Научная статья на тему 'Особенности функционирования институтов культурной дипломатии и их место в политике РФ'

Особенности функционирования институтов культурной дипломатии и их место в политике РФ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1078
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIA / PUBLIC POLICY / CULTURAL POLICY / CULTURAL HERITAGE / DIALOGUE OF CULTURES / MULTI-ETHNICITY / MULTICULTURALISM / SOCIO-CULTURAL LIFE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костюков А. Л.

В статье рассматриваются многообразные цели и задачи культурной политики Российской Федерации, зафиксированные в официальном проекте «Основы государственной культурной политики» в 2014 г. Культурная политика одно из приоритетных направлений государственной политики, позволяющее объединить культурное пространство России и сочетать единство в многообразии. Она признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности государства. В статье сделана попытка проанализировать современную культурную политику РФ, рассмотреть новые реалии, процессы глобализации и подходы, а также деятельность ключевых институтов, отвечающих за культуру. Рассматриваются различные уровни реализации целевых государственных программ, а также даётся анализ эффективности проведения культурной политики на федеральном и региональном уровнях. Важный акцент делается на предложениях, позволяющих улучшить эффективность культурной политики и повысить уровень культуры в целом с учётом многонационального фактора и наличия в стране большого количества религий. В исследовании отмечается необходимость выявления пробелов в сфере культурной политики России, используемый критический подход позволяет найти возможности их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования институтов культурной дипломатии и их место в политике РФ»



Костюков А.Л.

аспирант кафедры дипломатии МГИМО(У) МИД России (Московский государственный институт международных отношений

(университет) МИД России)

Особенности функционирования институтов культурной дипломатии и их место в политике РФ

Политика государства в сфере культуры - это результат тесного взаимодействия политики и культуры. Актуальность темы исследования заключается в том, что благодаря ведению данной политики государство устанавливает параметры осуществления культурной деятельности, определяет векторы развития культуры и основные приоритеты. Культурная политика формирует влияние разных социальных субъектов на происходящие изменения в жизни общества в целом.

От эффективности культурной политики зависит взаимоотношение всех её непосредственных участников. Уровень культуры в обществе напрямую является следствием проводимой государством культурной политики. Рассматриваемые культурные процессы, происходящие в российском обществе на современном этапе, также обуславливают актуальность научного исследования.

Данная работа посвящена ответу на вопрос, насколько эффективно реализуются основные цели культурной политики и какова роль институтов, отвечающих за выполнение поставленных задач в этой сфере.

В научной литературе этим вопросом занимался Л.Н.Коган1. Он анализировал разные виды взаимодействия политики и специфику такой связи. Вопросы государственного управления культурой сферой нашли своё отражение в монографии «Культура и власть» Т.В.Беловой2. Широкому комплексу проблем культурной политики посвящена работа Л.И.Михайловой «Социология культуры»3.

Цель исследования - проанализировать современную культурную политику Российской Федерации как части важнейшего направления развития государства.

Основные цели, задачи и принципы культурной политики

1 Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург, 1992.

2 Белова Т. Культура и власть. - М., 1991.

3 Михайлова Л.И. Социология культуры. - М., 1997.

России в полном объёме заложены в документе «Основы государственной культурной политики»4.

Главной целью Основ этого было определение основных векторов развития культурной политики РФ для достижения поставленных целей5, а основной упор был сделан на рассмотрении и достижении конкретных задач.

Выделены главные стратегические цели культурной политики РФ: усовершенствование и развитие системы культурных ценностей индивида и общества, всестороннее развитие духовно-ценностных компонентов, передача обществу знаний о российской культуре и мировых культурах, воспитание плюралистического миропонимания. Целью российской культурной политики является также формирование национального менталитета.

В соответствии с этим документом, к стратегическим и наиболее государственно важным задачам культурной политики относятся:

1. Сохранение наследия великой русской культуры. Культура в данном случае рассматривается как универсальная ценность. Именно культура определяет уникальную идентичность каждого народа.

2. Защита русского языка. Русский язык является государственным языком на территории РФ, фундаментом единения всех народов, проживающих в стране и средством межнационального диалога и общения представителей других культур.

3. Оказание всесторонней поддержки развитию российской литературы. Акцент делается на том, чтобы повысить интерес к чтению, увеличить объём книгоиздания в России. У всех граждан должен быть свободный и открытый доступ к русской литературной классике и к современным произведениям на русском языке и на языке других народов страны.

4. Работа над созданием комфортной информационной среды. Только при благоприятной среде есть возможность для формирования личности.

5. Привлечение молодёжи, детей к участию в разнообразных культурных мероприятиях и объединения. Это могут быть благотворительные организации, творческие коллекти-

4 Основы государственной культурной политики // Официальный сайт Президента России. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a877638a8730eb.pdf (15.01.2016).

5 Ibid.

вы, события в культурной жизни страны.

6. Развитие собственно самой русской культуры и всех остальных культур России. В связи с этим, речь идёт о создании условий, при которых развивалась бы творческая деятельность. Основой для такого развития должна стать развивающаяся инфраструктура.

7. Всесторонняя поддержка всем созданным и уже действующим институтам, отвечающих за развитие культурной политики и занимающимися всеми видами культуры РФ.

8. Открытый доступ граждан к культурным ценностям, отсутствие барьеров для занятия культурной деятельностью, возможности пользоваться всеми видами культурных институтов и благами.

9. Создание ценностной среды и культурной архитектуры. Поиск высоких ценностных ориентиров, на которых бы базировалась вся культурная политика.

10. Поддержка исследовательским проектам в области культуры и искусства. В том числе и культурным исследованиям.

11. Развитие образования в этих сферах.

Документ «Основы государственной культурной политики» является фундаментальным по своей сути и крайне важным по своей значимости. Это обуславливается тем, что в концепции отражено создание национального и единого культурного пространства внутри страны. Опорой такого пространства является русская культура. Она понимается как уникальная форма национальной культурной идентичности.

Поэтому все поставленные задачи можно условно разделить на три раздела.

В первый раздел входит сфера сбережения накопленного культурного наследия. При этом оно должно быть актуальным и составной частью образовательного, профессионального и досугового оборота. К нему необходимо постараться обеспечить свободный доступ для всех при помощи внедрения инновационных технологий.

Второй раздел связан с активной работой культурных учреждений и институтов. Их эффективная работа возможна благодаря поддержанию на должном уровне заработной платы сотрудников, хорошей системе подготовки высококвалифицированных кадров и персонала, оптимизации действий при росте доходов, получаемых вне государственного бюд-

жета. При этом задачи, которые выполняют эти культурные институты, должны полностью соответствовать осуществляемой государственной культурной политики.

И, наконец, третий раздел связан с поддержкой творческих культурных проектов и творчества. При этом особенно важным представляется выбор критериев и параметров для отбора тех проектов, которые помогут сохранить единый культурный код. Этот уникальный культурный код позволит связать новые поколения россиян с предыдущими и сохранить достижения российской культуры.

При этом особняком стоит важная задача, без достижения которой реализация этих трёх разделов не представляется возможной. Речь идёт об оказании поддержки тем научным исследованиям, которые нацелены на то, чтобы выявить исторические культурные ценности России, сложившуюся систему культурных ценностей и форм, культурных средств, благодаря которым неразрывна связь между поколениями. Эти исследования помогают выявить отличия российской культуры от других культур. Действия по его формированию призваны быть целенаправленными и точечными.

Помимо поставленных выше задач, следует также не забывать о том, что общая культурная политика должна проводиться не только благодаря деятельности Министерства культуры РФ, но и при активном участии других министерств и ведомств. Этим занимается и Министерства образования, и молодёжной политики. Важную роль в освещении всего процесса лежит на СМИ.

Анализируя концепцию, можно сделать вывод, что приоритетным является культурное единение народов России, а не различия и расхождения в многочисленных национальных культурах. При этом каждая культура не отказывается от своих отличительных черт и сохраняет в себе особенности своей идентичности.

Говоря о том, какое место занимает и какую роль играет российское государство в мире, необходимо помнить о том, что это определяет не только политическая и экономическая составляющая, но и уровень развития культуры. Развитие культурного потенциала, появление новых перспектив для интеллектуального и духовного развития представляется крайне важным положением. Уровень культуры граждан на-

прямую влияет на имидж страны, на то, как ее воспринимают в остальном мире.

Культурная политика выступает в данном случае, как инструмент мягкой силы.

Отдельно хочется выделить роль МИДа, Фонда А.М.Горчакова, Фонд Русский мир и Российского совета по международным делам в культурной дипломатии на международной арене.

Особое место занимает Фонд А.М.Горчакова. По своей специфике фонд представляет собой механизм общественно-политического сотрудничества6. Это первый институт такого рода, созданный в России. Его появление было связано с всё возрастающей ролью гражданского общества и вовлечённостью российских неправительственных организаций во внешнюю политику. Фонд действует с 2010 г.

Благодаря деятельности российских НПО во внешнеполитической среде постепенно формируется имидж России. Сама организация при этом является связующим звеном и партнёром неправительственных организаций. Также Фонд предоставляет новую площадку для диалога и сотрудничества. Он организует и проводит многие форумы, конференции, научные симпозиумы и обеспечивает участие представителей НПО. На этих мероприятиях обсуждают самые злободневные темы, вопросы и проблемы современности.

В одну из его целей входит создание корректного представления о культурных ценностях России. Фонд тесно сотрудничает и является партнёром МИДа РФ, работает с целью улучшения имиджа России за рубежом.

Он оказывает поддержку НПО, занимается и претворяет в жизнь проекты, связанные с культурной дипломатией.

Помимо этого, он взаимодействует со СМИ. Тесно сотрудничает с международными русскоязычными изданиями, создаёт новые СМИ и занимается издательством, освещает мероприятия, в которых участвуют российские НПО7.

Кроме того, проводит огромную информационно-аналитическую и исследовательскую деятельность. Фонд анализирует траекторию экономического развития России на современном этапе, состоянию инвестиционного климата, возможностям

6 Фонд Горчакова. Миссия и задачи // Официальный сайт Фонда Горчакова. - URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/ (16.03.2016).

7 Сотрудничество СМИ - ключ к приграничному взаимодействию // Официальный сайт Фонда Горчакова. - URL: http://gorchakovfund.com/news/7822/ (24.02.2016).

инновационного развития страны. Такого рода исследования позволяют ему повысить точность прогнозирования дальнейшего решения основных вопросов внешней политики, позволяют по-новому взглянуть на способы их решения.

Фонд регулярно организует образовательные и научные программы, организует встречи и конкурсы для тех, кто интересуется наукой в России и странах СНГ. В этих мероприятиях активно участвуют молодые учёные и исследовательские институты.

Ещё один Фонд, который был создан и учреждён при активной поддержке МИДа РФ - это «Русский мир».

«Русский мир» - является организацией, ставящей перед собой задачу популяризировать русский язык, российскую культуры за рубежом8. Он действует с 2007 г.

Фонд оказывает всестороннюю поддержку общественным, академическим, образовательным организациям, напрямую участвует в культурной дипломатии, решая гуманитарные и культурные проблемы. Кроме того, осуществляет связь с российскими соотечественниками за рубежом, сотрудничает с центрами русистики. Он имеет сходство с Фондом А.М.Горчакова в том, что он тоже нацелен на формирование благоприятного имиджа России. Это достигается, в первую очередь благодаря, увеличению масштабов экспорта российских услуг в области образования, налаживанию контактов с выпускниками российских ВУЗов, работе со средствами массовой информации за пределами России, которые транслируются на русском языке9.

«Русский мир» активно работает с университетской средой. Речь идёт об организации стажировок зарубежных студентов, профессоров, которые преподают русский язык за пределами России10. Фонд помогает тем, кто хочет изучать русский язык. Одно из значимых мероприятий - это ассамблея Русского мира. По своей сути это форум международного масштаба для всех тех, кто интересуется русским языком и российской культурой. Кроме того, каждый год Фонд проводит такие исторические проекты, направленные на просветительскую деятель-

8 Путин отмечает успехи фонда «Русский мир» в России и за рубежом // Официальный сайт РИА Новости. - URL: http://ria.ru/society/20101103/292232660.html (1.03.2016).

9 Фонд Горчакова. Миссия и задачи // Официальный сайт Фонда Горчакова. - URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/ (16.03.2016).

10 Указ Президента Российской Федерации о создании фонда «Русский мир» // Официальный сайт фонда «Русский мир». - URL: http://www.russkiymir.ru/ fund/the-decree-of-the-president-of-the-russian-federation-on-creation-of-fund-russian-world.php#l (18.02.2016).

ность, как «Ломоносов-300», «Русский мир - память сердца», «Первый в космосе». Его целью является привлечение внимания к важности русского языка в мире, к его распространению.

Для популяризации русского языка был создан и активно издаётся журнал «Русский мир.ги» и начали своё вещание интернет-телеканал «Русский мир.ТВ» и радио «Русский мир»11.

Ещё одна организация, занимающаяся в том числе и культурной дипломатией, - это Российский совет по международным делам (РСМД).

В соответствии с Уставом РСМД к основным целям его деятельности относятся: «проведение в РФ международных исследований по вопросам внешней политики, совершенствование процесса подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения, а также организация взаимодействия российских научных организаций с иностранными экс-пертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений»12.

Миссия РСМД - содействие процветанию России через интеграцию в глобальный мир. В этом смысле РСМД выступает в качестве связующего звена между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач. Одним из учредителей является МИД РФ. Международная деятельность связана в том числе с информационным освещением внешнеполитических событий, работой с зарубежными экспертами в области образование, науки и культуры.

Одной из главных долгосрочных целей РСМД является интеграция в глобальное культурное и образовательное пространство.

Особое место в культурной дипломатии и улучшении имиджа РФ за рубежом играет Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Эта организация отвечает за поддержку соотечественников, проживающих за пределами России и русского языка и русскоязычных граждан. Приоритетным направлением деятельности

11 Интернет-радиоканал «Русский мир» // Официальный сайт фонда «Русский мир». - URL: http://www.russkiymir.ru/media/radio2/ (19.02.2016).

12 Устав РСМД // Официальный сайт Российского совета по международным делам. - URL: http://russiancouncil.ru/about-us/ustav_RSMD/ (4.03.2016).

Геополитика и патриотическое воспитание №19 год 2016

является постсоветское пространство (граждане стран СНГ)13.

Россотрудничество является организацией, подведомственной МИДу, так как он определяет методы работы, в соответствии с которыми организация действует на пространстве бывшего СССР. Агентство проводит активную работу с 2008 г.

Важнейшей частью политики Россотрудничества является налаживание и развитие культурных связей и отношений с другими странами. Деятельность организации за рубежом крайне активна и эффективна: это и выступления творческих коллективов из России, и организация международных выставок, перекрёстных годов культуры и русского языка.

Ещё одна функция, о которой нельзя не упомянуть - это продвижение российского образования при содействии самого Министерства образования и науки.

Говоря об усилиях по продвижению русского языка, следует сказать о совместной работе Россотрудничества и Росзару-бежцентра.

При этом Россотрудничество изначально задумывался и создавался как один из основных инструментов мягкой силы РФ.

Подводя итоги, можно отметить, что МИД России в деле создания благоприятного международного имиджа страны в области культурной дипломатии при поддержке вышеописанных фондов берёт основной груз ответственности на себя. Помимо этого, МИД содействует активному развитию и других институтов культурной дипломатии. Предстоит огромная работа по увеличению количества фондов и повышению эффективности культурной дипломатии РФ.

При этом основная проблема состоит в том, что нет одного органа, координирующего всю культурную политику и культурную дипломатию. И самих институтов культурной дипломатии по-прежнему недостаточно. Их количество сравнительно невелико, влияние и эффективность также могут быть гораздо сильнее и выше.

В отличие от Европы, исторически в России сложилась практика централизации и координации культурной политики. Это российская институциональная особенность. Нынеш-

13 Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. №1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» // Официальный сайт Федеральное агентство по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. - URL: http://rs.gov.ru/node/242 (10.03.2016).

ний Совет Европы является сторонником децентрализации и настаивает на том, чтобы страны-члены поддерживали и развивали культурную политику в своих странах посредством региональных властей14. Для этого отдельным территориальным органам власти передаются специальные полномочия. Им оказывается вся необходимая поддержка: финансовая и ресурсная база. В Советском Союзе, а затем и в России главную координационную функция всегда выполняла центральная власть. Она определяла сущность и направление культурной политики, объединяла усилия институтов, отвечающих за культурную политику. При этом не происходило дублирования функций. Они выполняли свои задачи и не повторяла деятельности другой. Это необходимо учитывать и при проведении современной культурной политики и культурной дипломатии. Функции и задачи РСМД и Россотрудничества, Россотрудничества и МИДа не должны повторяться. Они должны действовать сообща и выполнять каждый своё дело.

Пытаясь разрешить все культурные проблемы на современном этапе, необходимо учитывать их разнородность. Различные институты в своей работе чаще всего преследуют свои интересы. Этим могут заниматься небольшие группы, институты или общественные организации. Поэтому главенствующая роль в преодолении трудностей принадлежит МИДу, как центру координации культурной дипломатии России на современном этапе. Вектор направлен на содействие социуму в приспосабливании к изменяющейся жизни и условиям при помощи культурных средств и механизмов, культурных фондов, таких как «Русский мир» и «Фонд А.М.Горчакова», организаций, подобных РСМД.

Государство обеспечивает технологическое совершенствование данной сферы, решает кадровые и организационные вопросы. Иначе говоря, речь идёт о создании целой культурной индустрии. Она призвана предоставить населению страны всю необходимую информацию для того, чтобы каждый гражданин в отдельности и всё российское общество, соотечественники за рубежом могли ее использовать с пользой. В решении поставленной задачи для этого функционируют институты культурной дипломатии, фонды и активно дей-

14 Mario D'Angeleo, Paul Vesperini. Russian Federation: Federalism and Cultural Decentralization // Cultural Policy in Europe. Region and Cultural Decentralism, Council of Europe, August. Spain, 2000.

ствующие СМИ. Итогом должно стать создание современного российского культурного общества XXI в. и формирование благоприятного имиджа России на международной арене. Учитывая конечную цель, российская культурная политика носит социально ориентированный характер, фундаментом которой является эффективное взаимодействие всех культурных и государственных институтов, способных работать на её развитие.

Список литературы:

1. Белова Т. Культура и власть. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

2. Интернет-радиоканал «Русский мир» // Официальный сайт фонда «Русский мир».

- URL: http://www.russkiymir.ru/media/radio2/ (19.02.2016).

3. Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург : Уральский государственный университет, 1992.

4. Михайлова Л.И. Социология культуры. - М.: Логос, 1997.

5. Основы государственной культурной политики // Официальный сайт Президента России. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (15.01.2016).

6. Путин отмечает успехи фонда «Русский мир» в России и за рубежом // Официальный сайт РИА Новости. - URL: http://ria.ru/society/20101103/292232660.html (1.03.2016).

7. Сотрудничество СМИ - ключ к приграничному взаимодействию // Официальный сайт Фонда Горчакова. - URL: http://gorchakovfund.com/news/7822/ (24.02.2016).

8. Устав РСМД // Официальный сайт Российского совета по международным делам.

- URL: http://russiancouncil.ru/about-us/ustav_RSMD/ (4.03.2016).

9. Фонд Горчакова. Миссия и задачи // Официальный сайт Фонда Горчакова. - URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/ (16.03.2016).

10. Mario D"Angeleo, Paul Vesperini. Russian Federation: Federalism and Cultural Decentralization II Cultural Policy in Europe. Region and Cultural Decentralism, Council of Europe, August. Spain, 2000.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belova T. Kul'tura i vlast'. - M.: Izd-vo MGU, 1991.

2. Fond Gorchakova. Missiia i zadachi // Ofitsial'nyi sait Fonda Gorchakova. - URL: http:// gorchakovfund.ru/about/mission/ (16.03.2016).

3. Internet-radiokanal «Russkii mir» // Ofitsial'nyi sait fonda «Russkii mir». - URL: http:// www.russkiymir.ru/media/radio2/ (19.02.2016).

4. Kogan L.N. Sotsiologiia kul'tury. Uchebnoe posobie. - Ekaterinburg : Ural'skii gosu-darstvennyi universitet, 1992.

5. Mario DAngeleo, Paul Vesperini. Russian Federation: Federalism and Cultural Decentralization II Cultural Policy in Europe. Region and Cultural Decentralism, Council of Europe, August. Spain, 2000.

6. Mikhailova L.I. Sotsiologiia kul'tury. - M.: Logos, 1997.

7. Osnovy gosudarstvennoi kul'turnoi politiki // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (15.01.2016).

8. Putin otmechaet uspekhi fonda «Russkii mir» v Rossii i za rubezhom // Ofitsial'nyi sait RIA Novosti. - URL: http://ria.ru/society/20101103/292232660.html (1.03.2016).

9. Sotrudnichestvo SMI - kliuch kprigranichnomu vzaimodeistviiu // Ofitsial'nyi sait Fonda Gorchakova. - URL: http://gorchakovfund.com/news/7822/ (24.02.2016).

10 Ustav RSMD // Ofitsial'nyi sait Rossiiskogo soveta po mezhdunarodnym delam. - URL: http://russiancouncil.ru/about-us/ustav_RSMD/ (4.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.