Научная статья на тему 'Особенности формирования сфер деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов'

Особенности формирования сфер деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / СБЫТ / СНАБЖЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВА-ЧЛЕНЫ КООПЕРАТИВА / AGRICULTURAL BUSINESS / SUPPLY / FARMS-MEMBERS OF COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгорный П. В.

В статье рассматриваются проблемы малого агробизнеса в процессе хозяйственной деятельности, связанные с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Представлен подход к формированию снабженческой и сбытовой сфер деятельности кооператива в зависимости от специализации хозяйств-членов кооператива. Определены необходимые условия для эффективного осуществления услуг по сбыту и снабжению кооператива как хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF AGRICULUTURAL CONSUMER CO-OPERATIVES FORMATION

The article deals with the problems of small agricultural business in the process of its economy activity connected with the production and distribution of agricultural output. The article highlights supply and distribution spheres of cooperative activity formation depending on specialization of members of a co-operative. The article describes the conditions which are necessary in carrying out distribution and supply services for a co-operative.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования сфер деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов»

♦

4. Иванова E.H. Оценка стоимости недвижимости. М., 2008; Каминский A.B., Страхов Ю.И., Трейгер E.M. Анализ практики оценки недвижимости М., 2005; Татарова A.B. Оценка недвижимости и управление собственностью Таганрог, 2003.

5. По данным анализа рынка офисной недвижимости за предыдущие годы, проведенного риэлтерской компанией ООО «Пульсар».

6. По данным Министерства экономики и развития торговли.

7. Секрет фирмы. 2004. № 12.

8. Секрет фирмы. № 14.

9. Смоляк С.А. Дисконтирование денежных потоков в задачах оценки эффективности инвестиционных проектов и стоимости имущества. М., 2006; Галасюк B., Сорока М.,

Галасюк В. Понятие экономического риска в контексте концепции ССР // Вестник бухгалтера и аудитора Украины. 2002. № 15 - 16.

10. Ставка дисконтирования включает в себя инфляционную составляющую и является номинальной, а не реальной ставкой.

11. Тарасевич Е.И. Оценка недвижимости. СПб., 1997.

12. Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М., 1995.

13. Эксперт. 2004. № 36 (436); Эксперт. 2006. № 1 -2(496).

14. иР1_: www.financeportal.ru/articles/762.html, Ь|Мр:/Лтт«. Sbrf.ru; Ь|Мр:/Лтт«. vtb.ru; Ь|Пр:/Лтт«. Alfa-bank.ru; Ь|Пр:/Лтт«. mmbank.ru; Ь|Мр:/Лтт«. gazprombank.ru

УДК 339.372.843

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ КООПЕРАТИВОВ

Сегодня в России крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства (К(Ф)Х и ЛПХ) как и другие малые формы хозяйствования, испытывают в процессе своей деятельности ряд характерных проблем:

- недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

- дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

- недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

- поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;

- проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);

- недостаток мощностей, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, площадей для хранения.

Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные К(Ф)Х и часть малых сельскохозяйственных предприятий. За последние годы между производителями и переработчиками появилось множество посредников, что еще сильнее исказило межотраслевой паритет цен на продукцию сельского хозяйства и готовые продовольственные товары. Для хозяйств, расположенных вдали от городов и промышленных центров, трудности, возникающие при сбыте произведенной продукции, являются злободневным вопросом. В первую очередь это касается наиболее дефицитных продуктов: молока и мяса.

Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями крупного агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируя рынок. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания ЛПХ и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Преимущественное положение кооперативов по сравнению с другими формами хозяйствования заключается в том, что применяемый в них организационно-экономический механизм повышает социальную активность членов этих предприятий, тем самым создаются предпосылки для мотивации труда и повышения эффективности АПК [1].

Деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов направлена на улучшение экономического и социального благосостояния

Н.В. Подгорный,

аспирант кафедры экономики природопользования и АПК, СГСЭУ

его членов, повышение жизненного уровня селян. В Саратовской области сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы (СПСК) действуют на рынке зерна, молочной продукции, мяса и мясопродуктов. Поэтому анализ окружающей среды предполагает анализ продовольственных рынков страны и отдельных регионов, а также анализ рынков, связанных с поставками средств производства: рынок ГСМ, семян, удобрений, гербицидов, запчастей, технических средств производства и тд.

Отметим, что СПСК создаются сельхозтоваропроизводителями, специализирующимися на производстве определенного вида сельскохозяйственной продукции, формируя тем самым отраслевую направленность кооператива. В зависимости от отраслевой направленности СПСК производят поставки специфических оборотных и основных фондов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности КФХ, ЛПХ и самого кооператива (рис. 1). Так, функциями снабжения молочного сельскохозяйственного потребительского кооператива будут поставки передвижной лаборатории для определения качества молока, охладителя для охлаждения и хранения молока, снабжение молодняка КРС кормами, ветеринарными препаратами.

- технические характеристики (данные, предоставляемые изготовителем, результаты опытов на местах и т.д.);

- сроки и условия поставки;

- цены (в ситуациях, когда прочие условия одинаковы).

СПСК, специализирующиеся на производстве и реализации зерна, оказывают услуги по поиску и выбору поставщиков сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, семенного материала и т.д., наиболее отвечающих запросам его членов. В то же время следует помнить, что кооператив не может «навязывать» свои услуги членам. Каждый член кооператива пользуется правом свободного выбора снабженческой политики своего хозяйства. Кооператив выбирает ограниченный перечень техники, оборудования, удобрений или семян, поскольку он не может заниматься всеми возможными видами. Член кооператива может отдать предпоч тение чему-то другому, например, потому, что он уже получал технику и другие средства производства по другим каналам. В таком случае он произведет закупки средств производства не через кооператив.

Кооперативу необходимо планировать свою деятельность исходя из определенного объема поставок членам, чтобы иметь возможность рассчитаться с по-

жив отноводств о

РАСТЕНИЕВ ОДСТВО

- Кормов для животноводства;

- ветеринарных препаратов;

- услуг ветеринарного обслуживания и т.д.

Молочные Мясные

4 4

- Племенного - Племенного

поголовья скота поголовья скота и

молочного птицы мясного

направления и направления;

других средств - оборуд ования,

производства; запасных частей

- оборудования, для мясного ското-

запасных частей водства и

для молочного предпродажной

скотоводства и подготовки и

предпродажной мясопро дуктов;

подготовки к - техники и

реализации молока; оборудования для

- оборудования для забоя скота,

переработки, хране- хранения,

ния и транспортиров- переработки,

ки молока и молоч- транспортировки

ной продукции и т.д. мяса и мясопродуктов и т.д.

Зерновые

- Оригинальных, элитных семян (гибриды);

- з ерноубор очных комбайнов, сеялок, тракторов, других с/х орудий и запасных частей и материалов для ремонта с/х

те хники;

- оборудования для подработки, переработки, транспортировки и хранения зерновых культур и зернопродуктов

и т.д.

- Горючесмазочных материалов; минеральных удобрений;

- средств химической защиты растений; материалов для строительства хранилищ

Овощные

I

Плодово-

ягодны®

Картофеле-

водство

- Оригинальных, элитных семян овощных культур;

- оборудования для подработки, переработки, транспортировки и хранения овощных культур и продуктов переработки;

- тракторов, сеялок других с/х орудий, запасных частей и материалов для ремонта с/х техники и т.д.

4

Технические

культуры

Посадочного

материала;

специальной техники для обработки садов и ягодных культур и запасных частей и материалов;

оборудования для подработки, переработки, транспортировки и хранения плодовоягодных культур и готовой

продукции и т.д.

Оригинальных, элитных семян (гибриды);

специальной т ехники и с /х орудий для высадки в грунт обработки и сбора, запасных частей и материалов;

оборудования для подработки, переработки, транспортировки, расфасовки и хранения картофеля т.д.

і

- Оригинальных, элитных семян (гибриды)

подсолнечника, сои, сахарной свеклы;

- комбайнов, сеялок, т рактор ов, друг их с/х орудий и запчастей и материалов для ремонта с/х техники;

- оборудования для подработки, переработки, транспортировки и хранения техниче ских культур и готовой продукции ит.д.

Рис. 1. Формирование сфер снабженческой деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов в зависимости от отраслевой направленности

Поставщики и виды поставляемой продукции независимо от отраслевой направленности СПСК выбираются в со ответствии со следующими критериями:

- условия оплаты (возможности получения кредитов, условия бартерных поставок и натуроплата, предоплата);

ставщиками. Для этого в начале года каждый член-пайщик самостоятельно устанавливает объем покупок, которые он осуществит через кооператив и берет на себя ответственность за выполнение этого обязательства. Следует помнить, что независимо от того, оформлено ли обязательство, оплата и получение заказа с

момента подачи заявки являются для него обязательными.

Реализация произведенной продукции через СПСК -заключительная и важнейшая стадия работы сельскохозяйственного товаропроизводителя. То, с какой выгодой будет продана продукция, во многом зависит от эффективности сбытовой деятельности кооператива (рис. 2). Большую выгоду можно получить, если продать продукцию, предварительно ее переработав. СПСК, специализирующиеся на производстве и реализации мяса и мясопродуктов, формируют партии и реализуют продукцию К(Ф)Х и ЛПХ на мясоперерабатывающих предприятиях. В ряде случаев часть про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кооператив должен оперировать значительными объемами продукции. Он должен заключить договоры о продаже. Эти договоры должны быть подкреплены обязательствами производителей, чтобы кооператив мог эффективно работать на рынке. Таким образом, руководство кооператива может рассчитывать на определенный объем продукции и начинать работу на рынке. Объем продукции, который кооператив может собрать в хозяйствах своих членов, - одна из сильнейших его сторон, дающая кооперативу весомость при обсуждении цен и сроков оплаты.

2. Кооператив должен быть уверен, что объем произведенной продукции будет достаточным для покры-

СБЫТОВЫЕ ФУНКЦИИ СПСК КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ЖИВОТНОВОДСТВО

Молочные

Мясные

РАСТЕНИЕВОДСТВО Производство технических культур

Зерновые Овощные Плодово -ягодные Картофеле- водство

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

- с.-х. рынки;

- продуктовые магазины

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

- Организации общественного питания;

- муниципальные учреждения;

- молококонсервные заводы;

- молочные комбинаты;

- хладокомбинаты;

- сетевые магазины и т.д.

- Мясоперера-батыва ющие цеха;

- колбасные цеха;

- пельменные цеха;

- мясокомбинаты;

- сетевые магазины;

- организации общественного питания;

- муниципальные учреждения и т.д.

- Мукомольные заводы;

- комбикормовые заводы;

- хлебные базы;

- комбинаты хлебопродуктов;

- зерноперерабатывающие предприятия;

- хлебоприемные предприятия;

- импортеры зерна и т.д.

- Овощеконсервные заводы;

- организации общественного питания;

- муниципальные учреждения (школы, детские сады);

- плодоовощные предприятия и т.д.

- Заводы патоки и глюкозы;

- организации общественного питания;

- муниципальные учреждения;

- овсщекон-сервные заводы;

- предприятия первичного виноделия и т.д.

- Организации общественного питания;

- муниципальные учреждения (шкалы, детские сады);

- предприятия по производству полуфабрикатов;

- крахмалопаточные заводы и т.д.

- Предприятия текстильной промышленности;

- комбикормовые заводы;

- предприятия по переработке льна и конопли;

- предприятия по производству эф ирно масличной продукции и т.д.

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Рис. 2. Формирование сфер сбытовой деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых

кооперативов в зависимости от отраслевой направленности

дукции подвергается переработке в СПСК при использовании производственных линий по переработке мяса. Изготовленные полуфабрикаты и мясные изделия реализуются кооперативом через сеть магазинов. Кроме того, кооператив может оказывать услуги по длительному хранению продукции в специально построенных складских помещениях. Но не всегда произведенная продукция может храниться длительное время, что в первую очередь относится к плодоовощной подотрасли. В данном случае кооперативы, созданные для переработки и сбыта плодов и ягод, в минимальный короткий срок обеспечивают переработку продукции или формируют партии для дальнейшей подработки и реализации по существующим каналам сбыта. Услуги по переработке и сбыту продукции кооператив может эффективно оказывать при соблюдении некоторых условий:

тия суммы фиксированных затрат на транспортировку, формирование партий, переработку, погашение кредита. Каждый член кооператива должен взять на себя долгосрочное обязательство на поставку для переработки определенного объема продукции.

3. Кооператив должен уделять серьезное внимание контролюкачествапродукции.Этоособенно важно для мясного и молочного производства, производства зерна и зерновых культур, где небольшая партия молока низкого качества может испортить качество всего молока при их смешивании.

4. В идеале кооператив должен располагать собственными мощностями для хранения и переработки. Поскольку значительные капитальные вложения, необходимые для строительства собственных хранилищ и производственных линий, кооператив не всегда может себе позволить, поэтому в ряде случаев целесооб-

разно заключение договоров на аренду складских помещений со сторонними организациями.

5. Кооператив должен контролировать транспортировку продукции к местам хранения и переработки. Транспортировка зачастую является для производителей принуждением, и непринятие во внимание этого факта может привести кооператив к проблемам со сбором урожая, так как члены кооператива могут не выполнить своих обязательств по поставкам, ссылаясь на транспортные проблемы. Контроль над перевозкой продукции должен осуществляться независимо от того, использует ли член кооператива собственные транспортные средства для перевозки продукции или кооператив доставляет урожай или продукцию в хранилища собственными транспортными средствами, либо обратившись к услугам транспортных предприятий.

6. Кооператив должен располагать информацией о рынке, но менеджеры кооперативов не всегда могут ее получать и использовать. Для получения информации кооператив может использовать Интернет или обращаться к услугам информационно-консультативных центров.

Необходимо отметить, что большинство зерновых фирм, овощеконсервных заводов, предприятий по промышленной переработке молока и мяса ориентированы на закупку крупных партий сельскохозяйственной продукции и не желают работать с мелкими и средними сельскохозяйственным товаропроизводителям [2]. Переход от государственной монополии к многоканальной системе продаж создал положение, при котором средние и мелкие сельскохозяйственные товаропро-

изводители плохо ориентируются в ожидаемой структуре спроса. Поэтому в настоящее время возникла многочисленная армия посредников, зачастую ненадежных, которые, нередко забирая продукцию у хозяйств, не расплачиваются с ними, пользуясь их юридической безграмотностью.

Сельхозпроизводители могут получать консультационные услуги по различным вопросам, связанным с производством, хранением, реализацией продукции. Получение таких консультаций дает возможность членам кооперативов повысить прибыльность их собственных хозяйств. Также кооператив может оказывать консультационные и другие услуги, например по снабжению средствами производства или реализации продукции, обучению,внедрению инновационных схем производства.

СПСК позволяет организовывать совместную деятельность хозяйств таким образом, чтобы они, будучи его членами, имели возможность сообща решать имеющиеся проблемы и способствовать удовлетворению своих потребностей в зависимости от отраслевой направленности, не теряя своей деловой, экономической и юридической независимости.

1. Глебов И.П. Развитие кооперированных и интегрированных структур в агробизнесе Поволжья. Саратов, 2000.

2. Формирование сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов: методич. рекомендации / И.П. Глебов, H.A. Кузнецова, A.A. Лексина. Саратов, 2006.

УДК 332.142.4

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

С.Р. Ревзин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики природопользования и АПК, СГСЭУ

В течение последних десятилетий общество столкнулось с проблемой возрастания антропогенной нагрузки на окружающую среду. Очевидной стала тенденция к снижению уровня комфортности среды жизни человека, что обусловлено воздействием прежде всего экологических факторов. Ухудшение экологической ситуации, снижающее уровень комфортности жизни человека, вызывает рост заболеваемости и смертности, сокращает продолжительность и качество жизни, а также негативно сказывается на производительности труда, снижая эффективность экономики как на уровне отдельных территорий, так и государства в целом.

В настоящее время стала очевидной необходимость учета и оценки состояния окружающей среды для всех заинтересованных сторон:

- органов государственной власти;

- предприятий и организаций всех форм собственности, особенно осуществляющих деятельность в сфере природопользования;

- общественности, те. населения соответствующей территории, вплоть до каждого человека.

Эти обстоятельства обусловливают актуальность использования такой социально-эколого-экономической категории как «экологический комфорт», а также его экономической оценки как услуги населению.

Под комфортом принято понимать «совокупность бытовых удобств, благоустроенности и уюта жилищ, общественных учреждений, средств сообщений и прочих материальных благ» [2], а под зоной комфорта - «опти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.