Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РАННЕМ УДАЛЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ
Васильев В.В., Шкавро Т.К.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1 г. Иркутска», г. Иркутск
Иркутский государственный медицинский университет, кафедра стоматологии детского возраста, г. Иркутск
Структурные и функциональные нарушения в зубочелюстной системе детей и подростков, причиной которых, в частности, является раннее удаление зубов, развиваются за короткое время в связи с ростом организма. Эти отклонения практически необратимы и не поддаются саморегуляции, так как в патологический процесс вовлекаются все новые звенья артикуляционной цепи. Временные зубы, как и постоянные, играют большую роль в формировании зубочелюстной системы ребенка. Их раннее удаление (за 0,5-1,5 года до физиологической смены) приводит к морфологическим и функциональным изменениям. Не проведенное своевременно профилактическое детское ортопедическое лечение приводит к деформации зубного ряда, проявляющейся в большинстве случаев укорочением бокового сегмента в результате мезиального наклона дистально расположенного к дефекту зуба (зубов), т.е. возникает горизонтальный феномен Попова-Годона; на верхней челюсти, в области дефекта нижней челюсти, довольно часто отмечается зубоальвеолярное удлинение (вертикальный феномен Попова-Годона), изменяются активная и пассивная центральные дуги на обеих челюстях уже во временном прикусе, нарушаются сроки прорезывания постоянных зубов. Иными словами, раннее удаление временных зубов нарушает естественный процесс дозревания функциональной системы, происходит образование новых функциональных систем, распад и перестройка ранее существующих, т.е. нарушается возрастной системогенез.
По сравнению с нормой зубочелюстной системы во временном прикусе установлены значимые различия по сторонам нижней челюсти длины тела, высоты и ширины ветви, а также соотношения между длиной тела и высотой ветви, что указывает на ее неравномерный рост. В 4 года раннее удаление временных зубов отмечено у 8,28 ± 2,19 % детей, зубочелюстные аномалии - у 1,27 ± 0,89 %; в 5 лет эти показатели составили 11,59 ± 2,50 и 6,10 ± 1,87% соответственно.
В сменном и постоянном прикусе продолжается в основном неравномерное увеличение левой и правой сторон нижней челюсти, свидетельствующее о нарушении процесса ее роста при частичной вторичной адентии. Раннее удаление зубов и зубочелюстные аномалии соответственно составили: в 6 лет - 17,95 ± 2,75 и 8,72 ± 2,02 %; в 7 лет - 36,62 ± 4,04 и 14,79 ± 2,98 %; в 8 лет - 42,03 ± 4,20 и 17,39 ± 3,23 %; в 9 лет - 14,86 ± 2,92 и 7,43 ± 2,15 %; в 10 лет - 19,10 ± 2,95 и 10,11 ± 2,26 %; в 11 лет - 5,88 ± 2,01 и 1,47 ± 1,03 %; в 12 лет - 10,28 ± 2,93 и 3,74 ± 1,83 %.
Во всех возрастных группах преобладало удаление одного зуба: в 4 года - центрального или бокового временного резца, в 5-7 лет - первого временного моляра; в 8 лет - второго временного моляра, в 9-10 лет - временного клыка, в 11-12 лет - первого постоянного моляра или первого премоляра.
На основании корреляционного анализа выявлена средняя положительная связь между зубочелюстными аномалиями и ранним удалением зубов (^=0,583; р<0,01), что свидетельствует об их большой сопряженности и, вероятно, определяется не только морфофункциональными изменениями, но и генетической предрасположенностью к возникновению этих патологических процессов.
Важно отметить, что наиболее «критическим» оказался возрастной период 7-8 лет в связи с высокой распространенностью аномалий зубочелюстной системы и раннего удаления зубов. Из этого следует, что таким детям необходимо уделять больше внимания путем установления за ними диспансерного наблюдения, организации плановой санации полости рта и ортодонтического лечения, а также своевременного профилактического ортопедического лечения с целью предупреждения развития вторичных деформаций. Это одновременно позволит восстановить правильные артикуляционные взаимоотношения и гармонию лица.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [178]