Н.А.Петрова
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА
В последнее время возрастающее влияние различных факторов - условий социальной среды, ухудшения экологической обстановки, внедрения инноваций в школьную практику диктует необходимость изучения закономерностей развития, адаптационных и резервных возможностей растущего организма. Особый интерес представляет развитие детского организма в период раннего онтогенеза, с 2 до 6 лет, предшествующему школьному, который характеризуется, с одной стороны, высокой чувствительностью ребёнка к различным факторам, а с другой - пластичностью организма.
В современной физиологии одной из актуальных является проблема функциональной асимметрии мозга (ФАМ), решение которой позволяет приблизиться к пониманию интегративной деятельности мозга (ИДМ) [1]. Исследования последних лет свидетельствуют, что профиль межполушарной асимметрии играет важную роль в формировании индивидуально-типологических особенностей человека и его адаптации в социальной среде [2]. Тип выявляется на уровне моторного, вегетативного, гормонального, иммунного и психологического профиля индивидуума, его работоспособности и адаптационных резервов[3, 4, 5, 6]. Однако данные относительно здоровых детей периода раннего онтогенеза немногочисленны и противоречивы. Функциональная асимметрия (ФА), являясь показателем ИДМ, определяет поведенческую реакцию, придавая ей приспособительный характер [7, 8].
Изучение функциональной асимметрии на ранних этапах онтогенеза имеет прикладное значение [9, 10, 11].
Целью работы явилось изучение функциональной асимметрии детей 2-6 лет.
Методы исследования
Исследованы показатели 110 практически здоровых детей 2-6 лет, посещающих детский сад № 89 г. Казани.
Профиль функциональной асимметрии определяли по комплексу тестов мануальной, общей двигательной, сенсорной, тактильной и морфологической асимметрий [12, 13, 14, 15].
Собственные исследования
Среди обследованных детей 2-6 лет выявлено 5 групп социальной адаптации: 2 тип (выявлен лишь у 9% девочек 4 лет) - функциональное преимущество левшества; 3а, 3б - амбидекстры; 4 тип - функциональное преимущество правшества; 5тип - абсолютное правшество. Почти все дети 2-3 лет (100% 2-
летних и 100% 3-летних мальчиков, 91% 3-летних девочек) и большинство детей 4-6 лет (по 91% мальчиков и девочек 4 лет; 91% 5-летних мальчиков и 82% 5-летних девочек; 82% мальчиков 6 лет и 91% девочек того же возраста) сосредотачиваются в группе 3, отличающейся оптимальным уровнем социальной адаптации, наличием широкого выбора стратегии поведения.
Социальная адаптация сопряжена с индивидуальным профилем функциональной асимметрии. Нами выявлена разновариантность латеральной организации у детей 2-6 лет, что расширяет адаптивный потенциал возраста (табл. 1). Индивидуальный профиль латеральной организации у детей 2-6 лет вариативен, не проявляет чёткой определённости правшества или левшества у детей в 2 года. С 3 лет по показателям индивидуального профиля полушарий наблюдается рост количества детей с доминированием функционального правшества: 55% - в 3 года; 64% - в 4 года; 55% - в 5 лет; 82% - в 6 лет, что более адекватно средовой востребованности.
ФАМ при всей генетической детерменированности, являясь фенотипическим показателем, подвержена влиянию экзогенных факторов, которые востребуют вариативный потенциал мозга на ранних этапах онтогенеза [16].
Ряд авторов на основании результатов исследований приходят к выводу, что в первые годы жизни функционально доминирует правое полушарие. В то же время, по нашим наблюдениям, у мальчиков 2 лет в большей степени выражено мануальное правшество, что вполне может быть сопряжено с доминированием как левого, так и правого полушарий (рис. 1).
В исследованиях Д.А.Фарбер и ее сотрудников [17] показано, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации как непроизвольного, так и произвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие и только начиная с 10-летнего возраста - левое. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится особенно выраженным к концу подросткового периода, что, вероятнее всего, обусловлено, в том числе и левополушарной стратегией школьного образования. По нашим данным, у детей 2-6 лет преобладают правые функциональные признаки.
Саидов А.А. [18] показал, что в 4-6 лет достаточно чётко определяется тип функциональной асимметрии. Наши исследования выявили преобладание третьего типа - амбидекстры - у детей в 2 года.
По нашим данным, у детей 2-6 лет с возрастом наблюдается постепенный сдвиг ФА в правую сторону, что характерно для взрослых. Это подтверждает мнение о том, что развитие признаков асимметрий происходит под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов [11].
Исследования ФА детей 2-6 лет выявили возрастные и половые различия по показателям моторной и сенсорной функций (рис. 1). В возрастной динамике мальчиков 2-6 лет количество правых признаков волнообразно изменяется с небольшим снижением от 2 лет (72%) к 6 годам (68%). Различия достоверны между значениями ФА в 2 (72%) и 3 (52%) года, между 3 (52%) и 4 (65%) годами (р < 0,05). В возрастной динамике с 4 до 6 лет изменения ФА мальчиков носят незначительный характер и колеблются от 65% в 4 года до 62% в 5 лет, к 6 годам значение достигает 68%. У девочек, напротив, от 2 до 6
лет наблюдается увеличение правшества с 44% до 77%, которое имеет волнообразный характер. Увеличение достоверно с 2 лет (44%) до 3 (67%), с 5 лет (61%) до 6 лет (77%) (р < 0,05). С 3 до 5 лет наблюдается лишь тенденция к снижению правшества с 67% до 61%, соответственно.
Кроме этого, по нашим данным, существуют половые различия в каждой возрастной группе. Правшество более выражено и имеет достоверный характер (р < 0,05) у мальчиков по сравнению с девочками в 2 года, у девочек по сравнению с мальчиками - в 3 года. В 6 лет половые различия не достоверны, в 4 и 5 лет - практически отсутствуют.
Изменение левшества носит неустойчивый, волнообразный характер (рис. 2). У мальчиков проявление левых признаков различается: 24,5% - в 2 года; 35,2% - в 3; 27,7% - в 4; 35,0 % - в 5 лет; до 23,6 % - в 6 лет. У девочек с возрастом изменение левшества колеблется в пределах 26,6 % (2 года), 31,8 % (3 года), 29,7 % (4 года), 39,1 % (5 лет), 20,9% (6 лет). Различия между показателями левых признаков в возрастной динамике как мальчиков, так и девочек достоверны (исключение составляет различие у девочек между 3 (31, 8%) и 4 (29, 7%) годами). Половые различия в каждой возрастной группе по показателям левшества незначительны.
Выводы
Таким образом, на ранних этапах онтогенеза происходит достаточно чёткая латерализация с преобладанием правшества в обеих половых группах. Примечательно, что выявлена лишь тенденция к увеличению правшества в возрастной динамике 4-6 лет в обеих половых группах (исключение составляют девочки 6 лет), что свидетельствует об адаптивной значимости асимметрии на ранних этапах онтогенеза.
В возрасте 2-6 лет преобладает 3 тип функциональной асимметрии -амбидекстры. Индивидуальный профиль функциональной асимметрии у детей раннего онтогенеза вариативен.
У детей 2-6 лет функционально доминирует правшество, которое более выражено у мальчиков 2 и у девочек 6 лет.
Правые признаки больше выражены у мальчиков 2 лет по сравнению с девочками того же возраста, и у девочек 3 лет по сравнению с 3-летними мальчиками.
Таблица 1
Дифференциация детей 2-6 лет по количеству типов индивидуального профиля функциональной асимметрии (ИПФА)
возраст (пет) 2 3 4 5 6
поп: мальчику девочки м д м д м д и д и д
коп-ео тгатоЕ ИПФА 9 11 10 7 5 4 8 9 6 б
2 3 4 6 6
возраст (лет)
Рис.1. Изменение функциональной асимметрии (правшества) детей 2-6 лет.
возрастает]
Рис. 2. Изменение функциональной асимметрии (левшества) детей 2-6 лет.
Литература
[1] Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 116-120.
[2] Зайцева Н. В. Функциональные асимметрии при детском церебральном параличе в раннем онтогенезе: Автореф. ... канд. биол. наук. Краснодар. 2003. С. 3.
[3] Абрамов В.В., Абрамова Т.Я. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем. Новосибирск. 1996.
[4] Жаворонкова Л.А. Межполушарные соотношения электрических процессов мозга здоровых правшей и левшей и больных с церебральными поражениями: Дис. ...докт. биол. наук. М. 1999.
[5] Cook N.D. The brain code. London: New York, 1986.
[6] Cook N.D. Callosal inhibition: The key to the brain code / Behav. Sci. 1984 a. Vol. 29. N° 1. 1989. P. 98-110.
[7] Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/ В кн.: Принципы системной организации функций. М. 1973. С. 5-62.
[8] Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. 1990. С. 319.
[9] Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб. 2003. С. 544.
[10] Пушкарев Ю.П., Герасимов А.П., Смирнов О.Н., Артемонков А.А. Лате-рализация соматовегетативных реакций. // Тезисы V Всероссийского симпозиума и школы семинара молодых ученных и учителей. Растущий организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань. 2000. С. 108.
[11] Сиротюк А.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. 2003. Ч. 2. С. 153-183.
[12] Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988. С. 93, 125, 193, 195-218, 240.
[13] Казин Э.С. (ред.), Блинова Н.Г., Игишева Л.Н., Литвинова Н.А., Федоров А.И. Практикум по психофизиологической диагностике. М. 2000. С. 92-99.
[14] Чуприков А. П. Особенности моторного доминирования у психических больных // Нервно-психические заболевания экзогенно-органической природы. М. 1975.
[15] Annet M. The distribution of manual asymmetry // Brit. J. Psychol., 1972, P. 63, 343.
[16] Пушкарев Ю.П. с соавт. Латерализация механизмов, регулирующих висцеральные системы. // VIII Съезд физиологического общества им. И.П.Павлова. Казань, 2001. С. 203-204.
[17] Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л. 1985. С. 127-136.
[18] Саидов А.А. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений // Теория и практика физической культуры. 1982. № 10. С. 28-30.