Научная статья на тему 'Особенности формирования вектора узловых сил от нагрузок, заданных произвольной пространственной поверхностью, для программ прочностного анализа, функционирующих в инженерных CAD-системах'

Особенности формирования вектора узловых сил от нагрузок, заданных произвольной пространственной поверхностью, для программ прочностного анализа, функционирующих в инженерных CAD-системах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
207
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЧНОСТНОЙ АНАЛИЗ / ВЕКТОР УГЛОВЫХ НАГРУЗОК / ПРОГРАММА "КАТРАН" / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР AUTOCAD / РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нестеров Иван Владимирович

В данной статье излагается концепция формирования вектора узловых сил от нагрузок, заданных произвольной пространственной поверхностью, для программ прочностного анализа, использующих в качестве препроцессора инженерные CAD-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Нестеров Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR GENERATION FEATURE OF NODAL FORCES FROM THE LOADS SET BY ANY SPACE SURFACE, FOR PROGRAMS OF THE STRESS ANALYSIS, INTEGRATED INTO ENGINEERING CAD-SYSTEMS

In given article the concept of creation of a vector of nodal forces from the loads set by any space surface, for programs of the stress analysis, using as a preprocessor engineering CAD-systems is stated.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования вектора узловых сил от нагрузок, заданных произвольной пространственной поверхностью, для программ прочностного анализа, функционирующих в инженерных CAD-системах»

2010

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности

№153

УДК 624.016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕКТОРА УЗЛОВЫХ СИЛ ОТ НАГРУЗОК, ЗАДАННЫХ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ, ДЛЯ ПРОГРАММ ПРОЧНОСТНОГО АНАЛИЗА, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ИНЖЕНЕРНЫХ СЛБ-СИСТЕМАХ

И.В. НЕСТЕРОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапошниковым Н.Н.

В данной статье излагается концепция формирования вектора узловых сил от нагрузок, заданных произвольной пространственной поверхностью, для программ прочностного анализа, использующих в качестве препроцессора инженерные CAD-системы.

Ключевые слова: прочностной анализ, вектор угловых нагрузок, программа "КАТРАН", графический редактор AutoCAD, распределенные нагрузки.

При решении задач прочностного анализа с помощью метода конечных элементов[1] постоянно возникает локальная задача о приведении распределённой нагрузки к узловой. В большинстве систем прочностного анализа эта процедура автоматизирована на уровне препроцес-сорных блоков. В случае нестандартных нагрузок с нелинейной функцией распределения интенсивности или заданных численно, произвольной пространственной поверхностью (рис. 1), алгоритмы формирования векторов нагрузки значительно усложняются.

Рис. 1

Причиной тому - большое количество методов формирования нагрузки, усложняющих интерфейс программы, отягощая его излишними подробностями по описанию свойств поверхности нагрузки. На рис. 2. показано окно описания нестандартных нагрузок в системе «NASTRAN».

При этом каждый из пунктов раздела «Data Surface» вызывает собственное окно настройки параметров нагрузки.

Рис. 2

Для решения этой проблемы целесообразно использовать единый подход, не усложняя интерфейс и базовые алгоритмы прикладной программы. В основе разработанной методики лежит представление исходной поверхности нагрузки в виде геометрического объекта, заданного набором стандартных графических примитивов. Эту технологию удобно применять, когда пре-процессорный блок системы прочностного анализа функционирует в среде инженерной CAD-системы. Для решения комплексных проблем автоматизации прочностных расчётов на кафедре "САПР транспортных конструкций и сооружений" Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) была разработана и апробирована система прочностного анализа открытой архитектуры «КАТРАН». Особенностью этой системы является то, что она полностью интегрирована в среду графического редактора AutoCAD [2]. Вся информация по задаче, в том числе: описание нагрузок, физических и геометрических характеристик элементов и т.д., хранится только в чертеже AutoCADа, без привлечения внешних информационных структур. Вектора узловых нагрузок описываются с помощью графического примитива INSERT (точка вставки блока (рис. 3).

Рис. 3

Для описания свойств и параметров распределённых нагрузок (рис. 3) в системе «КАТРАН» предусмотрено одно интерфейсное окно (рис. 4).

Рис. 4

Загружение поверхностной нагрузкой выполняется после нажатия соответствующей клавиши в диалоговом окне параметров распределённых нагрузок (рис. 4). Поверхность, описывающая нагрузку, предварительно должна быть сформирована средствами системы AutoCAD. Формировать координатные поверхности с помощью системы AutoCAD значительно удобней, чем в системе NASTRAN и подобных ей программах. При этом обеспечивается полный визуальный контроль сформированной поверхности (рис. 5), что зачастую отсутствует в препроцессорах универсальных систем прочностного анализа.

І^і АшоСАО 2007 ■ [0 :\РАС ЧГГЬЛрІб л*і.аг?007 ¿«і) - І5ХІ

!*«

*я ¡6 13# * хай ✓ 4 ЯВ-і й Я а Ь Л Ж ® 1 V •:> '> І ы *

. СУ* ■ ; % я -V 8з «а ъ ф -д & ф а -»

/ і *3 &

О &

О □

о

О -/

«а •й и

ЯГ

ИГ

Рис. 5

Загружение нагрузкой, заданной произвольной поверхностью, в программе «КАТРАН» отчасти напоминает процедуру редактирования графических примитивов в системе AutoCAD и выполняется следующим образом. Сначала выбирается поверхность, моделирующая произвольную нагрузку (рис. 5), далее на поверхности необходимо указать точку с интенсивностью, указанной в поле «Распределённая нагрузка Q..» диалогового окна «Распределённые нагрузки»

(рис. 5) и точку с нулевой интенсивностью нагрузки. На основании этих данных вычисляется масштабный коэффициент перехода от линейных расстояний к реальной величине интенсивности нагрузки, взятой с координатной поверхности:

К8са1е_ ^ / (СООБ^-СООК^,), где q - интенсивность нагрузки в точке на поверхности нагрузки, указанной пользователем; СООЯ^ - проекционная координата точки с интенсивностью- q на поверхности нагрузки (для схемы на рис. 5 это координата - У, для точки с 0у=112.15)

СООЯ% - проекционная координата точки с нулевой интенсивностью нагрузки q0 (для схемы на рис. 5 это координата - У, для точки с 0у=0)

Точка с нулевой интенсивностью нагрузки определяет виртуальную плоскость нулевых значений распределённой нагрузки. Положение в пространстве этой плоскости задаётся нормалью, соответствующей направлению нагрузки, взятой из поля «Направление и тип» диалогового окна «Распределённые нагрузки» (рис. 4). После выбора и настройки параметров нагрузки выбираются конечные элементы, которые необходимо загрузить этой нагрузкой. На этом работа внешней, подготовительной части программы заканчивается и начинает свою работу вычислительный блок приведения распределённой нагрузки к узловой. Более подробно основные этапы этой процедуры представлены на блок-схеме (рис. 6).

Рис. 6

Для облегчения процедуры поиска поверхность распределённой нагрузки предварительно преобразуется в виртуальный набор локальных плоскостей. После чего задача определения значения интенсивности нагрузки в центре тяжести конечного элемента сводится к вычислению расстояния между координатами проецирования точек пересечения нормали к плоскости нулевой интенсивности нагрузки, проходящей через центр тяжести конечного элемента с локальной плоскостью на поверхности распределённой нагрузки и плоскостью нулевой интенсивности нагрузки (рис.7). Полученная локальная интенсивность нагрузки

q= К8Са1е -(СООК^-СООК^о) прикладывается на поверхность конечного элемента как распределённая, с постоянным законом распределения. Далее выполняется приведение этой нагрузки к узловой обычными методами, реализованными в препроцессоре системы «КАТРАН».

В заключение следует отметить, что разработанный программный блок приведения произвольной пространственной распределённой нагрузки к узловой достаточно компактен, и при желании может быть оснащён модулями экспортирования узловой нагрузки в другие системы прочностного анализа, функционируя при этом как проблемно-ориентированная геометрическая утилита системы Аи1оСАО.

Рис. 7

ЛИТЕРАТУРА

1. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. - М.: Мир, 1975.

2. Вернер Зоммер. АШоСАЭ 2008. Руководство чертёжника, конструктора, архитектора. - М.: ООО Бином-Пресс, 2008. - 816 с.

VECTOR GENERATION FEATURE OF NODAL FORCES FROM THE LOADS SET BY ANY SPACE SURFACE, FOR PROGRAMS OF THE STRESS ANALYSIS, INTEGRATED INTO

ENGINEERING CAD-SYSTEMS

NesterovI.V.

In given article the concept of creation of a vector of nodal forces from the loads set by any space surface, for programs of the stress analysis, using as a preprocessor engineering CAD-systems is stated.

Сведения об авторе

Нестеров Иван Владимирович, 1966 г.р., окончил МИИТ (1988), кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой систем автоматизированного проектирования транспортных конструкций и сооружений МИИТ, автор более 20 научных работ, область научных интересов - прочностной анализ транспортных конструкций и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.