Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации / субъекты Российской Федерации / законодательство о науке / гармонизация законодательства / коллизии / научно-техническая политика / государственная поддержка.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свиридова Е.А.

В статье рассматриваются коллизии и пробелы в области правового регулирования по вопросам науки и научнотехнической политики, проводится анализ отраслевого законодательства о науке различных субъектов Российской Федерации на предмет выявления наилучших региональных законодательных практик. В рамках вопросов правового регулирования науки предлагается на федеральном уровне разработать единую терминологию, применяемую в сфере правового регулирования отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Региональное законодательство должно опираться на общие термины, используемые на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-293-301 NIION: 2018-0076-2/22-478 MOSURED: 77/27-023-2022-2-677

СВИРИДОВА Екатерина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Esviridova@fa.ru

ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются коллизии и пробелы в области правового регулирования по вопросам науки и научно- технической политики, проводится анализ отраслевого законодательства о науке различных субъектов Российской Федерации на предмет выявления наилучших региональных законодательных практик. В рамках вопросов правового регулирования науки предлагается на федеральном уровне разработать единую терминологию, применяемую в сфере правового регулирования отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Региональное законодательство должно опираться на общие термины, используемые на федеральном уровне.

Ключевые слова: инновации, субъекты Российской Федерации, законодательство о науке, гармонизация законодательства, коллизии, научно-техническая политика, государственная поддержка.

SVIRIDOVA Ekaterina Aleksandrovna,

Ph.D. in Law Science, Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation,

FEATURES OF HARMONIZATION OF FEDERAL AND REGIONAL

LEGISLATION ON SCIENCE

Annotation. The article examines conflicts and gaps in the field of legal regulation on science and scientific and technical policy, analyzes the sectoral legislation on science of various subjects of the Russian Federation in order to identify the best regional legislative practices. Within the framework of the issues of legal regulation of science, it is proposed at the federal level to develop a unified terminology used in the field of legal regulation of relations between subjects of scientific and (or) scientific and technical activities, public authorities and consumers of scientific and (or) scientific and technical products (works and services), including the provision of state support for innovation activities. Regional legislation should be based on general terms used at the federal level.

Key words: innovations, subjects of the Russian Federation, legislation on science, harmonization of legislation, conflicts, scientific and technical policy, state support.

Введение

В соответствии с принципом единства правового регулирования по вопросам совместного ведения субъекты Российской Федерации достаточно самостоятельны в сфере законодательной компетенции. На федеральном уровне очерчен круг вопросов, регламентирование которых может быть передано на региональный уровень, при этом регулирований региональных вопросов на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

федеральном уровне не должно быть чрезмерно перегружено деталями и быть слишком подробным. Ведь любой вопрос совместного ведения должен быть решен с учетом местных особенностей конкретного субъекта Российской Федерации.

Анализ практики регионального законотворчества показывает наличие злоупотреблений самостоятельностью в этой области со стороны

отдельных регионов. Ряд субъектов Российской Федерации не учитывает при принятии местных законодательных нормы федерального уровня, что приводит к коллизиям и противоречиям между федеральным и субъектным уровнем правового регулирования.

Задачами исследования являются изучение проблем гармонизации российского законодательства по вопросам науки; выявление коллизий федерального и регионального законодательства по вопросам науки; анализ отраслевого регионального законодательства о науке; определение пробелов правового регулирования вопросов науки на региональном уровне.

Анализ развития регионального законодательства о науке

Законодательство о науке, как комплексное законодательство, включающее в себя нормы различных отраслей права, по сути представляет собой совокупность норм гражданского, трудового, административного, налогового, бюджетного и других отраслей законодательства. Федеральный уровень законодательства о науке представлен нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закон «О науке и государственной научно-технической политике»1, Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»2, Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере науки»3, Федерального закона «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4.

Уровень субъектов Российской Федерации определен весьма внушительным массивом региональных законодательных актов о науке. Так, законы о науке и научно - технической политике по типу федерального закона приняты в Респу-

1 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Российская газета", N 167, 03.09.1996.

2 Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" от 07.04.1999 N 70-ФЗ (в ред. от 20.04.2015) // "Российская газета", N 71, 14.04.1999.

3 Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.09.2013 N 253-ФЗ (в ред. от 19.07.2018) // "Парламентская газета", N 32, 04-10.10.2013.

4 Федеральный закон от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О

Российском научном фонде и внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федера-

ции" // "Российская газета", N 249, 06.11.2013.

блике Саха5, Республике Башкортостан6, Брянской области7. Закон об инновационной деятельности действует в Саратовской области8, Орловской области9. В Тульская области10 и Мурманская области11 действует единый закон о научной, научно-технической и инновационной деятельности. В Удмуртской Республике закон об основах научно-технической политики не принят, но действует Закон УР «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»12.

Согласно статье 1 Федерального закона от «О науке и государственной научно-технической политике»13 законодательство о науке и государственной научно-технической политике включает указанный федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, закон распространяет свой действие на федеральную территорию «Сириус», органы публичной власти которой

5 Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике" от 15 апреля 2004 года N 132-З N 267-Ш (в ред. от 21.10.2021) // Ил Тумэн, 04.06.2004.

6 Закон Республики Башкортостан "О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан" от 02 марта 1994 года N ВС-22/39 (в ред. от 03.03.2021) // "Известия Башкортостана", N 17 (1641), 29.01.1998.

7 Закон Брянской области "О науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области" от 09.06.2006 №39-З (в ред. от 28.02.2017) // "Брянский рабочий" N 89 от 20.06.2006.

8 Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности" от 28.07.1997 N 50-ЗСО (в ред. от 30.03.2021) // "Саратовские вести", от 11.08.1997 г.

9 Закон Орловской области "О государственной поддержке инновационной деятельности в Орловской области" от 05 июня 2015 года N 1794-ОЗ // "Орловская правда", N 60, 09.06.2015.

10 Закон Тульской области "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области" от 02 февраля 1998 года N 73-ЗТО (в ред. от 30.11.2015) // "Тульские известия" 19.03.1998 (№61).

11 Закон Мурманской области "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области" от 8 ноября 2001 года N 301-01-ЗМО (в ред. от 08.09.2021) // Ведомости областной Думы № 14 от 03.12.2001г.

12 Закон УР "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года" от 09.10.2009 N 40-РЗ (в ред. от 25.12.2018) // "Собрание законодательства Удмуртской Республики", 21.12.2009, N 27.

13 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Российская газета", N 167, 03.09.1996.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

вправе вводить свои особенности регулирования деятельности научно- исследовательских, научно - технических и инновационных организаций на указанной территории, а также особенности регулирования отношений в области науки и государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.

Это означает, что указанный закон воспринимается государством как некий системообразующий нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все принимаемые в сфере регламентирования научных правоотношений законодательные акты, независимо от их уровня их принятия.

Развитие регионального законодательства о науке осуществляется в рамках различных подходов. Прежде всего законы многих субъектов дополняют и конкретизируют в своих законодательных актах положения федерального законодательства. Такая практика, в частности, присуща таким регионам, как Орловская область1, Волгоградская область2, Республика Адыгея3.

Например, понятийный аппарат Федерального закона «О науке и государственной научно -технической политике» определяет инновационную деятельность как научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность по реализации инновационных проектов и созданию инновационной инфраструктуры, однако не раскрывает ее содержание. В развитие федерального законодательства, уточняя его положения, закон «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Орловской области»4 определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности: установление льготного налогообложения, мер финансовой поддержки (предоставление субсидий, грантов, государственных гарантий), информационной и консультационной поддержки, создание спроса на инновационную продукцию. Дополнительные формы могут быть

1 Закон Орловской области " О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Орловской области" от 05 июня 2015 года N 1794-ОЗ // "Орловская правда", N 60, 09.06.2015.

2 Закон Волгоградской области "О науке и научно-технической деятельности в Волгоградской области" от 13.11.2008 N 1762-ОД (в ред. от 22.10.2015) // "Волгоградская правда", N 219-220, 26.11.2008.

3 Закон Республики Адыгея "Об инновационной деятельности в Республике Адыгея" от 28.12.2007 N 145 (в ред. от 02.07.2015) // "Собрание законодательства Республики Адыгея", N 12, декабрь, 2007.

4 Закон Орловской области "О государственной

поддержке инновационной деятельности на территории

Орловской области" от 05 июня 2015 года N 1794-ОЗ //

"Орловская правда", N 60, 09.06.2015.

предусмотрены как федеральным законодательством, так и законодательством Орловской области.

Отсутствие в федеральном законодательстве понятийного аппарата восполняется на уровне законов субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Адыгея5 действующий закон об инновационной деятельности вводит незнакомый федеральному законодателю термин - государственная инновационная политика, которая согласно региональному законодателю названного субъекта понимается как установленная органами государственной власти инновационная стратегия и механизм содействия приоритетным инновационным проектам и программам.

Несколько иное определение указанного термина содержит закон Пермского края «Об инновационной деятельности в Пермском крае»6, в соответствии с которым государственная инновационная политика представляет собой деятельность органов государственной власти по определению целей, задач, приоритетных направлений, механизма реализации и форм государственной поддержки субъектов инновационной деятельности. Органы государственной власти Пермского края разрабатывают социально-экономические мера, направленные на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на российском и мировом рынках.

Вторым вариантом развития регионального законодательства о науке является принятие законов регионами с опережением федерального законодательства. Так, ряд субъектов Российской Федерации уже принял законы, регулирующие деятельность технопарков, а некоторые регионы пошли еще дальше и установили на своей территории стимулирующие льготы управляющим организациям технопарков и резидентам технопарков. Так, Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»7, вводящий понятие промышленных технопарков, был принят в

5 Закон Республики Адыгея "Об инновационной деятельности в Республике Адыгея" от 28.12.2007 N 145 (в ред. от 02.07.2015) // "Собрание законодательства Республики Адыгея", N 12, декабрь, 2007.

6 Закон Пермского края "Об инновационной деятельности в Пермском крае" от 11.06.2008 N 238-ПК (в ред. от 23.08.2018) // Краевая газета "Звезда" от 19 июня 2008 года N 87-88 (31307-31308).

7 Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О промышленной политике в Российской Федерации" // "Российская газета", N 1, 12.01.2015.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

2014 году, а с 2008 года в Кемеровской области действует закон «О технопарках в Кемеровской области»1, который содержит определение технопарка (форма совместной инновационной деятельности научных, проектно-конструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка). В качестве резидентов технопарка рассматриваются только те субъекты предпринимательской деятельности, которые участвуют в реализации инновационных проектов на территории технопарка и используют его инфраструктуру. Решение о присвоении статуса технопарка и статуса резидента технопарка принимает Совет по инвестиционной и инновационной деятельности, который создается при губернаторе Кемеровской области - Кузбасса. Законом Кемеровской области «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам»2 введено право управляющих организаций технопарков на отсрочку или рассрочку оплаты региональных налогов и инвестиционного налогового кредита по региональным налогам, при условии что такие управляющие организации внесены в реестр технопарков Кемеровской области.

Специальный закон о технопарках есть в Республике Дагестан3. На территории данного субъекта решение вопроса о присвоении статуса технопарка принимается органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным Правительством Республики Дагестан (в настоящее время такие функции возложены на Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан4).

Однако, следует отметить отсутствие правового регулирования технопарков в тех регионах, в

1 Закон Кемеровской области - Кузбасса "О технопарках в Кемеровской области - Кузбассе" от 02.07.2008 N 55-ОЗ (в ред. от 14.05.2021) // "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", N 77, 07.07.2008.

2 Закон Кемеровской области "Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам" от 26.11.2008 № 97-ОЗ (в ред. от 14.11.2018) // Приложение "Официально" к газете "Кузбасс", № 219, 28.11.2008.

3 Закон Республики Дагестан "О промышленных технопарках в Республике Дагестан" от 26.12.2008 N 63 (в ред. от 07.05.2019) // "Дагестанская правда", N 411416, 27.12.2008.

4 Постановление Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2009 г. N 33 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Респу-

блики Дагестан по осуществлению присвоения (лише-

ния) статуса технопарка" // "Собрание законодатель-

ства Республики Дагестан", 13.02.2009, N 3, ст. 91.

которых они активно осуществляют свою деятельность [4]. По мнению Н.Г. Викторовой, такой пробел регионального законодательства объясняется отнесением технопарков в ряде субъектов Российской Федерации к составляющей инновационной деятельности или субъектам инновационной деятельности [2].

Третьим подходом в развитии регионального законодательства о науке является разработка системы региональных мер государственной поддержки инновационной деятельности и механизма их реализации. Дело в том, что Федеральный закон «О науке и государственной научно -технической политике» лишь определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности в п. 3 ст. 16.2 этого закона, но при этом не устанавливает порядок их предоставления. В Свердловской области на законодательном уровне перечислены основания предоставления мер государственной поддержки и порядок определения субъектов инновационной деятельности, которым должны быть оказана государственная поддержка5.

В ряде нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации установлены меры финансовой поддержки развития и совершенствования научной и инновационной деятельности. Так, в Костромской области предусмотрены финансирование деятельности региональных государственных научных организаций, государственный заказ на осуществление научно-исследовательских работ, представляющих интерес для региона, поощрение сотрудников научных организаций в форме премий и наград за выдающиеся научные достижения, гранты на осуществление научно-исследовательских работ по теме, представляющей интерес для региона6.

Кредитные организации должны иметь надлежащие гарантии исполнения субъектами инновационной деятельности своих обязательств. В этих целях в Краснодарском крае и Кемеровской области - Кузбассе предусмотрены государственные гарантии7. В этих же субъектах установлено

5 Закон Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» от 15.07.2010 № 60-ОЗ (в ред. от 03.03.2020) // "Собрание законодательства Свердловской области", 20.09.2010, N 7-5 (2010), ст. 1151.

6 Закон Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» от 10.03.2009 N 449-4-ЗКО (в ред. от 17.09.2019)// "СП -нормативные документы", N 9, 13.03.2009.

7 Закон Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае» от 05.04.2010 N 1946-КЗ (в ред. от 10.03.2021) // "Кубанские новости", N 57, 08.04.2010; Закон Кемеровской области - Кузбасса от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестици-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

право на получение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации для компенсации части расходов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, создание технологий в рамках осуществления инновационного проекта. Закон Красноярского края «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» предусматривает целую систему венчурного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, согласно которой венчурные фонды осуществляют финансовую поддержку инновационных проектов посредством выдачи беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и кредитов на безвозвратной основе.

В сфере правового регулирования научной деятельности следует выделить как наиболее перспективное направление - инвестиционную деятельность в наиболее инновационные научные сферы. Положителен в этом вопросе опыт Красноярского края и Алтайского края, законодательство которых предусматривает механизм венчурного инвестирования инновационных проектов путем оказания государственной поддержки высокорисковым высокотехнологичным научным разработкам и инновационным технологиям через фонды венчурного капитала, а также определяет приоритетные направления инновационной деятельности региона и формы ее государственной поддержки1.

Полномочия региональных органов власти в области научно- технической политики

Отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регламентируются Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», статья 12 которого ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики. Органы

онной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области - Кузбассе» от 26.11.2008 № 102-ОЗ (в ред. от 14.05.2021)// Приложение "Официально" к газете "Кузбасс", № 219, 28.11.2008.

1 Закон Красноярского края "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае" от 01.12.2011 N 13-6629 (в ред. от 21.11.2019) // "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 68(509), 22.12.2011; Закон Алтайского Края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае" от 04 сентября 2013 года N 46-ЗС (в ред. от 05.05.2021] // "Алтайская правда", N 265, 12.09.2013.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать региональные нормативные правовые акты об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах; создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные государственные научные организации и быть их учредителем; разрабатывать и реализовывать региональные научные, научно-технические и инновационные программы и проекты.

Не во всех субъектах Российской Федерации приняты специальные целевые законы о научно или инновационной деятельности. В ряде регионов отсутствуют стратегии или программы научно - технического и инновационного развития. Положительную практику в вопросе регулирования научно - технической деятельности на региональном уровне следует отметить в Республике Саха (Якутия), где действует специальный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 15 апреля 2004 года № 132-ФЗ. Согласно п.2 статьи 1 данного закона он регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно - технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно - технической продукции (работ, услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия).

Д.А. Пашенцев указал на обусловленность действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках, установленных федеральным законодательством, порядком реализации их полномочий в сфере совместного ведения [5].

Закон «О науке и государственной научно-технической политике» перечисляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики весьма кратко, ограничиваясь такими правами как принятие региональных нормативных правовых актов об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах, создания, реорганизации и ликвидации региональных государственных научных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя научных организаций, принятие и реализация региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов. Законы субъектов Российской Федерации в сфере научно-технической деятельности существенно расширяют перечень полномочий своих органов власти в сфере научной и научно-технической деятельности [1].

Такую практику разграничения полномочий между федеральными органами и региональными

органами власти Ю.В. Ким определяет как образец деинституционализации основ федеративного устройства [3].

Например, в Томской области закон1 дополнительно наделяет законодательный орган власти полномочиями по определению в областном бюджете средств на реализацию научно - технической политики; установлению льгот по региональным налогам, аренде и лизингу недвижимости, находящейся в областной собственности для субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, участвующих в решении задач социально-экономического развития области. К числу полномочий исполнительного органа власти закон Томской области отнес формирование предложений по структуре приоритетных направлений научно - технической деятельности Томской области на основе стратегии социально-экономического развития Томской области с учетом предложений субъектов научной и научно - технической деятельности, потребностей производства и сферы услуг, тенденций на российском и мировом рынке; обеспечение кредитования и финансирования научно - технической деятельности в рамках государственных программ Томской области за счет бюджетных и внебюджетных средств; формирование органов управления в научной и научно - технической сфере и участие в создании и деятельности соответствующих межрегиональных органов управления; проведение конкурсов научных разработок Томской области и на звание лауреата Томской области в сфере науки и образования; содействие привлечению средств на кредитование и финансирование научно - технической деятельности за счет федеральных программ, зарубежных организаций и фондов, частных инвестиций, в том числе с долевым финансированием из областного бюджета; выполнение роли заказчика работ при кредитовании и финансировании научно - технической деятельности из средств областного бюджета; обеспечение конкурсного принципа отбора исполнителей работ; контроль за целевым использованием выделенных средств; содействие установлению тесных связей между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и организациями реального сектора экономики, созданию условий для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; формирование заказов на научно - техническую продукцию и образовательные услуги в интересах населения Томской области; оценку экономиче-

ской эффективности областной научно-технической политики.

Столь же обширны полномочия законодательных и исполнительных органов Тульской области2

В отличие от федерального законодателя большинство субъектов Российской Федерации в своих нормативных правовых актах разграничивают полномочия законодательных и исполнительных органов. Кроме того, полномочия существенно расширяются и конкретизируются. В рамках проведенного анализа следует выделить практику Тульской области, акт которой максимально подробно регламентируют полномочия региональных органов власти. Вместе с тем, следует отметить некоторую декларативность и абстрактность формулирования полномочия Правительства Чеченской Республики. Интерес вызывает полномочие Правительства Красноярского края по обеспечению формирования и ведения краевого реестра научно-технических разработок и инновационных проектов, который включает сведения о научно-технических разработках на территории Красноярского края, сведения об оборудовании для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, находящемся на территории края, инновационных проектах, реализуемых на территории края, а также иные сведения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, связанных с охраной интеллектуальной собственности, государственной, служебной и коммерческой тайны, персональных данных. Реестр является общедоступным и размещается на официальном сайте края - едином краевом портале «Красноярский край». Закон предусматривает, что порядок включения научно-технических разработок на территории края, сведений об оборудовании, информации о реализуемых на территории края инновационных проектах, а также иных сведений в Реестр, условия и основания исключения из Реестра, порядок ведения Реестра устанавливаются Правительством Красноярского края. Однако в базе нормативных правовых актов данный акт найти не удалось. Практика ведения Реестра носит положительный характер, однако абсолютно не ясна процедура реализации в отсутствие соответствующего акта.

В рамках определения основных терминов и понятий большая часть субъектов Российской Федерации ограничивается дублированием федерального законодательства, либо полностью

1 Закон Томской области от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" (в ред. от 08.07.2015) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 2000, № 29 (51).

2 Закон Тульской области от 02 февраля 1998 года N 73-ЗТО "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области" (в ред. от 30.11.2015) // Вестник Тульской областной Думы №1(26)-2(27) 1998; Тульские известия 19.03.1998 №61.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

исключает данную статью из своего закона. Интересный опыт демонстрирует в этой части закон Тверской области1, который содержит определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники научно-технического комплекса Тверской области (исследования и разработки, направленные на решение наиболее актуальных и важных проблем обеспечения устойчивого развития Тверской области). Закон Республики Бурятия2 помимо повторения терминов федерального закона содержит определение термина научный потенциал (совокупность сформированных научных знаний, научных кадров, опытно-экспериментальной базы, материально-технических ресурсов науки и ее организационной структуры).

Ряд субъектов Российской Федерации закрепляет меры стимулирование научной и научно-технической деятельности. Например, в Республике Татарстан, Чеченской республике, Томской области установлены льготы по налогам и обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды научным организациям. В Томской области также введены поощрения ученых грамотами, дипломами, ценными подарками и поднятие престижа научной и научно - образовательной деятельности через средства массовой информации. Поощрения научных работников посредством предоставления долгосрочных целевых жилищных займов существует в Кемеровской области -Кузбассе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительной следует считать практику создание совещательных и консультативных органов в сфере научной и научно-технической деятельности. Так, закон Чеченской Республики предусматривает, что управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется с привлечением научной общественности через консультативные и совещательные органы. Их в Чеченской Республики существует два типа: первый - Совет по науке и образованию, действующий при Главе Чеченской Республики; второй -отраслевые консультативные и экспертные советы, создаваемые по различным направлениям развития техники, экономики и промышленности и состоящие из числа активно работающих ученых Чеченской Республики. В целях более эффективного осуществления полномочий Курганской области в сфере научной, научно-техни-

1 Закон от 25.06.1998 № 22-ОЗ-2 Тверской области "О науке и научно технической политике Тверской области" (в ред. от 01.03.2016) // "Тверские ведомости" № 100 от 11.12.2002.

2 Закон от 27.11.1996 № 418-1 Республики Бурятия "О науке и научно - технической политике в Республике Бурятия" (в ред.от 30.04.2021) // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия № 17, стр.7-22 от 31.12.1996.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ческой и инновационной деятельности при Губернаторе Курганской области создается совещательный орган по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности. В законе Курганской области3 указано, что Положение об этом органе и его состав утверждаются Губернатором Курганской области. В Кемеровской области при Губернаторе действует совет по инвестиционной и инновационной деятельности, в задачи которого входит обеспечение участия научной общественности в формировании и эффективной реализации государственной научно-технической политики Кемеровской области, координация деятельности научных организаций, проведение анализа научных и (или) научно-технических проектов, а также завершенных научных и (или) научно-технических работ, представление интересов субъектов научной и (или) научно-технической деятельности.

Коллизии федерального и регионального законодательства о науке

Статье 3 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет круг субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, включая в него физических лиц (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус»), и юридических лиц (при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами).

Не все регионы придерживаются формулировки федерального законодательства. Так, согласно статье 2 Закона Курганской области субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности выступают только юридические лица (при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена его учредительными документами), и физические лица, которые занимаются научной, научно-технической, инновационной, образовательной, рационализаторской и изобретательской дея-тельностью4.

Закон Тульской области расширяет категорию юридических лиц, которые могут быть субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности и не содержит ограничений

3 Закон Курганской области от 27.03.2000 N 302 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области" (в ред. от 02.03.2021) // Новый мир, 18.04.2000.

4 Закон Курганской области от 27.03.2000 N 302 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области" (в ред. от 02.03.2021) // Новый мир, 18.04.2000.

на необходимость указания на данные виды деятельности в учредительных документах1.

В Чеченской Республике субъектами научной и научно - технической деятельности являются научные организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, которые подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-техно-логические и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую деятельность. В качестве самостоятельных субъектов научной деятельности закон Чеченской Республики рассматривает временные творческие коллективы, состоящие из работников, и научно-исследовательские центры или лаборатории, образуемые на основе объединения научных организаций для решения конкретных научных задач2.

В Воронежской области из юридических лиц научную и (или) научно-техническую деятельность могут осуществлять только научные организации3. А в Брянской области категории юридических лиц ограничены научными организациями и образовательными организациями высшего обра-зования4.

В свое время в статье 8 Закона республики Саха (Якутия) имелось противоречие п.3 Закона Республики п.2 статьи 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Закон Республики устанавливал возможность присвоения статуса государственного федерального или республиканского научного центра научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, в порядке, определяемом Правительством Республики Саха

1 Закон Тульской области от 02 февраля 1998 года N 73-ЗТО "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области" (в ред. от 30.11.2015) // Вестник Тульской областной Думы №1(26)-2(27) 1998; Тульские известия 19.03.1998 №61.

2 Закон Чеченской Республики от 06.02.2007 N 4-РЗ "О науке, научной и научно-технической деятельности" (в ред. от 06.07.2018) // "Вести Республики", N 17 (491), 15.02.2007.

3 Закон от 09.10.2007 № 98-ОЗ Воронежской области "О науке и научно-технической политике в Воронежской области" (в ред. от 05.03.2021) // Газета "Молодой Коммунар" № 116 от 16.10.2007.

4 Закон от 09.06.2006 № 39-з "О науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области" (в ред. от 28.02.2017) // газета "БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ" № 89 от 20.06.2006.

(Якутия). Однако, согласно федеральному законодательству такой статус может быть присвоен только Правительством Российской Федерации. В дальнейшем данный пункт был исключен из Закона Республики Саха (Якутия) и Законом от 30.04.2014 №175^ была имплиментирована норма федерального закона путем включения п.1.2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике».

Выводы

Следует согласиться с мнением М.В. Степановой о том, что устанавливать основные положения и общие принципы универсального характера можно только на уровне федерального законодательства [6]. Негативной следует признать практику введения регионами в свои нормативные акты терминологии, не используемой законодателем на федеральном уровне. В силу серьезных разночтений в понимании понятий, используемых в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предлагается на федеральном уровне разработать единый терминологический словарь, содержащий понятийно - категориальный аппарат, применяемый в сфере правового регулирования отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Рекомендовать данный словарь к использованию законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Ахмедов Г.Г. Система органов исполнительной власти, регулирующих научную и научно-техническую политику, и их ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 21 - 26.

[2] Викторова Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 167 с.

[3] Ким Ю.В. О целеполагающих началах, паллиативах и фикциях в конституционном регулировании // Конституционное и муниципальное право. 2019.N 6. С. 3 - 11.

[4] Мартасов Д.В., Ромайкин И.А. Признаки резидента технопарка: анализ регионального законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 8. С. 52 - 55.

[5] Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техниче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ской политике» (постатейный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, С.А. Иванова и др.; под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 536 с.

[6] Степанова М.В. О практике «опережающего» правотворчества субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения / М.В. Степанова // Законодательство и экономика. 2008. № 6. С.9-12.

Spisok literatury:

[1] Akhmedov G.G. Sistema organov ispolni-tel'noi vlasti, reguliruiushchikh nauchnuiu i nauch-no-tekhnicheskuiu politiku, i ikh otvetstvennost' // Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2010. N 4. S. 21 - 26.

[2] Viktorova N.G. Upravlenie nalo-gooblozheniem i nalogovymi riskami rezidentov tekh-noparkov v sfere vysokikh tekhnologii: Monografiia. M.: INFRA-M, 2013. 167 s.

[3] Kim lu.V. O tselepolagaiushchikh nachalakh, palliativakh i fiktsiiakh v konstitutsionnom regulirova-nii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2019. N 6. S. 3 - 11.

[4] Martasov D.V., Romaikin I.A. Priznaki rezi-denta tekhnoparka: analiz regional'nogo zakonod-atel'stva // Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2019. N 8. S. 52 - 55.

[5] Nauchno-prakticheskii kommentarii k Feder-al'nomu zakonu ot 23 avgusta 1996 g. N 127-FZ "O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi poli-tike" (postateinyi) / L.Iu. Grudtsyna, lu.A. Dmitriev,

5.A. Ivanova i dr.; pod red. V.E. Usanova. M.: luRKOMPANI, 2012. 536 s.

[6] Stepanova M.V. O praktike "operezhajush-hego" pravotvorchestva sub#ektov Rossijskoj Feder-acii po predmetam sovmestnogo vedenija / M.V. Stepanova // Zakonodatel'stvo i jekonomika. 2008. №

6. S.9-12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.