Научная статья на тему 'Особенности формирования субъектности курсантов вузов ФСИН России'

Особенности формирования субъектности курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS OF PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION / SUBJECTIVITY / SUBJECT POSITION / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PENITENTIARY SYSTEM / КУРСАНТЫ ФСИН РОССИИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулепников Дмитрий Владимирович

Понятие субъектности в литературе рассматривается как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному. Анализируемая категория тесно связана с определением человеком своего экзистенциального выбора. Индивид постепенно приходит к пониманию собственного «Я», то есть к осознанию того факта, что он является существом сознательным и действует сознательным образом. Развитие человека как личности, свободного и ответственного субъекта деятельности, способного взаимодействовать с другими людьми, является приоритетной ценностью современного образования. Поэтому особое значение на современном этапе развития общества приобретает формирование субъектной позиции личности. На первое место ставятся такие качества личности, как неординарность, самостоятельность, инициативность. Статья посвящена исследованию особенностей формирования субъектной позиции курсантов в образовательной среде вузов ФСИН России. В статье также анализируются различные исследования по проблеме формирования субъектности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of subjectivity of students of institutions of higher education in the penitentiary system of the Russian Federation

The notion of subjectivity in the literature is ability of a person to be a strategist of own activities, to set and adjust goals, to realise motives, to independently build actions and to assess own consistency with the plan. The analysed category is closely connected with the definition of personal existential choice. The individual gradually comes to understanding its own “Self”, to awareness of the fact of being conscious and able to act consciously. The development of person as an individual, free and responsible subject, able to interact with other people, is a priority value of modern education. Therefore, particular importance at the present stage of development of society becomes the formation of subjective position of a person. On the first place, there are such qualities as originality, independence, initiative. The identity of the subject position is able to be active, to understand the world and oneself, to cultivate, to determine the prospects of own professional activities. The article is devoted to research of features of formation of subjective position of students in educational environment of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia. The article analyses various studies on the problem of formation of subjectivity of students.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования субъектности курсантов вузов ФСИН России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:355.23

Шулепников Дмитрий Владимирович

Владимирский юридический институт shu_cabanchik@yahoo.com

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Понятие субъектности в литературе рассматривается как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному. Анализируемая категория тесно связана с определением человеком своего экзистенциального выбора. Индивид постепенно приходит к пониманию собственного «Я», то есть к осознанию того факта, что он является существом сознательным и действует сознательным образом. Развитие человека как личности, свободного и ответственного субъекта деятельности, способного взаимодействовать с другими людьми, является приоритетной ценностью современного образования. Поэтому особое значение на современном этапе развития общества приобретает формирование субъектной позиции личности. На первое место ставятся такие качества личности, как неординарность, самостоятельность, инициативность. Статья посвящена исследованию особенностей формирования субъектной позиции курсантов в образовательной среде вузов ФСИН России. В статье также анализируются различные исследования по проблеме формирования субъектности курсантов.

Ключевые слова: курсанты ФСИН России, субъектность, субъектная позиция, образовательный процесс Вузов ФСИН России, профессиональное становление, саморазвитие курсанта.

Становление личности курсанта в вузе ФСИН России предполагает синтез социального и профессионального контекстов. Это позволяет обеспечить решение комплекса задач, среди которых можно выделить: формирование личностно-профессиональной позиции, социального опыта, социально-значимых качеств и развитие индивидуальности. Эффективность решения этих задач позволит обеспечить развитие способности к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, творческий рост.

Сложный характер задач, решаемых уголовно-исполнительной системой ФСИН России в условиях значительных перемен политической, социальной сторон жизни российского общества, экономической, реформирование самой системы предъявляют высокие требования к качествам личности будущих офицеров системы ФСИН, которые зависят от уровня сформированности их субъектной позиции.

Качества, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности, преодоления экстремальных ситуаций в труде, профессионального роста характеризуют творческую и активную личность офицера ФСИН России. К таким качествам И.А. Володарская и А.С. Марков относят высокий уровень ответственности, инициативность и находчивость, преданность присяге и конституционному долгу, самообладание, выдержку и высокий уровень самоконтроля, организаторские способности, умение брать на себя ответственность за решения и действия подчиненных, умение правильно оценивать окружающих людей, выявлять их сильные и слабые стороны, умение сохранять работоспособность в условиях аварийных ситуаций, смелость и решительность [2].

Как показывает анализ научных работ (Г.А. Аксенова, В.П. Бедерхановой, Ф.И. Блиева, Ю.Л. Блинова, Н.М. Борытко, Ф.Г. Мухаметзянова, Н.М. Сажина и др.), залогом успешной социальной и профессиональной деятельности личности является сформированная в вузе субъектность, которая обеспечивает целостность процесса личностно-профессионального становления. Субъектность личности связана с ее способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс личностного становления в деятельность по практическому преобразованию и совершенствованию [2].

В области психолого-педагогических наук формирование личностных качеств будущего специалиста определяется типом образовательной среды, в которой осуществляется становление профессионала. Образовательная среда в качестве объекта педагогических и психологических исследований выделена относительно недавно [4].

Педагоги и психологи определяют, что воспитание, обучение, социализация и развитие обучающегося происходит не только под воздействием обучающих и воспитательных действий педагога и не только в зависимости от индивидуально-психологических особенностей данного обучающегося. Академик В.А. Пономаренко считает, что «образовательная среда по подготовке офицеров представляет единое образовательное пространство и включенную в него систему воспитания» [2]. Он отмечает, что стержнем нравственного императива при подготовке будущих офицеров является мораль подвижничества, для которой самосохранение трансформируется в сохранение тех, кем управляешь [3].

В своем исследовании влияния образовательной среды на формирование личностных качеств

© Шулепников Д.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

153

будущего специалиста у курсантов военных вузов ФСИН России мы под образовательной средой понимаем систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Формирование субъектной позиции личности курсантов в образовательном процессе вуза ФСИН России - это поэтапный, управляемый процесс, обеспечивающий динамику развития субъектно-сти обучающегося и предполагающий изменение ценностно-смыслового отношения курсанта к социально-профессиональному становлению [1].

Современный процесс обучения курсантов в вузе ФСИН реализует четыре основные функции: образования, воспитания, развития (интеллектуального и физического); психологической подготовки к профессиональной деятельности. Следовательно, образовательный процесс в вузах ФСИН можно рассматривать как самостоятельное целостное социальное явление, объединяющее обучение по специальности, воспитание личности, включение в практическую деятельность и общее образование. Данный процесс является инновационным по своему содержанию [5].

У офицеров различных родов войск есть специфические задачи, которые требуют наличия особых личностных качеств. Однако у выпускников всех военных вузов есть общая обязанность, определенная статьей 147 Устава внутренней службы: при выполнении боевых задач умело управлять взводом. Осваивая строевые приемы, новые виды вооружения, правила эксплуатации военной техники, основы управления воинскими подразделениями, будущий офицер проходит ряд стадий своего психического развития. При этом курсант в ходе обучения проделывает путь от субъекта активности (например, способности быть субъектом восприятия движения, образца) до субъекта деятельности (способности быть субъектом произвольного контроля за правильностью ее выполнения другими) [2].

Мы отмечаем, что курсант как будущий офицер на каждом этапе своего профессионального становления осваивает все стадии психического развития сначала как одиночный боец, затем как младший командир (сержант), управляющий несколькими солдатами, и, наконец, как офицер, которому доверена жизнь и судьба не только большого количества людей, но и целой страны.

Наша опытно-экспериментальная работа была организована на базе федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» [5], а также Владимирского регионального отделения Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России» [5]. В исследовании при-

няли участие курсанты 1-5 курсов специальности «Правоохранительная деятельность», члены Владимирского регионального отделения ОСОО «ФПСР». Общее количество участников опытно-экспериментальной работы - 402 человека.

В нашем исследовании субъектная позиция выступает в качестве единицы анализа и процессуального развития курсантов при формировании управленческих навыков, поскольку она проявляется в разных сферах психики и при выполнении разных видов воинской деятельности и, вместе с тем, обладает всеми основными свойствами активности как целостного, общего свойства психического развития. При этом мы опираемся на ряд положений, характеризующих развитие субъектной позиции курсанта военного вуза как субъекта активности в ходе его превращения в субъекта деятельности [1].

На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов научных исследований по заявленной проблеме, а также собственного практического опыта деятельности во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний, выделим особенности образовательного процесса в вузе ФСИН:

- возможность освоения курсантами в образовательном процессе общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного осмысления результатов своей деятельности, формирования ценностно-смыслового отношения к жизни, к разным сферам своего бытия. Образовательный процесс в вузе ФСИН организован таким образом, что позволяет вооружить курсантов знаниями об основных общечеловеческих культурных ценностях, их роли и месте в жизнедеятельности человека; сформировать у них общечеловеческую культуру (ценностное сознание, ценностные установки, ценностные ориентации и ценностные отношения); выработать у будущих сотрудников системы исполнения наказания умения и навыки ценностного поведения (осуществление соответствующих действий), внутренними регуляторами которого являются сознание, отношение, установки и ориентации; сформировать у курсантов целостное мировоззрение и внутреннюю готовность к активному участию в процессе формирования общечеловеческих культурных ценностей в ходе профессиональной подготовки, обусловленную высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, волевых и эмоциональных качеств и свойств личности;

- интеллектуальная деятельность курсантов организуется через представление ими своих индивидуальных смыслов и соотношения их с требованиями будущей профессиональной деятельности, смыслами образовательного процесса в вузе ФСИН, создание ситуаций для переживания положительных эмоций курсантом посредством обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Особенности формирования субъектности курсантов вузов ФСИН России

в учебных группах, создание ситуаций успеха. Как показало проведенное пилотажное исследование, использование ситуации успеха в учебном процессе создает мощную эмоциональную доминанту, способствует повышению эффективности подготовки специалиста ФСИН, что выражается в повышении уровней достижений, притязаний, самооценки; в воспитании самоуважения; в формировании оптимистической перспективы в отношении результатов деятельности; в воспитании установки на сотрудничество; в формировании способности ставить в учении и профессиональной деятельности высокие цели и решать сложные задачи; в создании оптимальных условий для самореализации личности и стабильной мотивации у будущего специалиста. Для усиления практической составляющей в образовательном процессе института ФСИН широко применяются лаборатории, полигоны, проводятся учебные занятия в загородном учебном центре и центре практического обучения, проводятся учения «ИТОГ» с курсантами выпускных курсов, на которых происходит моделирование деятельности исправительного учреждения с целью системной отработки широкого круга практических действий, максимально приближенных к реальным [5];

- включение курсантов в различные виды социальной деятельности, рефлексии участия в ней и выбора наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации образовательного процесса в вузе ФСИН РФ. Помимо учебной деятельности курсанты вуза ФСИН на протяжении всего периода обучения включаются в научно-исследовательскую работу, внеучебную деятельность, самостоятельную работу. В вузе организованы научно-исследовательские кружки, научно-представительские и конкурсно-оценочные мероприятия (конференции, семинары, круглые столы, конкурсы, олимпиады, викторины и др.), в которых курсанты принимают участие, реализуя свой научный и творческий потенциал. Курсанты института принимает активное участие в реализации областных целевых программ, направленных на повышение правовой культуры населения области, профилактику правонарушений, противодействие употреблению наркотиков и их незаконному обороту, информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму, ксенофобии и экстремизму. Также с целью совершенствования своих практических навыков и формирования компетенций курсанты включаются в деятельность различных организаций вне вуза (Владимирское региональное отделение Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России»; различные спортивные организации и объединения г. Владимира - секции рукопашного и универсального боя, самбо и т.д.) [5];

- предоставление возможности курсантам включения в различные объединения в структуре высшего учебного заведения ФСИН для приобретения опыта организационного поведения и его использования вне образовательной организации. Курсантам предоставляются возможности участия в деятельности органов курсантского самоуправления, общественных формирований, клубов. Личный состав Института принимает активное участие в работе по профилактике правонарушений среди населения Владимирской области. В соответствии с совместным планом работы ВЮИ ФСИН России профессорско-преподавательским составом института проводятся лекционные занятия по профилактике правонарушений и правовому просвещению населения в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях, на протяжении ряда лет осуществляется взаимодействие с общественной организацией инвалидов-опорников «Надежда», проведение совместных мероприятий с традиционными религиозными организациями [5].

Проводимое нами исследование показало, что в ряду актуальных проблем стоит формирование содержания образования для учебных заведений входящих во ФСИН. Реализация государственных образовательных стандартов привела к значительному уменьшению времени, отводимого на профессиональную подготовку кадров УИС. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов, разработку адекватных моделей и процедур, позволяющих определить минимум содержания обучения, обеспечивающий требуемый уровень подготовки вузов ФСИН.

Таким образом, специфика высшего учебного заведения ФСИН создает определенные сложности в формировании субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе, которые связаны:

- с напряженностью военно-учебного процесса, обусловленной совмещением обучения с исполнением воинских обязанностей, что влечет ограничение свободного времени у курсантов;

- ведущей ролью официальных служебных отношений, регламентируемых Уставом Вооруженных Сил России;

- относительной узостью социальной сферы, в которой курсанты могут себя реализовать, проявить (из-за относительной закрытости военного образовательного учреждения ограничиваются социальные ситуации развития, в которых формируется субъектная позиция).

Библиографический список

1. Марков А.С., Селезнева М.В. Психолого-педагогические аспекты субъективного возраста курсантов военного вуза // Личность курсанта: психологические особенности бытия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2012. - С. 118-124.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

155

2. Марков А.С. Особенности организации и работы службы психолого-педагогического сопровождения в военном вузе // Известия Российского научного журнала. - 2009. - № 102. - С. 329-336.

3. Панов В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб., 2007. - 352 с.

4. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование

социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II: Психолого-педагогические науки. - С 216-219.

5. Владимирский юридический институт ФСИН России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vui.fsin.su (дата обращения: 18.09.2015).

УДК 378

Токман Андрей Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

nick99n@mail.ru

CУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье рассматривается проблема обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений. Выделены теоретическая, практическая и мотивационная готовность преподавателя высшего учебного заведения к профессиональной деятельности. Проведен теоретический анализ педагогической теории и практики и определена сущность и структура профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений в современных условиях. Отмечено, что профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.

Также, проанализированы функции преподавателя высшего учебного заведения: организаторская, информационная, трансформационная, ориентировочно-регулятивная, мобилизирующая. Подчеркнуто, что для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения, готовность к профессиональной деятельности, функции преподавателя высшего учебного заведения.

Стратегия развития современного российского общества в условиях социально-экономических реформ объективно требует повышения требований к качеству высшего образования. Решение проблемы качества образования нельзя рассматривать отдельно от проблемы надлежащего кадрового обеспечения ВУЗов. Современные исследователи все чаще подчеркивают, что преподаватель - главный субъект реформирования образования, который должен осознавать высокий личностный смысл своей профессиональной деятельности.

Сегодня в России происходит становление новой образовательной парадигмы высшей школы, в рамках которой важнейшую роль играет личность преподавателя, его профессионализм, способность к решению сложных задач, связанных с организацией всех звеньев учебно-воспитательного процесса. Именно от преподавателя зависит уровень качества подготовки специалистов различных отраслей, их конкурентоспособность на рынке труда [10; 13].

Анализируя разработанность проблемы обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей в современных рыночных условиях, следует отметить, что она нашла отражение в трудах В. Бондаря, И. Булах, Г. Дмитренко, Л. Калининой, В. Маслова, В. Олейника, С. Сысоевой и других.

Отдельные аспекты обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений освещены в работах отечественных и зарубежных исследователей: проблема оценки и стимулирования профессиональной деятельности преподавателей (С. Адамс, Ю. Бабанский, Е. Березняк, В. Врум, Ф. Герцберг, Ю. Конаржевский, М. Портнов, П. Худоминский и др.); проблема повышения профессиональной компетентности преподавателей (Д. Алферова, В. Байденко, В. Бондарь, Е. Зеер, В. Кальней, Н. Кузьмина, Л. Митина, А. Маркова, А. Пометун, А. Хуторской, С. Шишов и др.).

Однако сегодня эта проблема требует дальнейшего анализа, особенно когда речь идет об обеспечении качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений.

Цель статьи - провести теоретический анализ педагогической литературы и определить сущность и структуру профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений.

Профессия преподавателя высшего учебного заведения - одна из самых творческих и сложных профессий, в которой сочетаются наука и искусство. Эта профессия сродни труду писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструмен-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Токман А.А., 2015

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.