УДК 339.9
Ремизов Дмитрий Константинович,
кандидат политических наук,
доцент кафедры мировой экономики и международных отношений
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ),
доцент кафедры истории,
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Remizov Dmitry Konstantinovich,
Ph.D. in Politics,
Associate Professor of the Department of World Economy and International Relations,
Rostov State University of Economics,
Associate Professor Department of History,
Rostov State Medical University,
Rostov-on-Don, Russian Federation.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС В НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU IN THE NEW GLOBAL CONDITIONS
В динамичном мире, где глобализация проникла во все сферы деятельности национальных экономик, участие в международных отношениях определяет положение страны в мировом сообществе. Данный аспект приобрел особое значение в условиях геополитической напряженности 2022 года. Таким образом, перед нами встал вопрос о необходимости участия стран в интеграционных процессах, вовлечения в международные связи, об определении значимости участия страны в тех или иных региональных интеграционных союзах. В условиях, когда многие страны принимают в адрес РФ санкции, российская экономика должна изменить свой вектор развития, переориентировавшись на новые рынки и усиливая свои позиции на уже существующих.
Известно, что ЕАЭС в его современной форме появился в 2015 году, и многие цели его развития еще не достигнуты. Ряд экспертов активно изучают вопросы совершенствования евразийского пространства, расширения его сфер влияния и улучшения позиций его стран-участниц. Однако сегодня мир стремительно меняется и нужны кардинально новые стратегии, учитывающие современное развитие глобальной экономики, которая развивается в условиях сильного политического влияния.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, в статье предпринимается попытка исследовать вопросы международной конкурентоспособности стран в аспекте их участия в региональных интеграционных группировках, на основе анализа статистической и графической информации определить роль стран-участниц в интеграционных процессах на примере евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследование опирается на изучение научных работ отечественных и зарубежных ученых, мониторинг и систематизация полученной информации, ее анализ и синтез. Объектом исследования выступают экономики стран-участниц ЕАЭС, предметом исследования—внешние условия их взаимодействия, обусловливающие трансформацию их внутри интеграционных связей.
Ключевые слова: ЕАЭС, интеграционные процессы, мировая экономика, международное сотрудничество, глобальные условия.
In a dynamic world where globalization has penetrated into all spheres of activity of national economies, participation in international relations determines a country's position in the world community. This aspect has acquired particular importance in the context of geopolitical tensions in 2022. Thus, we are faced with the question of the need for countries to participate in integration processes, to engage in international relations, to determine the significance of the country's participation in certain regional integration unions, . At a time when many countries are taking sanctions against the Russian Federation, the Russian economy must change its vector of development, refocusing on new markets and strengthening its position on existing ones.
It is known that the EAEU in its modern form appeared in 2015, and many of its development goals have not yet been achieved. A number of experts are actively studying the issues of improving the Eurasian space, expanding its spheres of influence and improving the positions of its participating countries. However, today the world is changing rapidly and radically new strategies are needed that take into account the modern development of the global economy, which is developing in conditions of strong political influence.
Taking into account the circumstances, the article attempts to explore the issues of international competitiveness of countries in terms of their participation in regional integration groupings, based on the analysis of statistical and graphical information to
114
determine the role of participating countries in integration processes on the example of the Eurasian Economic Union (EAEU). The research is based on the study of scientific works of domestic and foreign scientists, monitoring and systematization of the information received, its analysis and synthesis. The object of the study is the economies of the EAEU member states, the subject of the study is the external conditions of their interaction, which determine the transformation of their intra-integration ties.
Keywords: EAEU, integration processes, world economy, international cooperation, global conditions.
ВВЕДЕНИЕ
Евразийский экономический союз (ЕАЭС, EAEU) — это региональная организация экономической интеграции на постсоветском пространстве. После ограниченного успеха предыдущих попыток интеграции она стремится к более глубокой интеграции, заимствуя черты Европейского Союза (ЕС, EU).
Впервые идея создания таможенного союза появилась в 1994 г; уже через год между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Характерной чертой такой формы интеграции является отсутствие таможенных пошлин в пределах взаимной торговли, однако при взаимодействии с третьими странами участницы ТС применяют единые таможенные тарифы.
При вступлении в ЕАЭС каждая страна преследовала собственные цели; так, например, для России создание Таможенного союза в 2010 г и его трансформация в ЕАЭС не столько экономический, сколько геополитический проект, который призван закрепить за ней роль региональной державы.
Для России создание этого интеграционного объединения имеет, в первую очередь, геополитическое значение, и лишь во вторую — значение единого экономического пространства с участием лояльных государств для реализации своей продукции, которая обладает низкой конкурентоспособностью для мировых рынков.
Говоря о развитии ЕАЭС, стоит сказать о препятствующих этому фактах. До событий 2022 года каждая из стран-участниц союза преследовала свои интересы, защищая отечественный рынок и производственный сектор, пренебрегала развитию таможенного союза. Однако нынешние события могут изменить экономический курс ЕАЭС, если страны направят все усилия на достижение общих целей.
За всё существование ЕАЭС страны-участницы нередко представали перед трудностями, самыми значимыми из которых можно назвать барьеры в торговой сфере, которые препятствуют свободному движению факторов производства. В большей степени данная проблемы вызвана различиями в законодательстве разных стран. Кроме того, трудность представляют и ограничения, то есть любые препятствия, возникшие из-за отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено в объединении.
Проблематике функционирования и развития внутри интеграционных связей ЕАЭС посвящено немало исследовательских работ, среди которых необходимо отметить отечественных ученых Аванесову И.Б. [1], Исраилову Э.А. [4], Решетникову Н.Н. [6, 7], Соленую ТВ. [8], Воронину ТВ. [3]. Особенностям интеграционных процессов в условиях трансформации мировой экономики и становления нового мирового порядка посвящены работы таких ученых как Афанасьевой И.И. [2], Суржикова М.А. [9], Третьяченко ТВ. [10]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Сегодня западные санкции в большой мере ограничивают как внешний, так и внутренний товарооборот стран ЕАЭС. В целом, «политика» всегда имело влияние на евразийское пространство, что было отчетливо заметно еще в 2014-2015 годах. И хотя целью западных санкций, как правило, является только Россия — ЕАЭС рикошетом принимает на себя все «удары».
Таким образом, задачами настоящего исследования является актуализация проблематики международной конкурентоспособности стран ЕАЭС, определение роли данного союза в геополитическом пространстве, выявление особенностей взаимодействия России с другими странами союза, разработка предложений по оптимизации функционирования и развития ЕАЭС. РЕЗУЛЬТАТЫ
Современное развитие мировой экономики требует от стран сплоченности, так как в одиночку ни одно государство не в силах решить глобальные вызовы. В условиях геополитической напря-
115
женности ЕАЭС приобретает важное значение ещё и в формировании безопасного пространства для устойчивого развития стран. Однако усиление позиций одних стран/международных объединений на мировой арене порой ставит под угрозу влиятельность других, из-за чего возникают внешние препятствие, грозящие дестабилизацией.
Итак, проводя параллель событий 2022 года с событиями 2014-го, можно отметить, что от политических разногласий с внешним миром сильно страдали внешнеторговые интересы евразийских участников. Например, именно в 2014 году Новая Зеландия отказалась от переговоров по созданию зоны свободной торговли с предшественником ЕАЭС — Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. В январе 2022 года ЕАЭС также грозили санкции против России, вызванные делом А. Навального. Отметим, что санкции всегда служили стимулом развития, поиска новых международных связей. Так, именно в периоды нестабильности ЕАЭС наращивало торговлю с Китаем, а также вело активное изучение рынков Юго-Восточной Азии: силы были направлены на создание зоны свободной торговли, которая «работала» бы с Вьетнамом и Сингапуром, а также велись переговоры с Индией и Ираном.
Однако стоит отметить, что сейчас все переговоры приостановлены, а Сингапур в марте 2022 года ввёл санкции против РФ. Вьетнам, наоборот, готов наращивать сотрудничество со странами ЕАЭС на основе «Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом», подписанного в 2015 году. Такое взаимодействие имеет огромный потенциал в вопросах экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества.
Однако сегодняшние санкции носят небывалых масштабов характер, и российская внешняя политика ставит под вопрос перспективы евразийской интеграции. Политические интересы всегда играли важную роль в выстраивании связей ЕАЭС с внешним миром. Но после начала военной операции России на территории Украины поиск зарубежных партнеров стал для ЕАЭС особенно сложной и политически обусловленной задачей.
К сожалению, все эти события и внутренняя напряженность не лучшим образом сказываются и на отношениях стран внутри ЕАЭС. Так, в апреле 2022 года Россия была вынуждена ввести продуктовое эмбарго, которое распространяется на ЕС и другие западные страны. Однако, в разрез с договором о ЕАЭС, РФ не согласовала данное решение с остальными странами-участницами Союза, что, очевидно, вызвало недовольство с их стороны.
И всё же, Сообщество осознаёт выгоды от взаимодействия с Россией: так, Беларусь в условиях западных санкций желает теснее кооперироваться с Россией. Это объясняется отчасти и тем, что она стремится занять те ниши, которые освобождают европейские и американские компании в РФ.
Однако не все страны были сразу решительно настроены занять сторону РФ, несмотря на все выгоды от кооперации. Так, в марте 2022 года Казахстан встал перед непростым выбором: выйти из ЕАЭС и избежать влияние санкций и сопутствующие последствия, или остаться в Союзе.
Конечно, для России выход Казахстана из ЕАЭС принёс бы новые трудности, так как, как говорилось во 2-ой главе нынешней работы, на Казахстан приходится 4 % экспорта и 3 % импорта РФ, что соответствует 42-м % товарооборота ЕАЭС [5]. Также не стоит забывать, что в Казахстане сосредоточены значительные доли углеводородов. Однако и для Казахстана сотрудничество с ЕАЭС, в том числе с Россией, имеет огромное значение, так как именно отсюда Казахстан получает большую долю ресурсов. Но даже это не главная причина—вспомним объём экспорта за 2021 год, который направлялся в ЕАЭС: суммарно его доля не превышала 13 %. Тогда как Китай импортировал из Республики Казахстан 16 %, а Евросоюз и вовсе 40 %.[5].
Однако, здесь нельзя пренебрегать такой важной деталью, как логистика, а именно способ доставки экспортируемой продукции — большая ее часть доставляется посредством российских трубопроводной, железнодорожной и портовой инфраструктур.
Кроме того, ЕАЭС объединяет возможности стран-участниц, что позволяет им «покрывать» потери спроса в разных категориях продукции. Это связано с тем, что, в следствие различной географической расположенности (например, Армения географически изолирована что препятствует ей поставлять продукцию на мировой рынок) и другим особенностям национальных экономик, страны имеют конкурентные преимущества в одних областях, а в других—уступают. Но в
116
совокупности, ЕАЭС — полностью самостоятельный Союз, способный обеспечить себя всем необходимым.
Еще одним стимулом для стран-участниц евразийского пространства не выходить из Союза являются низкие таможенные пошлины, что даёт толчок к большему товарообороту между странами и упрощает логистику. Отметим, что три страны из пяти не имеют выход к морю — это Армения, Киргизия и Беларусь, но благодаря России и Казахстану они имеют возможность осуществления экспорта/импорта морским путем.
Казахстан, как пример страны-сырьевого экспортёра и импортёра готовой продукции, более 40 % своего импорта получает из ЕАЭС. При этом, заметим, что испытывает сильную зависимость от иностранного инвестирования. В этом аспекте, решение РФ перейти в расчётах с «недружественными» странами на рубли выгодно и для Казахстана. Почему? Цель изменения системы расчетов заключается в наделении национальной валюты РФ собственным кредитным и инвестиционным потенциалом, что обязательно коснётся и ЕАЭС.
Кроме того, говоря о внутренних препятствиях развитию ЕАЭС, можно смело назвать барьеры, число которых, к слову, с каждым годом уменьшается. Так, по итогам переговоров в рамках ЕАЭС 2021 года в 2022 году планировалось решить проблемы правового регулирования в сфере обращения сильнодействующих веществ, отсутствия общих принципов ответственности за нарушение обязательных требований, несовершенства порядка установления изъятий из национального режима в сфере государственных закупок и пр.
События в мире в 2022 году коснулись всех стран; для ЕАЭС трудности возникли в глобальных цепочках создания стоимости, в их частичной дестабилизации; кроме того, негативным образом сказался и рост цен на сырьевые и биржевые товары, в том числе продовольствие.
Также отметим, что последствия 2022 года могут отрицательно сказаться и на динамике ВВП стран-участниц ЕАЭС в течение года. Согласно расчётам Всемирного Банка, ВВП Казахстана на конец 2022 года замедлится до 1,5-2,0 % [5]. Причиной всему — наступление возможных рисков в следствие санкций, приостановка экспорта черноморской нефти и спиральная инфляция. Отметим, что по оценкам Всемирного Банка Россия уже находится в стадии глубокой рецессии и по прогнозам к концу года ВВП РФ снизится на 11 %. Центробанк России оценивает падение ВВП в 2022 году на 8-10 %, а в 2023 — на 3 %.
При этом меры по нивелированию рисков и возможных последствий принимаются как на уровне государств-участниц ЕАЭС, так и на встречах, саммитах Союза. Так, уже разрабатываются антисанкционные меры, среди которых также «снижение ставок таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот». Кроме того, на заседании рабочей группы ЕАЭС в апреле был разработан и утвержден перечень мер по повышению устойчивости экономик.
Таким образом, можно констатировать, что ЕАЭС предпринимает всевозможные шаги на пути к достижению поставленных целей. Однако сегодня борьбу ЕЭК с различными препятствиями на пути создания реального свободного движения продукции, капитала и рабочей силы усложняют политические и сопутствующие им экономические события. Ожидается, что ограничение и усложнение товарооборота с рядом стран будет служить стимулом к ускоренной ликвидации/упрощению существующих барьеров.
Поэтому сегодня все больше стали звучать слова о том, что в ЕАЭС пора задуматься над созданием национальных систем мониторинга барьеров, чтобы страны-члены могли бы вести совместную с ЕЭК работу по их устранению. К сожалению, пока страны-участницы все еще не готовы к такому шагу, так как он является трудозатратным, а, значит, полностью избавиться от препятствий в Союзе за кратчайший срок вряд ли удастся. Однако в долгосрочной перспективе данная мера активно исследуется экспертами ЕЭК.
Говоря о перспективах ЕАЭС, нельзя не сказать о концентрировании стран-участниц на развитии промышленного сотрудничества; в 2019 году ЕЭК был подготовлен план оптимизации, в который были включены инновационное развитие, цифровая трансформация промышленности, сотрудничество в области инвестиционных проектов, стимулирование промышленной кооперации, развитие взаимной торговли и механизмов продвижения продукции на экспорт.
117
Эти меры, при условии их успешного внедрения, должны привести к повышению конкурентоспособности всех стран-участниц, так как нацелены на устойчивое развитие, на «умное» производство, при котором снижаются издержки за счёт появления новых технологий, появляются новые рабочие места в следствие формирования других сфер экономики. Санкции Запада и заморозка финансовых активов России полностью дискредитировали доллар как резервную валюту. В ЕАЭС принимают меры к переводу расчетов в национальных валютах. В частности, активно идет подготовка международного договора о новой валютно-финансовой архитектуре, которая бы включала государства не только ЕАЭС, но и все страны которые не хотят попасть в зависимость от США.
Формирование общего финансового рынка ЕАЭС и создание общего биржевого пространства в рамках ЕАЭС являются приоритетными направлениями интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве. По экспертным оценкам, функционирование общего финансового рынка приведет к увеличению совокупных финансовых активов государств ЕАЭС, росту доли взаимных инвестиций и капитализации рынка акций, будет способствовать активизации биржевой торговли в ЕАЭС. Все это, безусловно, положительно скажется на конкурентоспособности стран. Общее биржевое пространство позволит существенно расширить взаимное торговое и инвестиционное сотрудничество, увеличить трансграничную активность участников рынка и использование финансовых инструментов, номинированных в национальных валютах.
Страны Союза, при подписании Договора о ЕАЭС, планировали окончательно сформировать единый финансовой рынок к 2025 году и перейти к наднациональному регулированию с целью улучшения своих позиций на мировых рынках, углубления сотрудничества и повышения конкурентоспособности как Союза в целом, так и стран-участниц, в отдельности. Однако этому препятствует множество факторов, среди которых не только политические, но и экономические.
Так, важной проблемой на пути становления единого финансового рынка ЕАЭС является нестабильность российской национальной валюты, которая сильно коррелирует с мировыми тенденциями, в связи с чем ее динамику не только сложно предугадать, но и чрезвычайно трудно регулировать. А в условиях, когда российский рубль оказывает огромное влияние на валюты остальных стран ЕАЭС, такие «скачки» могут негативным образом сказаться на валютной системе Союза, на его устойчивости в финансовом вопросе. Также при планировании внедрения единого финансового рынка внимание стоит уделить состоянию торгового баланса России, а именно тому факту, что на протяжении долгого времени сальдо торгового баланса РФ положительно. Это сосредотачивает денежную массу внутри национального хозяйства, что не наделяет ее отличительной стабильностью и мировым признанием (высокой степенью международного использования). Кроме того, для России характерен относительно высокий уровень учетной ставки, который, теоретически, должен способствовать притоку финансов в страну, но на практике, наоборот, препятствует ПИИ за рубеж. И также нельзя не отметить проводимую жесткую политику в отношении борьбы с инфляцией. Из всего этого следует, что практически отсутствует доступность финансов с низкой процентной ставкой участникам единого финансового рынка.
Кроме того, фондовые биржи России не пользуются особой популярностью среди зарубежных компаний из-за относительно низкой вероятности их успешного размещения, а также более низкой безопасности по сравнению с западными биржами и отсутствия прозрачности проведения операций.
Что касается вопроса о создании единого страхового рынка ЕАЭС, то первые шаги уже были сделаны в 2021 году; тогда планировалось создание единой базы для беспрепятственного урегулирования нарушений и борьбы с мошенничеством на территории Союза, а также начинали разрабатывать единые лицензии, Зеленые карты и др. И всё же отметим, что большинство иностранных субъектов —крупных страховщиков—пока не особо заинтересовано в данной инициативе, так как рынки Союза не отличаются большими масштабами и транспарентностью проведения операций. Создание единого рынка частично нивелирует проблему малой привлекательности, а широкий комплекс взаимных обязательств в рамках союза заставит более тщательно подходить к правовым вопросам.
Уже сегодня, понимая важность создания собственной финансовой системы, Россия и Беларусь подписали временное соглашение, согласно которому пошлины не конвертируются в доллар, а сразу распределяются через рубли. К слову говоря, уже сегодня Россия оплачивает рублями 82 % торгового оборота с Белоруссией, 63 % — с Казахстаном и 58 % — с Киргизией [5].
118
Кроме того, в Союзе также обсуждается возможность создания с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) единой расчетной валюты и полностью отказаться от доллара и евро, посредством которых и происходит санкционное давление. Однако, стоит признать, что валют 5-ти стран-участниц ЕАЭС будет недостаточно для создания новой модели валютно-финансового регулирования в мире. И для начала в рамках сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», используя в том числе потенциал ШОС, «разработать общую модель введения новой расчетной мировой валюты в цифровом формате, которая использовалась бы исключительно в международных отношениях, была бы устойчивой, прозрачной и справедливой, защищенной от разного рода санкций» — отмечает министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев. Положительной чертой такой интеграции и создания цифровой валюты является распространение такой модели и на страны Азии, а в перспективе — и на весь мир.
Еще одним шагом на пути к формированию единой и стабильной финансовой системы было решение совета ЕЭК о «поэтапном переходе в расчеты в национальных валютах при проведении таможенных платежей внутри ЕАЭС».
По классическому подходу, с учетом наиболее успешного опыта введения евро, для перехода в единую валюту нужны десятилетия. Понятно, что для перехода на единую валюту, создание и внедрение единой платежной и других систем требуется много времени. Кроме того, следует отметить, что существует паритет покупательной способности, который должен быть установлен специально для валют стран-членов и только в том случае, если все валюты находятся на его определенном уровне, они могут приступить к переходу в единую валюту, избежав «трещин», которые угрожают финансовой системе.
Страны-члены ЕАЭС уже начинали процесс вывода доллара из торговли стратегическими товарами, что должно было способствовать созданию единой платежной системы. Поэтому можно сказать, что предпосылки есть и первые шаги уже предприняты. Вспомним, что при создании ЕАЭС в 2015 году велись переговоры о формировании Центробанка евразийского пространства, однако тогда данный вопрос был отложен до 2025 года.
Таким образом, учитывая, что переход в расчётах на новую единую валюту по экспортно-импортным операциям стран-участниц Союза с третьими странами в краткосрочной перспективе невозможен, стоит рассмотреть другие варианты расчетов без использования доллара. Так, например, в расчётах с Китаем доллар возможно заменить юанем — однако, насколько выгоден для ЕАЭС уход от зависимости от доллара к юаню — вопрос открытый.
Итак, единый рынок капиталов не может существовать без единой валюты, а экономики стран ЕАЭС требуют существенно большего объема инвестиций, которые в ближайшие годы будут направлены на собственную реиндустриализацию, источником которых прежде был Запад. Поэтому рациональным ращением было бы рассмотрение в качестве единой валюты — общей безналичной валюты ЕАЭС. Её миссия заключалась бы в формировании общего расширяющегося бюджета ЕАЭС, финансировании инвестиционных программ Евразийским банком развития и так далее.
Не стоит забывать и о бивалютных системах, которую также можно реализовать на пространстве ЕАЭС. Ее сущность заключается во внедрении в каждую национальную экономику Союза дополнительной валюты, которая была бы общей для всех стран-участниц ЕАЭС и обслуживала бы сферу инвестиций, а также реализовывала бы потенциал золотовалютных резервов без их сокращения.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим что вопрос о становлении единого финансового рынка сегодня встал «ребром» и заслужил особую значимость в сложившихся непростых геополитических и экономических реалиях. Его миссия заключается, в первую очередь, в упрощении входа на финансовые рынки других стран-участниц Союза, в полном равноправии субъектов относительно действия на финансовых рынках. Анализ позволил выделить ряд факторов, препятствующих развитию общего финансового рынка, в числе которых разногласия в нормативной базе, а также нестабильность основной валюты — российского рубля. Немаловажную роль занимают и международные финансовые центры, являющиеся фундаментом для формирования единого финансового рынка. Такую функцию на территории ЕАЭС суждено выполнить России, однако в
119
Москве понимают сложность данного процесса и его трудоёмкость. Во-первых, РФ необходимо создать все условия для удобного обслуживания иностранных инвесторов, оптимизировать налоговую систему, внести правки в законодательство РФ касаемо эмиссии ценных бумаг иностранными субъектами. Во-вторых, рубль должен получить статус инвестиционной валюты, которыми на сегодня, в основном, являются евро и доллар. В сегодняшних реалиях такая цель кажется недостижимой, в краткосрочном периоде точно. ВЫВОДЫ
Резюмируя итоги исследования, представляется возможным сделать ряд выводов. Страны, как и компании, конкурируют за инвестиции, торговлю товарами, торговлю услугами и прочее. Из этого «вытекает» важность повышения конкурентоспособности стран на мировой арене. В современном мире, когда интеграция в той или иной степени не оставила нетронутой ни одну страну, тяжело удерживать свои позиции без вступления в международные объединения. Для России в 2022 году огромное значение приобрело региональное объединение—ЕАЭС.
В результате анализа эмпирических и теоретических данных были выявлены показатели, оказывающие наиболее сильное влияние на уровень конкурентоспособности России и ЕАЭС, в целом. В процессе изучения основных показателей невозможно было не заметить нарастающую зависимость экономики России и остальных стран ЕАЭС от доллара. Оценив последствия от долларизации экономик, очевидной стала мера по отказу от доллара, которая в свою очередь повлекла бы снижение инвестиционной привлекательности стран, что и препятствовало ЕАЭС осуществить этот шаг в 2015 году. Однако сегодня мы являемся свидетелями начала формирования единой финансовой системы в рамках ЕАЭС, которая не только предоставит безопасную и стабильную платформу для осуществления экспортно-импортных операций, но и позитивным образом скажется на конкурентоспособности Союза и России, в частности.
В ходе проведенных аналитических работ стало возможным выявление основных закономерностей, а в результате исследовательской работы была подтверждена экономическая значимость участия РФ в ЕАЭС, особенно в рамках повышения конкурентоспособности страны. Результатом всей работы стало выявление актуальных для 2022 года проблем и выработка стратегических решений по удержанию приемлемого уровня конкурентоспособности России с использованием инструментов, которые предоставляет ЕАЭС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова И.Б. Эмпирическое измерение региональной интеграции в рамках ЕАЭС / И.Б. Аванесова, Г.Р. Геворкян [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) —2021.—№ 1. — Режим доступа: www.a-factor.ru/archive/item/152-empiricheskoe-izmerenie-regionalnojintegratsii-v-ramkakh-eaes (дата обращения: 05.12.2022).
2. Афанасьева И.И. Влияние глобализации на интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе / И.И. Афанасьева, Ф.А. Гадойбоев // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9-3 (86). — С. 58-62.
3. Воронина Т.В. Реиндустриализация экономик стран Евразийского экономического союза: причины, состояние и проблемы / Т.В. Воронина // Современные вызовы и реалии экономического развития России: материалы Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 08-10 апреля 2015 года. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — С. 46-47.
4. Исраилова Э.А. Значение Евразийского союза в защите экономических интересов России / Э.А. Исраи-лова // Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты: Материалы V Международной научно-практической конференции в 3-х томах, Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2014 года / под ред. М.А. Боровской, Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. — С. 368-373.
5. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2022 : полная версия [Электронный ресурс]: междунар. докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / М.К. Глазатова (рук. авт. кол.), С.С. Агаджанян, А.С. Амирбекова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (6,0 Мб). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 404 с.
6. Решетникова Н.Н. Аналитическое исследование эволюционных дисбалансов эпохи многополярного мира/ Н.Н. Решетникова [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). — 2021. — № 4. — Режим доступа: www.a-factor.ru/archive/item/164-analiticheskoe-issledovanieevolyutsionnykh-disbalansov-epokhi-mnogopolyarnogo-mira (дата обращения: 05.12.2022).
120
7. Сидорычев M3. Роль международных транспортных коридоров в процессе глобализации экономик стран ЕАЭС / M^. Сидорычев, Н.Н. Решетникова // Актуальные проблемы науки и техники. 2021 : Maгериaлы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17-19 марта 2021 года. —Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2021. — С. 5S5-5S6.
S. Соленая Т.В. Влияние таможенных платежей на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС / Т.В. Соленая, Д. Д. Былкова [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). — 2021. — № 4. — Режим доступа: www.a-factor.ru/archive/item/163- vliyanie-tamozhennykh-platezhej-na-vneshneekonomicheskuyu-deyatelnost-khozyajstvuyushchikh-sub-ektov-straneaes (дата обращения: 05.12.2022).
9. Суржиков MA. О формировании в глобальной экономике сложных интеграционных структур и их влияние на развитие международной торговли / MA. Суржиков // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2012. — № 1 (37). — С. 24S-254.
10. Третьяченко Т.В. Внешнеэкономические приоритеты России на фоне контемпоральной структуры мировой экономики / Т.В. Третьяченко, И.И. Соколова // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты : Maгериaлы VIII Mеждунaродной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 21 апреля 2022 года. — Ростов-на-Дону: АзовПринт, 2022. — С. 255-259.
SPtSOKLTTERATURY
1. Avanesova I.B. Empiricheskoye izmereniye regional'noy integratsii v ramkakh YEAES / I.B. Avanesova, G.R. Gevorkyan [Elektronnyy resurs] // A-faktor: nauchnyye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnyye nauki) — 2021. — .№ 1. — Rezhim dostupa: www.a-factor.ru/archive/item/152-empiricheskoe-izmerenie-regionalnojintegratsii-v-ramkakh-eaes (data obrashcheniya: 05.12.2022).
2. Afanas'yeva I.I. Vliyaniye globalizatsii na integratsionnyye protsessy v Aziatsko-tikhookeanskom regione / I.I. Afanas'yeva, F.A. Gadoyboyev // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2017. — № 9-3 (S6). — S. 5S-62.
3. Voronina T.V. Reindustrializatsiya ekonomik stran Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: prichiny, sostoyaniye i problemy / T.V. Voronina // Sovremennyye vyzovy i realii ekonomicheskogo razvitiya Rossii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Stavropol', 0S-10 aprelya 2015 goda. — Stavropol': Severo-Kavkazskiy federal'nyy universitet, 2015. — S. 46-47.
4. Israilova E.A. Znacheniye Yevraziyskogo soyuza v zashchite ekonomicheskikh interesov Rossii / E.A. Israilova // Global'nyy mir: mnogopolyarnost', antikrizisnyye imperativy, instituty: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v 3-kh tomakh, Rostov-na-Donu, 22-24 maya 2014 goda / pod red. M.A. Borovskoy, Yu.M. Osipova, A.Yu. Arkhipova. — Rostov-na-Donu: Yuzhnyy federal'nyy universitet, 2014. — S. 36S-373.
5. Otsenka integratsionnykh protsessov YEAES v sfere torgovli: 2022 : polnaya versiya [Elektronnyy resurs]: mezhdunar. dokl. k XXIII Yasinskoy (Aprel'skoy) mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2022 g. / M.K. Glazatova (ruk. avt. kol.), S.S. Agadzhanyan, A.S. Amirbekova i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — Elektron. tekst. dan. (6,0 Mb). — M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2022. — 404 s.
6. Reshetnikova N.N. Analiticheskoye issledovaniye evolyutsionnykh disbalansov epokhi mnogopolyarnogo mira/ N.N. Reshetnikova [Elektronnyy resurs] // A-faktor: nauchnyye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnyye nauki). — 2021. — № 4. — Rezhim dostupa: www.a-factor.ru/archive/item/164-analiticheskoe-issledovanieevolyutsionnykh-disbalansov-epokhi-mnogopolyarnogo-mira (data obrashcheniya: 05.12.2022).
7. Sidorychev M.V. Rol' mezhdunarodnykh transportnykh koridorov v protsesse globalizatsii ekonomik stran YEAES / M.V Sidorychev, N.N. Reshetnikova // Aktual'nyye problemy nauki i tekhniki. 2021 : Materialy Vserossiyskoy (natsional'noy) nauchno-prakticheskoy konferentsii, Rostov-na-Donu, 17-19 marta 2021 goda. — Rostov-na-Donu: Donskoy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, 2021. — S. 5S5-5S6.
S. Solenaya T.V. Vliyaniye tamozhennykh platezhey na vneshneekonomicheskuyu deyatel'nost' khozyaystvuyushchikh sub"yektov stran YEAES / T.V. Solenaya, D.D. Bylkova [Elektronnyy resurs] // A-faktor: nauchnyye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnyye nauki). — 2021. — № 4. — Rezhim dostupa: www.a-factor.ru/ archive/item/163- vliyanie-tamozhennykh-platezhej-na-vneshneekonomicheskuyu-deyatelnost-khozyajstvuyushchikh-sub-ektov-straneaes (data obrashcheniya: 05.12.2022).
9. Surzhikov M.A. O formirovanii v global'noy ekonomike slozhnykh integratsionnykh struktur i ikh vliyaniye na razvitiye mezhdunarodnoy torgovli / M.A. Surzhikov // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH). — 2012. — № 1 (37). — S. 24S-254.
10. Tret'yachenko T.V. Vneshneekonomicheskiye prioritety Rossii na fone kontemporal'noy struktury mirovoy ekonomiki / T.V. Tret'yachenko, I.I. Sokolova // Statistika v sovremennom mire: metody, modeli, instrumenty : Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Rostov-na-Donu, 21 aprelya 2022 goda. — Rostov-na-Donu: AzovPrint, 2022. — S. 255-259.
Статья поступила в редакцию 14 декабря 2022 года Статья одобрена к печати 19 декабря 2022 года
l2l