Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЛЕКСИКА / ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Халилова Г.З.

В статье анализируется дизонтогенез лексической стороны речи у детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития в трудах разных ученых, рассматривающих данную проблему. Описывается состояние лексики у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376.2

Ямалетдинова А.М., канд. пед.наук, доцент Халилова Г.З., магистрант ФГБОУВО «БашГУ» (Уфа, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье анализируется дизонтогенез лексической стороны речи у детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития в трудах разных ученых, рассматривающих данную проблему. Описывается состояние лексики у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, лексика, дизонтогенез.

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией, и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание.

У детей с задержкой психического развития отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря может быть близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких

животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и частей предмета.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря [24; 113].

Характерной особенностью словаря детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего значения.

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

1) смешения слов на основе сходства по признаку функционального назначения:

миска - тарелка, метла - щетка,

кружка - стакан, лейка - чайник, графин - бутылка;

2) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан - фартук, фонтан - душ, майка - рубашка, подоконник - полка;

3) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

каток - лед, вешалка - пальто;

4) смешения слов, обозначающих часть и целое; воротник - платье, паровоз - поезд,

кузов - машина, локоть - рука, подоконник - окно;

5) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь - ботинки, посуда - тарелки, цветы - ромашки, одежда - кофты;

6) использование словосочетаний в процессе поиска

слова:

кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить, паровоз - поезд без окон, плита - газ горит, клумба - копают землю, юла - игрушка крутится. Нарушения развития лексики у детей с задержкой психического развития проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Как и в норме, у детей 7-8 лет с задержкой психического развития также происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакции. Однако преобладание парадигматических реакций у детей с речевыми нарушениями не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием.

Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с задержкой психического развития к 7-8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25% всех

ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается [9;190].

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7-8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7-8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с задержкой психического развития имеются особенности и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи [7;336].

Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у данной категории детей имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие [10;352].

1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.

2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.

3. У детей с задержкой психического развития наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.

Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием

отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциаций.

Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов [7; 336].

Таким образом, нарушения формирования лексики у детей с задержкой психического развития проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, в трудностях актуализации словаря, неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, А. Индивидуальная психология / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века. (Тексты). - М.: Юнити, 2009. - 340 с.

2. Андрущенко,Т.Ю. Шашлова, Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. Издательство: Академия. -2003. - 322 с.

3. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -2010. - № 6. - С. 45-53.

4. Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. Психологические произведения. - М., 1994. - 344 с.

5. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати (Серия «Психология детства») Екатеринбург, «У-Фактория», 2006. - 456 с.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 2009. - 134 с.

7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

8. Захарова, А.В. Боцманова, М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 5865.

9. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.-М - Воронеж, 2001. - 190 с.

10. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика. Изд.4 [Текст], Едиториал УРСС, 2009. - 352с.

11 . Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

12. Карпова, Е. В., Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997. - 211 с.

13 . Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. -СПб., 1997. - 372 с.

14. Лалаева, Р. И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - 431 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.