Научная статья на тему 'Особенности формирования рисков здоровью населения при воздействии химических факторов среды обитания'

Особенности формирования рисков здоровью населения при воздействии химических факторов среды обитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗИРОВАННЫЕ И СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КАНЦЕРОГЕННЫЙ РИСК / НЕКАНЦЕРОГЕННЫЙ РИСК / ИНДЕКС / ОПАСНОСТИ / URBAN AND RURAL AREAS / CARCINOGENIC RISK / NONCARCINOGENIC RISK / HAZARD INDEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боев В. М., Тулина Л. М., Неплохов А. А., Кряжев Д. А., Боев М. В.

Целью исследования является сравнительная оценка многокомпонентного риска здоровью детского населения на урбанизированных и сельских территориях, а также оценка индивидуального и популяционного риска в моногородах и сельских поселениях. В ходе работы была оценена первичная заболеваемость в Оренбургской области, рассчитаны суммарные индексы опасности на территориях сельских поселений и моногородов, определен вклад приоритетных загрязнителей в риск развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов. Полученные результаты позволяют сделать заключение, что территории моногородов являются наиболее неблагоприятными в отношении риска развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов для здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боев В. М., Тулина Л. М., Неплохов А. А., Кряжев Д. А., Боев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION HEALTH RISK FORMATION ON EXPOSURE TO CHEMICAL FACTORS OF ECOSYSTEMS

He purpose of this study is a comparative evaluation of multi-component health risk to the child population of urban and rural areas, as well as the assessment of individual and population risk in mono-cities and rural settlements. In the course of work the authors assessed the primary morbidity rate in the Orenburg region, calculated the total hazard indices in mono-cities and rural areas, and defined the contribution of priority pollutants to the risk of non-carcinogenic and carcinogenic effects. The given results allow concluding that mono-cities are most unfavourable with regard to the risk of non-carcinogenic and carcinogenic effects on the population health.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рисков здоровью населения при воздействии химических факторов среды обитания»

В. М. Боев, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей и коммунальной гигиены, ректор, Оренбургская государственная медицинская академия e-mail: kafedragigiena@mail.ru

Л. М. Тулина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей и коммунальной гигиены, заведующий отделом социально-гигиенического мониторинга и оценки риска, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»

А. А. Неплохов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей и коммунальной гигиены, заведующий отделением оценки риска, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»

Д. А. Кряжев, аспирант кафедры общей и коммунальной гигиены e-mail: mitya_k87@mail.ru

М. В. Боев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и эпидемиологии, Оренбургская государственная медицинская академия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОВ ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Целью исследования является сравнительная оценка многокомпонентного риска здоровью детского населения на урбанизированных и сельских территориях, а также оценка индивидуального и популяционного риска в моногородах и сельских поселениях. В ходе работы была оценена первичная заболеваемость в Оренбургской области, рассчитаны суммарные индексы опасности на территориях сельских поселений и моногородов, определен вклад приоритетных загрязнителей в риск развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов. Полученные результаты позволяют сделать заключение, что территории моногородов являются наиболее неблагоприятными в отношении риска развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов для здоровья населения.

Ключевые слова: урбанизированные и сельские территории, канцерогенный риск, неканцерогенный риск, индекс опасности.

Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная указом президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, в качестве основных приоритетов предполагает улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения и как важнейшее направление этого - улучшение демографической ситуации в стране. Состояние здоровья и демографические процессы тесно взаимосвязаны, между этими процессами прямо пропорциональная зависимость. Демографические процессы являются системообразующими показателями социального развития общества и существенно зависят от экологического благополучия регионов.

Оренбургская область один из 83 субъектов Российской Федерации, который занимает площадь 123,7 тыс. кв. км. В ее состав входят 35 районов, 12 городов, 1 поселок городского типа, 1 707 сельских населенных пунктов. Оренбургская область в современных границах

- это один из крупнейших регионов Российской Федерации, протянувшийся вдоль южной кромки Уральского хребта на семьсот пятьдесят километров. В силу исторически сложившегося геополитического положения, политико-государственных изменений последних лет Оренбургская область стала приграничной, где протяженность общей границы с Республикой Казахстан составляет 1876 км.

На территории области располагается крупная многоотраслевая промышленность и топливно-энергетический комплекс, в которых выделяются металлургическая, нефтегазовая, химическая, машиностроительные отрасли, объекты электроэнергетики и теплофикации.

На протяжении XX века численность постоянного населения Оренбургской области увеличивалась. В основном увеличение численности происходило за счет городского населения, которое за последнее столетие увеличилось практически в 6 раз. Сельское же население в этот период сократилось в 1,4 раза. Общая численность населения Оренбургской области увеличилась по отношению к 1990г на 2%; городское постоянное население уменьшилось на 9,3%, а сельское население к этому времени увеличилось на 22,7%. Но уже в 2010 г., по отношению к 2000 г., население в целом уменьшилось на 7,8%; то же самое произошло и с городским (уменьшилось на 4,2%) и с сельским (уменьшилось на 12,6%) населением. В 2013 году доля городского населения составляет 57,5%, сельского - 42,5%.

Следует отметить, что в Оренбургской области отмечается тенденция к снижению удельного веса численности детей в общей структуре населения одновременно идет неуклонное нарастание доли лиц старше пенсионного возраста, т.е. процесс «старения населения». Такой тип возрастной структуры населения Оренбургской области по критериям ВОЗ относится к регрессивному.

За последние двадцать лет первичная заболеваемость всего населения Оренбургской области увеличилась на 21,2% (с 708,3 до 858,4 на 1000 населения). Максимальный показатель заболеваемости отмечался в 2004 году - 908,5 на 1000 населения, что на 5,8% выше, чем на существующее положение, и на 28,3% выше, чем в 1991 году, когда был зарегистрирован минимальный уровень заболеваемости. За этот же период первичная заболеваемость населения в Оренбургской области превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации.

В начале девяностых годов прошлого столетия в структуре первичной заболеваемости всего населения области на первом месте находились заболевания органов дыхания (37,4%), на втором - болезни органов пищеварения (14,9%), на третьем - травмы и отравления (9,9%), на четвертом - болезни нервной системы и орга-

нов чувств (8,2%), на пятом - болезни кожи и подкожной клетчатки (5,7%). Наименьшую долю в структуре первичной заболеваемости занимали врожденные аномалии (0,3%).

В структуре первичной заболеваемости в 2012 году на первом месте находились заболевания органов дыхания (38,6%), на втором месте - травмы и отравления (11,7%), на третьем

- болезни мочеполовой системы (7,1%), на четвертом - болезни кожи и подкожной клетчатки (6,8%), на пятом - болезни глаза (5,0%). Наименьшую долю в структуре первичной заболеваемости занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (0,4%). За последние десятилетия отмечается рост первичной заболеваемости новообразованиями в 2,4 раза - с 5,4 до 13,1 на 1000 населения. Максимальное значение было зарегистрировано в 2004 году (14,7 на 1000 населения).

Показатель первичной заболеваемости новообразованиями в Оренбургской области стабильно превышал аналогичный показатель по Российской Федерации за период с 1991 по 2010 гг.

Для оценки влияния среды обитания на состояние здоровья населения используется современная методика оценки риска здоровью населения при комплексном воздействии химических факторов содержащихся в различных объектах окружающей среды: питьевой воде, продуктах питания, воздухе и почве.

Воздействие вредных факторов городской среды в наибольшей степени отражается на организме ребенка, что делает детское население более уязвимым по сравнению со взрослыми. С целью определения возможного влияния загрязнителей, содержащихся в атмосферном воздухе, питьевой воде и в продуктах питания проведена оценка риска для здоровья детского населения, проживающего на городских и сельских территориях Оренбургской области.

Оценка многокомпонентного риска здоровью детского населения показала (табл. 1), что на территории моногорода с учетом рассчитанных коэффициентов опасности и суммарных индексов (Н1), наибольший вклад в риск развития неканцерогенных эффектов вносят медь (HQ=6,6), серная кислота (HQ=3,4), диоксид азота (HQ=1,54), диоксид серы (HQ=1,49), сумма взвешенных веществ (Н0=2,9); при этом на сельской территории индекс опасности (HQ) по диоксиду азота составил 0,15; диоксиду серы - 0,19; фтористому водороду - 0,03; оксиду

углерода; сероводороду - 0,2, формальдегиду

- 0,46; бензолу - 0,09.

При оценке риска развития неканцерогенных эффектов на определенные органы и системы, которые в большинстве случаев являются мишенями для загрязнителей, были рассчитаны суммарные индексы опасности. Анализ данных свидетельствует о том, что суммарный неканцерогенный риск от загрязнителей, содержащихся в атмосферном воздухе, был выше для детей, проживающих на территории моногорода от 5,4 раза до 12,9 раза, чем для сельских детей. Неканцерогенный же эффект от загрязнителей, содержащихся в питьевой воде, был выше для сельских детей. Самые высокие суммарные риски на исследуемых территориях были от загрязнителей, влияющих на органы дыхания, которые на территории моногорода в 8,4 - 20,3 раза выше, чем на сельской. При оценке риска неканцерогенных эффектов на отдельные органы было выявлено, что наибольший вклад в риск воздействия на органы дыхания в городской среде вносили серная кислота (очень высокий риск), сероводород, диоксид серы, взвешенные

вещества (средний уровень риска), тогда как на сельской территории содержание сероводорода, формальдегида, диоксида серы, диоксида азота формирует риск воздействия на низком уровне.

Как следует из представленных в таблице 2 данных, суммарный канцерогенный риск в течение всей жизни в моногородах достигает уровня 10-3 и расценивается как высокий, в то время как на сельской территории достигает уровня 10-4, что расценивается как средний канцерогенный риск. При этом наибольший вклад в суммарный канцерогенный риск в моногородах вносит бензапирен (91,5%). На сельской территории индивидуальный риск на 44,3% сформирован за счет мышьяка и свинца в питьевой воде. Расчет популяционных рисков показал, что дополнительное число случаев онкологической заболеваемости в год в моногородах может составлять 5,9 случая, а в сельской местности соответственно 8 случаев.

Полученные результаты позволяют заключить, что наиболее неблагоприятным в отношении риска развития неканцерогенных эффектов с учетом рассчитанных индексов опасности

Таблица 1

Суммарные индексы опасности для критических органов и систем

Суммарный индекс неканцерогенной опасности (НІ) Моногород Сельская среда

воздух вода воздух вода

Органы дыхания 14,54 — 1,0б —

Кровь 0,2 0,02 0,31 0,3б

ЦНС 0,39 0,01 0,17 0,54

Иммунная система 0,2 0,003 0,55 0,47

ССС 0,51 0,02 0,18 0,72

Репродуктивная система — — 0,1 0,07

Почки 0,42 0,001 — 0,02

Гормональная система — — — 0,53

Системные поражения б,б — — —

Суммарный НІ 22,8б 0,054 2,37 2,71

Таблица 2

Суммарный индивидуальный (ICR) и популяционный (PCR) канцерогенный риск

для детского населения

Территории Моногород Сельская среда

Канцерогены ICR PCR ICR PCR

Никель 2,7бЕ-0б 0,015 — —

Свинец 2,7Е-0б 0,015 1,34E-05 0,2

Кадмий 1,09E-05 0,0б — —

Кобальт — — — —

Хром (6) 7,бЕ-05 0,4 — —

Бенз(а)пирен 1,0E-03 5,39 — —

Бензол — — 1,54E-04 2,43

Формальдегид — — 1,3E-04 2,0б

Мышьяк — — 2,14E-04 3,37

CR сумм. 1,09E-03 5,9 5,14E-04 8,0б

для критических органов и систем является территория моногорода, где суммарный индекс опасности от воздействия поллютантов атмосферного воздуха составляет до 22,86, при соответствующих показателях на сельской территории 2,37. Суммарный канцерогенный риск в течение всей жизни для детского населения моногорода достигает 1,09*10-3; в то время как на сельской территории он достигает 5,14*10-4.

Комплексная эколого-гигиеническая оценка среды обитания малых городов и сельских поселений определяется констелляцией загрязнения воздуха, почвы, воды и совокупностью путей поступления веществ в организм, свидетельствует о наиболее высоком уровне антропогенного воздействия на население моногородов, в 1,5 раза превышая уровень, характерный для сельских поселений.

Литература

1. Боев, В. М. Экологические и социально-экономические детерминанты демографических процессов в моногородах и сельских поселениях / В. М. Боев, М. В. Боев, Л. М. Тулина. - Оренбург, 2013. - 212 с.

2. Вяльцина, Н. Е. Оценка влияния факторов среды обитания на формирование онкологической заболеваемости населения Оренбургской области / Н. Е. Вяльцина, Т. М. Макарова, Е. Г. Плотникова, Л. М. Тулина // Уральский медицинский журнал. - 2010. - № 11(76). - С.41-44.

3. Салихова, Л. Р. Оценка риска для здоровья населения при остром ингаляционном воздействии химических веществ / Л. Р. Салихова, А. А. Неплохов, О. Ю. Ермакова // Гигиена и санитария. - 2009.- № 4. - С. 93-95.

4. Неплохов, А. А. Риск для здоровья населения при воздействии химических веществ в воздухе закрытых помещений и селитебных территорий промышленного города / А. А. Неплохов, Л. Р. Салихова, А. И. Неплохов, В. Н. Дунаев // Гигиена и санитария. - 2009. - № 4. - С. 87-89.

5. Тулина, Л. М. Использование данных социально-гигиенического мониторинга для оценки ущерба здоровью населения : материалы 11 Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей / Л. М. Тулина, А. А. Неплохов, Н. Н. Верещагин, В. Н. Дунаев. - М., 2012. - Т. 1. -

С. 734-737.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.