Научная статья на тему 'Особенности функциональной асимметрии детей раннего онтогенеза'

Особенности функциональной асимметрии детей раннего онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функциональной асимметрии детей раннего онтогенеза»

Н.А.Петрова

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА

В последнее время возрастающее влияние различных факторов - условий социальной среды, ухудшения экологической обстановки, внедрения инноваций в школьную практику диктует необходимость изучения закономерностей развития, адаптационных и резервных возможностей растущего организма. Особый интерес представляет развитие детского организма в период раннего онтогенеза, с 2 до 6 лет, предшествующему школьному, который характеризуется, с одной стороны, высокой чувствительностью ребёнка к различным факторам, а с другой - пластичностью организма.

В современной физиологии одной из актуальных является проблема функциональной асимметрии мозга (ФАМ), решение которой позволяет приблизиться к пониманию интегративной деятельности мозга (ИДМ) [1]. Исследования последних лет свидетельствуют, что профиль межполушарной асимметрии играет важную роль в формировании индивидуально-типологических особенностей человека и его адаптации в социальной среде [2]. Тип выявляется на уровне моторного, вегетативного, гормонального, иммунного и психологического профиля индивидуума, его работоспособности и адаптационных резервов[3, 4, 5, 6]. Однако данные относительно здоровых детей периода раннего онтогенеза немногочисленны и противоречивы. Функциональная асимметрия (ФА), являясь показателем ИДМ, определяет поведенческую реакцию, придавая ей приспособительный характер [7, 8].

Изучение функциональной асимметрии на ранних этапах онтогенеза имеет прикладное значение [9, 10, 11].

Целью работы явилось изучение функциональной асимметрии детей 2-6 лет.

Методы исследования

Исследованы показатели 110 практически здоровых детей 2-6 лет, посещающих детский сад № 89 г. Казани.

Профиль функциональной асимметрии определяли по комплексу тестов мануальной, общей двигательной, сенсорной, тактильной и морфологической асимметрий [12, 13, 14, 15].

Собственные исследования

Среди обследованных детей 2-6 лет выявлено 5 групп социальной адаптации: 2 тип (выявлен лишь у 9% девочек 4 лет) - функциональное преимущество левшества; 3а, 3б - амбидекстры; 4 тип - функциональное преимущество правшества; 5тип - абсолютное правшество. Почти все дети 2-3 лет (100% 2-

летних и 100% 3-летних мальчиков, 91% 3-летних девочек) и большинство детей 4-6 лет (по 91% мальчиков и девочек 4 лет; 91% 5-летних мальчиков и 82% 5-летних девочек; 82% мальчиков 6 лет и 91% девочек того же возраста) сосредотачиваются в группе 3, отличающейся оптимальным уровнем социальной адаптации, наличием широкого выбора стратегии поведения.

Социальная адаптация сопряжена с индивидуальным профилем функциональной асимметрии. Нами выявлена разновариантность латеральной организации у детей 2-6 лет, что расширяет адаптивный потенциал возраста (табл. 1). Индивидуальный профиль латеральной организации у детей 2-6 лет вариативен, не проявляет чёткой определённости правшества или левшества у детей в 2 года. С 3 лет по показателям индивидуального профиля полушарий наблюдается рост количества детей с доминированием функционального правшества: 55% - в 3 года; 64% - в 4 года; 55% - в 5 лет; 82% - в 6 лет, что более адекватно средовой востребованности.

ФАМ при всей генетической детерменированности, являясь фенотипическим показателем, подвержена влиянию экзогенных факторов, которые востребуют вариативный потенциал мозга на ранних этапах онтогенеза [16].

Ряд авторов на основании результатов исследований приходят к выводу, что в первые годы жизни функционально доминирует правое полушарие. В то же время, по нашим наблюдениям, у мальчиков 2 лет в большей степени выражено мануальное правшество, что вполне может быть сопряжено с доминированием как левого, так и правого полушарий (рис. 1).

В исследованиях Д.А.Фарбер и ее сотрудников [17] показано, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации как непроизвольного, так и произвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие и только начиная с 10-летнего возраста - левое. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится особенно выраженным к концу подросткового периода, что, вероятнее всего, обусловлено, в том числе и левополушарной стратегией школьного образования. По нашим данным, у детей 2-6 лет преобладают правые функциональные признаки.

Саидов А.А. [18] показал, что в 4-6 лет достаточно чётко определяется тип функциональной асимметрии. Наши исследования выявили преобладание третьего типа - амбидекстры - у детей в 2 года.

По нашим данным, у детей 2-6 лет с возрастом наблюдается постепенный сдвиг ФА в правую сторону, что характерно для взрослых. Это подтверждает мнение о том, что развитие признаков асимметрий происходит под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов [11].

Исследования ФА детей 2-6 лет выявили возрастные и половые различия по показателям моторной и сенсорной функций (рис. 1). В возрастной динамике мальчиков 2-6 лет количество правых признаков волнообразно изменяется с небольшим снижением от 2 лет (72%) к 6 годам (68%). Различия достоверны между значениями ФА в 2 (72%) и 3 (52%) года, между 3 (52%) и 4 (65%) годами (р < 0,05). В возрастной динамике с 4 до 6 лет изменения ФА мальчиков носят незначительный характер и колеблются от 65% в 4 года до 62% в 5 лет, к 6 годам значение достигает 68%. У девочек, напротив, от 2 до 6

лет наблюдается увеличение правшества с 44% до 77%, которое имеет волнообразный характер. Увеличение достоверно с 2 лет (44%) до 3 (67%), с 5 лет (61%) до 6 лет (77%) (р < 0,05). С 3 до 5 лет наблюдается лишь тенденция к снижению правшества с 67% до 61%, соответственно.

Кроме этого, по нашим данным, существуют половые различия в каждой возрастной группе. Правшество более выражено и имеет достоверный характер (р < 0,05) у мальчиков по сравнению с девочками в 2 года, у девочек по сравнению с мальчиками - в 3 года. В 6 лет половые различия не достоверны, в 4 и 5 лет - практически отсутствуют.

Изменение левшества носит неустойчивый, волнообразный характер (рис. 2). У мальчиков проявление левых признаков различается: 24,5% - в 2 года; 35,2% - в 3; 27,7% - в 4; 35,0 % - в 5 лет; до 23,6 % - в 6 лет. У девочек с возрастом изменение левшества колеблется в пределах 26,6 % (2 года), 31,8 % (3 года), 29,7 % (4 года), 39,1 % (5 лет), 20,9% (6 лет). Различия между показателями левых признаков в возрастной динамике как мальчиков, так и девочек достоверны (исключение составляет различие у девочек между 3 (31, 8%) и 4 (29, 7%) годами). Половые различия в каждой возрастной группе по показателям левшества незначительны.

Выводы

Таким образом, на ранних этапах онтогенеза происходит достаточно чёткая латерализация с преобладанием правшества в обеих половых группах. Примечательно, что выявлена лишь тенденция к увеличению правшества в возрастной динамике 4-6 лет в обеих половых группах (исключение составляют девочки 6 лет), что свидетельствует об адаптивной значимости асимметрии на ранних этапах онтогенеза.

В возрасте 2-6 лет преобладает 3 тип функциональной асимметрии -амбидекстры. Индивидуальный профиль функциональной асимметрии у детей раннего онтогенеза вариативен.

У детей 2-6 лет функционально доминирует правшество, которое более выражено у мальчиков 2 и у девочек 6 лет.

Правые признаки больше выражены у мальчиков 2 лет по сравнению с девочками того же возраста, и у девочек 3 лет по сравнению с 3-летними мальчиками.

Таблица 1

Дифференциация детей 2-6 лет по количеству типов индивидуального профиля функциональной асимметрии (ИПФА)

возраст (пет) 2 3 4 5 6

поп: мальчику девочки м д м д м д и д и д

коп-ео тгатоЕ ИПФА 9 11 10 7 5 4 8 9 6 б

2 3 4 6 6

возраст (лет)

Рис.1. Изменение функциональной асимметрии (правшества) детей 2-6 лет.

возрастает]

Рис. 2. Изменение функциональной асимметрии (левшества) детей 2-6 лет.

Литература

[1] Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 116-120.

[2] Зайцева Н. В. Функциональные асимметрии при детском церебральном параличе в раннем онтогенезе: Автореф. ... канд. биол. наук. Краснодар. 2003. С. 3.

[3] Абрамов В.В., Абрамова Т.Я. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем. Новосибирск. 1996.

[4] Жаворонкова Л.А. Межполушарные соотношения электрических процессов мозга здоровых правшей и левшей и больных с церебральными поражениями: Дис. ...докт. биол. наук. М. 1999.

[5] Cook N.D. The brain code. London: New York, 1986.

[6] Cook N.D. Callosal inhibition: The key to the brain code / Behav. Sci. 1984 a. Vol. 29. N° 1. 1989. P. 98-110.

[7] Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/ В кн.: Принципы системной организации функций. М. 1973. С. 5-62.

[8] Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. 1990. С. 319.

[9] Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб. 2003. С. 544.

[10] Пушкарев Ю.П., Герасимов А.П., Смирнов О.Н., Артемонков А.А. Лате-рализация соматовегетативных реакций. // Тезисы V Всероссийского симпозиума и школы семинара молодых ученных и учителей. Растущий организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань. 2000. С. 108.

[11] Сиротюк А.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. 2003. Ч. 2. С. 153-183.

[12] Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988. С. 93, 125, 193, 195-218, 240.

[13] Казин Э.С. (ред.), Блинова Н.Г., Игишева Л.Н., Литвинова Н.А., Федоров А.И. Практикум по психофизиологической диагностике. М. 2000. С. 92-99.

[14] Чуприков А. П. Особенности моторного доминирования у психических больных // Нервно-психические заболевания экзогенно-органической природы. М. 1975.

[15] Annet M. The distribution of manual asymmetry // Brit. J. Psychol., 1972, P. 63, 343.

[16] Пушкарев Ю.П. с соавт. Латерализация механизмов, регулирующих висцеральные системы. // VIII Съезд физиологического общества им. И.П.Павлова. Казань, 2001. С. 203-204.

[17] Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л. 1985. С. 127-136.

[18] Саидов А.А. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений // Теория и практика физической культуры. 1982. № 10. С. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.