Состояние
рынка труда молодежи стран ЕАЭС
Резюме. В статье представлены результаты исследования и анализа проблем рынка труда молодежи (от 15 до 29 лет) в России, Казахстане и Беларуси. Проведен сравнительный анализ уровня образованности молодых людей, уровня безработицы в зависимости от возраста и полученного образования, занятости по отраслям экономики. Выявлены диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда, а также тенденции трудовой миграции. Заострено внимание на усугублении проблем рынка труда молодежи, росте хаотичности системы подготовки специалистов, а также интенсификации трудовой миграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: молодежная безработица, уровень образования, занятость по отраслям экономики, специальности, трудовая миграция.
Надежда Мулярчик,
младший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь
В нашей стране подготовке молодых ученых уделяется первостепенное внимание и прилагается немало усилий для поиска и удержания талантливых людей на родине. Создана система поддержки через конкурсы, гранты, стипендии, предоставляется арендное жилье и т.д. [1]. В 2015 г. в аспирантуре проходило обучение 2769 человек, в докторантуре - 108 ученых. Но тем не менее, несмотря на стремление к знаниям и научно-инновационной деятельности и усилия Министерства образования и НАН Беларуси, талантливая молодежь уязвима в трудовых отношениях и сталкивается с рядом проблем, в числе которых длительная безработица либо работа не по специальности. Это, в свою очередь, лишает молодых людей возможностей для профессионального роста, развития научных и творческих способностей.
Вместе с тем значительную часть на рынке труда составляет молодежный сегмент, функционирование которого оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Следовательно,
изучение этой проблемы весьма актуально. При этом в исследовании нуждается также и состояние образовательных услуг, напрямую связанных с занятостью и востребованностью данной категории населения. Актуален этот вопрос и по причине интенсификации трудовой миграции в рамках Евразийского экономического союза, которая перешла на новый уровень межгосударственного взаимодействия, отличающегося свободным перемещением трудовых ресурсов.
Ознакомимся с данными последних переписей населения Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан по уровню образования (таблица). Анализ показал, что среди молодежи наиболее образованной является возрастная группа 25-29 лет. В данной возрастной категории высшее образование в Беларуси имеет в 2,5 раза больше людей, чем в 20-25 лет, в России - в 2, а в Казахстане - в 1,5 раза. Основная причина - продолжение обучения после окончания средних специальных учебных заведений в рамках высшей школы с целью сохранения своего рабочего места и продвижения по карьерной лестнице. Необходимо отметить тот факт, что часто учеба ведется за счет средств организации, в которой трудится конкретный работник. Причем сама она заинтересована в этом, так как это позволяет ей предотвратить текучесть кадров.
Стремление молодых людей получить высшее образование свидетельствует о высокой конкуренции на рынке труда молодежи, в силу чего
Таблица.
Численность
молодежи
Беларуси,
России,
Казахстана
по уровню
образования
к общей
численности
занятых, %
Источник: собственная разработка [2-4]
Рис. 1.
Доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных Беларуси
в 2000 - 2014 гг., %
от 15 до 19 от 20 до 24 - - от 25 до 29
Возрастная Уровень группа образования 15-19 лет 20-24 года 25-29 лет
РБ РФ РК РБ РФ РК РБ РФ РК
Основное среднее (общее базовое) 47 12,5 37,8 4,1 6,6 6,8 4 6,2 7,8
Общее среднее 39 44 31,4 35 17,5 31,2 18 14 18,4
Начальное профессиональное (профессионально-техническое) 4,3 7,4 4,4 14 6,2 2,4 13 55,5 11,8
Среднее специальное 3,5 15 7,2 31,5 26 23,3 30,5 27 22,7
Высшее образование 0 0 0 12,3 18,3 22 31,1 35 31,3
ей необходимо иметь более широкий спектр практических и теоретических знаний, навыков и компетенций. Этот выбор обоснован и социальными запросами молодежи: она предпочитает работать в офисе, а не трудиться после среднего образования в цеху.
Кроме того, изменились структура спроса и предложения на рынке труда, региональный и качественный аспекты безработицы, что заставляет людей получать как можно более высокий уровень образования, чтобы успешно конкурировать, в том числе и в трудоизбыточных регионах, где спрос на рабочую силу гораздо меньше ее предложения.
Однако достаточно большой процент населения в возрасте от 20 до 24 лет имеет среднее специальное образование. Это связано с тем, что рынок труда России, Казахстана и Беларуси нуждается в монтажниках строительных конструкций, плотниках-бетонщиках, инженерах-программистах, инженерах-техноло -гах и т.д., часть спроса на которых покрывается за счет иммигрантов из стран ЕАЭС [5].
В Республике Беларусь доля населения в возрасте 15-29 лет со средним специальным и профессионально-техническим образованием (что соответствует начальному профессиональному в России и Казахстане) превышает аналогичный показатель в России и Казахстане. Это говорит о том, что потребность отечественной экономики в таких специалистах удовлетворяется в большей степени,
чем в означенных странах. Тем не менее благодаря лучшим условиям труда и более высокому уровню заработной платы им удается покрыть часть потребности в трудовых ресурсах данной категории за счет иммигрантов из Беларуси и других государств СНГ.
Процессы обмена рабочей силой говорят о тесной взаимозависимости рынков труда исследуемых стран, что обусловливает в некотором роде конкуренцию между ними в области предоставляемого образования, уровня подготовки специалистов, в обеспечении более благоприятных условий труда, которые способствуют привлечению необходимых кадров из-за рубежа и устранению нехватки некоторых категорий специалистов.
Что касается численности занятых по видам экономической деятельности в 2014 г., то по данным статистических комитетов России, Беларуси и Казахстана наибольшая часть экономически активного населения трудится в оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности, сельском и лесном хозяйстве [6-8]. При этом в России в последние годы наибольшее количество молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет было трудоустроено в таких отраслях, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, оптовая и розничная торговля. В то же время их численность была выше, чем в группе от 30 до 72 лет [7]. В Республике Казахстан больше всего молодежи работает в оптовой и розничной торговле, сельском, лесном и рыбном хозяйстве, образовании [8]. В Беларуси, к сожалению, не ведется отдельного учета занятого населения по видам экономической деятельности в зависимости от возраста.
Но как бы ни рос уровень образованности, как бы активно ни обменивались страны трудовыми ресурсами, безработица наблюдается в каждой из них. Проанализируем ее состояние среди белорусской молодежи в возрастных категориях 15-19 лет, 20-24 и 25-29 лет (рис. 1) [9].
25 %
20
5
50
0
Из приведенных данных видно, что в республике наибольшие изменения динамики характерны для категории от 15 до 19 лет. Так, резкий скачок в сторону увеличения пришелся на 20032005 гг. Значительные колебания обусловлены изменениями структуры предложения и спроса на рынке труда молодежи. Так как этот возраст не предполагает наличие высшего образования, можно сделать вывод, что в этот период наблюдался спрос на рабочие специальности. Кроме того, все больше выпускников продолжают обучение и не останавливаются на уровне базового образования.
Количество безработных в возрасте 20-24 лет за 2000-2012 гг. практически не менялось (колебание в пределах 17-19%), оно сократилось в 2012 г. и продолжало падать вплоть до 2014 г. (уменьшение на 5,2 п.п.).
Численность не имеющих работы граждан в 25-29 лет с 2007 по 2012 г. возросла на 2,1 п.п., а затем после 2012 г. сокращалась (на 3,2 п.п.). Положительная динамика с трудоустройством молодежи во всех возрастных категориях в 2012 г. стала следствием относительной стабилизации экономики после финансового кризиса 2011 г., в том числе и на рынке труда, роста уровня занятости и увеличения спроса со стороны работодателей.
Но, согласно оперативным данным, в октябре прошлого года в Беларуси численность зарегистрированных безработных стала в 1,9 раза больше, чем на конец октября 2014 г. (уровень безработицы вырос с 0,5 до 0,9%). Можно предположить, что такая ситуция сложилась и на молодежном рынке труда [10].
Комитет по статистике Республики Казахстан уделяет много внимания мониторингу тенденций именно в возрастных категориях от 15 до 28 лет, при этом не дифференцируя ее на иные блоки. Уровень безработицы среди молодежи в этой стране постоянно сокращается. Он уменьшился почти в 4 раза в 2014 г. по сравнению с 2001 (рис. 2) и достиг значения в 4,2% [8].
В России также наблюдаются положительные тенденции, особенно в категории от 15 до 19 лет, что, в том числе, обусловлено желанием молодежи продолжать обучение. Однако после 2008 г. прослеживается постепенный рост числа безработных возрастной категории от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет (рис. 3). Это объясняется прежде всего последствиями кризиса 20082010 гг. и обострением конкуренции на рынке труда, сужением спроса на специалистов такого возраста [11].
15
10
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Таким образом, в Беларуси, России и Казахстане наблюдаются схожие тенденции в изменении уровня молодежной безработицы. Во-первых, он постепенно снижается. Так, например, в России он сократился с 42,4% в 2006 г. до 40,3% в 2014 г., в Казахстане - с 11,5 до 4,2%, а в Беларуси - с 41,7 до 27,6%. То есть по состоянию на 2014 г. наименьшие показатели среди населения в возрасте до 29 лет были в Республике Казахстан, в то время как в Российской Федерации они составляли наибольшую величину, а в Беларуси были значительно меньше, чем в России (на 12,7 п.п.) [8, 9, 11]. Во-вторых, в двух последних странах численность безработных в возрасте от 15 до 19 лет значительно сократилась по сравнению с 2000-ми, что объясняется методологией расчета данного показателя. Учащиеся и студенты учитываются в качестве безработных, только если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Поскольку в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях, то и уровень безработицы низкий. Наибольшую величину составляет группа от 20 до 24 лет, потому что данную категорию населения составляют, как правило, выпускники высших и средних учебных заведений, которые менее конкурентоспособны на рынке труда, так как не обладают высоким уровнем практических навыков и опытом работы. Следовательно, для работодателей более предпочтительны трудовые ресурсы старших возрастов.
К сожалению, в Беларуси и России, в отличие от Казахстана, не анализируется уровень безработицы среди молодежи по уровню образования.
Рис. 2.
Доля безработных в возрасте от 15 до 28 лет в общей численности безработных Казахстана в 2001 - 2014 гг., %
Рис. 3.
Доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных России
в 2000 - 2014 гг.,%
от 15 до 19 от 20 до 24 ■ - от 25 до 29
20 %
5
0
25 %
51
0
70 % 60 50 40 30 20 10
Высшее образование Среднее специальное Профессионально-техническое
Общее среднее Общее базовое
2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 4. Численность безработных Беларуси по уровню образования в 2000 - 2014 гг., %
40 % 35
30 25 20
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Высшее профессиональное Начальное профессиональное
Среднее профессиональное Среднее общее * "Основное общее
Рис. 5.
Численность безработных России по уровню образования в 2000 - 2012 гг., %
Рис. 6.
Численность
безработной
молодежи
Казахстана
по уровню
образования
в 2000 - 2014 гг., %
Однако приведенные на рис. 4 данные позволили сделать следующие выводы [12]. Наименьший процент в Беларуси в численности безработных составляют люди с высшим образованием (старше 22 лет). Их конкурентоспособность выше, чем остальных групп по уровню образования. При этом низким является уровень безработицы среди трудовых ресурсов с общим базовым образованием, выпускников школ (после 9 класса). Этот факт говорит о том, что молодежь не останавливается на нем, а продолжает повышать свой уровень образованности.
Что касается Российской Федерации (рис. 5), то здесь среди безработных специалисты с высшим и средним профессиональным образованием (включая молодежь 20-29 лет) составляют 36%. В 2011 г. по сравнению с 2000 г. их доля увеличилась на 5,4 п.п. (16,4%), со средним профессиональным образованием - сократилась на 6 п.п. (20%) [11].
IT
j
Высшее и незаконченное высшее Среднее профессиональное (специальное) Основное, среднее общее, начальное
ГГГ1 I Г
k II.
За тот же период среди безработных существенно возросло количество лиц с начальным профессиональным образованием (соответствует профессионально-техническому в Беларуси).
Что касается уровня безработицы казахстанской молодежи, то у людей с высшим и средним профессиональным образованием до 2009 г. он различался незначительно, а потом доля последних стала ниже, чем доля молодежи с высшим образованием. Данный факт свидетельствует о высокой востребованности на рынке труда Казахстана рабочих специальностей. Вместе с тем наблюдается равновесный баланс по уровню занятости в зависимости от полученного образования, что подтверждает соответствие структуры подготовки специалистов в разрезе профилей и специальностей потребностям реального сектора экономики. В свою очередь, образовательные учреждения адекватно и своевременно реагируют на изменения конъюнктуры рынка труда.
Таким образом, в Беларуси и России закономерности соответствия уровня безработицы и уровня образования схожи: наименьшее число безработных составляет население с высшим образованием, наибольшее - с общим средним, и разница между этими группами значительная. В Казахстане отличия в уровне безработицы среди молодых людей в зависимости от уровня полученного образования невелики. ED
Окончание в следующем номере
ff See: http://innosfera.by/2016/07/market Литература
1. Михайловская С. Молодежь. Наука. Инновации / С. Михайловская // Экономика Беларуси. 2015, № 1 (42). С. 98-104.
2. Перепись населения Республики Беларусь 2009. Население по уровню образования // http:// belstat.gov. by/uploads/file/GU_demogr/3.1 -0. pdf/
3. Образование в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 // http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/p_perepis/
4. Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/
5. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда // http://www. mintrud.gov.by/ru/rynok/
6. Численность занятого населения Республики Беларусь по видам экономической деятельности // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/ godovye-dannye.
7. Экономическая активность населения, занятость и безработица. Труд и занятость в России. 2013 // http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm/
8. Молодежь (15-28 лет) на рынке труда за 2001-2015 годы // http://www.stat.gov.kz/faces/
9. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/t rud/godovye-dannye /
10. О занятости населения в октябре 2015 г. // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8
11. Трудовые ресурсы. Занятость и безработица // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ma in/rosstat/ru/statistics/wages/labou r_force/#/
12. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по уровню образования // http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/nase lenie/t rud/godovye-dannye /
0
20 %
5
52
0