Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОГО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОГО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ГРАФИКА / ДИЗАЙН / ИСКУССТВО / ДИЗАЙНЕР / ХУДОЖНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черноморова Т.А., Шкотова О.В.

раскрытие особенностей формирования японского графического дизайна второй половины 20-го века является основной целью исследования. В статье рассматривается история развития данного явления и предшествующие ему события, оставившие на нем свой неоспоримый отпечаток. Основное внимание уделяется рассмотрению работ современных японских дизайнеров, творивших во второй половине 20-го века. Анализ этих работ позволяет понять, как же события Второй мировой войны, а именно трагедия Хиросимы и Нагасаки, повлияли на становление японского графического дизайна второй половины 20-го века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF JAPANESE GRAPHIC DESIGN IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

the main purpose of the study is to reveal the features of the formation of Japanese graphic design in the second half of the 20th century. The article examines the history of the development of this phenomenon and the events that preceded it, which left their undeniable imprint on it. The main focus is on the works of modern Japanese designers who worked in the second half of the 20th century. The analysis of these works allows us to understand how the events of the Second World War, namely the tragedy of Hiroshima and Nagasaki, influenced the formation of Japanese graphic design in the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОГО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО ВЕКА»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОГО

ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО

ВЕКА

1 2 Черноморова Т.А. , Шкотова О.В.

Email: Yankin 17163@scientifictext.ru

'Черноморова Татьяна Александровна - бакалавр, кафедра дизайна и монументально декоративного искусства; 2Шкотова Ольга Владимировна - преподаватель, кафедра монументально-декоративного искусства, факультет архитектуры и градостроительного развития, Институт архитектуры и строительства федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный технический университет,

г. Волгоград

Аннотация: раскрытие особенностей формирования японского графического дизайна второй половины 20-го века является основной целью исследования. В статье рассматривается история развития данного явления и предшествующие ему события, оставившие на нем свой неоспоримый отпечаток. Основное внимание уделяется рассмотрению работ современных японских дизайнеров, творивших во второй половине 20-го века. Анализ этих работ позволяет понять, как же события Второй мировой войны, а именно трагедия Хиросимы и Нагасаки, повлияли на становление японского графического дизайна второй половины 20-го века. Ключевые слова: Япония, графика, дизайн, искусство, дизайнер, художник.

FEATURES OF THE FORMATION OF JAPANESE GRAPHIC DESIGN IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY Chernomorova T.A.1, Shkotova O.V.2

'Chernomorova Tatyana Aleksandrovna - Bachelor's Degree, DEPARTMENT OF DESIGN AND MONUMENTAL AND DECORATIVE ART; 2Shkotova Olga Vladimirovna - Teacher, DEPARTMENT OF ARCHITECTURAL AND DECORATIVE ART, FACULTY OF ARCHITECTURE

AND URBAN DEVELOPMENT, INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: the main purpose of the study is to reveal the features of the formation of Japanese graphic design in the second half of the 20th century. The article examines the history of the development of this phenomenon and the events that preceded it, which left their undeniable imprint on it. The main focus is on the works of modern Japanese designers who worked in the second half of the 20th century. The analysis of these works allows us to understand how the events of the Second World War, namely the tragedy of Hiroshima and Nagasaki, influenced the formation of Japanese graphic design in the second half of the 20th century.

Keywords: Japan, graphics, design, art, designer, artist.

Япония - маленькое островное государство с богатой историей и необычной культурой. Это страна контрастов, где традиции гармонично существуют бок о бок с

новейшими технологиями, древние храмы ютятся между современными небоскрёбами, а каменные джунгли Токио плавно переходят в густые леса местных гор. Неудивительно, что графический дизайн Японии также носит исключительный характер.

Минималистичный, лаконичный, понятный, приятный глазу, каждый из нас без труда вычленит его из остального обилия стилей. Все чаще мы видим этикетки, рекламные вывески, баннеры, плакаты выполненные в так называемом «японском стиле». Именно в Японии родился невероятный синтез графического искусства и литературы под названием «манга».

Многое о японском графическом дизайне можно узнать из работ современных художников и дизайнеров. Одним из наиболее ярких деятелей этого направления можно считать Таданори Ёкоо.

Рис. 1, 2, 3. Работы японского дизайнера Таданори Ёкоо. «Koshimaki-Osen».1997, «Ballad Dedicated To An Amputated Little Finger»1997, «B:1/B:2»1964

Это японский графический дизайнер и художник, специализирующийся на разработке различного рода плакатов и афиш. Таданори стал известен благодаря новаторскому стилю, который, помимо ярких цветов и коллажной манеры исполнения, включал в себя стилистику поп-арта и всевозможные национальные символики Японии. Самыми известными его работами считаются «Koshimaki-Osen».1997., «Ballad Dedicated To An Amputated Little Finger»1997, « B:1/B:2 »1964. В его произведениях прослеживается хаотичность, многообразность, переполненность, присущая ранним работам послевоенного периода.

Рис. 4. Работа японского дизайнера Икко Танако. «Санкей Канзе Но (XXVIII)». 1981

Работы японского графического дизайнера Икко Танако также покорили сердца и головы многих. Все потому, что у дизайнера был свой неповторимый, но довольно простой стиль. Стиль, в основе которого лежала простота композиции и цвета, функциональность, а также точность, присутствие свободного пространства на фоне, применяется стиль асимметрии, а также создается некое «движение», которое в свою очередь никак не мешает читаемости шрифта, что является японской традицией. Создавая его Икко стремился соединить в нем модернизм с эстетикой японской каллиграфии. Наиболее известными работами являются плакат «Санкей Канзе Но (XXVIII)». 1981 г., «Nihon Buyo «(1981). _

Рис. 5, 6, 7. Работы японского дизайнера Такаси Мураками. «Flowers in Heaven» 2010, «I Know

Not. I Know» 2010, «Тайм Бокан»

Наконец, современный графический дизайнер и художник, которого по праву можно считать самый популярным - Такаси Мураками.

Визитной карточной автора на протяжении уже многих лет являются рожицы-цветочки, изображающие весь спектр эмоций - улыбающиеся, веселые, грустные, злые, испуганные и черепки. Обожатели Мураками утверждают, что все, что он делает -кавайно. Для человека, далекого от культуры аниме, да и культуры Японии в принципе, этот термин окажется незнакомым. В переводе с японского, прилагательное «каваий» означает «милый, прелестный». Так что творчество Такаси многие считают милым, хотя есть и те, кого оно откровенно пугает. Но равнодушным оно точно не оставит никого.

Просмотрев большое количество работ японских дизайнеров можно выделить несколько характерных особенностей: в работах преобладают яркие цвета, любовь к пестроте, переизбыток информации, милые персонажи, смешения языков. Но отчего все это? Зачем такое обилие всего? Ведь именно за простоту и лаконичность мы любим японский стиль.

Рис. 8, 9. Работы ИриМаруки, ТосикоМаруки. «Атомная бомба (Ужасы Хиросимы)»,

«Атомная бомба», 1947—1955

Ответ на этот вопрос лежит не только в биографии каждого упомянутого выше деятеля, но и в истории всей страны в целом. 6 и 9 августа 1945 года произошли бомбардировки с применением ядерного оружия. Осуществлены они были ВВС США на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии. Эти ужасные события и последующая капитуляция принесли в Японию всеобщее моральное угнетение и апатию. Настроения общественности хорошо прослеживались в искусстве, литературе и кино. Демонстрировалась вся мощь ядерного оружия и ущерб, который оно несло. Появились такие жанры творчества, как аниме и манга, в культуре которых отрефлексированы не столько поражение Японии во Второй мировой войне и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сколько период восстановления страны. Развешанные повсюду агитационные плакаты, объявления и оповещения о различных военных действиях. В такой среде росли дизайнеры, которые стали создавать свои произведения во второй половине 20 века. Люди отчаянно нуждались в радости и увлекательном досуге, который помог бы им отвлечься от ужасов военной жизни. Не удивительно, что погоня за счастьем породила гипертрофированные яркие образы. За веселой картинкой пряталась огромная боль целого народа.

На примере развития японской графики второй половины 20-го века можно увидеть, как невероятно устроен наш мозг. Человек, пройдя через все лишения, страх и унижения, не только не падает духом, но преумножает то прекрасное, что в нем осталось. Пропуская через призму своего восприятия те малые крупицы счастья, которые имеет, он преобразует их в нечто большее, то, что в полной мере можно назвать искусством.

Список литературы /References

1. Современный японский дизайн. Изд.: Naschen, 2009.

2. Михайлов С.М. История дизайна Т. 1. М., 2002;

3. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном изобразительном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006.

ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА Бабаназарова Г.Ю. Email: Babanazarova17163@scientifictext.ru

Бабаназарова Гулрух Юнусовна - самостоятельный соискатель (PhD), кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в древности слово бахши означало целителя (шамана-бахши или шамана-гадателя), который каким-то образом изгонял злых духов из тела больного человека с помощью колдовства.

Школа поэзии - центр искусства бакси. В узбекском фольклоре, помимо таких крупных эпических школ, как Булунгур, Нарпай, Когон, Хорезм, Шахрисабз, Камай, Пискент, Кульбокон, Узбеклакай и других, подобные центры также отличаются друг от друга определенными творческими принципами и приемами исполнения. Например, в XIX веке существовала школа эпической поэзии при селе Камай Камашинского района Кашкадарьинской области.

Ключевые слова: бахши, эпос, думбира, исполнитель, композитор, школа, форма, поэзия, бахши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.