Научная статья на тему 'Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС'

Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мулярчик Надежда

В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of youth labor market in the EAEU countries

The article considers the study of the youth (15 to 29 years of age) labor market in Russia, Kazakhstan and Belarus. The authors make a comparative analysis of the young people education level, unemployment rate depending on their age and education, and employment by sectors of economy.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС»

Состояние

рынка труда молодежи стран ЕАЭС

Резюме. В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: молодежная безработица, уровень образования, занятость по отраслям экономики, специальности, трудовая миграция.

Надежда Мулярчик,

младший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь

В нашей стране подготовке молодых ученых уделяется первостепенное внимание и прилагается немало усилий для поиска и удержания талантливых людей на родине. Создана система поддержки через конкурсы, гранты, стипендии, предоставляется арендное жилье и т.д. [1]. В 2015 г. в аспирантуре проходило обучение 2769 человек, в докторантуре - 108 ученых. Но тем не менее, несмотря на стремление к знаниям и научно-инновационной деятельности и усилия Министерства образования и НАН Беларуси, талантливая молодежь уязвима в трудовых отношениях и сталкивается с рядом проблем, в числе которых длительная безработица либо работа не по специальности. Это, в свою очередь, лишает молодых людей возможностей для профессионального роста, развития научных и творческих способностей.

Вместе с тем значительную часть на рынке труда составляет молодежный сегмент, функционирование которого оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Следовательно,

изучение этой проблемы весьма актуально. При этом в исследовании нуждается также и состояние образовательных услуг, напрямую связанных с занятостью и востребованностью данной категории населения. Актуален этот вопрос и по причине интенсификации трудовой миграции в рамках Евразийского экономического союза, которая перешла на новый уровень межгосударственного взаимодействия, отличающегося свободным перемещением трудовых ресурсов.

Ознакомимся с данными последних переписей населения Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан по уровню образования (таблица). Анализ показал, что среди молодежи наиболее образованной является возрастная группа 25-29 лет. В данной возрастной категории высшее образование в Беларуси имеет в 2,5 раза больше людей, чем в 20-25 лет, в России - в 2, а в Казахстане - в 1,5 раза. Основная причина - продолжение обучения после окончания средних специальных учебных заведений в рамках высшей школы с целью сохранения своего рабочего места и продвижения по карьерной лестнице. Необходимо отметить тот факт, что часто учеба ведется за счет средств организации, в которой трудится конкретный работник. Причем сама она заинтересована в этом, так как это позволяет ей предотвратить текучесть кадров.

Стремление молодых людей получить высшее образование свидетельствует о высокой конкуренции на рынке труда молодежи, в силу чего

Таблица.

Численность

молодежи

Беларуси,

России,

Казахстана

по уровню

образования

к общей

численности

занятых, %

Источник: собственная разработка [2-4]

Рис. 1.

Доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных Беларуси

в 2000 - 2014 гг., %

от 15 до 19 от 20 до 24 - - от 25 до 29

Возрастная Уровень группа образования 15-19 лет 20-24 года 25-29 лет

РБ РФ РК РБ РФ РК РБ РФ РК

Основное среднее (общее базовое) 47 12,5 37,8 4,1 6,6 6,8 4 6,2 7,8

Общее среднее 39 44 31,4 35 17,5 31,2 18 14 18,4

Начальное профессиональное (профессионально-техническое) 4,3 7,4 4,4 14 6,2 2,4 13 55,5 11,8

Среднее специальное 3,5 15 7,2 31,5 26 23,3 30,5 27 22,7

Высшее образование 0 0 0 12,3 18,3 22 31,1 35 31,3

ей необходимо иметь более широкий спектр практических и теоретических знаний, навыков и компетенций. Этот выбор обоснован и социальными запросами молодежи: она предпочитает работать в офисе, а не трудиться после среднего образования в цеху.

Кроме того, изменились структура спроса и предложения на рынке труда, региональный и качественный аспекты безработицы, что заставляет людей получать как можно более высокий уровень образования, чтобы успешно конкурировать, в том числе и в трудоизбыточных регионах, где спрос на рабочую силу гораздо меньше ее предложения.

Однако достаточно большой процент населения в возрасте от 20 до 24 лет имеет среднее специальное образование. Это связано с тем, что рынок труда России, Казахстана и Беларуси нуждается в монтажниках строительных конструкций, плотниках-бетонщиках, инженерах-программистах, инженерах-техноло -гах и т.д., часть спроса на которых покрывается за счет иммигрантов из стран ЕАЭС [5].

В Республике Беларусь доля населения в возрасте 15-29 лет со средним специальным и профессионально-техническим образованием (что соответствует начальному профессиональному в России и Казахстане) превышает аналогичный показатель в России и Казахстане. Это говорит о том, что потребность отечественной экономики в таких специалистах удовлетворяется в большей степени,

чем в означенных странах. Тем не менее благодаря лучшим условиям труда и более высокому уровню заработной платы им удается покрыть часть потребности в трудовых ресурсах данной категории за счет иммигрантов из Беларуси и других государств СНГ.

Процессы обмена рабочей силой говорят о тесной взаимозависимости рынков труда исследуемых стран, что обусловливает в некотором роде конкуренцию между ними в области предоставляемого образования, уровня подготовки специалистов, в обеспечении более благоприятных условий труда, которые способствуют привлечению необходимых кадров из-за рубежа и устранению нехватки некоторых категорий специалистов.

Что касается численности занятых по видам экономической деятельности в 2014 г., то по данным статистических комитетов России, Беларуси и Казахстана наибольшая часть экономически активного населения трудится в оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности, сельском и лесном хозяйстве [6-8]. При этом в России в последние годы наибольшее количество молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет было трудоустроено в таких отраслях, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, оптовая и розничная торговля. В то же время их численность была выше, чем в группе от 30 до 72 лет [7]. В Республике Казахстан больше всего молодежи работает в оптовой и розничной торговле, сельском, лесном и рыбном хозяйстве, образовании [8]. В Беларуси, к сожалению, не ведется отдельного учета занятого населения по видам экономической деятельности в зависимости от возраста.

Но как бы ни рос уровень образованности, как бы активно ни обменивались страны трудовыми ресурсами, безработица наблюдается в каждой из них. Проанализируем ее состояние среди белорусской молодежи в возрастных категориях 15-19 лет, 20-24 и 25-29 лет (рис. 1) [9].

25 %

20

5

50

0

Из приведенных данных видно, что в республике наибольшие изменения динамики характерны для категории от 15 до 19 лет. Так, резкий скачок в сторону увеличения пришелся на 20032005 гг. Значительные колебания обусловлены изменениями структуры предложения и спроса на рынке труда молодежи. Так как этот возраст не предполагает наличие высшего образования, можно сделать вывод, что в этот период наблюдался спрос на рабочие специальности. Кроме того, все больше выпускников продолжают обучение и не останавливаются на уровне базового образования.

Количество безработных в возрасте 20-24 лет за 2000-2012 гг. практически не менялось (колебание в пределах 17-19%), оно сократилось в 2012 г. и продолжало падать вплоть до 2014 г. (уменьшение на 5,2 п.п.).

Численность не имеющих работы граждан в 25-29 лет с 2007 по 2012 г. возросла на 2,1 п.п., а затем после 2012 г. сокращалась (на 3,2 п.п.). Положительная динамика с трудоустройством молодежи во всех возрастных категориях в 2012 г. стала следствием относительной стабилизации экономики после финансового кризиса 2011 г., в том числе и на рынке труда, роста уровня занятости и увеличения спроса со стороны работодателей.

Но, согласно оперативным данным, в октябре прошлого года в Беларуси численность зарегистрированных безработных стала в 1,9 раза больше, чем на конец октября 2014 г. (уровень безработицы вырос с 0,5 до 0,9%). Можно предположить, что такая ситуция сложилась и на молодежном рынке труда [10].

Комитет по статистике Республики Казахстан уделяет много внимания мониторингу тенденций именно в возрастных категориях от 15 до 28 лет, при этом не дифференцируя ее на иные блоки. Уровень безработицы среди молодежи в этой стране постоянно сокращается. Он уменьшился почти в 4 раза в 2014 г. по сравнению с 2001 (рис. 2) и достиг значения в 4,2% [8].

В России также наблюдаются положительные тенденции, особенно в категории от 15 до 19 лет, что, в том числе, обусловлено желанием молодежи продолжать обучение. Однако после 2008 г. прослеживается постепенный рост числа безработных возрастной категории от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет (рис. 3). Это объясняется прежде всего последствиями кризиса 20082010 гг. и обострением конкуренции на рынке труда, сужением спроса на специалистов такого возраста [11].

15

10

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Таким образом, в Беларуси, России и Казахстане наблюдаются схожие тенденции в изменении уровня молодежной безработицы. Во-первых, он постепенно снижается. Так, например, в России он сократился с 42,4% в 2006 г. до 40,3% в 2014 г., в Казахстане - с 11,5 до 4,2%, а в Беларуси - с 41,7 до 27,6%. То есть по состоянию на 2014 г. наименьшие показатели среди населения в возрасте до 29 лет были в Республике Казахстан, в то время как в Российской Федерации они составляли наибольшую величину, а в Беларуси были значительно меньше, чем в России (на 12,7 п.п.) [8, 9, 11]. Во-вторых, в двух последних странах численность безработных в возрасте от 15 до 19 лет значительно сократилась по сравнению с 2000-ми, что объясняется методологией расчета данного показателя. Учащиеся и студенты учитываются в качестве безработных, только если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Поскольку в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях, то и уровень безработицы низкий. Наибольшую величину составляет группа от 20 до 24 лет, потому что данную категорию населения составляют, как правило, выпускники высших и средних учебных заведений, которые менее конкурентоспособны на рынке труда, так как не обладают высоким уровнем практических навыков и опытом работы. Следовательно, для работодателей более предпочтительны трудовые ресурсы старших возрастов.

К сожалению, в Беларуси и России, в отличие от Казахстана, не анализируется уровень безработицы среди молодежи по уровню образования.

Рис. 2.

Доля безработных в возрасте от 15 до 28 лет в общей численности безработных Казахстана в 2001 - 2014 гг., %

Рис. 3.

Доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных России

в 2000 - 2014 гг.,%

от 15 до 19 от 20 до 24 ■ - от 25 до 29

20 %

5

0

25 %

51

0

70 % 60 50 40 30 20 10

Высшее образование Среднее специальное Профессионально-техническое

Общее среднее Общее базовое

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 4. Численность безработных Беларуси по уровню образования в 2000 - 2014 гг., %

40 % 35

30 25 20

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Высшее профессиональное Начальное профессиональное

Среднее профессиональное Среднее общее * "Основное общее

Рис. 5.

Численность безработных России по уровню образования в 2000 - 2012 гг., %

Рис. 6.

Численность

безработной

молодежи

Казахстана

по уровню

образования

в 2000 - 2014 гг., %

Однако приведенные на рис. 4 данные позволили сделать следующие выводы [12]. Наименьший процент в Беларуси в численности безработных составляют люди с высшим образованием (старше 22 лет). Их конкурентоспособность выше, чем остальных групп по уровню образования. При этом низким является уровень безработицы среди трудовых ресурсов с общим базовым образованием, выпускников школ (после 9 класса). Этот факт говорит о том, что молодежь не останавливается на нем, а продолжает повышать свой уровень образованности.

Что касается Российской Федерации (рис. 5), то здесь среди безработных специалисты с высшим и средним профессиональным образованием (включая молодежь 20-29 лет) составляют 36%. В 2011 г. по сравнению с 2000 г. их доля увеличилась на 5,4 п.п. (16,4%), со средним профессиональным образованием - сократилась на 6 п.п. (20%) [11].

IT

j

Высшее и незаконченное высшее Среднее профессиональное (специальное) Основное, среднее общее, начальное

ГГГ1 I Г

k II.

За тот же период среди безработных существенно возросло количество лиц с начальным профессиональным образованием (соответствует профессионально-техническому в Беларуси).

Что касается уровня безработицы казахстанской молодежи, то у людей с высшим и средним профессиональным образованием до 2009 г. он различался незначительно, а потом доля последних стала ниже, чем доля молодежи с высшим образованием. Данный факт свидетельствует о высокой востребованности на рынке труда Казахстана рабочих специальностей. Вместе с тем наблюдается равновесный баланс по уровню занятости в зависимости от полученного образования, что подтверждает соответствие структуры подготовки специалистов в разрезе профилей и специальностей потребностям реального сектора экономики. В свою очередь, образовательные учреждения адекватно и своевременно реагируют на изменения конъюнктуры рынка труда.

Таким образом, в Беларуси и России закономерности соответствия уровня безработицы и уровня образования схожи: наименьшее число безработных составляет население с высшим образованием, наибольшее - с общим средним, и разница между этими группами значительная. В Казахстане отличия в уровне безработицы среди молодых людей в зависимости от уровня полученного образования невелики. ED

Окончание в следующем номере

ff See: http://innosfera.by/2016/07/market Литература

1. Михайловская С. Молодежь. Наука. Инновации / С. Михайловская // Экономика Беларуси. 2015, № 1 (42). С. 98-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Перепись населения Республики Беларусь 2009. Население по уровню образования // http:// belstat.gov. by/uploads/file/GU_demogr/3.1 -0. pdf/

3. Образование в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 // http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/p_perepis/

4. Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/

5. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда // http://www. mintrud.gov.by/ru/rynok/

6. Численность занятого населения Республики Беларусь по видам экономической деятельности // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/ godovye-dannye.

7. Экономическая активность населения, занятость и безработица. Труд и занятость в России. 2013 // http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm/

8. Молодежь (15-28 лет) на рынке труда за 2001-2015 годы // http://www.stat.gov.kz/faces/

9. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/t rud/godovye-dannye /

10. О занятости населения в октябре 2015 г. // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8

11. Трудовые ресурсы. Занятость и безработица // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ma in/rosstat/ru/statistics/wages/labou r_force/#/

12. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по уровню образования // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/nase lenie/t rud/godovye-dannye /

0

20 %

5

52

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.