Научная статья на тему 'Особенности формирования словесных портретов, ориентированных на антропологический тип внешности, для целей розыска и установления личности'

Особенности формирования словесных портретов, ориентированных на антропологический тип внешности, для целей розыска и установления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА / DESCRIPTION / THE ANTHROPOLOGICAL APPROACH / EXTERNAL SHAPE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пичугин С. А.

Рассматриваются этапы формирования наиболее информативных словесных портретов, ориентированных на расовые морфологические особенности человека, для целей розыска и установления лиц, совершивших преступление. Проанализированы предпосылки использования антропологического подхода в процессе построения субъективной модели внешнего облика, а также предложены антропологические подходы в рамках повышения информатизации словесных портретов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of drawing up the descriptions focused on anthropological type of appearance for search and an identification of the person

In article stages of formation of the most informative descriptions focused on racial morphological features of the person for search and identification of persons committed crime are considered. The author considers preconditions of use of the anthropological approach in the course of construction of subjective model of external shape, and also anthropological approaches within the limits of increase of information of descriptions are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования словесных портретов, ориентированных на антропологический тип внешности, для целей розыска и установления личности»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ ПОРТРЕТОВ,

ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ВНЕШНОСТИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РОЗЫСКА И УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

С.А. ПИЧУГИН,

кандидат юридических наук,

преподаватель Управления учебно-методической работы Московского университета МВД России

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность

E-mail: pichugin81@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются этапы формирования наиболее информативных словесных портретов, ориентированных на расовые морфологические особенности человека, для целей розыска и установления лиц, совершивших преступление. Проанализированы предпосылки использования антропологического подхода в процессе построения субъективной модели внешнего облика, а также предложены антропологические подходы в рамках повышения информатизации словесных портретов.

Ключевые слова: словесный портрет, антропологический подход, внешний облик человека.

FEATURES OF DRAWING UP THE DESCRIPTIONS FOCUSED ON ANTHROPOLOGICAL TYPE OF APPEARANCE FOR SEARCH AND AN IDENTIFICATION OF THE PERSON

S.A. PICHUGIN,

the candidate ofjurisprudence, The teacher of Management of uchebno-methodical work of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article stages of formation of the most informative descriptions focused on racial morphological features of the person for search and identification of persons committed crime are considered. The author considers preconditions of use of the anthropological approach in the course of construction of subjective model of external shape, and also anthropological approaches within the limits of increase of information of descriptions are offered.

Keywords: description, the anthropological approach, external shape of the person.

Формирование словесных портретов осуществляется методами и средствами, применяемыми в определенной последовательности, поэтапно. Наиболее полное решение задач каждого этапа осуществляется с привлечением результатов работы на предыдущем этапе; каждый этап является подготовительным для следующего1.

Основные этапы формирования словесного портрета: • предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов восприятия, сохранения и воспроизведения мысленного образа);

1 Зинин А.М. Теоретические и практические проблемы криминалистического установления личности по признакам внешности: ав-тореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 41.

• создание условий для формирования криминалистического описания;

• получение криминалистического описания, его оценка специалистом;

• формирование словесного портрета, доработка под контролем очевидца, оценка портрета очевидцем.

В процессе предварительного изучения мысленного образа лица, совершившего преступление, анализируются три стержневые психологические категории: восприятие, сохранение и воспроизведение.

Восприятие (от лат. регсерио) — целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные уровни сенсорных систем. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире; включает в себя понимание и осмысление информации на основе предшествующего опыта; носит категориальный характер2.

В.В. Любимов считает, что восприятие рассматривается как «процесс формирования перцептивных образов, актуально воздействующих на субъекта через органы чувств»3. Г.М. Андреева полагает, что «процесс восприятия представляет собой все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики»4. О.Н. Александрова определяет процесс восприятия как «осмысленный (включающий принятие решения) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных сложных объектов, имеющий определенные специфичные свойства. Также этот синтез выступает в виде образа объекта, который складывается в ходе активного его отражения»5.

Процесс восприятия с точки зрения качественного формирования словесного портрета следует рассматривать как отражение в сознании очевидца признаков внешности разыскиваемого в комплексе их разных свойств при непосредственном визуальном контакте.

Другой не менее важной составной частью мысленного образа является процесс фиксации или запоминания, представляющий собой самостоятельную форму деятельности памяти человека, в которой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения6. По мнению А. Бергсона, «запоминание — это процесс, обеспечивающий удержание образа в памяти»7. А.Г. Маклаков считает, что «запоминание по своим физиологическим механизмам

представляет собой образование в коре головного мозга требуемых нервных связей в процессе восприятия и закрепления их»8.

Процесс запоминания, или фиксации образа, зависит от свойств памяти каждого конкретного человека, в частности очевидца события.

Зафиксированный в памяти мысленный образ не может самостоятельно использоваться при составлении криминалистического описания. С этой целью практическим сотрудникам ОВД необходимо саму мысленную модель образа, хранящуюся в памяти очевидцев события преступления, преобразовать в форму, удобную для его активного использования при выполнении определенных оперативно-розыскных, следственных и криминалистических задач. В этом может помочь третий элемент мысленного образа — воспроизведение, которое представляет собой восстановление или реконструкцию актуализированного образа в той или иной знаковой форме9.

По мнению Н. Рамси и Д. Харкорта, воспроизведение может выражаться в самом процессе «актуализации ранее сформированного психологического образа»10. Как полагает С.Л. Рубинштейн, «воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятель-ности»11. Е.Е. Лихоманова считает, что «воспроизведение — вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого и построение соответствующих ему представлений»12.

Воспроизведение мысленного образа носит избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности и актуальными пережива-

2 Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003; Д. Джери, Джери Д. Большой толковый социологический словарь. М., 2001; Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова, 1998.

3 Любимов В.В. Психология восприятия: учебник. М., 2007. С. 14.

4 Андреева Г.М., Донцова А.И. Место межличностного восприятия в системе перцептивных образов и особенности его содержания. Хрестоматия по социальной психологии. М, 1995. С. 57.

5 Психология социальной работы: учеб. пособие / О.Н. Александрова [и др.]; под ред. М.А. Гулиной. СПб., 2004. С. 257.

6 Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина, И.Н. Гвоздева / под ред. С.М. Черкасова. СПб., 1995.

7 Бергсон А. Две формы памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.М., 1979. С. 61.

8 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001. С. 10.

9 ВыготскийЛ.С. Психология. М., 2000. С. 127.

10 Рамси Н, ХаркортД. Психология внешности. СПб., 2009. С. 8.

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 60.

12 Лихоманова Е.Е. Мнемические процессы. Память. М., 2003. С. 112.

ниями, в результате чего в сознании появляются образы и ранее воспринимавшиеся представления, а также происходит существенная перестройка ранее воспринятого мысленного образа.

Определение качества мысленного образа, возможностей и пределов его использования должно производиться с учетом конкретного воздействия на мысленный образ всех известных субъективных и объективных факторов в их взаимодействии, совокупном влиянии на полноту и точность мысленного образа и отдельных его элементов. Речь идет о следующих факторах восприятия:

• объективные — условия наблюдения разыскиваемого лица; время наблюдения; обстоятельства, предшествующие наблюдению и последующие за ним;

• субъективные — личностные характеристики наблюдающего лица (особенности темперамента, волевые черты, эмоциональные особенности и др.), профессиональная принадлежность.

Информационный зрительный фокус направлен на восприятие человека как определенного расового морфологического типа внешности. Определив тип расы по психологическому принципу «свой-чужой», перцепция человека либо усиливается, либо утрачивает свои распознавательные функции, не давая воспринимать черты внешности иной расовой группы в полном объеме. Следовательно, при изучении мысленного образа необходимо привлекать тех очевидцев, которые имеют с разыскиваемым лицом аналогичную принадлежность к антропологической группе. Эта особенность связана с тем, что люди одной расовой группы легко находят различия во внешности похожих людей собственной группы и затрудняются при необходимости определения различий во внешнего облика с человеком иной расовой группы.

Эта необходимость обусловлена сходностью специфики психологического процесса восприятия, фиксации и воспроизведения признаков внешности аналогичных расовых групп, в частности разыскиваемого и опрашиваемого лица. Несомненно, в подобных случаях признаки внешности разыскиваемого очевидцем будут восприниматься более объективно и достоверно. Однако в целях правильности понимания особенностей элементов и признаков внешности разыскиваемого необходимо учитывать тот факт, что очевидцу, как правило, наиболее удобнее излагать осо-

бенности внешнего облика на родном национальном языке. Возникающие неясности отдельных выражений при описании признаков элементов внешности переводчик должен обязательно разъяснять специалисту.

На втором этапе подготавливаются средства и иллюстративные материалы для полноценной работы по материализации мысленного образа разыскиваемого лица на определенном носителе информации. В качестве иллюстраций наряду с отдельными зарисовками элементов и признаков внешности должны быть использованы обобщенные портреты антропологических расовых морфологических групп населения13, позволяющие правильно ориентировать очевидца.

На третьем этапе работы фиксируются излагаемые очевидцем в форме свободного рассказа признаки внешности. Специалистом не ставится задача получить от очевидца подробное, детальное описание внешнего облика разыскиваемого лица. При этом недопустимы любые наводящие вопросы. Какие-либо пробелы в сведениях о внешности специалист не должен восполнять сам, предлагая свои варианты ответов. Основная задача этого этапа — формирование у специалиста собственного представления о внешнем облике разыскиваемого лица (формирование вторичного мысленного образа).

В ходе изучения признаков внешности необходимо выделять особенности, характеризующие принадлежность разыскиваемого лица к определенному расовому морфологическому типу (цвет кожного покрова, форма лица, цвет и особенности волосяного покрова головы, величина и форма глаз, величина и форма спинки носа), а затем остальные индивидуализирующие признаки. Можно предложить очевидцу самостоятельно сделать эскизный рисунок скрывшегося человека, его фигуры. Основываясь на данных рисунка, представляются основные пропорции лицевой части головы, величина и взаиморасположение отдельных элементов лица.

Формирование итогового словесного портрета является решающим этапом, определяющим успех последующих мероприятий, направленных на установление личности человека, поскольку в процессе получения первоначального варианта портрета осуществляется качественный переход от произвольного

13 Пичугин С.А. Криминалистическое установление личности по признакам внешности человека: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. Т. 2.

варианта описания к упорядоченному. Полученный вариант портрета подвергается оценке очевидца. Участие и контроль очевидца необходим на всех этапах отражения черт внешности в портретах, так как в каждом из них мысленный образ, зафиксированный в памяти очевидца, получает материальное воплощение. Причины сомнений очевидца в соответствии портрета определенному лицу необходимо тщательно исследовать и определить их природу.

В ходе беседы с очевидцем действия специалиста должны быть построено следующим образом: первоначально устанавливается общее сходство выявленных признаков внешнего облика разыскиваемого лица с какой-либо определенной расовой группой (внешность монголоида, европеоида, негроида), а затем при предъявлении словесного портрета разыскиваемого очевидцу предлагается возможность дополнить, описать во внешнем облике те признаки и их особенности, которые не нашли отражения в портрете. Оценка портрета очевидцем дает возможность правильно ориентировать инициатора задания на розыск неизвестного лица, а специалисту — оценить свою работу.

При изучении словесного портрета в целях его практического использования сотрудникам оперативно-розыскных аппаратов рекомендуется выделять три группы признаков внешности: 1)заметные издали (например, борода, усы, очки); 2)доминирующие (очень толстые губы, крупный нос и т.д.), свидетельствующие о принадлежности разыскиваемого к определенному расовому морфологическому типу; 3)индивидуальные, совокупность которых достаточна для установления личности.

Опираясь на вышеописанные группы признаков, последовательность процесса установления личности человека по словесным портретам можно представить следующими этапами:

• выделение среди общей группы лиц только тех, которые имеют сходные с разыскиваемым человеком признаки, характеризующие расовую морфологическую принадлежность;

• выделение из определенной группы лиц с аналогичной расовой морфологической принадлежностью только тех, которые имеют сходные доминирующие признаки внешности;

• непосредственное сопоставление сходных индивидуальных признаков внешности, отображенных в

портрете, и имеющихся у интересующего человека, за которым ведется визуальное наблюдение.

Таким образом, для выделения определенной группы людей из некоторой «общей массы» в целях упрощения процесса осуществления розыска и установления личности разыскиваемого лица необходим качественно иной принцип индивидуализации, ориентированный преимущественно на расовую морфологическую принадлежность. Принцип индивидуализации внешнего облика разыскиваемого с помощью словесных портретов должен происходить по следующей схеме: первоначально выявляется группа или определенное сообщество людей, обладающие «общими», сходными специфическими признаками внешности, а затем происходит процесс установления конкретного разыскиваемого лица из этой группы с помощью словесного портрета, основываясь на более конкретизирующих «узких» субъективных сведениях, позволяющих установить его личность. Научная сторона функционирования этого принципа построена на основных положениях антропологической науки14 об индивидуальности сообществ людей, групп, ареала проживания и т.д.

Литература

1. Виниченко И.Ф., Зинин А.М. Типологические признаки внешности человека. М., 1975.

2. Зинин А.М. Внешность человека в криминалистике (субъективные изображения). М., 1995.

3. Зинин А.М. Применение субъективных портретов: учеб. пособие / под ред. В.А. Снеткова. М., 1996.

4. Использование информации очевидцев о признаках внешности человека при составлении субъективных портретов / А.М. Зинин [и др.]. М., 1996.

5. Снетков В.А. Использование признаков внешности в работе органов внутренних дел: практикум. М., 1993.

6. Walder H., Hansjakob T. Kriminalistischen Denken. Ministerium des Innern, Publikationsabteilung. Berlin, 2010.

14 Нестурх М.Ф. Человеческие расы. М., 1965; Рогинский Я.Я., Левин Н.С. Антропология: учебник. М., 1996; Аксянова Т.А. Критика биологических аспектов расизма // Расы и народ. М., 1991; Дя-ченко В.Д. Антропологический состав современных славянских народов. М., 1964; Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным // Труды ИЭ АН СССР. М., 1965. Т. 88; Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. М., 1985; Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989; ТегакоЛ.И., СаливонИ.И. Основы современной антропологии. Мн, 1989; Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1996; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.