Научная статья на тему 'Особенности формирования рынка труда молодых специалистов и рынка образовательных услуг в Республике Беларусь'

Особенности формирования рынка труда молодых специалистов и рынка образовательных услуг в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / мониторинг образования / профессиональная ориентация / молодой специалист.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. А. Высоцкий, В. В. Борботько

Описаны базовые условия, предшествующие формированию рынков труда молодых специалистов и образовательных услуг, сформулированы проблемы их функционирования. Предложен механизм проведения мониторинга востребованности молодых специалистов в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF A LABOUR MARKET OF YOUNG EXPERTS AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN REPUBLIC OF BELARUS

The starting conditions previous formation of labour markets of young experts and educational services are described, problems of their functioning are allocated. The scheme of carrying out of monitoring of a demand of young experts in Belarus is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рынка труда молодых специалистов и рынка образовательных услуг в Республике Беларусь»

Доклады БГУИР

2008 № 8 (38)

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 331.101

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

О.А. ВЫСОЦКИЙ, ВВ. БОРБОТЬКО

Академия управления при Президенте Республики Беларусь Московская, 17, Минск, 220007, Беларусь,

Поступила в редакцию 7 апреля 2008

Описаны базовые условия, предшествующие формированию рынков труда молодых специалистов и образовательных услуг, сформулированы проблемы их функционирования. Предложен механизм проведения мониторинга востребованности молодых специалистов в Республике Беларусь.

Ключевые слова: рынок труда, мониторинг образования, профессиональная ориентация, молодой специалист.

Современное состояние развития рынков труда и образовательных услуг в Республике Беларусь определяется, во-первых, базовыми условиями, во-вторых — факторами, присущими текущему развитию экономики.

Республика Беларусь является одной из правопреемниц экономической системы СССР. В плановой экономике Советского Союза рынок труда и все процессы, протекающие на нем, долгое время рассматривались как явления, присущие лишь капиталистическим странам, а безработица возникает в результате многочисленных противоречий на рынке труда между трудом и капиталом. Предполагалось, что равномерное развитие экономической системы СССР даст неограниченные возможности для формирования полной занятости в общественном производстве. Главная задача состояла в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население страны. Для этих целей использовались различные инструменты государственного управления.

По данным государственной статистики с развитием и становлением экономической системы уровень безработицы в стране сокращался. Данная динамика стала четко прослеживаться с развитием процессов индустриализации производства и к концу 1930 г. с безработицей в стране было покончено. Эти данные можно оценивать несколько скептически, так как в стране существовали трудоизбыточные районы, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Кроме этого, наряду с вынужденной незанятостью существовала сверхзанятость (европейская часть РСФСР и республики Балтии). Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых в Советском Союзе проводились различные мероприятия для сведения к минимуму противоречий между спросом и предложением труда, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на уровень безработицы. Во-вторых, безработицы, как таковой, в ее классическом понимании, в Советском Союзе не существовало, что отмечено во "Всемирной программе занятости" Международной организацией труда в 1960 г. Несмотря на то, что на протяжении 1970-1980 гг. наблюдалась тенденция увеличения текучести кадров, трудоустройство в условиях экономической системы СССР было вопросом времени [1].

В плановой экономической системе Советского Союза рынок образовательных услуг находился под контролем государства. Высшая школа выделялась как часть народнохозяйственного комплекса страны. Подготовка и распределение молодых специалистов основывались на централизованном обобщении заявленных потребностей в кадрах отдельных предприятий и организаций всех отраслей экономики. Для каждого высшего учебного заведения формировался государственный заказ на подготовку специалистов. Составлялись сметы финансирования из средств государственного бюджета и предприятий.

Подготовка специалистов в условиях советской экономической системы имела ряд уникальных особенностей. Во-первых, при формировании заказа учебным учреждениям приоритетной являлась подготовка специалистов для работы в промышленном секторе экономики (в первую очередь ВПК и машиностроение). Во-вторых, минимальное внимание уделялось подготовке кадрового потенциала для сферы услуг. В-третьих, основная доля специалистов обучалась для работы на крупных предприятиях. В-четвертых, доля специалистов, занятых на малых предприятиях, была мала.

В экономической системе Советского Союза разрабатывались и реализовывались мероприятия, направленные на обеспечение первым рабочим местом выпускников учебных учреждений. Основным из направлений было законодательное закрепление прав молодых специалистов и обязанностей учреждений образования и предприятий по предоставлению и формированию рабочих мест. Согласно ст.ст. 181 и 182 КЗоТ Белорусской ССР 1972 г., для всех предприятий и организаций устанавливалась бронь приема на работу и на производственное обучение молодежи, а также выпускники профессионально-технических, технических, средних и высших учебных учреждений обеспечивались работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией [2-4]. Кроме того, формировалась особая система социальных гарантий, цель которой — повысить интенсивность трудовой деятельности специалиста и сформировать "привязку" последнего к постоянному месту работы. Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, и органы государственной службы занятости обязаны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. Реализуя программы предоставления первого рабочего места выпускникам учреждений образования, государство сводило к нулю уровень безработицы среди молодых специалистов. Кроме того, это позволяло решать вопросы социальной защиты выпускников. Образовательная система Советского Союза была признана одной из лучших, и ее расцвет пришелся на 19601970 гг. Эффективность функционирования данной системы была основана на безусловном централизованном балансировании трудовых ресурсов и потребности в них. Однако с развитием экономики и увеличением количества подготавливаемых специалистов стало прослеживаться несоответствие между этими показателями [1].

В начале 1990-гг. ситуация с подготовкой и трудоустройством молодых специалистов кардинально изменилась. Совет Министров СССР принял постановление об отмене централизованного распределения выпускников и исключил гарантию занятости из числа социально-экономических гарантий. Данные действия были приняты исходя из сложившейся кризисной ситуации воспроизводства квалифицированных кадров, причиной которой стали преобразования в народном хозяйстве страны и изменения структуры собственности. В условиях формирования экономической системы Республики Беларусь практически полностью разрушились прежние связи между профессиональным трудом и профессиональной школой. Механизм планового распределения специалистов свелся к минимуму и основным способом соединения молодых специалистов с приватизированными предприятиями стал формирующийся рынок труда.

В современных условиях, когда экономическая система страны практически сформировалась, все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений, наиболее полной реализации их профессионального и личного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Проблема трудоустройства молодых специалистов частично перешла в разряд рыночных отношений, а также приобрела

масштабный характер. В первую очередь это вызвано тем, что рынок труда достаточно специфичен: спрос на рынке труда сильно зависит от состояния отраслей экономики и отдельных предприятий.

Серьезной проблемой также является то, что в настоящее время на предприятиях не занимаются перспективным планированием кадров, а это не позволяет учебным заведениям прогнозировать перспективную потребность экономики региона в квалифицированных специалистах и затрудняет процесс сотрудничества учебных заведений с предприятиями региона по вопросам кадрового планирования.

В последние годы экономика страны столкнулась с еще одной проблемой — профессиональные и личностные качества выпускников учебных учреждений не удовлетворяют требованиям, предъявляемым рынком труда. Другими словами, уровень подготовки молодых специалистов не позволяет последним на высоком уровне представлять специальность как на внутреннем, так и на внешнем рынках труда.

Численность молодежи в возрасте 16-29 лет, занятой в экономике Республики Беларусь, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь в 2005 г. составила 937,9 тыс. человек, или 23,5% от числа всех работников. На рабочих должностях занято 60,6% работающей молодежи, служащих — 39,4%. Общая численность зарегистрированной молодежи в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 8,7 тыс. человек, или на 6,2%. При этом регистрация безработной молодежи также увеличилась на 919 человек, или на 0,9%. Пятая часть зарегистрированной безработной молодежи — это выпускники различных учебных заведений. За 2005 г. регистрация этой категории осталась на уровне прошлого года — более 18 тыс. человек. В структуре зарегистрированных безработных в 2005 г. выпускники учебных учреждений составляют 14,7 % из общего числа [5].

На текущем этапе развития народного хозяйства экономическая система Республики Беларусь не в состоянии справиться с этими проблемами. Причиной тому могут служить:

1) несовершенная система прогнозирования потребности экономики в специалистах, определяющаяся отсутствием сбалансированного взаимодействия между:

- предприятием и рынком труда: при данном взаимодействии можно рассчитать тенденцию создания и закрытия рабочих мест;

- предприятием и учебным учреждением: при данном взаимодействии формируются договорные отношения на целевую подготовку специалистов;

- учебным учреждением и рынком труда: при данном взаимодействии можно проследить тенденцию трудоустройства молодых специалистов;

2) несоответствие знаний, умений и навыков молодых специалистов требованиям, предъявляемым рынком труда и образовательными стандартами:

- неадекватное функционирование системы прогрессивного развития профессорско-преподавательского состава учебного учреждения;

- образовательные программы, используемые при подготовке специалистов, изменяются медленнее, чем требования рынка труда;

3) неадекватные показатели личностных и профессиональных качеств молодых специалистов, что, в свою очередь, не позволяет конкурировать на рынке труда:

- отсутствие предварительного исследования профориентации абитуриентов с целью корректировки систем и методов подготовки специалистов;

- при подготовке специалистов основное внимание уделяется формированию профессиональных качеств, в то время как при работе необходимым является также и личностное развитие специалиста;

- отсутствие годовой аттестации студентов с целью корректировки образовательных программ и выявления отстающих и быстро прогрессирующих студентов.

В связи с этим возникает потребность в разработке комплекса мероприятий, способных управлять процессами набора, подготовки и трудоустройства молодых специалистов на рынке труда в стране. Модель мониторинга процесса подготовки молодых специалистов, включающая этапы реализации процесса, а также информационные потоки и результаты, представлена на рисунке.

Модель мониторинга процесса подготовки молодых специалистов

Предлагаемая модель позволяет реализовать следующий комплекс действий, необходимых для подготовки молодого специалиста в Республике Беларусь:

- рассчитать потребность экономики страны через 4-5 лет (при 4-5 — летней подготовке специалистов) в молодых специалистах;

- организовать систему профориентации выпускников школ;

- предоставить населению государства необходимую информацию, описывающую специальность;

- разработать и реализовать систему подготовки профессорско-преподавательского состава, владеющего навыками и знаниями по специальности;

- разработать образовательные программы, необходимые для подготовки востребованных на рынке труда специалистов;

- подготовить комплекс учебно-методической литературы, необходимой для образовательного процесса;

- подготовить и реализовать процесс набора абитуриентов в учебные учреждения;

- обучить востребованных на рынке труда молодых специалистов;

- подготовить и реализовать процесс предоставления первого рабочего места молодым специалистам;

- определить структуру параметров оценки; факторы, влияющие на включение параметра оценки в специальную функцию управления; методы оценки и шкалы измерения.

В процессе реализации этапов подготовки специалистов:

- определяются методы сбора информации (использование статистической отчетности, анкетирование респондентов и др.);

- осуществляется отбор необходимой документации для формирования процесса (организационно-распорядительные и нормативно-правовые акты, др.);

- подбирается количественный и качественный состав экспертной группы (определить, какие специалисты и в каком количестве необходимы на каждом из этапов);

- определяются возможные проблемы, с которыми можно столкнуться в процессе проведения диагностики;

- разрабатываются элементы обратной связи для адекватного управления создаваемой моделью.

Разработка и учет перечисленных структурных компонентов модели позволяют рационально решать проблемы, связанные с управлением процессов набора, подготовки и трудоустройства молодых специалистов и анализа полученных результатов.

Выводы

Для достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда молодых специалистов анализируется состояние экономической системы страны, прогнозируется потребность экономики в специалистах. Для того, чтобы молодой специалист был востребован на рынке труда, его уровень знаний, умений и навыков должен соответствовать требованиям работодателей, с этой целью при разработке образовательных программ необходимо учитывать как требования нормативных документов, так и требования рынка труда. Для того, чтобы выпускники общеобразовательных учреждений могли взвешенно принимать решения, обществу страны необходимо предоставлять информацию, описывающую специальность, с целью формирования знаний о системе образования страны. В процессе обучения у студентов возникает потребность в развитии как профессиональных, так и личностных характеристик. С целью обеспечения гибкости в функционировании системы образования и устранения социальных проблем (сокращения безработицы среди выпускников учебных учреждений) создаются условия для обеспечения мониторинга трудоустройства выпускников, а также проводится анализ знаний.

FEATURES OF FORMATION OF A LABOUR MARKET OF YOUNG EXPERTS AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN REPUBLIC OF BELARUS

O.A. VISOTSKI, V.V. BORBOTKO Abstract

The starting conditions previous formation of labour markets of young experts and educational services are described, problems of their functioning are allocated. The scheme of carrying out of monitoring of a demand of young experts in Belarus is presented.

Литература

1. Палкин А.Ю. Совершенствование управления взаимодействием рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг ВУЗов (на примере Кировской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Ю. Палкин. Киров, 2003. 193 л.

2. Кодекс законов о труде Белорусской ССР: Офиц. текст с изм. на 1 сент. 1956 г. и с прил. систематизар. материалов / М-во юстиции БССР. Минск, Гос. Изд-во БССР, 1957.

3. Кодекс законов о труде Белорусской ССР: Проект. Б. М., 1972.

4. Кодекс законов о труде Белорусской ССР: Принят 3-ей сессией Верховного Совета БССР восьмого созыва 23 июня 1972 г. Офиц. текст с изм. и доп. на 1 июля 1985 г. Минск, 1986.

5. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь / Главное управление занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 2005 год. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.