Научная статья на тему 'Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний'

Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
творческая деятельность / подготовка творческой личности / процесс художественной деятельности / творческие навыки школьников / подготовка старших школьников / художественное творчество / профессиональное испытание / creative activity / preparation of a creative personality / process of artistic activity / creative skills of schoolchildren / preparation of senior schoolchildren / artistic creativity / professional testing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Татьяна Владимировна, Пушкарева Ирина Юрьевна, Шиль Анна, Елагин Виталий Сергеевич, Пушкарева Елена Александровна

Введение. В настоящее время проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной, активно изучается в современной педагогической науке. Актуальность исследования обусловлена вызовами быстро изменяющейся действительности, способствующей становлению информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности, навыков художественно-творческого мышления. Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценить степень их готовности к творческой деятельности на основе профессиональных вступительных испытаний. Материалы и методы. Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода, в рамках которого творческая деятельность определяется как одна из ведущих. Данное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента на базе Детской академии художественного творчества и дизайна. Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художественно-творческой деятельности. Результаты исследования. В настоящее время на фоне информационного развития процессы подготовки творческой личности претерпевают изменения и обуславливаются необходимостью формирования соответствующего мышления. Обоснована важность целенаправленного развития творческой активности личности уже со школьных лет. Определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности. Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам; обозначены результаты оценки на основе обобщения данных вступительного профессионального испытания в вуз по дисциплинам художественной направленности (рисунок, живопись). Обсуждение и заключение. Настоящее исследование вносит вклад в развитие педагогического знания в области создания педагогических условий для формирования готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи могут быть полезны всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Татьяна Владимировна, Пушкарева Ирина Юрьевна, Шиль Анна, Елагин Виталий Сергеевич, Пушкарева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Forming Schoolchildren’s Creative Skills in the Process of Artistic Activity: Assessment of Professional Entrance Examinations Effectiveness

Introduction. The problem of formation of creative person skills in the process of artistic activity is currently topical and thus actively investigated in modern pedagogical science. The relevance of the research is due to the active development of modern rapidly changing reality, contributing to the making of an information technology developing society, which imposes new requirements on the formation of a creative personality. The purpose of the study is to determine the psychological and pedagogical conditions for the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity and to assess the degree of readiness of schoolchildren for creative activity based on results of professional entrance tests. Materials and Methods. The important basis of the ongoing pedagogical research is the methodology of the personal-activity approach, in which creative activity is defined as one of the leading types of activity. This study was conducted from 2021 through 2023 in the logic of pedagogical experiment on the basis of the Childrenʼs Academy of Artistic Creativity and Design. The sample consisted of 155 schoolchildren studying in different areas of artistic and creative activity. Results. The authors show that the processes of education of creative personality are currently undergoing changes in the new conditions of information development and the need to form appropriate thinking. The authors substantiate that it is important to purposefully develop the creative activity of personality and it is necessary to start training from school years. The main and additional psychological and pedagogical conditions of formation schoolchildren creative abilities in the process of artistic activity are defined. The specificity of training of senior schoolchildren in the Children’s Academy of Artistic Creativity and Design in special artistic disciplines is shown. The results of evaluation based on the generalization of the data of the professional entrance test in drawing, painting are presented. Discussion and Conclusion. This research contributes to the development of pedagogical knowledge in the field of pedagogical conditions formation for the development of a person’s readiness for creative activity. The article will be useful to anyone interested in the study of theoretical and practical aspects of the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний»

ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

Оригинальная статья / Original article doi: 10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317 УДК 371.212:371.212.2

Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний

Т. В. Павленко1, И. Ю. Пушкарева1, А. Шиль 2, В. С. Елагин1 , Е. А. Пушкарева1 н

1 Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация 2Бременский университет, г. Бремен, Германия н pushkarev73@mail.ru

Аннотация

Введение. В настоящее время проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной, активно изучается в современной педагогической науке. Актуальность исследования обусловлена вызовами быстро изменяющейся действительности, способствующей становлению информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности, навыков художественно-творческого мышления. Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценить степень их готовности к творческой деятельности на основе профессиональных вступительных испытаний. Материалы и методы. Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода, в рамках которого творческая деятельность определяется как одна из ведущих. Данное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента на базе Детской академии художественного творчества и дизайна. Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художественно-творческой деятельности. Результаты исследования. В настоящее время на фоне информационного развития процессы подготовки творческой личности претерпевают изменения и обуславливаются необходимостью формирования соответствующего мышления. Обоснована важность целенаправленного развития творческой активности личности уже со школьных лет. Определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности. Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам; обозначены результаты оценки на основе обобщения данных вступительного профессионального испытания в вуз по дисциплинам художественной направленности (рисунок, живопись).

Обсуждение и заключение. Настоящее исследование вносит вклад в развитие педагогического знания в области создания педагогических условий для формирования готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи могут быть полезны всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

Ключевые слова: творческая деятельность, подготовка творческой личности, процесс художественной деятельности, творческие навыки школьников, подготовка старших школьников, художественное творчество, профессиональное испытание

© Павленко Т. В., Пушкарева И. Ю., Шиль А., Елагин В. С., Пушкарева Е. А., 2024

0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

The content is available under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний / Т. В. Павленко [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 2. С. 302-317. https://doi. org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317

Specifics of Forming Schoolchildren's Creative Skills in the Process of Artistic Activity: Assessment of Professional Entrance Examinations Effectiveness

T. V. Pavlenkoa, I. Yu. Pushkarevaa, A. Schillb, V. S. Elagina, E. A. Pushkarevaa 13

a Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation b University Bremen, Bremen, Germany 13 pushkarev73@mail.ru

Abstract

Introduction. The problem of formation of creative person skills in the process of artistic activity is currently topical and thus actively investigated in modern pedagogical science. The relevance of the research is due to the active development of modern rapidly changing reality, contributing to the making of an information technology developing society, which imposes new requirements on the formation of a creative personality. The purpose of the study is to determine the psychological and pedagogical conditions for the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity and to assess the degree of readiness of schoolchildren for creative activity based on results of professional entrance tests.

Materials and Methods. The important basis of the ongoing pedagogical research is the methodology of the personal-activity approach, in which creative activity is defined as one of the leading types of activity. This study was conducted from 2021 through 2023 in the logic of pedagogical experiment on the basis of the Children's Academy of Artistic Creativity and Design. The sample consisted of 155 schoolchildren studying in different areas of artistic and creative activity.

Results. The authors show that the processes of education of creative personality are currently undergoing changes in the new conditions of information development and the need to form appropriate thinking. The authors substantiate that it is important to purposefully develop the creative activity of personality and it is necessary to start training from school years. The main and additional psychological and pedagogical conditions of formation schoolchildren creative abilities in the process of artistic activity are defined. The specificity of training of senior schoolchildren in the Children's Academy of Artistic Creativity and Design in special artistic disciplines is shown. The results of evaluation based on the generalization of the data of the professional entrance test in drawing, painting are presented.

Discussion and Conclusion. This research contributes to the development of pedagogical knowledge in the field of pedagogical conditions formation for the development of a person's readiness for creative activity. The article will be useful to anyone interested in the study of theoretical and practical aspects of the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity.

Keywords: creative activity, preparation of a creative personality, process of artistic activity, creative skills of schoolchildren, preparation of senior schoolchildren, artistic creativity, professional testing

Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.

For citation: Pavlenko T.V., Pushkareva I.Yu., Schill A., Elagin V.S., Pushkareva E.A. Specifics of Forming Schoolchildren's Creative Skills in the Process of Artistic Activity: Assessment of Professional Entrance Examinations Effectiveness. Integration of Education. 2024;28(2):302-317. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317

Введение

В современных условиях развития общества проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной. Потребность в актуализации данной проблематики обусловлена необходимостью развития специфических качеств современного человека, активно формирующегося в условиях новой информационной среды. К таким качествам необходимо отнести умение креативного и системного мышления, способность быстрого решения творческих задач, навыки абстрактной визуализации и построения инновационных моделей развития социальных систем.

Актуальность настоящего исследования обусловлена научными проблемами развития социально-гуманитарного знания по вопросам становления творческой личности в целом, а также вызовами современной быстро изменяющейся действительности в условиях становления информационного технологически развивающегося общества.

Цель исследования - определение психолого-педагогических условий формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценка степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств.

Обзор литературы

В современной научной литературе проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности актуализируется в самых различных аспектах. Исследователи переосмысливают теорию творчества, творческой деятельности в целом, художественного творчества в частности. Так, проблема творчества как процесса создания нового прежде всего исследуется в контексте вопросов инновационного развития в формировании культуры современного общества [1—3]; выявляется специфика творческой деятельности в новых условиях информационного

развития [4; 5] с акцентом на инженерную составляющую [6-8], связанную со сложными цифровыми техническими системами и формированием соответствующего системного и креативного мышления [9; 10].

В подходах, переосмысливающих теорию художественного творчества, указывается новое отношение человека к действительности, его художественному выражению и восприятию, рассматривается особая роль современного искусства в формировании инноваций [11-13].

Проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности активно изучается в современной педагогической науке и смежных областях знания. Психолого-педагогические исследования творческой деятельности акцентируют внимание на:

- креативной [14-16], инноватив-ной [17-19], технологической [20; 21], универсальной [22] составляющих компетенций творческой личности, мотивирующих на постоянный творческий поиск;

- совершенствовании культуры преподавания и технологий обучения творчеству [23], в частности навыках креативного поиска (technical and professional skills); так называемых «мягких навыках» (soft skills) [24-26];

- выявлении психолого-педагогических условий, формировании (организации) образовательного пространства как ресурсов развития творческих способностей личности1 [27];

- применении конкретных программ, моделей и методов обучения, учитывающих индивидуальную творческую составляющую личности [28; 29];

- развитии в современных условиях проектно-ориентированного образования (Project-Based Learning [30; 31] and Design-Focused Projects / Design-Based Learning [32; 33]).

Различными исследовательскими практиками подтверждается, что активно развивать творческую активность личности необходимо начинать со школьных лет2 [34; 35].

1 Кочетков М. В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента : моногр. М. : РАО, 2004. 264 с. EDN: QTSTLV

2 Быков В. В., Дровецкова Е. С. Развитие творческой активности личности подростка. М. : Россия, 2005; Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М. : Педагогический поиск, 1999. 144 с.

В связи с этим активно изучаются вопросы вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи [36]; выявляются особенности организации проектной деятельности учащихся3 в учреждениях детского и юношеского творчества [37; 38]; определяются особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве[38-40].

Таким образом, проблема формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности является актуальной в современных условиях становления информационного технологически развивающегося общества.

Материалы и методы

Теоретическими основаниями исследуемой проблемы являются классические исследования природы художественного творчества4 и творческой сущности искусства5 в целом; принцип комплексности исследования художественного творчества6; представления о специфике художественного

познания7 в рамках вопросов понимания искусства как вида знания8.

Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода В. В. Давыдова9, Л. С. Выготского10, С. Л. Рубинштейна11, в рамках которого творческая деятельность определяется как один из ведущих видов деятельности12, а художественная деятельность выполняет важнейшие функции в становлении творческой личности13.

Теоретическим основанием исследования выступали психологические концепции творческой одаренности личности ребенка14, в рамках которых креативность является важнейшей составляющей одаренности как сложного интеграционного образования, включающего когнитивные и личностные стороны. В данном контексте одаренность выражается в высокой творческой активности ребенка, в возможности создания нового в различных областях жизнедеятельности. При этом внимание акцентируется на «сочетании способностей»15, от которого прежде всего зависит успешность деятельности.

3 Павленко Т. В. Особенности проектной деятельности старших школьников в художественном образовании // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы XI Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием (07-09 декабря 2022 г., Новосибирск) ; под ред. Е. Е. Тихомировой. Ч. 2. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 84-86. EDN: BXJJBW

4 Лилов А. Природа художественного творчества. М. : Искусство, 1981. 479 с.; Безклубенко С. Д. Природа искусства: о некоторых сторонах художественного творчества. М. : Политиздат, 1982. 166 с.

5 Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М. : Искусство, 1977. 320 с.; Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. М. : Советский писатель, 1982. 416 с.

6 Проблема комплексности изучения художественного творчества: доклад конф. (14-16 мая 1980 г.) ; науч. ред. Ю. Г. Нигматуллина. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1980. 174 с.; Творческий процесс и художественное восприятие ; отв. ред. Б. Ф. Кедров // АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комиссия комплексного изучения худож. творчества. Ленинград : Наука, 1978. 278 с.

7 Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М. : Искусство, 1967. 342 с.

8 Шпет Г. Г. Искусство как вид знания: избранные труды по философии культуры. М. : РОССПЭН, 2007. 712 с.

9 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 541 с.

10 Выготский Л. С. Генезис высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : Изд-во Акад. наук, 1957. 328 с.

12 Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М. : Политиздат, 1974. 328 с.

13 Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. М. : Политиздат, 1985. 415 с.

14 Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. 175 с.; Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 54-65; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991 с. 90 с.; Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.] ; под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Изд. центр «Академия», 1996. 407 с.; Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Academia, 2000. 318 с.; Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. М. : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та, 2004. 191 с.

15 Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

Исследование осуществлялось с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента: констатирующий (июнь 2021 г.), формирующий (2021-2023 гг.) и контрольный (июнь 2023 г.) этапы.

Базой исследования являлась Детская академия художественного творчества и дизайна (ДАХТиД) как подразделение института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (дети в возрасте от 7 до 18 лет). Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художетвенно-творческой деятельности. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.

Из числа школьников, осуществлявших подготовку к поступлению в вузы художественно-творческой направленности, были сформированы контрольные и экспериментальные группы. В контрольных группах образовательный процесс выстраивался на основе обучающих программ подготовительных курсов для поступления в университет художественно-творческой направленности16; в экспериментальных — согласно разработанной авторской образовательной программе обучения17; в нее включались обучающие и досуговые компоненты, функционал стажерской студенческой площадки и профессиональных мастерских (изобразительного (ИЗО), декоративно-прикладного искусства (ДПИ), дизайна).

Образовательная программа ДАХТиД включает в себя следующие компоненты:

- обучающий (дополнительная обще-развивающая программа «Ступени художественного творчества» подготовительного, базового уровней и уровня совершенствования знаний, умений и навыков. Программа состоит из таких модулей как ИЗО, ДПИ, дизайн; в нее включены проектная смена «Юный предприниматель. Арт+Бизнес», профильная смена «Арт-лето. Пленэр», «Сибирская школа мультипликации»);

- досуговый (посещение выставок Института искусств и выставочных залов

Новосибирска, сезонные праздники Академии, всероссийская культурная акция «Ночь музеев» Института искусств).

Существенное отличие образовательной программы ДАХТиД от существующих программ детских художественных школ и студий дополнительного образования -интегрированная форма занятия, где первая часть является обучающей (графика, рисунок, живопись, композиция, ДПИ, песочная анимация и др.), вторая - развивающей (логические и творческие тесты, игры, креативные задания, творческие квесты на развитие воображения, пространственного видения, тренинги на развитие творческого мышления). Во второй части акцентирован-но развиваются дивергентное, образное, ассоциативное, креативное, конструктивное виды мышления.

Критерии оценивания. Подготовка старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна ведется с учетом документов, регламентирующих поступление в институт искусств университета на основе вступительного профессионального испытания по дисциплинам (рисунок, живопись)18. Целью его проведения при приеме абитуриентов на обучение по программам бакалавриата является определение уровня подготовки абитуриентов по специальным художественным дисциплинам, оценка их способностей освоить образовательную программу высшего художественно-педагогического образования.

Результаты испытания оцениваются по 50-балльной шкале. Критерии оценки вступительных испытаний представлены в таблицах 1 и 2.

Для входного тестирования необходимо выполнить натюрморт из бытовых предметов и геометрических тел на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения — 4 ч.

16 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : НГПУ, 2007. 119 с.

17 Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. 117 с. EDN: MYSECJ

18 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске.

Т а б л и ц а 1. Критерии оценки вступительных испытаний (рисунок) T a b l e 1. Assessment criteria for entrance tests (drawing)

Количество

№ п/п Критерии (рисунок) / Criteria (drawing) баллов / Number of points

1 Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format 12

2 Построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе / Construction of the design of the shape of still life objects with subordination of all details to the total mass 12

3 Тональная передача объемных форм / Tonal transmission of three-dimensional shapes 12

4 Общая тональная проработка натюрморта / General tonal study of the still life 14

Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по рисунку. Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU in drawing.

Т а б л и ц а 2. Критерии оценки вступительных испытаний (живопись) T a b l e 2. Assessment criteria for entrance examinations (painting)

№ п/п Критерии (живопись) / Criteria (painting) Количество баллов / Number of points

1 Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format 12

2 Решение основных тональных и цветовых отношений в зависимости от освещения / Solving basic tonal and color relationships depending on lighting 12

3 Лепка формы тоном и цветом / Molding a shape with tone and color 12

4 Целостность работы, т. е. приведение к общему колористическому решению / Integrity of the work, i.e. bringing it to a common coloristic solution 14

Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по живописи. Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU in painting.

Для промежуточного тестирования задачи усложняются и приближаются к требованиям вступительного испытания (итоговое тестирование). Следует выполнить натюрморт из бытовых предметов с гипсовой розеткой на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения - 6 ч с перерывом.

Результаты исследования

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на начало эксперимента. На начало эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся показали достаточно низкий уровень подготовки по специальным дисциплинам (рисунок, живопись) с позиции критериев оценивания как

в контрольной, так и экспериментальной группах (рис. 1).

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2021 г., баллы за испытания распределились в среднем от 8 до 26 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,1 %, среди обучающихся в ДАХТиД - 82,4 %.

В целом в Институт искусств НГПУ на 2021-2022 учебный год конкурсный отбор прошли 39 из 50 поступающих, что составило 78 %.

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на низкий и средний баллы (рисунок, живопись), представлены на рисунке 2.

70-79 баллов / 70-79 points 80-89 баллов / 80-89 points 90-100 баллов / 90-100 points ■ Контрольная группа / Control group ■ Экспериментальная группа / Experimental group

Р и с. 1. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись)

в контрольной и экспериментальной группах, 2021 г., % F i g. 1. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2021, % Источник: здесь и далее в статье все рисунки составлены авторами. Source: Hereinafter in this article all figures were drawn up by the authors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) b)

Р и с. 2. Пример работы творческого экзамена, выполненной a) на 8 баллов; b) на 11 баллов F i g. 2. An example of a creative exam completed with a) 8 points; b) 11 points

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

- с 1 критерием - композиционное размещение рисунка натюрморта на листе - на 8-12 баллов (из 12);

- со 2 критерием - построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе -на 2-8 баллов (из 12);

- с 3 критерием - тональная передача объемных форм - на 0-3 баллов (из 12);

- с 4 критерием - общая тональная проработка натюрморта - на 0-3 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на достаточно низкий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на формирующем этапе эксперимента. На промежуточном этапе формирующего эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся экспериментальной группы показывали динамику, с которой овладевают знаниями и умениями, выходя на средний и частично высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания по дисциплинам профессионального испытания (живопись, рисунок) (рис. 3).

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2022 г., баллы за испытания распределились в среднем от 36 до 41 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди

слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 84,3 %, среди обучающихся в ДАХТиД - 95,9 %.

В Институт искусств НГПУ на 20222023 учебный год конкурстный отбор прошли 59 из 73 поступающих, что составило 78 %.

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средние баллы (рисунок, живопись) представлены на рисунке 4.

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

- с 1 критерием - композиционное размещение рисунка натюрморта на листе - на 10-12 баллов (из 12);

- со 2 критерием - построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе -на 8-10 баллов (из 12);

- с 3 критерием - тональная передача объемных форм - на 6-8 баллов (из 12);

- с 4 критерием - общая тональная проработка натюрморта - на 6-8 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на средний и частично высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

70-79 баллов / 70-79 points 80-89 баллов / 80-89 points 90-100 баллов / 90-100 points ■ Контрольная группа / Control group ■ Экспериментальная группа / Experimental group

Р и с. 3. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2022 г., % F i g. 3. Distribution of points for the creative exam (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2022, %

Р и с. 4. Пример работ творческого экзамена, выполненных на 34 балла F i g. 4. Examples of creative examination papers with a score of 34 points

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на завершающем, контрольном этапе эксперимента. На завершающем этапе эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся

экспериментальной группы показали динамику, с которой они овладевают знаниями и умениями, выходя на высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания профессионального испытания (рис. 5).

70-79 баллов / 70-79 points 80-89 баллов / 80-89 points 90-100 баллов / 90-100 points

■ Контрольная группа / Control group ■ Экспериментальная группа / Experimental group

Р и с. 5. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2023 г., %

F i g. 5. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2023, %

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2023 г., баллы за испытания распределились в среднем от 45 до 50 (из 50). Средний балл за творческий экзамен среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,5 %, среди обучающихся в ДАХТиД - 92,7 %.

В целом в Институт искусств НГПУ на 2023-2024 учебный год конкурсный отбор прошли 34 из 54 поступающих, что составило 63 %. Из них обучающихся в ДАХТиД поступило 17 из 27 чел. (63 %).

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средний и высокий баллы, представлены на рисунке 6.

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

- с 1 критерием - композиционное размещение рисунка натюрморта на листе - на 11-12 баллов (из 12);

- со 2 критерием - построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе -на 10-12 баллов (из 12);

- с 3 критерием - тональная передача объемных форм - на 10-12 баллов (из 12);

- с 4 критерием - общая тональная проработка натюрморта - на 11-14 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на достаточно высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Обсуждение и заключение

В статье рассмотрена проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности на основе теоретического и практического исследования.

В настоящее время в новых условиях информационного развития претерпевают изменения процессы подготовки творческой личности. Это обуславливает необходимость формирования соответствующего мышления. Авторами обоснованы важность целенаправленного развития творческой активности личности и необходимость начинать подготовку к художественно-творческой деятельности со школьных лет.

На основе данных эмпирического исследования были определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

a) b)

Р и с. 6. Пример работ творческого экзамена, выполненных a) на 41 балл; b) на 45 баллов F i g. 6. An example of a creative examination completed with a) 41 points; b) 45 points

Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам (рисунок, живопись).

Полученные результаты указывают на формирование достаточно высокого уровня знаний и умений в группах обучающихся ДАХТиД по специальным программам подготовки к творческой деятельности, а также указывают на формирование достаточно высокого общего уровня подготовки по специальным

дисциплинам творческого экзамена на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Сделанные авторами выводы важны для исследователей педагогической проблемы формирования педагогических условий для развития готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи актуальны для специалистов, исследующих теоретические и практические аспекты проблемы формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Kwan L. Y.-Y., Leung A. K.-y., Liou S. Culture, Creativity, and Innovation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, issue 2. Р. 165-170. https://doi.org/10.1177/0022022117753306

2. Havas A. Social and Business Innovations: Are Common Measurement Approaches Possible? // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, no. 2. P. 58-80. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.58.80

3. Inzelt A., Csonka L. The Approach of the Business Sector to Responsible Research and Innovation (RRI) // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, no. 4. P. 63-73. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.63.73

4. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 2. С. 73-90. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05

5. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 96-119. https://doi.org 10.15293/2658-6762.2106.06

6. Lima R. M., Andersson P. H., Saalman E. Active Learning in Engineering Education: A (re)introduction // European Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 42, issue 1. P. 1-4. https://doi.org/10.1080/03043797.201 6.1254161

7. Engineering Design Thinking, Teaching, and Learning / C. L. Dym [et al.] // Journal of Engineering Education. 2005. Vol. 94, issue 1. P. 103-120. https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2005.tb00832.x

8. Полицинская Е. В., Трофимов А. В., Лизунков В. Г. Нейродидактическая модель интегрированного образовательно-производственного кластера: оценка эффективности подготовки трудовых ресурсов // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 6. С. 145-171. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07

9. Трофимов В. М. О математической природе сообразительности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 4. С. 151-170. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10

10. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 52-66. https:// doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04

11. Gulbrandsen M., Aanstad S. Is Innovation a Useful Concept for Arts and Humanities Research? // Arts and Humanities in Higher Education. 2015. Vol. 14, issue 1. Р. 9-24. https://doi.org/10.1177/1474022214533890

12. Логинова М. В. Методологическое значение онтологического подхода для философии искусства // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 1. С. 124-137. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.08

13. Linton J. Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation // Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12, no. 3. P. 6-12. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12

14. McCrum D. P. Evaluation of Creative Problem-Solving Abilities in Undergraduate Structural Engineers through Interdisciplinary Problem-Based Learning // European Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 42, issue 6. P. 684-700. https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1216089

15. Poised for Creativity: Benefits of Exposing Undergraduate Students to Creative Problem-Solving to Moderate Change in Creative Self-Efficacy and Academic Achievement / R. C. Stolz [et al.] // Journal of Creativity. 2022. Vol. 32, issue 2. Article no. 100024. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2022.100024

16. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance // International Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 23, issue 02. Article no. 1950009. https://doi. org/10.1142/S1363919619500099

17. Буравлева Н. А., Богомаз С. А. Готовность студентов технических вузов к инновационной деятельности // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 3. С. 30-43. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.3.3

18. Hassi L., Rekonen S. How Individual Characteristics Promote Experimentation In Innovation // International Journal of Innovation Management. 2018. Vol. 22, issue 04. Article no. 1850038. https://doi.org/10.1142/ S136391961850038X

19. Greany T. Innovation is Possible, It's Just Not Easy: Improvement, Innovation and Legitimacy in England's Autonomous and Accountable School System // Educational Management Administration and Leadership. 2018. Vol. 46, issue 1. Р. 65-85. https://doi.org/10.1177/1741143216659297

20. Беленко Т. В., Исаев И. Ф. Технологическая готовность будущего учителя к индивидуализации обучения школьников средствами педагогического дизайна // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 2. С. 178-187. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-178-187

21. Landa E., Zhu C., Sesabo J. Readiness for Integration of Innovative Teaching and Learning Technologies: An Analysis of Meso-Micro Variables in Tanzanian Higher Education // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. Article no. 100098. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100098

22. Бекоева М. И., Амбалова С. А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 6. С. 59-72. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04

23. Кочетков М. В., Носков М. Ф. Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 185-199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.11

24. Warnock J. N., Mohammadi-Aragh M. J. Case Study: Use of Problem-Based Learning to Develop Students' Technical and Professional Skills // European Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 41, issue 2. P. 142-153. https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1040739

25. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

26. Bhati H. The Importance of Soft Skills in the Workplace // International Journal of Humanities and Social Science. 2022. Vol. 9, no. 2. P. 21-33. https://doi.org/10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104

27. Билингвистическое пространство образования как ресурс развития творческих способностей и социально-психологической адаптации детей с нарушением слуха / О. Ю. Пискун [и др.] // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 172-196. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2102.08

28. Kaufman N. J., Scott C. Innovation in Higher Education: Lessons Learned from Creating a Faculty Fellowship Program // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2016. Vol. 44, issue S1. Р. 97-106. https://doi. org/10.1177/1073110516644239

29. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 7-22. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.01

30. Ralph R. A. Post Secondary Project-Based Learning in Science, Technology, Engineering and Mathematics // Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2016. Vol. 6, no. 1. P. 26-35. https://doi.org/10.3926/jotse.155

31. Petersen C., Nassaji H. Project-Based Learning through the Eyes of Teachers and Students in Adult ESL Classrooms // Canadian Modern Language Review. 2016. Vol. 72, issue 1. P. 13-39. https://doi.org/10.3138/cmlr.2096

32. Remijan K. W. Project-Based Learning and Design-Focused Projects to Motivate Secondary Mathematics Students // Interdisciplinary Journal ofProblem-Based Learning. 2017. Vol. 11, issue 1. https://doi.org/10.7771/1541-5015.1520

33. Kim P., Suh E., Song D. Development of a Design-Based Learning Curriculum through Design-Based Research for a Technology-Enabled Science Classroom // Educational Technology Research and Development. 2015. Vol. 63. P. 575-602. https://doi.org/10.1007/s11423-015-9376-7

34. Дегтева И. Б. Теоретическая модель и опытно-экспериментальное исследование художественно-эстетической деятельности старших школьников // Педагогическое образование в России. 2009. № 1. С. 98-106. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/J0URNAL/archive2009/2009-1-tx1c/14.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

35. Проекты как метод становления творческого роста личности обучающегося в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности / Н. В. Мартынова [и др.] // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1. С. 205-211. URL: https://oreluniver.ru/public/file/ archive/notes_1_2021.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

36. Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи / О. М. Замятина [и др.] // Концепт. 2015. Т. 15. С. 31-35. URL: https://e-koncept. ru/2015/95148.htm (дата обращения: 25.12.2023).

37. Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 1 (18). C. 198-203. URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21671/17911 (дата обращения: 25.12.2023).

38. Кудрявцев Н. Г., Темербекова А. А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 6. С. 167-182. https://doi. org/10.15293/2226-3365.1806.11

39. Борздун В. Н., Григоренко Н. Н. Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. Вып. 38. С. 210-220. URL: https://vestnik.kemgik.ru/upload/iblock/2ce/2ce7bd8419a795f91a42d1dade4e1ec9.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

40. Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 1 (5). С. 130-139. URL: https://clck.ru/3At2xv (дата обращения: 25.12.2023).

REFERENCES

1. Kwan L.Y.-Y., Leung A.K.-y., Liou S. Culture, Creativity, and Innovation. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018;49(2): 165-170. https://doi.org/10.1177/0022022117753306

2. Havas A. Social and Business Innovations: Are Common Measurement Approaches Possible? Foresight and STI Governance. 2016;10(2):58-80. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.58.80

3. Inzelt A., Csonka L. The Approach of the Business Sector to Responsible Research and Innovation (RRI). Foresight and STI Governance. 2017;11(4):63-73. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017A63.73

4. Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. Virtualization of Social Communication in Education: Values-Based Approach to Information Development (a Critical Review). Science for Education Today. 2020;10(2):73-90. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05

5. Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. Specifics of Information and Communication Developments in Education: Analysis of Value Changes Before and After 2020 (a Critical Review). Science for Education Today. 2021;11(6):96-119. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06

6. Lima R.M., Andersson P.H., Saalman E. Active Learning in Engineering Education: A (^introduction. European Journal of Engineering Education. 2017;42(1):1-4. https://doi.org/10.1080/03043797.20 16.1254161

7. Dym C.L., Agogino A.M., Eris O., Frey D.D., Leifer L.J. Engineering Design Thinking, Teaching, and Learning. Journal of Engineering Education. 2005;94(1):103-120. https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2005. tb00832.x

8. Politsinskaya E.V., Trofimov A.V., Lizunkov V.G. Neurodidactic Model of an Integrated Educational and Industrial Cluster: Evaluating the Effectiveness of Preparing Labor Resources. Science for Education Today. 2023;13(6):145-171. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07

9. Trofimov V. M. About the Mathematical Nature of Acumen. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017;7(4):151-170. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10

10. Pushkarev Y. V, Pushkareva E.A. Reflexive Principles of Personal Development in the Changing Information Content. Science for Education Today. 2019;9(2):52-66. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04

11. Gulbrandsen M., Aanstad S. Is Innovation a Useful Concept for Arts and Humanities Research? Arts and Humanities in Higher Education. 2015;14(1):9-24. https://doi.org/10.1177/1474022214533890

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Loginova M.V. Methodological Concern of Ontological Approach towards Philosophy of Art. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(1):124-137. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.08

13. Linton J. Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation. Foresight and STI Governance. 2018;12(3):6-12. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12

14. McCrum D.P. Evaluation of Creative Problem-Solving Abilities in Undergraduate Structural Engineers through Interdisciplinary Problem-Based Learning. European Journal of Engineering Education. 2017;42(6):684-700. https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1216089

15. Stolz R.C., Blackmon A.T., Engerman K., Tong L., McKaylea C.A. Poised for Creativity: Benefits of Exposing Undergraduate Students to Creative Problem-Solving to Moderate Change in Creative Self-Efficacy and Academic Achievement. Journal of Creativity. 2022;32(2):100024. https://doi.org/10.1016/). yjoc.2022.100024

16. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance. International Journal of Innovation Management. 2019;23(02):1950009. https://doi.org/10.1142/ S1363919619500099

17. Buravleva N.A., Bogomaz S.A. Readiness for Innovative Activities among Students of Technical Universities. Russian Psychological Journal. 2020;17(3):30-43. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21702/ rpj.2020.3.3

18. Hassi L., Rekonen S. How Individual Characteristics Promote Experimentation in Innovation. International Journal of Innovation Management. 2018;22(04):1850038. https://doi.org/10.1142/S136391961850038X

19. Greany T. Innovation is Possible, It's Just Not Easy: Improvement, Innovation and Legitimacy in England's Autonomous and Accountable School System. Educational Management Administration and Leadership. 2018;46(1):65-85. https://doi.org/10.1177/1741143216659297

20. Belenko T.V., Isaev I.F. Technological Readiness of the Future Teacher to Individualize the Teaching of Students by Means of Educational Design. Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2020;39(2):178-187. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-178-187

21. Landa E., Zhu C., Sesabo J. Readiness for Integration of Innovative Teaching and Learning Technologies: An Analysis of Meso-Micro Variables in Tanzanian Higher Education. International Journal of Educational Research Open. 2021;2:100098. https://doi.org/10.1016/jijedro.2021.100098

22. Bekoeva M.I., Ambalova S.A., Takhokhov B.A. Universal Humanitarian Competencies as a Basis for Developing Professional Competence of a Modern Teacher. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(6):59-72. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04

23. Kochetkov M.V., Noskov M.F. Flipped Classroom Technology in Engineering Education: Criteria of Educational Innovation. Science for Education Today. 2019;9(3):185-199. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.15293/2658-6762.1903.11

24. Warnock J.N., Mohammadi-Aragh M.J. Case Study: Use of Problem-Based Learning to Develop Students' Technical and Professional Skills. European Journal of Engineering Education. 2016;41(2):142-153. https://doi. org/10.1080/03043797.2015.1040739

25. Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predictors of Students' Life Self-Fulfillment. The Education and Science Journal. 2019;21(8):65-89. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

26. Bhati H. The Importance of Soft Skills in the Workplace. International Journal of Humanities and Social Science. 2022;9(2):21-33. https://doi.org/10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104

27. Piskun O.Y., Baskina I.S., Petrochenko V.A., Shtatnyh E.D., Agavelyan R.O. Bilingual Learning Environment as a Resource for the Development of Creative Abilities and Socio-Psychological Adaptation of Hearing-Impaired Children. Science for Education Today. 2021;11(2):172-196. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.15293/2658-6762.2102.08

28. Kaufman N.J., Scott C. Innovation in Higher Education: Lessons Learned from Creating a Faculty Fellowship Program. Journal of Law, Medicine and Ethics. 2016;44(S1):97-106. https://doi.org/10.1177/1073110516644239

29. Nagovitsyn R.S., Zamolotskikh E.G., Rassolova E.A., Farnieva M.G., Oborotova S.A. The Use of the Innovative Synectic Method in the Educational Process of Higher Educational Institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(3):7-22. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.01

30. Ralph R.A. Post Secondary Project-Based Learning in Science, Technology, Engineering and Mathematics. Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2016;6(1):26-35. https://doi.org/10.3926/jotse.155

31. Petersen C., Nassaji H. Project-Based Learning through the Eyes of Teachers and Students in Adult ESL Classrooms. Canadian Modern Language Review. 2016;72(1):13-39. https://doi.org/10.3138/cmlr.2096

32. Remijan K.W. Project-Based Learning and Design-Focused Projects to Motivate Secondary Mathematics Students. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2017;11(1). https://doi.org/10.7771/1541-5015.1520

33. Kim P., Suh E., Song D. Development of a Design-Based Learning Curriculum through Design-Based Research for a Technology-Enabled Science Classroom. Educational Technology Research and Development. 2015;63:575-602. https://doi.org/10.1007/s11423-015-9376-7

34. Degteva I. B. Theoretical Model and Test Research of Art and Aesthetic Activity among Senior Schoolchildren. Pedagogical Education in Russia. 2009;(1):98-106. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https:// pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2009/2009-1-tx1c/14.pdf (accessed 25.12.2023).

35. Martynova N.V., Martynov V.V., Hvorostov D.A., Dyachkova L.G. Projects as a Method of Forming the Creative Growth of the Student's Personality in the Pre-University System of Additional Education with Artistic Orientation. Scientific Notes of the OryolState University. 2021;(1):205-211. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://oreluniver.ru/public/file/archive/notes_1_2021.pdf (accessed 25.12.2023).

36. Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O. Advanced Pedagogical Methods for Stimulating and Involving Children and Young People into Scientific and Engineering Creativity. Concept. 2015;15:31-35. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://e-koncept.ru/2015/95148.htm (accessed 25.12.2023).

37. Mikhelkevich V.N., Ovchinnikova L.P., Lisovskaya A.I. Theoretical and Methodological Foundations of Organizing Students' Project Activity in Institutions of Children's and Youth Arts. Samara Journal of Science. 2017;6(1): 198-203. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21671/17911 (accessed 25.12.2023).

38. Kudryavtsev N., Temerbekova A. Special Features of the Project Interfaces Method as a Mechanism of Developing a Project Approach to the Educational Process and Children's Technical Creativity. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(6):167-182. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.11

39. Borzdun V.N., Grigorenko N.N. A Method of Projects in the Pedagogical Practice Organization at the Creative University. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017;(38):210-220. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://vestnik.kemgik.ru/upload/iblock/2ce/2ce7bd8419a795f91a42d1dade4e1ec9.pdf (accessed 25.12.2023).

40. Belogortseva I.E., Grichanikova I.A. The Experience of Educational and Productional Cluster Creation in Artistic Vocational Education on the Example of Belgorod State University of Arts and Culture. Science. Arts. Culture. 2015;(1): 130-139. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://clck.ru/3At2xv (accessed 25.12.2023).

Об авторах:

Павленко Татьяна Владимировна, руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация,

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5802-4264, tvpavlenko@mail.ru

Пушкарева Ирина Юрьевна, магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https:// orcid.org/0009-0008-6344-1694, irina.phr@mail.ru

Шиль Анна, магистрант Бременского университета (28359, Германия, г. Бремен, Библиотекштрассе,

д. 1), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6028-2414, schillanna1986@gmail.com

Елагин Виталий Сергеевич, директор Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5277-7716, ii.elagin@yandex.ru

Пушкарева Елена Александровна, доктор философских наук, профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

В. С. Павленко - инициация и организация исследования; сбор материалов и определение программы, методов исследования; анализ эмпирических данных.

И. Ю. Пушкарева - сбор материалов; структурирование и статистический анализ данных исследования.

A. Шиль - анализ эмпирических данных исследования.

B. С. Елагин - инициация исследования и определение основных его направлений.

Е. А. Пушкарева - постановка научной проблемы; литературный обзор; интерпретация и обобщение результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 09.02.2024; одобрена после рецензирования 03.04.2024; принята к публикации 11.04.2024.

About the authors:

Tatyana V. Pavlenko, Head of Children's Academy of Art and Design, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Vilyuiskaya St., Novosibirsk 630126, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5802-4264, tvpavlenko@mail.ru

Irina Yu. Pushkareva, Master Degree Student, Institute of Continuing Education, Senior Assistant of Children's Academy of Art and Design, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6344-1694, irina.phr@mail.ru

Anna Schill, Master Degree Student, Bremen University (1 Bibliothekstraße, Bremen 28359, Germany), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6028-2414, schillanna1986@gmail.com

Vitaliy S. Elagin, Director of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5277-7716, ii.elagin@yandex.ru

Elena A. Pushkareva, Dr.Sci. (Philos.), Professor of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru

Authors' contribution:

V. S. Pavlenko - organization of research; collection of materials and initiation of research; definition of the program, research methods; analysis of empirical research data.

I. Yu. Pushkareva - collection of materials; structuring and statistical analysis of research data.

A. Schill - analysis of empirical research data.

V. S. Elagin - initiation of research and determination of the main directions of the solution.

E. A. Pushkareva - formulation of the scientific problem of research; literary review; interpretation and generalization of research results.

All authors have read and approved the final manuscript.

Submitted 09.02.2024; approved after reviewing 03.04.2024; accepted for publication 11.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.