2. Голубева Т.М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе (на материале американского варианта английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2009. 22 с.
3. Калинин К.Е. Коммуникативные стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород: Нижегородский гос. лингв. ун-т, 2009. 187 с.
4. Комисарова Т. С. Механизмы речевого воздействия и их реализация в политическом дискурсе (на материале речей Г. Шрёдера): дис. ... канд. филол. наук. Орел: Орловский гос. ун-т, 2008. 250 с.
5. Михалева О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипу-лятивного воздействия: дис ... канд. филол. наук. Иркутск: Иркутский гос. лингв. ун-т, 2004. 289 с.
6. Петренко В.Ф. Проблемы эффективности речевого воздействия в аспекте психолингвистики // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 31-34.
7. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 5-18.
Мищук Оксана Николаевна, аспирант, oksana_mishchuk@yahoo. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PERSUASION IN POLITICAL DISCOURSE O.N.Mishchuk
The paper is devoted to the critical analysis of treatment of persuasion and different approaches in linguistic research which study various factors that allow revealing linguistic means of direct and indirect manipulation in political discourse.
Key words: persuasion, political discourse, linguistic manipulation, communicative strategies and tactics.
Mishchuk Oksana Nikolaevna, post-graduate student, oksana [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 808
ОСОБЕННОСТИ ФОРМУЛЯРА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА
Г. А. Саркисян
Рассмотрены основные признаки и свойства этического кодекса как документного текста. Особое внимание уделено формуляру документа, исследованы реквизиты. Этический кодекс рассмотрен в рамках классификации документов. В ходе исследования уточнено понятие документа.
Ключевые слова: документ, этический кодекс, реквизит, официально-деловой стиль.
Первое научное определение документа было дано П. Отле в 1931 году. Данную дефиницию можно охарактеризовать как широкую. Учёный полагал,
что к документам можно отнести всё, что фиксирует, передаёт и аккумулирует информацию. В определении редуцированы особенности знаковой презентации документа. Основным признаком, как видим, являются функции материального объекта и наличие информации. Такой подход мы охарактеризуем как культурно-исторический или функционально-информационный.
Более узкий, практический подход мы находим в ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: «Документ: документированная информация: зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать». Данное определение включает важное понятие реквизита, под которым понимается «обязательный элемент оформления официального документа» [1]. Тем самым для квалификации материального носителя как документа становятся важными унифицированность, системность документа, отражённые в его формальной стороне. Таким образом, чтобы отнести этический кодекс к документам в строгом доку-ментоведческом смысле, следует определить набор реквизитов, свойственный данному документу.
Данный признак является одним из ведущих при определении вида или жанра документа. Поскольку документоведение является молодой наукой, его понятийная система не является оформленной. Так, конкурирующими являются термины вид и жанр документа. Понятие «Вид письменного документа» - «принадлежность письменного документа к системе документации по признакам содержания и целевого назначения» [1] используется в документоведении и архивоведении, термин жанр документа имеет филологическую традицию, употребляется в документной лингвистике, теории официально-делового стиля, документалистике и др. В нашей работе данные термины будут употребляться как синонимы.
Жанры официально-делового стиля не являются закрытой системой. Новые реалии стимулируют общество к их фиксации. Особенно динамично в этом отношении развивается система коммерческой документации. Появляются разнообразные организации, деятельность которых нужно документировать. Одним из новых для русскоязычной документационной системы является этический кодекс организации. Можно считать, что данный жанр заимствован из западной бизнес-культуры. Потребность российской деловой среды в данном жанре возникла по причине необходимости регулирования межличностных отношений между руководителем и работниками, сотрудниками, организацией и обществом. Этический кодекс стал частью имиджа предприятия, его деловой репутации.
В тексте кодексов данный жанр определяется как акт саморегулирования деятельности организации, часть единой системы морально-этического и правового обеспечения деятельности организации.
Под жанром официально-делового стиля мы понимаем исторически сложившиеся устойчивые типы официально-деловых текстов, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.
Жанр определён рядом особенностей, к которым относятся следующие:
1) коммуникативная интенция;
2) отбор жизненного материала;
3) композиция текста;
4) состав реквизитов;
5) набор языковых средств.
Для характеристики этического кодекса важно показать его место в системе классификаций документов. Нужно отметить, что в основу классификации положены разнообразные признаки: происхождение; способ документирования; число затронутых вопросов; ограничение доступа; степень подлинности; сроки хранения и многое другое. Как видим, основания классификации учитывают как признаки документа, так и особенности его хранения и функционирования. Очевидно, что полная классификация документов должна учитывать разнообразные признаки. С точки зрения содержания этический кодекс является документом, регулирующим моральную сферу функционирования организации. В зависимости от юридического статуса организации и рода её деятельности выделяют этические кодексы государственных и негосударственных предприятий. По сфере деятельности предприятия можно выделить этические кодексы медицинских, педагогических, финансовых, информационных (СМИ) и других организаций.
По степени гласности этический кодекс является открытым документом. Его размещают на сайтах организаций, он является инструментом формирования общественного мнения.
По отношению к источнику информации этический кодекс относится к первичным документам, поскольку фиксирует первичную информацию.
По параметру производимости / воспроизводимости этический кодекс является производимым, нетрафаретным документом. Ввиду несформирован-ности данного жанра можно считать, что данный документ имеет свободную структуру.
По названной выше причине не определена такая характеристика этического кодекса, как степень распространённости. В зависимости от размеров, статуса организации, уровня развития в ней корпоративной структуры этический кодекс может быть как опубликованным, так и неопубликованным документом.
Этический кодекс чаще всего имеет локальный характер, так как его действие ограничивается одним предприятием.
Данный жанр следует отнести к управленческим документам, поскольку отражает общие вопросы управления предприятием.
По сфере распространения данный документ относится к организационно-распорядительным, поскольку в нём отражены принципы жизнедеятельности организации в целом и её работников.
По степени обязательности данный документ является информационным, поскольку содержит общие сведения и факты.
Таким образом, этический кодекс является первичным, производимым, локальным, управленческим документом, регулирующим моральную сферу функционирования организации.
Документ представляет собой сложную амальгаму информационной и материальной составляющей. Двойственная природа документа определяет специфику данного объекта: информационная среда должна быть выражена рядом реквизитов, что придаст ей официальный статус.
Этическому кодексу как виду документа характерен ряд общих признаков. Этический кодекс отражает типовое целостное, завершённое содержание. Данный документ имеет стабильную вещественную форму, которая обеспечивает сохранность документа, возможность его многократного использования. Этический кодекс предназначен для использования в социальной коммуникации. Рассматриваемому документу свойственна структурность, поскольку он представляет собой сложную композиционно-информационную систему, отражённую в отборе реквизитов, последовательности изложения информации. Ещё одно свойство документа - системность. Она двойственна. Во-первых, этический кодекс входит в документную систему, включающую как иные этические кодексы, типовые кодексы, так и смежные документы: уставы, должностные обязанности и др. Во-вторых, этические кодексы образуют систему реквизитов.
Этический кодекс обладает следующим набором реквизитов (См. ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации»):
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
08 - наименование организации;
10 - наименование вида документа;
11 - дата документа;
14 - место составления или издания документа;
16 - гриф утверждения документа;
20 - текст документа.
Заголовки к кодексам могут быть разными. Нами выделены следующие модели названия текста.
Модель 1. Ключевое слово + согласованное определение + несогласованное определение + несогласованное определение, указывающее на должность, + несогласованное определение, указывающее на название организации:
«Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
Указанная модель может быть в сокращённом виде: «Кодекс судейской этики», «Кодекс деловой этики NOKIA».
Модель 2. Согласованное определение + ключевое слово + несогласованное определение, являющееся название организации / рода занятий: «Этический кодекс ОАО «ЛОЭСК»», «Этический кодекс LG», «Этический кодекс православного предпринимателя».
Таким образом, вариативность заголовков указывает на неоформленность жанра.
Обратимся к анализу реквизита 20 «Текст».
В большинстве проанализированных нами этических кодексов текст структурирован. В нём можно выделить вводную часть, которую называют
«Введение», «Общие положения», «Преамбула»; срединную часть, заключение. Рассмотрим более подробно архитектонику и типовое содержание этих частей. Наиболее чёткую структуру имеют этические кодексы по юридическим профессиям, что объясняется более высокой компетенцией составления документации работниками данной сферы. Проиллюстрируем архитектонику текста на примере кодекса прокурорского работника Российской Федерации.
Во вступлении сделано обоснование и обозначены цели документа: «Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников» [7].
Целью кодекса является закрепление «единых для всех» («Этический кодекс Международной тренинговой корпорации «Резидент»») этических положений.
Введение может включать информацию о корпоративной политике, миссии организации.
В части «Общие положения» перечисляются общие обязанности прокурорского работника в служебной и неслужебной обстановке. Данная часть рубрицирована и состоит из шести разделов, каждый из которых представлен подразделами и пунктами.
«2. Правила поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности. ...
2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и учреждений прокуратуры:
2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата.
2.2.2. При определении объема и характера работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников» [7].
Раздел «Заключительные положения» включен в общие положения. В нём определены условия, при которых учитываются нарушения кодекса, а также аспекты, определяющие юридическую силу документа.
«6.1. Соблюдение прокурорским работником норм настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
6.2. Настоящий Кодекс вступает в силу с даты его утверждения Генеральным прокурором Российской Федерации» («Этический кодекс прокурорского работника РФ»).
Более свободную форму могут иметь этические кодексы коммерческих организаций. Так, документ, регулирующий профессиональную этику работ-
ников фирмы «AVON», состоит из ряда пронумерованных позиций, которые носят ситуативный характер.
«1. Клиент всегда прав.
2. Если клиент груб, недоверчив, расстроен, вспыльчив, не сдержан, и тысячу раз не прав - см. пункт 1.
3. Клиент имеет право на возврат товара в следующих случаях:
1) брак;
2) нетоварный вид продукции;
3) неудовлетворенность покупкой.
Примечание: Если Вы предлагали клиенту пробник средства, ему все нравилось, а полноценный продукт не понравился - не спешите с возвратом, все-таки и у представителя есть определенные права. [3].
В рассматриваемом кодексе отсутствует введение, заключение.
В противоположность данному документу можно привести «Этический кодекс православного предпринимателя», структура которого расширена за счёт того, что в кодексе отражены общие этические принципы. Приведём фрагмент структуры данного кодекса.
1. Источники православной этики предпринимательства
1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения.
1.2. Документы православной общественности.
1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и управления.
2. Духовные нормы поведения в деловой жизни:
2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.
2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей Божиих [6].
Содержание кодекса рассматривает внутренние взаимоотношения, внешние отношения. В некоторых кодексах фиксируются принципы решения конфликтов.
Итак, анализ материала показывает, что составители этических кодексов отступают от принципа достаточности реквизитов в документе. В документах могут отсутствовать наименование организации (в отдельных случаях оно включается в название документа), дата, место составления, гриф утверждения. Такое положение дел мы объясняем, во-первых, новизной документа, во-вторых, отсутствием в современной России правовой культуры, регулирующей этическое поведение организации.
Список литературы
1. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
2. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
3. Кодекс деловой этики AVON [Электронный ресурс] // URL: http://www.avonru.ru/publ/53-1-0-637) (дата обращения: 15.01.2012).
4. Кодекс профессиональной этики ООО «Экспресс-Тула-Банк».
5. Отле П. Руководство к администрированию. М. ; Л., 1931. 97 с.
6. Этический кодекс православного предпринимателя [Электронный ресурс] // URL: (http://rosanaliz.ru/Post.aspx?Post=192) (дата обращения: 15.01.2012)
7. Этический кодекс прокурорского работника РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.prokuror-eao.ru/content/view/3142/48/ (дата обращения: 15.01.2012).
Саркисян Г.А., аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
FORM FEAUTURES OF A CODE OF ETHICS
The paper studies the main feautures and characteristics of the Code of Ethics as a document text. Special consideration was given to the form of document and the details were investigated. The Code of Ethics is considered within the frameworks of classification of documents. The study clarifiesthe concept of the document.
Key words: the document, a Code of Ethics, details, official and business style.
G.Sargsyan, рostgraduate student [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedogogical University.
УДК 81-22, 811
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИКОНИМОВ
ФРАНЦУЗСКОГО ВАРИАНТА ОКСИТАНСКОГО ЯЗЫКА
Ю.Ю. Соцкова
Посвящена изучению структурно-семантических особенностей миконимов (названия грибов) французского варианта окситанского языка. Окситанский язык рассматривается как отдельный, самостоятельный, представленный группой диалектов.
Ключевые слова: миконимы, окситанский язык, диалекты.
Окситанский язык - язык коренного населения Окситании, юга Франции, и ряда районов Испании и Италии. Окситанский язык относится к романской группе индоевропейских языков. До XX в. язык носит названия провансальского языка, но затем широко используется наименование «окситанский язык» (от лат. lingua occitana = langue d'oc). Представлен группой диалектов и говоров, подразделяемых на северную и южную группы, а именно:
1) северо-окситанская (лимузинский, овернский, альпийско-прованский);