Особенности формирования soft skills и hard skills в процессе обучения профессионально ориентированному языку в неязыковом вузе как условие будущей конкурентоспособности выпускника
Герасименко Татьяна Леонидовна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: Gerasimenko.TL @ rea.ru
Ковальчук Светлана Владимировна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: Kovalchuk. [email protected]
В данной статье поднимается вопрос формирования у студентов высших учебных заведений hard skills и soft skills, т.е. «жестких» и «мягких» навыков, в процессе иноязычной профессиональной подготовки. Проанализировав данные термины с позиций социальной значимости, авторы статьи останавливаются на проблеме развития hard skills и soft skills у студентов, обучающихся по специализации «Информационные технологии». В процессе исследования авторы статьи приходят к выводу, что необходимость формирования как hard skills, так и soft skills определяется требованиями, предъявляемыми к специалисту в условиях сильной конкуренции на рынке труда, что делает проблему их формирования актуальной и перспективной. В статье выявляется тесная взаимосвязь между hard skills и soft skills, но авторы статьи уделяют большее внимание формированию soft skills, в основе которых лежат такие качества, как креативное мышление, исследовательский подход, критическое осмысление явлений действительности, способность принимать решения и умение общаться.
Ключевые слова: hard skills, soft skills, профессионально ориентированное обучение, иностранный язык, конкуренция.
о с
U со
В современном мире наиболее остро встает вопрос конкурентоспособности «узкого» специалиста, в связи с чем на арену профессиональной подготовки выпускников вузов выходит проблема формирования hard skills и soft skills, т.е. «жестких» и «мягких», или «гибких», навыков.
В течение долгого времени в образовательной практике основное внимание уделялось исключительно формированию "hard skills", т.е. узко профессиональных навыков, а "soft skills" рассматривались, скорее, как «побочный продукт» обучения. Однако, российские методисты, как и их западные коллеги, пришли к выводу, что в процессе профессионально ориентированного обучения формированию soft skills следует уделять такое же, если не большее, внимание, как и формированию hard skills, хотя сделать это гораздо сложнее, поскольку soft skills - это те навыки, которые приобретаются личностью самостоятельно и только в процессе социализации. Но именно владение «гибкими навыками» считается залогом успеха конкурентоспособного специалиста.
Итак, что подразумевается под терминами hard skills и soft skills?
Hard skills - это, по мысли А.К. Арслановой и И.Г. Черемушкиной, - умение планировать свою деятельность, определять задачи для достижения целей, расставлять приоритеты и, конечно же, умение вступать в коммуникацию с руководством и коллегами по работе [1, с. 11]. Ю.А. Желтухи-на определяет hard skills как знания, умения и навыки, которые необходимы для выполнения профессиональных задач обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды [4, с. 32].
Однако, реалии сегодняшней жизни таковы, что для успешной карьеры требуется не только качественное выполнение прямых должностных обязанностей и реализация профессиональных знаний, умений и навыков, что лежит в основе hard skills, но и наличие определенных личностных качеств - таких как «способность самостоятельно и эффективно действовать, благодаря критическому мышлению и эмоциональному интеллекту; умение решать проблемы и принимать на себя ответственность; умение работать в команде и адекватно вести себя в предложенных ситуациях; умение слышать, убеждать и аргументировать» [2, с. 16]. Эти личностные качества, а также дополнительные знания и умения, не привязанные как к системе профессиональной подготовки, так и к конкретной профессиональной деятельности, и получили название soft skills [4, с. 32].
Термин soft skills впервые прозвучал в 1990-е годы в научных трудах американских и немецких специалистов в области управления, которые так называли навыки, связанные с коммуникацией, креативностью и мышлением. [6, с. 418].
Если рассматривать формирование hard skills и soft skills в контексте обучения иностранным языком, то следует отметить следующее. Hard skills направлены на изучение «языка для специальных целей», или LSP ("language for special purpose"), в котором в профессионально ориентированных лексических единицах, преимущественно терминологического характера, в определенных грамматических структурах и синтаксических конструкциях аккумулировано и сохранено профессиональное знание. Цель LSP - «обеспечить адекватное и эффективное общение (коммуникацию) специалистов в данной предметной области» [7, с. 98]. Hard skills на базе LSP «можно сформировать и развить до автоматизма, используя продуманные учебные программы» [5, с. 74].
Что касается soft skills, то обучение этим навыкам не имеет никаких методических инструкций, ибо нет четких инструментов воздействия на «гибкие» навыки, потому что их формирование «исходит из потребностно-мотивационной сферы обучаемого» [5, с. 74]. Но тем не менее, формирование soft skills, их развитие и совершенствование на занятиях по иностранному языку является важной задачей преподавателя, который проводит «обучение в сотрудничестве», вовлекая студентов «в огромное количество ситуаций, где необходимо проявлять качества грамотного и надежного коммуниканта» и в то же время «достойно выполнять профессионально-практические задачи» [5, с. 74].
Hard skills формируются в процессе выполнения упражнений, сопровождающих чтение текста, отражающего специфику специальных знаний. Так, студентам, обучающимся по специальности «Информационные технологии», после чтения текста "Programming languages" предлагаются такие упражнения: "Answer the following questions", "Make all types of questions to the following sentence", "Give English equivalents of the following expressions", "Give Russian equivalents of the following expressions", "Put the verbs in brackets into the correct grammatical form", "Translate the following sentences into English by using words and expressions from the text' и т.п. В hard skills входят и навыки аудирования типа "Listen to the interview with David Wendt, an expert on C. Mark the following sentences as true (T) or false (F). Change the sentences that are false to make them true".
Формирование soft skills требует определенного технологического подхода. В основе обучения, предполагающего развитие и совершенствование «гибких навыков», лежат технологии развития критического мышления, проблемный метод, а также такие формы, как проектная деятельность, кейс-стади (case-study), веб-квест (webquest), гей-мификация, требующие не только аудиторной ра-
боты, но и внеаудиторной деятельности с опорой на самостоятельность [8].
Так, в процессе работы над учебным материалом группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает задание в соответствии с целями, задачами и тематическим содержанием. Предварительно все студенты изучают лексику по теме, помещенную перед текстом. Потом каждая подгруппа работает над определенной частью текста. Например, при работе над темой "Software development" каждая группа должна изучить фрагмент текста, помещенного в учебном пособии: "The Guidance of Software Development", "The Structure of Systems Development Life Cycle Models", "The Influence of the Open Source Development Process on Software Development", "Some Common Mistakes in Software Development", "Some Trends Regarding the Future of Software Development" и разработать на основе текста выступление с презентацией, привлекая дополнительные материалы по теме из книг или сети Интернет. После выступления они отвечают на вопросы товарищей. В конце работы преподаватель задает вопросы по всей теме, убеждаясь в полном понимании изученного материала.
Возможности soft skills активно развиваются в процессе ролевой или деловой игры, в проектной деятельности, в организации «круглого стола» или «мозгового штурма». Иными словами, их формированию способствуют активные методы обучения: коллективные - по способу деятельности, интеллектуальные - по содержанию, креативные -по характеру.
Формирование soft skills проходит в рамках коммуникативного подхода и основывается на следующих методических принципах:
- принципе учебного взаимодействия, дающего право студентам обращаться за помощью к своим товарищам по группе, либо к преподавателю, ликвидируя тем самым пробелы в своем уровне языковой подготовки;
- принципе автономности учения, позволяющем развивать способность самостоятельно управлять процессом усвоения знаний и овладения навыками и умениями;
- принципе стимулирования речемыслительной активности обучающихся;
- принципе интеграции всех видов речевой деятельности [9].
Итак, hard skills и soft skills, если их рассматривать как компетенции в рамках обучения иностранному (в нашем случае - английскому) языку, представляют целенаправленную мотивированную последовательность речевых действий в определенном контексте. Общим признаком, что их объединяет, является мотив к действию, ибо невозможно научить человека чему-либо, если он того не хочет. И в то же время hard skills и soft skills имеют определенные отличия на уровне контекста и алгоритма действий: у hard skills контекст действий стабильный, а алгоритм - линейный; у soft skills контекст действий подвижный, а алгоритм -разветвляющийся [3, с. 226].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
На вопрос «Что важнее - hard skills или soft skills?» нет однозначно ответа. Исследователи считают, что «hard skills часто являются основой для формирования soft skills, поэтому несформи-рованность именно hard skills часто становится основной причиной невозможности обучения и развития в дальнейшем soft skills» [3, с. 227].
Сегодня профессия инженера-программиста выходит по уровню востребованности на одно из первых мест на рынке труда. Но помимо профессиональных знаний и умений ИТ-специалист должен обладать навыками, носящими название soft skills. Формирование в процессе обучения этих навыков является не прихотью, а объективной требованием трудоустройства. Высшая школа должна реагировать на эти запросы. В процессе языковой подготовки специалистов по направлению «информационные технологии» есть возможность получить как знания профессиональной направленности, так и овладеть soft skills, т.е. навыками, которые повысят уровень иноязычной подготовки обучающихся в профессионально ориентированном дискурсе. Дополняя друг друга, hard skills и soft skills позволят личности быстро и успешно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и добиться успеха на сложном пути карьерного роста.
Литература
1. Арсланова А.К., Черемушкина И.Г. Владение навыками soft skills - залог успеха конкурентоспособного специалиста // Развитие Soft компетенций в условиях комплекса мастерских по компетенциям Ворлдскиллс: сб. докладов. -Самара: ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», 2022. - С. 9-15.
2. Власова Л.Х., Демина А.Н., Кечина В.Н. Интеграция soft skills компетенции в социальную среду общежития // Развитие Soft компетенций в условиях комплекса мастерских по компетенциям Ворлдскиллс: сб. докладов. - Самара: ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», 2022. - С. 15-21.
3. Жадько Н.В., Безруких М.М. Концептуальная модель HARD SKILLS vs SOFT SKILLS в структуре функциональной грамотности // Обучение иностранным языкам. Т. 49. - 2022. - № 3. -С.224-233.
4. Желтухина Ю.А. Развитие soft skills для повышения качества профессионального образования конкурентоспособного специалиста // Развитие Soft компетенций в условиях комплекса мастерских по компетенциям Ворлдскиллс: сб. докладов. - Самара: ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», 2022. - С. 30-34.
о 5. Пестова Е.В., Калашникова С.В. Актуальность а формирования "Hard" и "Soft" навыков у обучающихся на занятиях по иностранному языку ~ в вузах МВД России // Мир науки, культуры, об-ss разования. - 2021. - № 4 (89). - С. 73-75.
6. Слезко Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2019. - Т. 12. - Вып. 9. - С. 417-423.
7. Хомутова Т.Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 71. - С. 96-106.
8. Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. -Т. 6 // URL: https://mir-nauki.com.
9. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - № 1 (28). - С. 5358.
FEATURES OF THE FORMATION OF SOFT SKILLS AND HARD SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING A PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A CONDITION FOR THE FUTURE COMPETITIVENESS OF A GRADUATE
Gerasimenko T.L., Kovalchuk S.V.
Plekhanov Russian University of Economics
This article raises the question of the formation of hard skills and soft skills among students of higher educational institutions, i.e. "hard" and "soft" skills, in the process of foreign language vocational training. Having analyzed these terms from the standpoint of social significance, the authors of the article dwell on the problem of the development of hard skills and soft skills among students studying in the specialization "Information technology". In the course of the research, the authors of the article have come to the conclusion that the need for the formation of both hard skills and soft skills is determined by the requirements imposed on a specialist in conditions of strong competition in the labor market, which makes the problem of their formation relevant and promising. The article reveals a close relationship between hard skills and soft skills, but the authors of the article pay more attention to the formation of soft skills, which are based on such qualities as creative thinking, research approach, critical understanding of the phenomena of reality, the ability to make decisions and the ability to communicate.
Keywords: hard skills, soft skills, professionally oriented training, foreign language, competition.
References
1. Arslanova A.K., Cheremushkina I.G. Possession of soft skills is the key to the success of a competitive specialist // Development of Soft competencies in the conditions of a complex of workshops on Worldskills competencies: collection of reports. - Samara: GAPOU SO "Samara State College", 2022. - pp. 9-15.
2. Vlasova L.H., Demina A.N., Kechina V.N. Integration of soft skills competencies into the social environment // Development of Soft competencies in the conditions of the Worldskills competence workshops complex: collection of reports. - Samara: GAPOU SO "Samara State College", 2022. - pp. 15-21.
3. Zhadko N.V., Bezrukikh M.M. Conceptual model of HARD SKILLS vs SOFT SKILLS in the structure of functional literacy // Teaching foreign languages. T. 49. - 2022. - № 3. - Pp. 224233.
4. Zheltukhina Yu.A. Development of soft skills to improve the quality of professional education of a competitive specialist //
Development of Soft competencies in the conditions of a complex of workshops on Worldskills competencies: collection of reports. - Samara: GAPOU SO "Samara State College", 2022. -pp. 30-34.
5. Pestova E.V., Kalashnikova S.V. The relevance of the formation of "Hard" and "Soft" skills among students in foreign language classes at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The world of science, culture, education. - 2021. - № 4 (89). - Pp. 73-75.
6. Slezko Yu.V. Formation of "soft" skills in the process of professionally oriented teaching of a foreign language to international students // Philological sciences. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma, 2019. - Vol. 12. - Issue 9. - pp. 417423.
7. Khomutova T.N. Language for special purposes (LSP): linguistic aspect // Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University. - 2008. - No. 71. - pp. 96-106.
8. Checheva N.A. Development of soft skills among cadets in the process of teaching a foreign language // Online magazine "World of Science". - 2018. - No. 5. - VOL. 6 // URL: https://mir-nauki.com.
9. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formation of soft-skills (soft competencies): approaches to the integration of Russian and foreign experience, classification, operationalization // Personnel and intellectual resources management in Russia. - 2017. - № 1 (28). - Pp. 53-58.