УДК 378.12:316.74:331.526
ЕЖКОВА Н.В. Особенности функционирования
вторичной занятости работников системы высшего профессионального образования малых провинциальных городов
Для современной России характерен низкий уровень оплаты труда, при котором заработная плата работников высокого уровня квалификации находится немногим выше прожиточного минимума. Оклады преподавательского состава высших учебных заведений отражают отношение общества к образованию. Педагогические кадры системы высшего профессионального образования представляют собой исключительную категорию занятого населения России, так как среди них очень высока доля тех, кто имеет вторую работу.
Ключевые слова: вторичная занятость работников образования, мотивы и виды вторичной занятости.
Проблема функционирования профессиональной группы «преподаватель вуза» связана с нарастающим в последнее десятилетие противоречием: с одной стороны, эта группа обладает высокой миссией в информационном обществе, значимым образовательным потенциалом, а с другой- невысоким уровнем и качеством жизни. Как следствие - включенность данной категории работников в сферу вторичной занятости. Данное противоречие ведет к рассогласованию основных статусных характеристик профессиональной группы, снижению эффективности ее труда. Для сферы высшего образования, ранее безусловно привлекательной как с точки зрения уровня оплаты, так и предлагаемых условий труда, в новых экономических условиях критическим оказался резко снижающийся эффект масштаба для такого рода деятельности. Чем выше степень загруженности работников сферы образования, тем ниже уровень оплаты каждого дополнительного часа, не говоря уже о физической невозможности заниматься этим видом деятельности 24 часа в сутки. В противоположность этому
успешный предприниматель способен прирастить свой доход в пропорции существенно более высокой.
По данным ежегодного официального издания администрации округа Муром, в январе-ноябре 2009 средняя заработная плата за 11 месяцев 2009 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 29,9% и составила 11360 рублей. Прожиточный минимум на душу населения в III квартале 2009 года сложился в сумме 5490 рублей1, средняя заработная плата в ноябре 2009 года превысила прожиточный минимум в 2,06 раза. Наиболее высокая заработная плата наблюдалась на предприятиях транспорта, связи, строительства. Наиболее низкая заработная плата сложилась в сельском хозяйстве, образовании, предприятиях сферы услуг2.
Современные оклады преподавательского состава высших учебных заведений отражают отношение общества к образованию, а статус преподавателя вуза относительно его социально-экономического положения в нашей стране далеко не соответствует мировым стандартам. Участвуя во вторичной занятости, профессорско-препо-
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
29
Рис. 1. Заработная плата в отраслях экономики округа Муром в ноябре 2009 года
давательский состав малых провинциальных городов пытается на основе выбора сфер приложения труда найти более производительные альтернативы имеющейся работе. В малых провинциальных городах наблюдаются следующие общероссийские тенденции изменения социально-профессионального статуса работников сферы образования: ухудшение социально-демографических характеристик педагогического состава (постарение, феминизация, низкая степень ротации преподавательских кадров, их мобильности); множественная вторичная занятость преподавателей (совместительство не только рабочих мест, но и широкого спектра читаемых учебных курсов); увеличение числа педагогов высшей школы, которые считают возможным преподавание без научной работы; общее снижение качества научно-педагогического состава российских вузов - отток талантливых преподавателей в коммерческие, политические или властные структуры.
Получить картину вторичной занятости в сфере высшего профессионального образования позволило социологическое исследование, которое посвящено изучению объективных и субъективных факторов формирования вторичной занятости преподавателей вузов, мотивации и значимых ценностей работы в сфере образования, сложившихся моделей трудового поведения в социально-экономических условиях малого провинциального города.
Основным методом сбора анализируемой информации стал анкетный опрос преподавателей различных специальностей и должностного статуса Муромского института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет». Респондентам была предложена анкета для изучения мотивов участия во вторичной занятости работников образования малого провинциального города.
Таблица 1
Основные мотивы вторичной занятости, %
ППС Мотивь!^«^ Про-фес-сора До-центы Старшие преподаватели Ассистенты
Улучшение материального положения 56 75,3 81,8 87,2
Стремление к совершенствованию практических навыков 12,3 15,4 25, 7 34.1
Возможность самореализации (желание занять свободное время) 8.9 22.4 31.9 32.7
Страх перед безработицей - 2,3 5.4 6,8
Другие мотивы 2,5 4,6 4,8 5,6
Основным, первоочередным мотивом вторичной занятости для подавляющего большинства работников высшего профессионального образования в провинциальных городах является желание иметь дополнительный источник доходов, чтобы удержать благосостояние семьи на привычном уровне или даже повысить его.
У респондентов, имеющих дополнительную занятость, доход от этой работы составляет в среднем 65,8% от общей суммы дохода.
Стремление к совершенствованию практических навыков характерно для преподавателей, не имеющих ученой степени: старшие преподаватели - 25,7%, ассистенты -
34,1%. Возможность самореализации позволяет более полно использовать творческий потенциал работников (так ответили 8,9% респондентов из числа профессоров, 22,4% доцентов) и расширяет возможности выбора новых сфер деятельности (это мнение 31.9% респондентов из числа старших преподавателей и 32,7% ассистентов).
На вопрос анкеты «Насколько регулярно Вы занимались подработками?» 44% респондентов ответили: «постоянно» (в течение нескольких лет); 56% - «регулярно» (периодически); 39% - «время от времени» (эпизодически), и лишь 7% никогда не занимались подработками помимо основной деятельности.
—регулярней---
/-ПС стоян>^^И время о^^И
^^Н ^^Н ! ремен^^И
Р1 щ Щ г^у
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты
«Насколько регулярно Вы занимались подработками?»
Связь вторичной занятости с основной профессией представлена в таблице 2.
Таблица 2
Связь вторичной занятости с основной профессией, %
Виды вторичной занятости Процент респондентов
Преподавательская деятельность по основному месту работы на коммерческой основе 86,2
Преподавательская деятельность в других учебных заведениях (вузах, лицеях, школах, индивидуальная преподавательская деятельность) 46,3
Научно-исследовательская работа в вузе 38,6
Работа в коммерческих организациях 9,4
Занятие предпринимательской деятельностью 10,3
Вторичная занятость работников образования проявляется в сочетании исследовательской деятельности с преподавательской и репетиторской работой, а также выполнением всевозможных заказов «со стороны» и участием в различных программах. Многие научные работники совмещают свою работу с консультационными услугами. Все это подтверждает одну из самых болезненных социальных проблем России - «невостребованность на первичном рынке труда специалистов с высокой квалификацией»3 .
Виды вторичной занятости здесь определяются профессиональной принадлежностью респондентов - преподаватель вуза. Поэтому для профессорско-преподавательского состава всех кафедр характерна «подработка» в собственном вузе, особенно преподавательская деятельность на коммерческой основе - с внебюд-
среднерусский вестник общественных наук
31
жетными академическими группами дневного и заочного обучения.
Для невыпускающих кафедр («Прикладная математика и информатика», «Физика», «Иностранные языки») свойственна вторичная занятость в лицеях, школах: это работа в профильных классах (15%), организация подготовительных курсов по математике, физике, информатике (18%).
Выпускающие кафедры занимаются научно-исследовательской работой в вузе, активно ведут поиск и заключают хоздоговорные НИР с различными предприятиями и структурами.
Работа в коммерческих организациях и занятие предпринимательской деятельностью являются не совсем обычными видами вторичной занятости для преподавателей вуза, но присутствуют в качестве своеобразных «ниш выживания».
Полученные данные позволяют утверждать, что значительная часть профессорско-преподавательского состава используется институтом для выполнения работ, аналогичных их основному занятию. Иначе говоря, дополнительная занятость нередко является как бы естественным продолжением занятости на основном рабочем месте. Таким образом, депрофессионализацию в сфере вторичной занятости работники вуза в своем большинстве не испытывают.
Для построения и продумывания жизненной стратегии необходимы анализ собственных жизненных ценностей, постановка не противоречащих им целей. Следующим моментом становится соотнесение условий, в которых предстоит жить и действовать, и своих возможностей, особенностей и в связи с этим определение своего места в жизни, позиции и линии своего поведения.
Ценности, как справедливо отмечал Ч. Кули, являются "энергетическими узлами", точками эмоционального приложения в отношениях с миром и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей, которые можно рассматривать как «необходимое посредствующее звено»4, объединяющее социально-экономическую, политическую и духовную жизнь человека.
Изучая ценностно-смысловые аспекты профессиональной деятельности, мы предложили преподавателям оценить преимущества, которые сейчас удерживают их на этой работе.
Таблица 3 Представления преподавателей вуза о смысле профессии, %
Всего Должность
ассистент ст. преподаватель доцент профессор
Ценности профессии
Творческий характер деятельности 50 44 45 55 56
Возможность дополнительных заработков 21 24 26 19 10
Условия для профессиональной карьеры 21 15 26 18 23
Причастность к подготовке молодых специалистов 24 24 22 21 34
Престиж в глазах ближнего окружения 8 13 9 7 4
Свободный график работы 54 55 52 59 37
Широкий круг общения 20 25 24 17 14
Заработная плата 7 10 7 7 4
Самореализация в науке 26 35 17 22 44
Гарантия занятости 20 15 21 24 14
Ядро ценностей, удерживающих сегодня преподавателей высшей школы в своей профессии, состоит из свободного графика работы и творческого характера деятельности (эти профессиональные особенности важны более чем для половины преподавательского состава).
Выстраивая конкретные модели поведения в реальной практике, четверть пре-
подавателей отдают предпочтение подготовке новых поколений молодых специалистов («педагоги по жизни»), еще четверть - получению научных результатов («интеллектуалы»). Оставшиеся 50% ценят в профессиональной занятости не основные ценностно-смысловые составляющие, а второстепенные (свободный график, меняющийся характер работы, круг общения, возможность дополнительного заработка); в трудовом поведении они чаще всего придерживаются модели «многостаночника» -«занимаюсь всем понемногу».
Исследователи вторичной занятости выделяют среди факторов, удерживающих на основном месте работы, такие, как «факторы самоидентификации и социальных льгот»5. Для первого из них характерно то, что главную роль при самоопределении играет профессиональный статус6, создававшийся годами и десятилетиями учебы, работы, профессионального роста, общения в коллективе и т.д. Ко второму можно отнести стаж, возможность получения жилья, признанная позиция в легитимной, традиционной иерархии предприятия.
Как показали результаты исследования, значительная часть преподавателей высших образовательных учреждений имеют дополнительную работу. Для многих из них эта вторичная занятость прежде всего источник дополнительного заработка, так как в сфере образования в настоящее время доходы весьма невысоки.
Однако такие формы вторичной занятости могут снижать качество и объем основного преподавания: возможно снижение качества обучения; нет времени на повышение квалификации; не способствует реализации научной деятельности; работа в ущерб своему здоровью и т.д.
В то же время занятость в сфере науки предоставляет преподавателям не только возможность получать дополнительный заработок, но и делать инвестиции в свой интеллектуальный и профессиональный капитал. Это может создавать в вузах положительный внешний эффект, повышая качество предоставляемых образовательных услуг. С этой точки зрения стимулирование работы преподавателей в сфере на-
уки представляет собой интерес для администрации университетов.
Разумеется, не удивительно, что научной деятельностью чаще всего занимаются доктора наук (97,6%) и несколько реже -кандидаты (91,5%), чем не имеющие степени (65%). Примерно так же снижается научная активность: от профессора (96,4%) и доцента (90%) к преподавателю (57%), хотя ассистенты ведут исследования чаще (74%), возможно, потому, что они работают над написанием диссертации. Несмотря на значительную административную нагрузку, заведующие кафедрой активнее вовлечены в исследовательскую деятельность (97%), чем те, кто не занимает никакой руководящей должности (74%). Семейное положение и наличие детей практически не сказываются на склонности к научной работе.
В рыночном обществе место профессиональной деятельности работников сферы образования находится между утилитарно-рыночной и воспитательно-просветительской функциями, с небольшим отклонением в сторону последней. По большому счету, преподаватель перестал быть просветителем, но пока не стал рыночником. При этом наблюдается прямая зависимость: чем выше должностной статус преподавателя, тем менее он идентифицирует себя с исполнением функции воспитателя-просветителя (доценты и профессора чаще отождествляют себя с «продавцом образовательных услуг»). Для сферы высшего образования, ранее безусловно привлекательной как с точки зрения уровня оплаты, так и предлагаемых условий труда, в новых экономических условиях критическим оказался резко снижающийся эффект масштаба для такого рода деятельности.
Подводя общий итог, отметим важную роль вторичной занятости в современной жизни населения малого провинциального города. На сферу приложения дополнительного труда ложится сегодня высокая социальная ответственность - она способствует модернизации экономического сознания и поведения россиян, координирует их жизненные стратегии и в чем-то выявляет перспективы общественного развития. Вторичная занятость как одна из форм инновационного поведения определяет способность
СРЕДНЕРУССКиЙ ВЕСТНиК оБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
33
населения малых провинциальных городов реагировать на происходящие изменения в социально-экономической структуре общества, заставляет людей мобилизовывать свои внутренние ресурсы для дальнейшего повышения качества жизни. Вместе с тем не стоит как переоценивать, так и недооценивать значение вторичной занятости как способа адаптации населения к экономическим трудностям. Безусловно, что для определенной части работников сферы образования дополнительная работа стала стратегией поведения в сфере занятости, позволяющей им увеличить семейный и прежде всего личный доход. Влияние вторичной занятости на профессиональный уровень и социальное самочувствие ее участников является двойственным: с одной стороны, вторичная занятость предоставляет человеку возможность сменить свою профессию и повысить свою квалификацию, конкурентоспособность на рынке труда, а с другой - для многих вторичная занятость, создавшая возможность резко повысить уровень доходов, может обернуться потерей квалификации, снижением социального статуса.
Следует учитывать и те негативные последствия, которые может иметь вторичная занятость для самих подрабатывающих. В первую очередь это повышение интенсивности труда и увеличение его продолжительности. Человек, пусть доб-
ровольно, но вынужденный работать в нескольких местах, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивацион-ные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессиональному, ни гармоничному развитию личности.
1 Постановление Губернатора от 19 октября 2009 г. № 861 «Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области за III квартал 2009 года».
2 Социально-экономическое развитие округа Муром в 2008-2011 гг.: ежегодное официальное издание администрации округа Муром / Отв. ред. В.Н. Курдикова. Муром: Изд.-поли-графический центр МИ ВлГУ, 2009. С. 68.
3 Булгаков С.В. Вторичная занятость в современной России - социально-экономические функции и последствия. Дис. на соиск. уч. степ. канд. соц. наук. Саратов, 2004. С.102.
4 Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 315.
5 Попова И. П. «Вытесняющая занятость» (специалисты депрессивных предприятий) // Социс. 2002. № 10. С. 62.
6 Исследователи отмечают, что более низкий профессиональный статус вторичной занятости - один из основных мотивов, затрудняющих переход на вторую работу как основную. См.: Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. Т. 2. М.: Эдиториал УРСС, 2001.