в профессиональной сфере как самими женщинами, так и мужчинами.

Подавляющее большинство опрошенных женщин (66 %) считают, что трудоустроиться на высокооплачиваемую работу проще мужчинам, нежели представительницам собственного пола, что говорит о том, что женщины могли сталкиваться с дискриминацией при трудоустройстве, мужчины же поровну разделили такие варианты ответов, как «шансы одинаковы» (48 %), и вариант, что мужчине проще трудоустроиться (48 %).

56,25%

47,62%

31,25% 33,33%

19,05%

12,50%

Затрудняюсь ответить Шансы не равны Шансы равны

-женский »мужской

Рис. 2. Имеют ли мужчины и женщины одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения, с точки зрения респондентов

Результаты интервью также подтвердили наличие стереотипов в трудовой сфере. Женщины подчеркивают, что дискриминацию поддерживают именно мужчины. Мужчины же не отмечают наличие данных стереотипов в их сторону.

«Женщина должна выполнять рутинную работу, с низкоквалифицированным трудом, которая будет сидеть на своей должности 500 лет, ее никогда не повысят, так она же скоро уйдет в декрет, мы лучше кого-то из мужчин найдем. Я с такой дискриминацией столкнулась лично, и я это просто ненавижу! Я буду это хейтить! Слава богу, я ушла с этой работы!» (Марина, 26 лет, индивидуальный предприниматель).

«Мужчины вот приходят по работе и постоянно думают, что у меня мозгов нет, хотя сами сидят и ничего вот не понимают! Или приходишь в магазин электроники вот, так мужчина там бог (смех)! Стоит, угорает, что я не знаю, какая лампочка мне нужна, а я-то знаю (смех)!!!» (Елизавета, 25 лет, работник банка).

«Работа в 1Т-сфере, руководство относится к женщинам очень нелояльно и банально, потому что они там в меньшинстве, 1-2 женщины, и, конечно, отношение такое» (Дарья, 21 год, работник банка).

Из интересных стереотипов мужчины также подчеркнули такие ярлыки, как «женщина = плохой водитель», «блондинка = малоумная». Хочется отметить, что все респонденты назвали большее количество стереотипов, которые относятся к женщинам, нежели к мужчинам.

«Ну, все блондинки тупые» (Денис, 23 года, клипмейкер).

«Ну то, что женщины - плохие водители. Это один из стереотипов, известных всем. На самом деле это в большинстве своем, конечно же, не так» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

Отвечая на вопрос «Сталкивались ли вы с тендерными стереотипами в своей жизни? Если да, то можете ли вы описать данную ситуацию?», большинство респондентов женского пола отметили, что были в ситуациях, когда сталкивались с влиянием стереотипов. При этом стереотипы чаще всего связаны с трудоустройством или семейно-брачными отношениями. Мужчины же, напротив, ответили, что никогда с таким не встречались. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мужчины меньше подвержены влиянию гендерной дискриминации.

«Спрашивают постоянно, когда муж, дети, мама капает, что нужно учиться готовить, а то мужчину не найду (смех)» (Алиса, 20 лет, студентка).

«Со всеми это часто происходит, когда в семье тебе говорят, что ты уже должна заводить детей, что желательно поскорее» (Дарья, 21 год, работник банка).

«Скорее всего, я не сталкивался» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

«Нет, никогда не сталкивался, к счастью» (Олег, 21 год, студент).

Все респонденты единогласно дали ответ, что дискриминация по половому признаку существует. Особенно ей подвергаются женщины в сфере трудовых отношений, что выражается в неравном распределении доходов и занимаемых должностных позициях.

«Конечно, ущемляют! Как это не может ущемлять права, если ты стараешься, работаешь, а тебя не замечают, не вознаграждают, а вознаграждают другого только потому, что он мужчина» (Марина, 26 лет, индивидуальный предприниматель).

«Тут от окружения опять зависит, если ты поддаешься этому, то, наверное, на психику капает, а так, ну работа, наверное, типа женщины не могут там-то работать, начальником должен быть мужчина и все такое вот» (Алиса, 20 лет, студентка).

«Ну, гендерные стереотипы, конечно, влияют на права, по большей части это касается женщин, то есть невозможно занимать какие-то позиции, невозможность делать какую-то работу. Конечно же, это невозможность получать такую же зарплату, как и мужчины во многих сферах, но и да, допустим, я знаю такой пример, что если где-то в авиакомпаниях летчик - женщина, то об этом стараются не упоминать, потому что у пассажиров сразу возникает недоверие, страх, что женщина является пилотом, вот» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

Также респонденты обоих полов считают, что именно семья повлияла на формирование их представлений о мужских и женских ролях. Мужчины в своем выборе, помимо семьи, отметили также средства массовой информации (81 % и 19 % соответственно). Также и женщины в превалирующем большинстве отметили семью важнейшим фактором гендерной социализации (94 %). Данные показывают о неизменном влиянии семьи на формирование гендерных представлений.

В вопросе формирования гендерных стереотипов в процессе интервью почти все респонденты сошлись во мнении, что они передаются из поколения в поколение и начинают формироваться именно в семье, однако существуют и такие варианты, как влияние окружения, неразвитое гражданское общество.

«Я вот была воспитана точно под всякими стереотипами, потому что мама вот у нас такая стереотипная женщина, ну вот, как видишь, стоило мне только вырваться, но я же в стереотипы не загналась!» (Марина, 26 лет, индивидуальный предприниматель).

«Окружение, наверное, общаешься с домохозяйками, вот и сама хочешь ею быть» (Алиса, 20 лет, студентка).

«Да, неразвитое гражданское общество, неразвитое демократическое общество, которое живет по старым устоям, возможно, не хочет меняться или не хочет замечать изменения в остальном мире. Вот это плюс то, что мужчины, возможно, в большинстве своем относятся к женщинам как к предмету, а не как к личности и человеку» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

Главное противоречие, возникшее в ходе проведения исследования, состоит в том, что большинство респондентов высказались о том, что не поддерживают никаких стереотипов, при этом женщины подчеркивают, что хотели бы «идеального мужа», с более высоким заработком, чем у них, а мужчины же предпочитают делить домашние обязанности на «мужские» и «женские», тем самым поддерживая стереотип.

«Ммм, не знаю, из тех стереотипов, которые существуют сейчас, я. наверно, не могу ничего поддержать, потому что ну это уже, можно сказать, старая история, сейчас уже все изменяется, и просто надо как-то воспитывать более доверительное общество, доверительные отношения

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

должны строиться в семье, именно семья должна строиться на доверии и на уважении друг друга» (Даниил, 26 лет, старший менеджер отдела закупа).

«Никакие, конечно; надо вообще жить без стереотипов, быть индивидуальностью!» (Алексей, 22 года, безработный).

«Никакие не могу поддержать (смех)!!! Все вот это плохо!» (Елизавета, 25 лет, работник банка).

Результаты качественного и количественного исследования показали, что независимо от пола, возраста и типа трудоустройства все респонденты отмечают наличие гендерных стереотипов, однако в жизненных практиках с ними встречаются в большинстве случаев респонденты женского пола. Так, девушки подвержены влиянию дискриминации не только на бытовом уровне, но и в трудовых отношениях. Также мы столкнулись с противоречием, когда респонденты утверждали, что не поддерживают никаких гендерных стереотипов, хотя результаты опроса и интервью показывают нам обратное.

Выводы

На основе проведенных исследований делаются выводы о том, что трансформация гендерных стереотипов у женщин происходит быстрее, чем у мужчин. Женщины в большей мере стремятся к независимости и построению карьеры. Также авторы отмечают, что фактор индивидуальных доходов в большей мере важен для мужчин; чем выше доход мужчины, тем меньше он стремится принимать участие в домашней работе. Соответственно, можно сделать выводы, что женщины в большей мере направлены на «разрушение» гендерных стереотипов, чем мужчины, что в будущем может привести к конфликту между полами.

Обращаясь к практическому аспекту исследования данной темы, мы обнаружили, что социокультурные установки современной молодежи начинают претерпевать трансформацию. Например, современные девушки ставят в приоритет не только семью, но и построение карьеры. Также изменилась установка молодежи относительно распределения домашних обязанностей, респонденты обоих полов считают, что принимать участие в домашней работе должны как женщины, так и мужчины, причем работа должна выполняться в соответствии с нагрузкой на работе. Это говорит о сдвигах традиционной семьи в пользу эгалитарной, где все обязанности между мужчиной и женщиной распределяются пропорционально.

Однако гендерные стереотипы продолжают существовать и в наши дни. Во-первых, это стереотип о возможности трудоустройства на высокооплачиваемую работу, который поддерживается как женщинами, так и мужчинами. Респонденты обоих полов уверены, что трудоустроиться и продвинуться по карьерной лестнице гораздо проще мужчине, нежели женщине. Можно предположить, что распространение данного стереотипа связано распространением профессиональной дискриминации, с которой чаще всего сталкиваются девушки. Традиционными остаются стереотипы в области распределения домашних обязанностей. Мужчины, как «добытчики», должны оплачивать счета, ходить в магазин и помогать с воспитанием детей. Девушка же должна заниматься хозяйством: заниматься уборкой, готовить и воспитывать детей. Также сохраняется стереотип об идеальных характеристиках мужа и жены. Так, жена в первую очередь должна быть красивой, заботливой и веселой. Идеальный муж, в представлении девушек, должен быть красивым, обеспеченным и целеустремленным. Здесь позиции мужчин и женщин являются традиционными, поддерживаются феминные и маскульнные качества, установки не претерпевают трансформации.

Большинство респондентов желают, чтобы их собственная семья была похожа на родительскую, что доказывает нашу гипотезу о том, что именно семья влияет на формирование гендерных моделей поведения, что и отметили наши респонденты. Все респонденты единогласно решили, что семья влияет на формирование культурных норм и ценностей, а также является «гендерным ориентиром» на всю дальнейшую жизнь.

В заключение хочется сказать, что данная тема будет актуальна еще долгие годы, так как в настоящее время под влиянием множества социокультурных факторов наблюдается процесс изменений, сдвигов, в культурных, поведенческих, нормативных установок общества, а следовательно, существующие стереотипы, установки, ценности, нормы претерпевают изменения. Именно это может послужить полем для дальнейших исследований данной темы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. 1991. № 4.

2. Батина О.Э. Толерантность как объект социологического исследования. URL: https://sibac.info/studconf/ social/xlv/60332

3. Бауман 3. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб., 2008.

4. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. 2008. № 4. С. 58-68.

5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 173-179.

6. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.

7. Грауман К. Ф. Взаимное видение перспектив - исходная предпосылка осознанной толерантности // Высшее образование в Европе. 1997. № 2.

8. Дежина Т.П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Хабаровск, 2007. 184 с.

9. Журченко Е.Б. Категория толерантности с социологическом ракурсе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/kategoriya-tolerantnosti-v-sotsiologicheskom-rakurse

10. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой; под ред. К. А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004.

11. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в изменяющемся мире. М., 2004.

12. Морозова Т. С. Гендерные стереотипы поведения населения на брачном рынке Москвы: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2008.

13. Нечаева Н.А. Гендерные идеалы молодежи (1999-2014) // Демографическое и социальное воспроизводство российской семьи и благополучия детей: публичное и приватное измерения» № гос. регистрации АААА-А17-117030110147-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1.

Поступила в редакцию 08.07.2021

Солодянкина Екатерина Сергеевна, бакалавр Института истории и социологии E-mail: solodyankina-ekaterina@mail. ru

Полищук Мария Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии E-mail: zarcem@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E.S. Solodyankina, M.A. Polishchuk

FEATURES OF GENDER STEREOTYPES OF THE IZHEVSK's YOUTH IN THE FAMILY RELATIONS

DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-4-438-445

This article attempts to identify gender stereotypes of modern youth living in a large peripheral city in the field of family life and intergenerational and gender relations.

According to a number of researchers, in the modern world there is a "global disintegration" of the traditional system of division of social labor, power relations between men and women, which inevitably leads to the transformation of marriage and family relations. Thus, modern women are increasingly involved in the material support of the family, men are more engaged in household chores than before, participate in the education and development of children, etc. And, therefore, it is necessary to study this aspect of sociology in order to rid society of existing prejudices, stereotypes associated with the behavior patterns of men and women.

The formation of gender identity is one of the first forms of human socialization. A family is the primary institution that a person gets into, and, consequently, the development of gender roles takes place here. Gender socialization affects the relationship between the sexes, allows men and women to communicate. However, it is often possible to notice misunderstandings between the sexes, which leads to the formation of stereotypes, as well as various social problems, such as: gender discrimination, a large number of divorces, domestic violence. It was supposed to find out what is the basis for the formation of such stereotypes in modern Russian society.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Thanks to the results obtained, specialists working with families, as well as working with young people, will be able to improve the culture of serving visitors of different socio-demographic groups and plan their professional activities more carefully.

Keywords: values, gender stereotypes, youth, family, family relationships. For citation:

Solodyankina E.S., Polishchuk M.A. Features of gender stereotypes of the Izhevsk's youth in the family relations // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2021. Vol. 5, iss. 4. P. 438-445. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-4-438-445 (In Russ.).

Received 08.07.2021

Solodyankina E.S., Bachelor of the Institute of History and Sociology E-mail: solodyankina-ekaterina@mail. ru

Polishchuk M.A., Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Sociology E-mail: zarcem@yandex.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.