Научная статья на тему 'Особенности формирования стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга'

Особенности формирования стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИЯ / ПРОДУКТОВЫЙ РЫНОК / QUALITY OF LIFE / AGRICULTURE / STRATEGY / FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронков Сергей Сергеевич

На основании этого произведен анализ обеспеченности города собственными ресурсами для реализации стратегии продовольственного рынка. Проблема обеспечения ресурсами вызывает необходимость сотрудничества с предприятиями других регионов, в первую очередь Ленинградской области (из-за территориальной близости и наличия устойчивых экономических отношений). Сформулированы задачи, решение которых способствует созданию стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга и ее дальнейшей реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Strategy’s Creation of the St. Petersburg Food Market

The article describes the features of the current state of the St. Petersburg food market. On the basis of data on the representation of companies in the St. Petersburg market is made the analysis of the security of the city’s own resources for the implementation of the food market strategy. But due to the absence of such security, further development of this market must be in close cooperation with enterprises of other regions, primarily with enterprises of Leningrad region because of the geographical proximity and the availability of stable economic relations. Formulated several tasks, the implementation of which contributes to the creation of the St. Petersburg food market strategy and its further realization.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга»

< DOI 10.22394/1726-1139-2018-3-146-156

< Особенности формирования стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга

Воронков С. С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; vrnkvsrg@gmail.com

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрена особенность текущего состояния продовольственного рынка Санкт-Петербурга. Проанализировано представительство предприятий на рынке Санкт-Петербурга. На основании этого произведен анализ обеспеченности города собственными ресурсами для реализации стратегии продовольственного рынка. Проблема обеспечения ресурсами вызывает необходимость сотрудничества с предприятиями других регионов, в первую очередь — Ленинградской области (из-за территориальной близости и наличия устойчивых экономических отношений). Сформулированы задачи, решение которых способствует созданию стратегии продовольственного рынка Санкт-Петербурга и ее дальнейшей реализации.

Ключевые слова: качество жизни, сельское хозяйство, стратегия, продуктовый рынок

Features of Strategy's Creation of the St. Petersburg Food Market

Voronkov S. S.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; vrnkvsrg@gmail.com

ABSTRACT

The article describes the features of the current state of the St. Petersburg food market. On the basis of data on the representation of companies in the St. Petersburg market is made the analysis of the security of the city's own resources for the implementation of the food market strategy. But due to the absence of such security, further development of this market must be in close cooperation with enterprises of other regions, primarily with enterprises of Leningrad region because of the geographical proximity and the availability of stable economic relations. Formulated several tasks, the implementation of which contributes to the creation of the St. Petersburg food market strategy and its further realization.

Keywords: quality of life, agriculture, strategy, food market

В СССР активно разрабатывались планы развития страны на определенные промежутки времени, был накоплен богатый опыт практического использования программно-целевого подхода, как в области государственного управления, так и в области народного хозяйства [1, с. 13]. Однако далеко не все планы были выполнены. По словам В. Л. Квинта, «диктатура не способствует реализации стратегий, если она на этом не сконцентрирована» [3, с. 60]. Только в 1999-2000 гг. кроме перспективного планирования стали заниматься стратегией [4, с. 78].

В последние годы в Российской Федерации было разработано большое количество стратегий развития, реализуемых на уровне регионов, городов страны. На федеральном уровне принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Можно сказать, что в российской практике последних лет проявился интерес к стратегированию. И это очень отрадно, поскольку по мнению крупнейшего экономиста современности Эдмунда Фелпса, в наибольшей степени влияют на эффективность экономики стратегии, реализующие созданные в стране раз-

работки (Иоте-дгсмп ¡пгкэта^опв), т. е. рост собственной технологической культуры и появление „технологий национального производства"» [4, с. 81].

Однако в нашей стране остро ощущается нехватка специалистов, которые правильно понимают терминологию, принципы, последовательность и правила формирования стратегий, сформулированные в трудах ведущих ученых [12; 13]. Как отмечает академик В. Л. Квинт «разработкой стратегии в основном занимаются некомпетентные в этом деле люди. Нужна профессиональная подготовка в сфере стратегирования»1. В 2007 г. в Московской школе экономики МГУ им. М. В. Ломоносова была создана кафедра финансовой стратегии, которая, по мнению исследователей [2, с. 154] является единственной в России, готовящей подобных профессионалов. В целом подготовка специалистов, обучение их методологии страте-гирования и формирование команд для реализации проектов и программ является комплексной проблемой [1, с. 12].

В основе теории стратегирования находится понятие стратегии. Стратегия представляет собой сегодня важнейший экономический и политический документ, определяющий ключевые направления регионального развития. Совершенно очевидно, что верная стратегия — это наиболее философская, теоретическая и в то же время практическая составляющая успеха [8, с. 47]. Как утверждает В. Л. Квинт, фокусирование на стратегических приоритетах и выборе векторов ведет к долгосрочному успеху [5, с. 16].

Что же является самым важным в процессе стратегирования? Для стратега важно понимание текущей ситуации, всех проблем и возможностей развития ситуации, и необходимо предвидение закономерностей развития в будущем. Лучший стратег тот, кто на начало реализации стратегии сумел понять еще не выявленные тренды и закономерности, проанализировать их и правильно использовать [6, с. 6].

Также можно отметить, что интуиция все же дает лидерам и стратегам неоспоримые преимущества. Даже тогда, когда лидеры и стратеги вооружены определенными теориями, они могут приумножить и использовать это очень сильное оружие с помощью интуиции и трудолюбия [11, с. 95].

За последние годы в России, как уже было отмечено, было разработано достаточное количество стратегий, но, из-за отсутствия должных знаний, полного понимания того, как должна формироваться стратегия развития, данные стратегии не реализуются, хотя на их создание было затрачено большое количество разных ресурсов. Но среди всех разработанных стратегий есть одна, которая больше всех соответствует всем необходимым требованиям, имеет ресурсную базу для ее реализации, и самое главное, она реализуется на практике. Это стратегия экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 г. Это комплексный документ, содержащий обоснование инновационного сценария развития Санкт-Петербурга, описывающий приоритеты долгосрочного развития города на основании приоритетов Российской Федерации, определяющий миссию и систему целей экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 г. [8, с. 47] (Стратегия-2030).

Для поддержания конкурентных преимуществ города разработаны мероприятия Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг. [7, с. 321].

Авторы стратегии, описывая видение будущего Санкт-Петербурга, указывают, что город является самым комфортным в стране для проживания, образец европейского города, достигший основные показатели жизни населения уровня европей-

1 Квинт В. Л. Владимир Квинт: у России нет четкой стратегии развития, отсюда наши беды [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.aif.ru/money/economy/vladimir_kvint_kak_rossii_vyrvatsya_ vperyod (дата обращения: 12.03.2018).

ских стран1. Одной из составляющих для достижения данной цели является создание в городе стратегии продовольственного рынка. Его развитие необходимо и для достижения другой цели, заявленной в стратегии: средняя продолжительность жизни граждан города — 78 лет2. Ведь от того, насколько качественные продукты потребляет население, в том числе зависит и продолжительность жизни.

Правда, в современных исследованиях до сих пор нет однозначного ответа о связи уровня жизни, ее продолжительности и обеспечения продуктами питания. Авторы так называемой концепции «ловушки бедности» утверждают, низкий уровень жизни, низкая производительность труда в развивающихся странах обусловлена бедностью, необеспеченностью их населения продуктами питания [9, с. 57].

В противовес данной точке зрения исследования нобелевского лауреата Ангуса Дитона показали, что низкий уровень доходов порождает и некачественное питание, и высокую заболеваемость [9, с. 57]. Тем не менее хорошее качество продуктов питания местного производства, безусловно, можно отнести к критерию хорошего качества жизни. А генеральная цель Стратегии-2030 — обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан.

Наличие сельскохозяйственных ресурсов является важным конкурентным преимуществом. По разнообразию и величине природно-ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. У нас почти идеально (55 : 45%) соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов [9, с. 50].

Важность развития данных ресурсов настолько велика, что ряд продовольственных рынков входит в перечень приоритетных и социально значимых рынков в ряде регионов России. Например, рынок печеного хлеба является приоритетным в Нижегородской области, а рынки сельскохозяйственной отрасли — в Хабаровском крае [10, с. 47].

Для того чтобы достичь поставленных целей в Стратегии-2030, необходимо качественно проанализировать текущее состояние развития продуктового рынка Санкт-Петербурга и определить возможности его развития. В тексте Стратегии-2030 отмечено, что Санкт-Петербург сохраняет значительный промышленный потенциал благодаря лидерству в производстве продукции, в том числе и пищевой промышленности3.

В табл. 1 и 2 представлено распределение числа и доля числа предприятий различных видов экономической деятельности в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также в Северо-Западном федеральном округе (далее — СЗФО).

В Санкт-Петербурге расположено больше половины предприятий всего СЗФО, при этом большая доля приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, в том числе предприятия, реализующие продукты питания. Из этого можно сделать вывод о том, что Санкт-Петербург является своеобразным центром сбыта пищевой продукции, произведенной в самом городе и в близлежащих регионах, в первую очередь в Ленинградской области. В свою очередь, треть предприятий сельского хозяйства и лесных хозяйств расположены в Ленинградской области, что возможно осуществить, в том числе благодаря наличию достаточных мест точек сбыта своей продукции.

В Санкт-Петербурге 40% предприятий — это организации розничной торговли, в том числе реализующие продукты питания. Достаточное количество таких предприятий можно увидеть и в Ленинградской области (второе место в регионе), высокая доля, как уже отмечалось выше, и предприятий сельскохозяйственных производств. В табл. 3 представлено распределение числа предприятий по регионам

1 Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://spbstrategy2030.ru (дата обращения: 12.03.2018).

2 Там же.

3 Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года.

Распределение числа предприятий и организация ЕЕ

по видам экономической деятельности <

Table 1. Distribution of the number of enterprises and organization by type of economic activity

Виды экономической деятельности Регион

СЗФО ЛО СПб

Всего предприятий и организаций 616 159 3907 357 124

С/х, охота и лесное хозяйство 15 479 4834 1357

Рыболовство, рыбоводство 1270 136 124

Оптовая и розничная торговля 213 255 6973 144 644

Операции с недвижимым имуществом 125 212 9171 74 896

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 33 790 3004 14 929

Обрабатывающие производства 51 446 3537 29 337

Таблица 2

Доля числа предприятий и организаций в СЗФО по видам экономической деятельности

Table 2. Share of the number of enterprises and organizations in the North-West Federal District by types of economic activities

Виды экономической деятельности Регион

ЛО СПб

Всего предприятий и организаций 6% 58%

С/х, охота и лесное хозяйство 31% 9%

Рыболовство, рыбоводство 11% 10%

Оптовая и розничная торговля 3% 68%

Операции с недвижимым имуществом 7% 60%

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 9% 44%

Обрабатывающие производства 7% 57%

Рассчитано по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М. : Росстат, 2015. С. 570-573.

по видам экономической деятельности. Однако эффективному развитию предприятий продовольственной сферы и розничной торговле продовольственными товарами, по мнению руководителей организаций малого и среднего бизнеса, мешают административные барьеры [10, с. 47].

На долю всех предприятий города Санкт-Петербурга приходится 64% всего оборота СЗФО, при этом на предприятия оптовой и розничной торговли — 78%. Оборот предприятий Ленинградской области, специализирующихся на производстве продукции сельского хозяйства, составляет 42% от оборота СЗФО. В табл. 4 представлены данные по обороту организаций по видам экономической деятельности.

На рис. 1 представлено долевое распределение оборота предприятий по видам экономической деятельности в Санкт-Петербурге. На основании представленных данных можно сделать вывод, что в оборот Санкт-Петербурга наибольший вклад

Распределение числа предприятий и организаций в рамках одного региона по видам экономической деятельности

Table 3. Distribution of the number of enterprises and organizations within a single region by types of economic activity

Регион Вид экономической деятельности ЛО СПб

С/х, охота и лесное хозяйство 12,8% 0,4%

Строительство 8,3% 10,3%

Оптовая и розничная торговля 18,4% 40,5%

Транспорт и связь 6,3% 7,7%

Операции с недвижимым имуществом 24,2% 21,0%

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 7,9% 4,2%

Обрабатывающие производства 9,3% 8,2%

Рассчитано по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015.

Таблица 4

Оборот организаций по видам экономической деятельности (млрд руб.)

Table 4. Turnover of organizations by types of economic activity (billion rubles)

--__ Регион Вид экономической деятельности _______ СЗФО ЛО СПб

Всего 12 497 1305 7976

С/х, охота и лесное хозяйство 134 56 7

Обрабатывающие производства 4657 614 2670

Строительство 504 74 358

Оптовая и розничная торговля 3813 346 2990

Гостиницы и рестораны 63 1 56

Транспорт и связь 1278 55 924

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 588-591.

вносят предприятия оптовой и розничной торговли, на втором месте по обороту — предприятия обрабатывающего производства.

Темп роста розничной торговли в Санкт-Петербурге с 2010 по 2014 гг. составил 149% — с 685 млн руб., до 1017 млн руб. в 2014 г. При этом распределение оборота розничной торговли по формам торговли в 2014 году составило: 98,6% — оборот розничной торговли торгующих организаций; 1,4% — продажа на розничных ярмарках и рынках.

Анализ объемов произведенной сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области (рис. 2) показывает рост объемов произведенной продукции на протяжении четырех лет (с 2010 по 2014 гг.).

Проследить основное направление движения товара между регионами можно на основании данных ввоза-вывоза произведенной продукции в регионе (данные по отдельным типам продуктов представлены в табл. 5-8). А так как Ленинградская область и Санкт-Петербург являются соседствующими регионами, и между ними давно установлены благоприятные торговые отношения, то основное движение по продаже

4,49%

4,79%

6,31%

] Оптовая и розничная торговля ] Обрабатывающие производства ] Транспорт и связь

I I Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

И Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

I Строительство

Рис. 1. Долевое распределение оборота предприятий в Санкт-Петербурге по видам экономической деятельности Fig. 1. Shared distribution of turnover of enterprises in St. Petersburg by types of economic activity

7 6

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 3

2 1

0

Рис. 2. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции, тыс. т Fig. 2. Production of main types of agricultural products, thousand tons.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 606-619.

готовой продукции, в первую очередь пищевой, происходит именно на эти регионы.

На основании данных ввезенной и вывезенной продукции региона можно определить категории товаров, производство которых развито недостаточно, по сравнению с другими категориями товаров. Так, например, к таким категориям можно отнести мясные консервы в Санкт-Петербурге, сыры и сырные продукты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Соотношение вывезенной продукции из Ленинградской области данного про-

9

Молоко 7Д ^г

\ 6,' 5,6 — ________

5 ,5 5,1 5,5

Зерно \

ÜKOT и птица

1,8 на убой 2

1,2

1 0,7 0.7 0,9 1Д

2010 2011 2012 2013 2014

Статистика ввезенной-вывезенной продукции: мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т

Table 5. Statistics of imported and exported products: meat and poultry meat, other than by-products

Регион Год

2010 2011 2012 2013 2014

Объем вывезенной из региона продукции

Ленинградская область 108 629 112 400 171 244 186 512 200 725

СПб н/д 1905 1714 781 1270

Объем ввезенной в регион продукции

Ленинградская область 34 416 20 158 21 388 12 548 15 412

СПб 78 950 111 616 128 986 184 263 221 582

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 924-933.

Таблица 6

Статистика ввезенной-вывезенной продукции: колбасные изделия

Table 6. Statistics of imported and exported products: sausages

Регион Год

2010 2011 2012 2013 2014

Объем вывезенной из региона продукции

Ленинградская область 21 295 24 731 52 154 22 309 20 098

СПб 11 258 8469 19 433 14 879 22 998

Объем ввезенной в регион продукции

Ленинградская область 28 524 22 913 27 518 20 381 22 775

СПб 79 284 88 266 97 503 89 362 87 365

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 924-933.

Таблица 7

Статистика ввезенной-вывезенной продукции: консервы мясные, тыс. банок

Table 7. Statistics of imported and exported products: canned meat, thousand cans

Регион Год

2010 2011 2012 2013 2014

Объем вывезенной из региона продукции

Ленинградская область 8818 11514 8790 н/д 7212

СПб 1447 516 955 н/д н/д

Объем ввезенной в регион продукции

Ленинградская область 3104 4627 1837 137 874

СПб 37 901 42 223 43 463 47 927 45 483

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 924-933.

Статистика ввезенной-вывезенной продукции: сыры и продукты сырные

Table 8. Statistics of imported and exported products: cheeses and cheese products

Год

2010 2011 2012 2013 2014

Объем вывезенной из региона продукции

Ленинградская область 408 941 400 287 172

СПб 19 809 19 212 19 780 н/д 15 547

Объем ввезенной в регион продукции

Ленинградская область 61 44,1 142 842 1620

СПб 22 931 28 370 24 827 22 594 25 098

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. С. 924-933.

дукта с суммой ввезенной продукции высоко, соответственно поставщиком данной категории продукции является производитель из другого региона.

Аналогичная ситуация сложилась и по категории сыры и продукты сырные, когда объем ввезенной продукции намного больше объемов вывезенной продукции в двух регионах.

Товарная структура экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2014 г. Ленинградской области составила: экспорт — 217,4 млн долл., импорт — 1491,4 млн. Товарная структура экспорта и импорта по аналогичной группе товаров в Санкт-Петербурге в 2014 г.: экспорт — 1131,4 млн долл., импорт — 6615,0 млн. Данные показатели характеризуют Санкт-Петербург, в первую очередь, как слабо развитого субъекта с точки зрения собственной обеспеченности такими ресурсами, как продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

На основании обработки всех данных можно сделать несколько выводов, на которых может базироваться стратегия развития продуктового рынка Санкт-Петербурга.

В первую очередь нужно отметить наличие большой величины спроса на продукцию, выражающуюся в большой численности населения города Санкт-Петербург, а также достаточной представленности мест сбыта готовой продукции — продуктовых магазинов разных форматов, различных брендов, ориентированных на покупателей с различными финансовыми возможностями. В защиту первого аргумента выступает то, что по состоянию на 1 января 2014 г. в Санкт-Петербурге численность населения превысила 5 млн человек, а аргументом ко второму то, что в Санкт-Петербурге сокращается размер площадей новых магазинов крупных форматов. Дальнейшее развитие у представителей продуктового ритейла возможно только в форматах «мини-гипермаркетов» и супермаркетов, но в данном формате сейчас высокая степень конкуренции.

Во-вторых, наблюдается отсутствие достаточного количества крупных промышленных предприятий всех категорий товаров непосредственно в Санкт-Петербурге. Представление промышленных предприятий в Ленинградской области больше, но в то же время оно не является достаточным, и некоторые категории товаров завозятся в регион, как было описано выше.

На текущий момент на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области действуют несколько предприятий, поставляющие свою продукцию, в первую очередь, на рынок Санкт-Петербурга.

Среди производителей молочной продукции в Ленинградской области можно

выделить: Лужский молочный комбинат (г. Луга), Кингисеппский молочный комбинат (г. Кингисепп), Бокситогорский молочный завод (г. Бокситогорск), СХП Лосево (Лосево). В Санкт-Петербурге ведущим производителем является Пискаревский молочный завод.

Среди мясоперерабатывающих предприятий в Ленинградской области свою деятельность осуществляет Кронштадтский мясоперерабатывающий завод (Кронштадт).

Среди птицефабрик в Ленинградской области свою деятельность осуществляет птицефабрика Роскар (Первомайское), птицефабрика Северная (Синявино-1), птицефабрика Синявинская имени 60-летия союза СССР (Приладожский), птицефабрика Ломоносовская (Горбунки), Алтайская птицефабрика Молодежная (Первомайское).

Предприятия Санкт-Петербурга, специализирующиеся на производстве хлебобулочных изделий: Группа компаний Каравай, Петрохлеб, Хлебный дом.

Крупным производителем овощей в Ленинградской области является Агрохолдинг «Выборжец». Помимо этого, свою деятельность осуществляет ряд других предприятий: «Эврика», «Пальмира», «Круглый год».

Таким образом, исходя из этих особенностей, можно сформировать две задачи для дальнейшего развития, которые должны стать основой стратегии развития продовольственного рынка в Санкт-Петербурге.

Первая задача — развитие производственной мощи текущих предприятий с целью обеспечения достаточной представленности товара на полках местных магазинов и магазинов соседних регионов в будущем. К этой задаче стоит отнести и поиск возможностей для развития новых для региона предприятий, специализирующихся на производстве той продукции, которая не представлена вообще, либо представлена в недостаточном количестве в местных магазинах. Поскольку решение первой задачи осложнено административными барьерами, то необходимо сократить число контролирующих инстанций и количество проводимых проверок [10, с. 47].

Кроме того, в рамках данной задачи необходимо провести качественный анализ представленности поставщиков в различных категориях товаров в регионе. Целью данного анализа является определение тех категорий товаров, которые достаточно развиты и полностью обеспечивают внутренний рынок товаром (например, производители хлеба) тех категорий, которые развиты недостаточно и есть потенциал для их развития в будущем. Производство данной категории товаров — один из потенциалов будущего развития региона в рамках собственной обеспеченности продуктами питания. И останется третья категория товаров — их производство не является целесообразным в данном регионе.

Вторая задача — сохранение тех деловых отношений, которые сложились между предприятиями и розничными сетями, для дальнейшего сотрудничества. Помимо этого, необходимо создание максимально благоприятных условий для того, чтобы новые поставщики качественной продукции из других регионов были заинтересованы в выходе на продуктовый рынок Санкт-Петербурга. Это должны быть те участники рынка, продукция которых не представлена в достаточном количестве на данный момент, либо производство которых не целесообразно в регионе.

Литература

1. Алесковский В. В., Козырев А. А., Слуцкая Ю. Г. Основы управления проектами : учеб. пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы». Санкт-

Петербург, 2011. Том «Управление командой проекта».

2. Алимурадов М. К., Власюк Л. И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11. С. 154-159.

3. Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок — влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 3 (72). С. 50-61.

4. Квинт В. Л. О выборе приоритетов // Бюджет. 2016. № 11. С. 78-81.

5. Квинт В. Л. Поиск и исследование философских корней теории стратегии. Взаимосвязь философского и стратегического мышления // Управленческое консультирование. 2016. № 1. С. 15-21.

6. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6-11.

7. Козырев А. А. Реализация конкурентных преимуществ региона в стратегии инновационного развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 6. С. 315-323.

8. Козырев А. А. Необходимость выявления конкурентных преимуществ региона при разработке стратегии его развития // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 22. С. 46-50.

9. Козырев А. А. Рекомендации нобелиата экономике России, или как нам реализовать конкурентные преимущества // Управленческое консультирование. 2016. № 1 (85). С. 47-63.

10. Козырев А. А. Стандарт развития конкуренции как инструмент решения экономических и социальных проблем региона // Экономика и управление. 2015. № 11 (121). С. 44-49.

11. Козырев А. А. Стратегия на перспективу // Управленческое консультирование. 2016. № 1 (85). С. 94-95.

12. Kvint V. L. Strategy for the Global Market Theory and Practical Applications. Routledge. New York. 2016. 520 p.

13. Kvint V. L. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics. Routledge. New York. 2009. 454 p.

Об авторе:

Воронков Сергей Сергеевич, аспирант факультета экономики и финансов Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), vrnkvsrg@ gmail.com

References

1. Aleskovsky V. V., Kozyrev A. A., Slutskaya Yu.G. Bases of project management: manual. St. Petersburg : NWAPA, 2011. Tom Management of team of the project. 287 p. (In rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Alimuradov M. K., Vlasyuk L. I. Strategizing — new area of professional knowledge // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2017. N 11. P. 154-159. (In rus)

3. Kvint V. L. Global emerging market — influence on the strategy of Russia and strategic development of the Russian companies // Effective Crisis Management [Effektivnoe Antikrizisnoe Upravlenie]. 2012. N 3 (72). P. 50-61. (In rus)

4. Kvint V. L. On the choice of priorities // Budget. 2016. N 11. P. 78-81. (In rus)

5. Kvint V. L. Search and research of philosophical roots of the theory of strategy. Interrelation of philosophical and strategic thinking // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tiro-vanie]. 2016. N 1. P. 15-21. (In rus)

6. Kvint V. L. Development of strategy: monitoring and forecasting internally and external environment // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 7. P. 6-11. (In rus)

7. Kozyrev A. A. Realization of competitive advantages of the region in the strategy of innovative development // Central Russian Journal of Social Sciences [Srednerusskii vestnik obshchest-vennykh nauk]. 2015. N 6. P. 315-323. (In rus)

8. Kozyrev A. A. Need of detection of competitive advantages of the region when developing strategy of his development // Strategy of sustainable development of regions of Russia [Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii]. 2014. N 22. P. 46-50. (In rus)

9. Kozyrev A. A. Recommendations of the Nobel Laureate on Economy to Russia or How Can We Realize Competitive Advantages // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 1 (85). P. 47-63. (In rus)

10. Kozyrev A. A. Standard of development of the competition as tool of the solution of economic

and social problems of the region // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2015. N 11 (121). P. 44-49. (In rus)

11. Kozyrev A. A. Strategy on prospect // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tiro-vanie]. 2016. N 1. P. 94-95. (In rus)

12. Kvint V. L. Strategy for the Global Market Theory and Practical Applications. Routledge. New York. 2016. 520 p.

13. Kvint V. L. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics. Routledge. New York. 2009. 454 p.

About the author:

Voronkov Sergey Sergeevich, Graduate student of North-West institute of management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), vrnkvsrg@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.