Научная статья на тему 'Особенности функции поддержания равновесия при различных нарушениях позы центрального генеза'

Особенности функции поддержания равновесия при различных нарушениях позы центрального генеза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Черникова Л. А., Устинова К. И., Лукьянова Ю. А., Иоффе М. Е., Хахлынов Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функции поддержания равновесия при различных нарушениях позы центрального генеза»

сосудов.

Всем больным основной группы проводился 3-х недельный курс РФ и БК на фоне медикаментозного лечения (анальгетики, нестероидные противовоспалительные, противоотечные средства, вазоактивные средства, витамины группы В). Сеансы корпоральной и аурикулярной иглотерапии проводили в течение 10-12 процедур, а затем переходили на микроиглотерапию, цветоимпульсную терапию аппаратом "АСИР " проводили ежедневно или через день на курс до 8-10 процедур, электрорефлексотерапию аппаратом "Пролог" - ежедневно или через день на курс до 10-12 процедур. БК проводилась 4-5 раз в неделю, поверхностная иглотерапия, точечный, сегментарный, вакуумный массажи - ежедневно. По окончании курса комплексного лечения всем больным рекомендовалась индивидуальная программа физических лечебных упражнений, больные обучались приемам аутомобилизации поясничного отдела позвоночника, разъяснялась необходимость и способы дальнейшей профилактики имеющегося заболевания.

В наших наблюдениях обратная динамика рефлекторных синдромов была положительной во всех случаях. Среднее значение интенсивности болевого синдрома у больных этой категории достоверно уменьшилось (р<0,01) к концу лечения по шкале ВАШБ на 90,7% в основной группе и на 71,7% в контрольной группе. Выраженная положительная динамика неврологических симптомов отмечена у 94,8% больных, в то время как в контрольной группе у 61,2% больных.

Трудоспособность восстановилась у всех больных этой категории.

В процессе комплексного лечения обратная динамика корешковых синдромов характеризовалась восстановлением рефлексов, чувствительности, силы, тонуса мышц, увеличением объема активных и пассивных движений поясничного отдела позвоночника и наблюдалась к концу лечения у 86,5% больных основной группы и у 60, 4% больных контрольной группы. Среднее значение интенсивности болевого синдрома по шкале ВАШБ достоверно уменьшилось (р<0,01) к концу лечения на 79,3% в основной группе больных на 59,9% в контрольной группе. Трудоспособность восстановилась полностью у 84%, частично - у 16% больных.

К концу лечения значительно уменьшилась степень выраженности депрессивных расстройств (у 51,8% пациентов основной группы и у 32,9% больных контрольной группы).

Результаты тестирования по шкале КБО указали на достоверное снижение (р<0,01) средних показателей по шкалам влияния боли на жизненную активность, отрицательного влияния боли на настроение и повышение средних показателей по шкале самоконтроля в обеих группах при регрессе болевого синдрома.

Следует отметить, что результаты реовазографических исследований указывали на достоверное повышение пульсового кровенаполнения пораженной конечности, улучшение венозного оттока и уменьшение вазоспа-стических явлений.

Таким образом, комплексное лечение с использованием РФ и БК позволяет воздействовать на основные звенья патогенеза неврологических синдромов у больных с грыжами МПД пояснично-крестцовой локализации и добиться качественно лучших результатов у больных с рефлекторными синдромами (эффективность 90,7%) и у больных с корешковыми синдромами (эффективность 79,3%) по сравнению с традиционной консервативной терапией (эффективность 71,7% у больных с рефлекторными синдромами и 59,9% у пациентов с корешковыми синдромами).

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов И.П., Шанько Г.Г. Поясничные боли. Минск, 1981, с 73-74.

2. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. Генераторные механизмы нейропатологи-ческих синдромов. М., 1980, с 360.

3. Левит К., Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина, пер с нем: М.."Медицина", 1993, с 511.

4. Веселовский В. П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. Рига, 1991, с 336.

5. Михневич И.И. Автореф. к. м. н., Минск, 1996, с 15.

6. Калюжный Л.В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. Москва, 1984, с 196.

7. Гойденко B.C., Сувак В.В. Биодинамическая коррекция как способ профилактики и лечения ранних периодов остеохондроза позвоночного столба. Москва, 1985, с 71.

8. Гойденко B.C. Структурно-функциональная теория механизма действия иглотерапии и микроиглотерапии. Учебное пособие. Москва, 1990, с 42.

9. Ситель А.Б. Мануальная терапия. Москва, 1998, с 302.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ РАВНОВЕСИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПОЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГЕНЕЗА Л.А.Черникова*, К.И.Устинова*, Ю.А.Лукьянова*, М.Е.Иоффе**, Д.Б. Хахлынов***, М.Н. Лузин***, Р.К.Авакян***

НИИ неврологии РАМН*, г.Москва, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН**, г.Москва, Кафедра неврологии ИПК ФУ «Медбиоэкстрем» МЗ РФ***, г.Москва

Изучение особенностей нарушения позы и функции поддержания вертикальной положения у больных с различными заболеваниями центральной нервной системы является актуальной задачей современной реаби-литологии, поскольку исследование этого вопроса может способствовать, с одной стороны, оптимизации вос-

становительного процесса у больных с различными двигательными нарушениями, а с другой - уточнению и раскрытию центральных механизмов организации и контроля вертикальной позы у человека.

Нарушения вертикальной позы часто наблюдаются при таких заболеваниях центральной нервной системы как последствия нарушения мозгового кровообращения, болезнь Паркинсона и мозжечковые атаксии. При этом, у больных с постинсультными гемипарезами постуральные нарушения проявляются, прежде всего, в асимметрии позы, вызванной смещением центра давления (ЦД) тела в сторону здоровой ноги. Существует предположение (Brunnstrom S., 1970; Carr JH, Shepherd RB,1980; Kaplan J, Hier DB., 1982 ), что эта асимметрия позы не связана со степенью пареза, а, скорее всего, обусловлена уменьшением сенсорной информации от паретичной ноги или нарушениями восприятия, приводящими к частичной дезориентации в пространстве. С этой асимметрией многие авторы связывают неустойчивость (нарушение равновесия) больных, как при стоянии, так и при ходьбе.

Нарушения позы можно рассматривать в качестве самостоятельного симптома при таком прогрессирующем заболевании центральной нервной системы как болезнь Паркинсона. Постуральные нарушения в виде сгибательной установки туловища возникают вследствие как вовлечения в процесс стволовых механизмов, регулирующих позу, так и в результате гипокинезии, ригидности и тремора. Нарушения позы в свою очередь могут привести к нарушению устойчивости и падениям, особенно при незапланированных движениях. Предполагается, что неустойчивость или нарушения равновесия у больных с паркинсонизмом могут быть связаны с асинергией, т.е. с нарушением включения обычных синергических иннервации, обеспечивающих адекватное перераспределение мышечного тонуса в момент инициации движения (Bloem BR et al., 1995; Rogers MW, 1996).

Нарушения позы характерны и для такого синдрома как мозжечковая атаксия, часто наблюдаемого при различных заболеваниях центральной нервной системы и связанного с непосредственным поражением мозжечка, структур координирующих движения, что проявляются различными расстройствами контроля всех движений, в том числе и участвующих в поддержании равновесия тела.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей нарушения функции равновесия при различных нарушениях позы центрального генеза.

В данном исследовании приняли участие 117 больных, из которых у 67 (средний возраст 47,2+11,9 лет) наблюдались последствия полушарного инсульта в виде гемипарезов разной степени тяжести, у 25 - (средний возраст 56,1+10,1) наблюдался паркинсонизм, в том числе у 22 установлена болезнь Паркинсона, а у 3 -синдром паркинсонизма сосудистого генеза и у 25 больных (средний возраст 42,1+9,2 года) выявлен синдром мозжечковой атаксии, в том числе различные формы спиноцеребеллярных атрофии у 20 больных ( СЦА I типа у 7 человек, ОПА спорадическая - у 11 человек и СЦА недифференцированная - у 2 больных), последствия мозжечкового инсульта - у 5 больных. Для определения стандарта стабилометрических показателей было обследовано 50 неврологически здоровых лиц без патологии опорно-двигательного аппарата.

Оценка устойчивости вертикальной позы проводилась с помощью компьютерного стабилографиче-ского комплекса (КСК-123-3), разработанного ОКБ «РИТМ» (г.Таганрог), принцип действия которого основан на определении и регистрации текущих координат проекции центра давления (ЦД) тела человека на площадь опоры и отображения их на экране монитора. Изучались следующие общепринятые показатели перемещения ЦД: L - общая длина кривой статокинезиграммы за определенный промежуток времени в мм (30 сек), V -средняя скорость перемещения ЦД (мм/сек), S - площадь статокинезиграммы (кв.мм), R - средний радиус отклонения Ц Д. Оценивалась также степень смещения ЦД во фронтальном (X) и сагиттальном (Y) направлениях. У всех больных исследовалась основная стойка при открытых и закрытых глазах (время исследования 30 сек). Статистическая обработка проводилась с помощью программы Statistica 4.5. Использовались сравнительный, олднофакторный дисперсионный и корреляционный анализы, попарные сравнения средних значений с определением критериев Стьюдента (уровень значимости не менеее 95%).

У больных с постинсультными гемипарезами в отличие от здоровых лиц наблюдалось достоверное увеличение основных параметров стабилограммы, как например, средней скорости перемещения ЦД, радиуса колебаний Ц Д, общей длины и площади статокинезиграммы при всех исследуемых пробах. Эти данные свидетельствуют об уменьшении стабильности вертикальной позы у больных с постинсультными гемипарезами, особенно в условиях ограничения зрения. Кроме данных, свидетельствующих о нестабильности вертикальной позы были получены данные отражающие асимметрию вертикальной позы у больных с постинсультными гемипарезами - увеличение начального смещения, в основном, во фронтальном направлении в сторону здоровой ноги. При этом, была выявлена достоверная разница в показателях асимметрии позы для больных с различной латерализацией очага. Наибольшее начальное смещение во фронтальном направлении (по X) отмечалось у больных с локализацией очага в правом полушарии. Корреляционный анализ выявил достоверные корреляции между основными показателями стабилограммы и степенью нарушения проприоцепции в дистальном отделе ноги ( г = 0.427, р < 0.001). Смещение Ц Д во фронтальном направлении, характеризирующее асимметрию позы, коррелировало с латерализацией очага поражения (r=0.271, р < 0.05).

У больных с паркинсонизмом при использовании традиционных проб с отрытыми и закрытыми глазами стабилометрические показатели отличались от нормы в меньшей степени, чем у больных с постинсультными гемипарезами. Корреляционный анализ, проведенный у больных с паркинсонизмом, выявил значитель-

ную взаимосвязь между некоторыми клиническими признаками, оцениваемыми в баллах по шкале Unified Parkinson's Disease Rating Scale, и стабилометрическими параметрами. Так, определялась тесная связь между степенью ригидности и среднем радиусом отклонения ЦЦ (г=0.41, р< 0.05), тремором и площадью (г=0.81, р< 0.001), а стабильность позы оказалась тестно связана со скоростью (г=0.71, р<0.001). Выявлена взаимосвязь показателя нарушения ходьбы с площадью статокинезиграммы (г= 0.82, р< 0.001).

Наиболее значительные нарушения функции равновесия отмечались у больных с мозжечковой атаксией, у которых значения средней скорости движения центра давления (также как и другие показатели) чрезвычайно превышали норму, что свидетельствовало о значительной неустойчивости этих больных.

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить ряд характерных особенностей поддержания равновесия у больных с различными нарушениями вертикальной позы центрального генеза.

Работа выполнена при поддержке Российского научного гуманитарного фонда (грант №00-06-00242а).

HLA-DR, DQ-ГЕНОТИПЫ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К

МИАСТЕНИИ

В.Я. Неретин, В.Н. Шабалин, J1.Д. Серова, Ю.А. Серов,

Н.А.Малыгина, М.В. Покровская, И.В. Костомарова, Б.В. Агафонов, В.Г.

Гехт,

О.П. Сидорова, А.Е. Наливкин

Московский областной научно-исследовательский клинический институт РНИИ геронтологии МЗ РФ, Москва Медицинский Университет, Индианаполис, США

Миастения является аутоиммунным заболеванием, в этиологии которого, по-видимому, играет роль генетическое предрасположение. Выявлены положительные ассоциации между миастенией и определенными аллелями главного комплекса гистосовместимости (HLA). В различных популяциях определены различные антигены, являющиеся факторами предрасположенности к миастении.

В сообщениях за 1970-е-1980-е г.г. HLA-типирование у больных проводилось с помощью лимфоцито-токсического теста. В Финляндии, Швеции, Англии, Индии, Италии была выявлена ассоциация миастении с HLA-A1, В8, в Англии, Польше, Италии, Франции - с DR3. В Англии определена положительная ассоциация заболевания с HLA-B7, DR2; в Индии - с В21, В35; в Китае - с А2, А11, В46, DR9; в Японии - DR9; в Швеции -с DQ2; в Италии - с DR1(1, 2, 4-14, 16, 18-20, 22). С появлением новых молекулярно-биологических методов исследования HLA стало возможным определение полиморфизма этого комплекса не только на уровне белковых продуктов HLA-антигенов, но также и кодирующих аллелей HLA. Показано, что у больных миастенией выявляется не только повышенная частота определенных аллелей HLA, но и мутации в этих генах.

После появления молекулярно-биологических методов исследования выявлены положительные ассоциации миастении со следующими аллелями HLA класса II: во Франции с HLA DRB1*03, DRB3*0101; DQB 1*0201, DQB1*0301; DQB3*0101(15, 21); в Китае - с DQA1*0601, DQB1*0302, 0503, DQB1*1202, DRB3*0301; в Японии - с DRB1*0201 (12, 13), в Швеции - DQB1*0201, что соответствует HLA-DR3, DR12 (5), DR52, DQ2, DQ7 (3), DQ8 (3) и DPw2, определяемых при серологическом типировании.

HLA-система выполняет в организме человека ценный ряд важнейших функций. Именно антигены тканевой гистосовместимости ответственны за отторжение чужеродного трансплантата. Система HLA обеспечивает генетический контроль иммунного ответа, осуществляет взаимодействие клеток, участвующих в иммунном ответе, распознавание «своего», а также представлении чужеродных агентов для их распознавания и т.д. Возможно с функцией генетического контроля иммунного ответа связан факт наличия высокого иммунного ответа у лиц, в HLA фенотипе которых содержатся антиген HLA-B8, для которого выявлены ассоциации с дисбалансом иммунного ответа в сторону гиперактивности Т-хелперов естественных киллеров и Т-киллеров.

Отделенные пептиды антигенов гистосовместимости класса II индуцируют ответ CD4+ клонов. Эти клоны продуцируют интерферон-у и относятся к Thl клонам. Антигены класса II при любом типе распознавания обеспечивают инициальный запуск иммунного ответа. Пептиды класса II (HLA-DR) представляются для распознавания предшественниками-Т-хелперами/ индукторами на аутологичных для них моноцитах/макрофагах и распознаются только совместно с собственными аутологичными пептидами класса И, которые обеспечивают и взаимодействие между аутологичными Т-хелперами/индукторами и предшественниками Т-киллеров. Результатом распознавания пептидов класса II Т-хелперами/индукторами является последующий синтез ими ИЛ-2 сигнала для предшественников Т-киллеров, без которого нет созревания их в зрелые эффек-торные клетки. Сами предшественники Т-киллеров распознают антигены класса I. Их специфический киллер-эффект определяется присутствием на клетках мишенях этих HLA-специфичностей. Установлено, что Т-клетки киллеры реагируют против антигенов класса I, в то время как Т-клетки хелперы выполняют вспомогательную

3. Брами, Цуман, Б.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.