Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / студенты / юноши / девушки / инклюзивный вуз / гендерные представления / семейные ценности / youth / students / boys / girls / inclusive university / gender perceptions / family values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Соловей Лариса Болеславовна

В статье отражен теоретический анализ одной из наиболее животрепещущих проблем, которые стоят перед российским обществом, кризис современного института семьи и система семейных ценностей. Важнейшей ценностью в настоящее время является семья, которая всегда играла значимую роль в жизни общества. В статье отмечено, что социальная трансформация российского общества вначале 2000-х гг. привела к дестабилизации социальных отношений, в итоге к кардинальному изменению ценностных установок, в том числе, и среди молодежи. Авторы указали, что молодежь, вступающая в брачный возраст, оказалась не готовой к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом, утверждают авторы, свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям. В то же время, считают авторы, семейные ценности и семья являются приоритетной ценностью любого современного государства, поскольку положение семьи как социокультурного института (и не только), тенденции, характеризующие его состояние, отражают показатели дел в стране, уровень её развития и перспективы роста. В статье представлены результаты эмпирического исследования установок в семейной паре, распределение ролей в семье, ролевые ожидания и притязания в браке у студентов (юношей и девушек). Выявлены различия между сравниваемыми группами, которые свидетельствуют о наличии установок на равноправные партнерские отношения, предпочтение эгалитарного типа семейного устройства. Результаты исследования показали, что продолжение рода и воспитание детей для всех респондентов является ценностью, однако не первостепенной и не основополагающей для семейного благополучия. Авторы отмечают, что ценность интимной жизни для молодых людей в обеих группах также имеет относительное, второстепенное значение. Безусловно, материальное обеспечение семьи также имеет тенденцию к равноценному вкладу партнеров, отмечают авторы. Относительно ведения семейного хозяйства, по мнению авторов, наблюдаются расхождения в показателях между группами, и юноши и девушки закрепляют эту сферу за собой в первую очередь. Также и относительно семейной субкультуры, обе группы закрепляют за собой лидерские позиции в этой сфере семейных отношений. Таким образом, как юноши, так и девушки ориентированы на то, что их ценности, интересы и увлечения должны быть в семье ведущими. Авторы отметили, что выявлены статистически значимые различия между семейными ценностями студентов девушек и юношей: для первых важную роль играет эмоциональный климат в семье, ценится расслабляющая психотерапевтическая атмосфера, принятие и моральная поддержка; для вторых роль женщины в семье представляется в более традиционном аспекте, бремя домашних забот и ответственность за детей и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects a theoretical analysis of one of the most burning problems facing Russian society, the crisis of the modern institution of the family and the system of family values. The most important value at present is the family, which has always played a significant role in the life of society. The article notes that the social transformation of Russian society in the early 2000s led to the destabilization of social relations, as a result, to a radical change in value attitudes, including among young people. The authors pointed out that young people entering the marriageable age were not ready to perform marital and parental duties. This, according to the authors, is evidenced by the continuing increase in divorces, conflicts in the distribution of power in the family, the inability of young spouses to run a household, avoidance of parental functions, the growth of refusals from newborn children, manifestations of aggression towards their own children. At the same time, the authors believe that family values and the family are the priority value of any modern state, since the position of the family as a socio-cultural institution (and not only), the trends characterizing its condition reflect the indicators of affairs in the country, its level of development and growth prospects. The article presents the results of an empirical study of attitudes in a married couple, the distribution of roles in the family, role expectations and claims in marriage among students (boys and girls). The differences between the compared groups are revealed, which indicate the presence of attitudes towards equal partnerships, preference for an egalitarian type of family arrangement. The results of the study showed that procreation and parenting for all respondents is a value, but not paramount and not fundamental for family well-being. The authors note that the value of intimate life for young people in both groups is also of relative, secondary importance. Of course, the financial support of the family also tends to equal the contribution of partners, the authors note. Regarding the management of the family economy, according to the authors, there are discrepancies in indicators between groups, and boys and girls secure this area for themselves in the first place. Also regarding the family subculture, both groups consolidate leadership positions in this area of family relations. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. The authors noted that statistically significant differences between the family values of female and male students were revealed: for the former, the emotional climate in the family plays an important role, a relaxing psychotherapeutic atmosphere, acceptance and moral support are appreciated; for the latter, the role of a woman in the family is presented in a more traditional aspect, the burden of household chores and responsibility for children, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ»

2006.-336 с.

6. Фурманов, И.А. Взаимосвязь стилей привязанности и коммуникационных реакций на ревность в романтических и супружеских отношениях / И.А. Фурманов // Психология. - 2018. - № 4 (12). - С. 64-73

7. Buss, D.M. The evolution ofjealousy / D.M.Buss // Trends in Cognitive Sciences. - 2005. - Vol. 9. - P. 506-507

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Соловей Лариса Болеславовна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА О СЕМЕЙНЫХ

ЦЕННОСТЯХ

Аннотация. В статье отражен теоретический анализ одной из наиболее животрепещущих проблем, которые стоят перед российским обществом, кризис современного института семьи и система семейных ценностей. Важнейшей ценностью в настоящее время является семья, которая всегда играла значимую роль в жизни общества. В статье отмечено, что социальная трансформация российского общества вначале 2000-х гг. привела к дестабилизации социальных отношений, в итоге к кардинальному изменению ценностных установок, в том числе, и среди молодежи. Авторы указали, что молодежь, вступающая в брачный возраст, оказалась не готовой к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом, утверждают авторы, свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям. В то же время, считают авторы, семейные ценности и семья являются приоритетной ценностью любого современного государства, поскольку положение семьи как социокультурного института (и не только), тенденции, характеризующие его состояние, отражают показатели дел в стране, уровень её развития и перспективы роста. В статье представлены результаты эмпирического исследования установок в семейной паре, распределение ролей в семье, ролевые ожидания и притязания в браке у студентов (юношей и девушек). Выявлены различия между сравниваемыми группами, которые свидетельствуют о наличии установок на равноправные партнерские отношения, предпочтение эгалитарного типа семейного устройства. Результаты исследования показали, что продолжение рода и воспитание детей для всех респондентов является ценностью, однако не первостепенной и не основополагающей для семейного благополучия. Авторы отмечают, что ценность интимной жизни для молодых людей в обеих группах также имеет относительное, второстепенное значение. Безусловно, материальное обеспечение семьи также имеет тенденцию к равноценному вкладу партнеров, отмечают авторы. Относительно ведения семейного хозяйства, по мнению авторов, наблюдаются расхождения в показателях между группами, и юноши и девушки закрепляют эту сферу за собой в первую очередь. Также и относительно семейной субкультуры, обе группы закрепляют за собой лидерские позиции в этой сфере семейных отношений. Таким образом, как юноши, так и девушки ориентированы на то, что их ценности, интересы и увлечения должны быть в семье ведущими. Авторы отметили, что выявлены статистически значимые различия между семейными ценностями студентов девушек и юношей: для первых важную роль играет эмоциональный климат в семье, ценится расслабляющая психотерапевтическая атмосфера, принятие и моральная поддержка; для вторых - роль женщины в семье представляется в более традиционном аспекте, бремя домашних забот и ответственность за детей и т.д.

Ключевые слова: молодежь, студенты, юноши, девушки, инклюзивный вуз, тендерные представления, семейные ценности.

Annotation. The article reflects a theoretical analysis of one of the most burning problems facing Russian society, the crisis of the modern institution of the family and the system of family values. The most important value at present is the family, which has always played a significant role in the life of society. The article notes that the social transformation of Russian society in the early 2000s led to the destabilization of social relations, as a result, to a radical change in value attitudes, including among young people. The authors pointed out that young people entering the marriageable age were not ready to perform marital and parental duties. This, according to the authors, is evidenced by the continuing increase in divorces, conflicts in the distribution of power in the family, the inability of young spouses to run a household, avoidance of parental functions, the growth of refusals from newborn children, manifestations of aggression towards their own children. At the same time, the authors believe that family values and the family are the priority value of any modern state, since the position of the family as a socio-cultural institution (and not only), the trends characterizing its condition reflect the indicators of affairs in the country, its level of development and growth prospects. The article presents the results of an empirical study of attitudes in a married couple, the distribution of roles in the family, role expectations and claims in marriage among students (boys and girls). The differences between the compared groups are revealed, which indicate the presence of attitudes towards equal partnerships, preference for an egalitarian type of family arrangement. The results of the study showed that procreation and parenting for all respondents is a value, but not paramount and not fundamental for family well-being. The authors note that the value of intimate life for young people in both groups is also of relative, secondary importance. Of course, the financial support of the family also tends to equal the contribution of partners, the authors note. Regarding the management of the family economy, according to the authors, there are discrepancies in indicators between groups, and boys and girls secure this area for themselves in the first place. Also regarding the family subculture, both groups consolidate leadership positions in this area of family relations. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. The authors noted that statistically significant differences between the family values of female and male students were revealed: for the former, the emotional climate in the family plays an important role, a relaxing psychotherapeutic atmosphere, acceptance and moral support are appreciated; for the latter, the role of a woman in the family is presented in a more traditional aspect, the burden of household chores and responsibility for children, etc.

Key words: youth, students, boys, girls, inclusive university, gender perceptions, family values.

Введение. Абсолютно каждое государство на планете глубоко заинтересованно в сохранении, а некоторые и увеличении, населения страны, укреплении своего международного положения, а также культурных и социальных институтов государства. Семейные ценности и семья являются приоритетной ценностью любого современного государства, поскольку положение семьи как социокультурного института (и не только), тенденции, характеризующие его состояние, отражают показатели дел в стране, уровень её развития и перспективы роста.

Проблемой данного исследования являются семья и семейные ценности. Считается, что данная исторически сложившаяся сфера человеческой жизни достаточно изучена. Однако, согласно мнению специалистов социологов, психологов, культурологов, религиозных деятелей, политологов и т.д., на сегодняшний день проблема семейных ценностей актуальна как никогда, что связано с негативными изменениями и неблагоприятными тенденциями, происходящими с институтом семьи и брака последние 20-30 лет в нашей стране [2]. Исходя из последних доступных данных Росстата, количество браков и разводов в России на февраль 2023, составляло - браков: 91 527, прирост (г/г) - 11 306, разводов: 99 130, снижение (г/г) - 12 181. Во многих европейских странах процент разводов не сильно отличается: в Испании - 65%, во Франции - 55 %, в Швеции - 47%, в Германии - 44%, в Великобритании - 42%. Данные Росстата за последние годы лишь подтверждают мнение о том, что институт семьи и брака находится в кризисном состоянии [7].

Ценности личности образуют многоуровневую систему, которая имеет свою иерархию и является важной составляющей структуры личности, определяет направленность на конкретные ценности, материальные или духовные, регулирует поведение, форму поведения, определяет итоговые цели поведенческого акта, являясь связующим звеном между внутренним и внешним мирами человека. Также определенная система иерархии ценностей регулирует развитие личности посредством норм и правил, по мере усвоения которых личность социализируется.

Семейные ценности - это положительная значимость разного рода объектов и явлений для группы людей, ведущих единую общую деятельность, связанных узами супружества - родительства - родства. В основе семейных ценностей лежит психологическая готовность молодых людей к исполнению семейных ролей в различных сферах жизнедеятельности семьи [3].

Для классификации критерием служит основа формы семьи «супружество-родительство-родство», исходя из которой выводятся три группы семейных ценностей: ценности супружества (официально зарегистрированный брачный союз, тендерные роли, межличностное общение, взаимопонимание, поддержка, доминирование или равноправие); ценности родительства (продолжение рода, малодетность или многодетность, социализации подрастающего поколения, исполнение роли отца и матери, воспитание детей, передача опыта следующему поколению); ценности родства (взаимопонимание, межличностное общение, взаимопомощи, ценность большой семьи, наличие братьев и сестер или других близких) [5].

Изложение основного материала статьи. На этапе студенчества молодым людям свойственно экспериментировать с уже имеющимися установками, представлениями о мужском и женском, примерять на себя различные, ранее не свойственные роли и модели поведения, и таким образом расширять психические границы, преодолевать собственные и общественные стереотипы о маскулинности и феминности.

Процесс полоролевой идентификации у молодых людей в период юношества развивается особенно стремительно. В ходе этого процесса у юношей происходи тендерная дифференциация форм поведения, вследствие, через призму тендерной дифференциации закрепляются: новый набор представлений, морально-нравственных установок, индивидуальных ценностных ориентаций и общественных ценностей [1].

Существуют социальные половые роли, они определяют и влияют на представление о статусе, правах и обязанностях мужчин и женщин. Реализация соответствующего поведения называется полоролевым. Социо-нормативные представления - культурные стереотипы отражающие отличия «мужского» и «женского». Они существуют на всех уровнях культуры, в философских и религиозных системах, осмысляющих суть и природу тендерных различий, и конечно в обыденном сознании носителя соответствующей культуры и/или приверженца определённых систем, веры или учения [6]. Таким образом, соционормативные представления о тендерной идентичности образовывают стереотипы обыденного сознания.

За прошедшие 20 лет в России, по мнению некоторых исследователей, наблюдаются две тенденции: первая это феминизация мужчин, т.е. принятие мужчинами условно женских моделей поведения, что многие исследователи связывают с воспитанием мальчиков матерями-одиночками, и вторая - это стирание различий между полами, что с связывают с равными возможностями в профессиональной сфере и построением карьеры, и как следствие потерей мужчинами статуса «кормильца» семьи. И с современными веяниями моды, для которой характерна одежда типа «унисекс», т.е. не имеющая определенной половой принадлежности [4].

Также происходит и переоценка ценностей. Традиционно такие ценности как семья, любовь, ласка и забота были присущи в основном женщинам, то в настоящее время они равно представлены как у мужчин, так и у женщин, так же, как и стремление к построению карьеры, и реализации в профессиональной сфере [3].

Многие исследователи утверждают, что происходящие с институтом семьи за последние несколько десятилетий привело к нынешнему состоянию - кризису семьи. Кризис проявляется в то, что семья перестала выполнять свои основные функции или вовсе утратила их. При этом существует мнение, что кризис не ведет к распаду института семьи как такового, он ведет к трансформации, переоценке ценностей, значимости, функций, структуры семьи и т.д. Поскольку наблюдаются изменения, как положительного характера, так и отрицательного. И считается, что те изменения, что она данном этапе негативно оцениваются, это всего лишь часть перехода данного аспекта семьи в новое качество [4].

Целью нашего исследования стало изучение тендерных представлений о семейных ценностях студентов вуза. Мы предполагаем, что существуют отличия в представлениях о семейных ценностях у юношей и девушек.

Для реализации поставленной нами цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи: осуществить теоретический анализ проблемы тендерных представлений о семейных ценностях студентов вуза; провести эмпирическое исследование семейных ценностей студентов вуза; выявить особенности представлений о семейных ценностях юношей и девушек, обучающихся в вузе; проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

В эмпирическом исследовании были использованы ряд психодиагностических методик, количественный и качественный анализ, а также статистическая обработка полученных данных: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой; опросник «Представления о распределении ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской; методика «Измерение установок в семейной паре» у групп юношей и девушек по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.

Результаты методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова в группах юношей и девушек представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты анализа данных по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» у групп юношей и девушек по методике А.Н. Волкова с помощью и-критерия Манна-Уитни

№ Шкала Девушки Юноши и-критерий Уровень достоверности

1 Интимно-сексуальная 3,6 3,3 493,0 0,5

2 Личностная идентификация с супругом 6,0 6,5 476,5 0,37

3 Хозяйственно- бытовая 5,4 5,0 442.0 0,18

4 Родительско-воспитательная 5,8 5,5 474,5 0,36

5 Социальная активность 6,7 6,3 462,5 0,29

6 Эмоционально-психотерапевтическая 7,2 6,1 351,5 0,01**

7 Внешняя привлекательность 5,7 4,9 407,5 0,05*

Примечание: * - различия статистически значимы при р — 0,05

Согласно данным методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова в группах юношей и девушек выявлены статистически значимые различия с помощью И-критерия Манна-Уитни по шкале «эмоционально-психотерапевтической» на 1% уровне, по шкале «внешняя привлекательность» на 5 % уровне, что свидетельствует о том, что для девушек семейный микроклимат, поддержка, принятие, психотерапевтическая атмосфера в семье имеют большое значение, и соответственно - ценность, чем для юношей.

Результаты методики «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская в группах юношей и девушек представлены на рисунке 2.

Таблица 2

Результаты анализа данных по методике «Представления о распределении ролей в семье» у групп юношей и девушек по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская с помощью и-критерия Манна-Уитни

№ Шкалы Девушки Юноши и-критерий Уровень достоверности

1 Воспитание детей 2,8 2,9 527,0 0,81

2 Эмоциональный климат в семье 2,9 2,7 438,0 0,16

3 Материальное обеспечение семьи 2,2 1,9 440,5 0,17

4 Организация развлечений 2,9 2,7 457,5 0,25

5 Роль "хозяина", "хозяйки" 2,8 2,5 365,0 0,01

6 Сексуальный партнер 2,4 2,4 505,0 0,6

7 Организация семейной субкультуры 2,6 2,4 394,0 0,04

Примечание: * - различия статистически значимы прир <0,05

Согласно данным методики «Представления о распределении ролей в семье» у групп юношей и девушек Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская выявлены очевидные отличия между группами юношей и девушек с помощью И-критерия Манна-Уитни по показателям шкал «Роль хозяина, хозяйки» на 1% уровне значимости и по шкале «организация семейной субкультуры» на 5% уровне значимости, что свидетельствует о том, что обязанности в равной степени возлагаются и на мужчину, и на женщину, т.е. оба партнера должны вносить равноценный вклад в жизнедеятельность семьи, именно, ведение семейного хозяйства, организации семейного быта; организация семейной субкультуры подразумевает формирование общих семейных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений в равной степени за обоими партнерами.

Результаты методики «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская в группах юношей и девушек представлены на рисунке 3.

Таблица 3

Результаты анализа данных по методике «Измерение установок в семейной паре» у групп юношей и девушек по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская с помощью и-критерия Манна-Уитни

№ Шкала Девушки Юноши и-критерий Уровень достоверности

1 Отношение к людям -0,3 -0,3 525 0,6

2 Альтернатива между чувством долга и удовольствие 0 -0,2 443,5 0,18

3 Отношение к детям 0,8 0,7 517,5 0,72

4 Отношение к автономности или зависимости супругов 1,5 1,3 438,5 0,17

5 Отношение к разводу 0 -0,3 405,5 0,07

6 Отношение к любви романтического типа 2,4 2 379,5 0,03

7 Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни 0,3 0,4 459,5 0,27

8 Отношение к "запретности секса" 0,7 0,5 439,5 0,17

9 Отношение к устройству семьи -0,7 -0,6 473,5 0,35

10 Отношение к деньгам 0 0 495 0,52

Примечание: * - различия статистически значимы прир <0,05

Согласно данным методики «Измерение установок в семейной паре» у групп юношей и девушек по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская выявлены отличия между группами юношей и девушек с помощью U-критерия Манна-Уитни по шкале «отношение к любви романтического типа» на 5% уровне значимости, что говорит о том, что юноши представляют роль женщины в семье в более традиционном понимании, нежели девушки.

Выводы. Анализ литературы по теме исследования показал, что семейные ценности - это положительная значимость разного рода объектов и явлений для группы людей ведущих единую общую деятельность, связанных узами супружества -родительства - родства. Представления о роли мужчины и женщины претерпевает значительные изменения, происходит переоценка ценностей. Наблюдаются тенденции обесценивания мужских качеств, принятие мужчинами и женщинами ролей друг друга, тем самым обуславливая размывание границ в представлении о мужском и женском. Результаты эмпирического исследования показали, что подавляющее большинство показателей по всем методикам имеют среднее значение и не имеют статистически значимых различий между юношами и девушками, что свидетельствует о наличии установки на равноправные партнерские отношения, и таким образом отдают предпочтение семейному устройству эгалитарного типа. Статистически значимые различия между семейными ценностями студентов юношей и девушек выявлены по таким шкалам, как: отношение к любви романтического типа (традиционное представление о роли женщины), организация семейной субкультуры (формирование семейных традиций, интересов, ценностей), роль хозяина/хозяйки (ведение домашнего хозяйства, быта), и эмоционально-психотерапевтическая, в остальных случаях статистически значимых различий не выявлено. Таким образом, гипотеза о том, что представления юношей и девушек о семейных ценностях имеют свои отличительные особенности, частично подтвердилась.

Литература:

1. Анафьянова, Т.В. Особенности развития иерархии семейных ценностей молодой семьи / Т.В. Анафьянова // Современные наукоемкие технологии. -2010. -№ 8. - С. 119-122

2. Беленкова Л.Ю. Формирование социально-психологической готовности к созданию семьи и семейным отношениям как духовно-нравственная основа жизни современной молодежи / Л.Ю. Беленкова, Л.Б. Кулемина, В.Э. Сизаева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 2. - С. 327-330

3. Говорухин, Г.Э. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) / Г.Э. Говорухин, И.С. Андросова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -2015. - Т. 2. -№ 3 (23). -С. 71-81

4. Верещагина, A.B. Семья и семейные ценности в восприятии студенческой молодежи (на примере Дагестана) / A.B. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, Э.М. Загирова // Вестник института ИАЭ. - 2015. - № 2. - С. 158-164

5. Вепрева, И.Т. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации / И.Т. Вепрева, Т.В. Ицкович, O.A. Михайлова// Quaestio Rossica. - Vol. 11. -2023. -№ 1. - С. 277-288

6. Гиреева, Х.А. Семейные ценности современной молодежи // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: сборник трудов VIII Всероссийской (с межд. участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г.Челябинск, 23 апреля 2019 г.) / [науч. ред. Д.В. Валько, A.C. Мальцева]. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2019. - 733 с.

7. Статистика браков и разводов в России [Электронный ресурс]. - URL: https://gogov.ru/articles/natural-increase/marriage-divorce (дата обращения: 20.04.2023)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Бобинкин Сергей Александрович

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Клину Московской области (г. Клин)

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Целью работы является исследование психологических особенностей сотрудников, влияющих на восприятие ими трудового коллектива. В статье рассматривается проблема эффективности совместной трудовой деятельности в трудовых коллективах, которая является остроактуальной, особенно в условиях изменений российской экономики. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между психологическими особенностями сотрудников и типом восприятия ими группы. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Ключевые слова: межличностное восприятие, удовлетворенность работой, восприятия индивидом группы, психологический статус, социальная роль.

Annotation. The purpose of the work is to study the psychological characteristics of employees that affect their perception of the workforce. The article deals with the problem of the effectiveness of joint labor activity in labor collectives, which is acutely relevant, especially in the conditions of changes in the Russian economy. One of the main factors of interpersonal perception is the attitude to the object of perception. The conducted research has shown that there is a relationship between the psychological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.