Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов'

Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY COMPETENCES / BASIC COMPETENCES / SPECIAL COMPETENCES / INDEPENDENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Наталья Борисовна

Проведен анализ анкетирования студентов V курса по проблеме формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов. Предложены виды самостоятельной деятельности, в процессе обучения позволяющие акцентировать внимание на формирование ключевых, базовых и специальных компетенциях, составляющих основу профессиональной компетентности учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING PECULIARITIES OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE

This article deals with a 5-th year students' questionnaire upon the problem of creating Elementary school teacher professional competence. The types of independent activities in learning process are proposed. They permit to focus your attention on creating key, basic and special competences composing foundation of professional competence for Elementary school teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов»

УДК 37:372.8

Н. Б. Тимофеева

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проведен анализ анкетирования студентов V курса по проблеме формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов. Предложены виды самостоятельной деятельности, в процессе обучения позволяющие акцентировать внимание на формирование ключевых, базовых и специальных компетенциях, составляющих основу профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность учителя, ключевые компетенции, базовые компетенции, специальные компетенции, самостоятельная деятельность.

Одной из важнейших стратегических задач подготовки специалиста на современном этапе является смена парадигм образования. Согласно требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 050700 Педагогика» 2005 г. необходимо осуществить переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций

- потенциала к действиям). Осуществить данный переход возможно через реализацию компетентностно-го подхода.

Использование понятий «компетентность» и «компетенция» в педагогике имеет свою историю. Впервые термин «компетентность» был использован в 40-50-х гг. XX в. в работах немецкого психолога Ю. Хабермаса в контексте теории речевой коммуникации. Дальнейшее развитие это понятие получило в работах по социальной психологии, где оно трактуется как доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Немного позднее Д. Брунер рассматривал компетентность как совокупность качеств (компетенций), присущих наиболее авторитетному специалисту, точнее, тот уровень их проявления, которого должен достичь каждый овладевающий профессией. Следовательно, по мнению Д. Брунера, компетенция - не бесспорное и очевидное явление в контексте классической образовательной культуры.

Таким образом, исторически складывается представление о компетентности как категории, имеющей деятельностную природу, отражающей не только и не столько предметные (декларативные) знания («знать, что»), но и прежде всего процедурные («знать, как») и ценностно-смысловые знания («знать, зачем и почему») [1-3].

В зарубежных педагогических исследованиях «мотивированные способности» Дж. Равен определяет как «виды компетенций» [4, с. 258] и выделяет 37 основных видов компетенций, при этом все виды представляют собой самостоятельный объект изучения и никоим образом им не дифференцируются.

А профессиональная компетентность рассматривается как совокупность тех или иных компетенций.

В современных отечественных педагогических исследованиях понятие «компетентность» трактуется по-разному. Например, В. А. Сластёнин, И.Ф. Исаев,

А. И. Мищенко, Е. Н. Шлянов особое внимание уделяют профессиональной компетентности как теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности [5].

В. Р. Веснин выделяет понятие «профессиональная компетентность» как «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [6, с. 59].

Такое положение заставляет еще раз задуматься об истинном толковании понятий «компетентность» и «компетенция» и использовании этих понятий в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В нашем исследовании, объектом изучения которого является процесс формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов, понятие «компетентность» раскрывается как компетентность специалиста, представляющая собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно ориентировнаных компетенций [5]. А составляющими компетентности специалиста, в соответствии с терминологией Совета Европы, являются ключевые, базовые и специальные компетенции.

Под ключевыми компетенциями в педагогике понимаются способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Под базовыми компетенциями понимается совокупность универсальных и предметно-специализированных компетенций, отражающих специфику определенной профессиональной педагогической деятельности. Необходимым условием формирования базовых компетенций являются процессы учения.

Базовые компетенции в педагогической деятельности исследовали А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина,

В. А. Адольф, Н. А. Морева, В. Р. Веснин, которые единодушны в том, что к базовым компетенциям относятся:

- хорошая теоретическая подготовка;

- умение мобилизировать полученные знания и опыт;

- обладание критическим мышлением;

- владение методом решения проблем в зависимости от конкретной ситуации деятельности.

Специальные компетенции в педагогике рассматриваются как результат интеграции ключевых и базовых компетенций необходимых для реализации профессиональной деятельности в конкретной области. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.

Следовательно, ключевые, базовые и специальные компетенции, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах. Все три вида компетенций должны формироваться одновременно, что обеспечит становление профессиональной компетентности специалиста (учителя) как определенной целостности некоторой интегративной личностной характеристики.

Однако в реальной практике факультетов начальных классов педагогических университетов проблема формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов как интегративной совокупности ключевых, базовых и специальных компетенций недостаточно актуализирована. И как следствие, в ситуации, не алгоритмизированной педагогической деятельности, требующей от педагога профессиональной компетентности, выпускники педагогического вуза остаются все еще недостаточно сведущими в своей профессиональной области, неподготовленными к оперативному принятию конструктивных и нестандартных, вариативных решений.

В рамках нашего исследования мы провели опрос, целью которого является: выяснить представление о профессиональной педагогической компетентности и ее составляющих ключевых, базовых и специальных компетенциях у студентов V курса факуль-

тета начальных классов. В опросе приняло участие 112 человек. Для опроса были выбраны компетенции из списка компетенций, предложенных Дж. Равеном. Результаты опроса приводим в таблице.

Результаты опроса показали, что представление о профессиональной педагогической компетентности у большинства студентов складывается адекватно предписаниям Совета Европы и «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», а также согласно требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 050700. Педагогика» 2005 г

При этом в процессе опроса выяснилось, что 90 % студентов правильно обозначили ключевые компетенции. Верно выделили базовые компетенции 55 %, наибольшую трудность вызвало вычленение специальных компетенций. Только 30 % студентов успешно справились с определением специальных компетенции. Около 5.2 % студентов затруднялись ответить на поставленные вопросы и не смогли выделить ключевые, базовые и специальные компетенции.

Такой результат порождает мысль о том, что необходимо усилить в образовательном процессе освоение базовых и специальных профессиональных компетенций через организацию самостоятельной деятельности в процессе обучения. Потому что именно самостоятельная деятельность позволяет осуществить единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластёнин), гармоничного сочетания знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков педагогического общения (Л. М. Митина).

Исходя из вышеизложенного мы предлагаем использовать самостоятельную деятельность студентов как условие формирования профессиональной компетентности в рамках учебного процесса в педагогическом университете. Самостоятельная деятельность студентов может быть реализована через создание методических проектов, выполнение лабораторных и самостоятельных работ по предмету и методике его преподавания в форме общение между студентами в парах сменного состава. Контроль за самостоятельной деятельностью студентов осуществлять в виде защиты проектов и тестирования.

Вид компетенции Ключевые компетенции, % Базовые компетенции, % Специальные компетенции, % Затрудняюсь ответить, %

- Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели 50 40 10 -

- Т енденция контролировать свою деятельность 70 20 7 3

- Г отовность и способность обучаться самостоятельно 60 30 9 1

- Поиск и использование обратной связи 25 40 30 5

- Уверенность в себе 90 4 4 2

- Самоконтроль 80 10 9 1

- Склонность к проектированию результатов деятельности 36 36 30 8

- Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей 36 39 25 -

- Самостоятельность мышления, оригинальность 63 27 9 1

- Критическое мышление 57 3 7 37

- Г отовность решать сложные вопросы 36 36 27 1

- Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих) 22 51 23 4

- Теоретическая предметная подготовка 11 54 36 9

- Г отовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели 11 50 45 4

- Знание того, как использовать инновации 3 34 41 22

- Умение мобилизировать полученные знания и опыт 30 51 29 -

- Настойчивость в достижении цели 80 20 - -

- Использование ресурсов 39 39 22 -

- Доверие 84 2 5 9

- Отношение к правилам как указателям желательных способов поведения 36 44 20 -

- Способность принимать решения 74 22 4 -

- Персональная ответственность 77 8 2 13

- Способность к совместной работе ради достижения цели 34 27 39 10

- Способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели 30 29 41 -

- Способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят 66 2 25 7

- Стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников 50 27 23 -

- Г отовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения 50 27 23 -

- Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия 62 2 26 -

- Способность эффективно работать в качестве подчиненного 27 3 50 20

- Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих 48 26 16 10

- Г отовность заниматься организационным и общественным планированием 36 37 37 -

- Владеть методом решения проблем в зависимости от конкретной ситуации деятельности 27 48 25 -

Список литературы

1. Рябов В. В., Пищулин Н. П., Фролов Ю. В. и др. Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования: науч.-практ. пос. для руководителей и специалистов системы образования. М.: МГПУ, 2003. 206 с.

2. Фролов Ю. В. Экономика знаний и проблемы образования // Вестн. Моск. городского пед. ун-та. 2002. № 2 (3). С. 148-155.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С. 34-42.

4. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

5. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шлянов С. Н. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Школа-пресс, 2000. 512 с.

6. Веснин В. Р Практический менеджмент персонала: пос. по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. 495 с.

Тимофеева Н. Б., ассистент, соискатель.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660049.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.09.2009

N. B. Timofeeva

CREATING PECULIARITIES OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE

This article deals with a 5-th year students’ questionnaire upon the problem of creating Elementary school teacher professional competence. The types of independent activities in learning process are proposed. They permit to focus your attention on creating key, basic and special competences composing foundation of professional competence for Elementary school teacher.

Key words: professional competence, teacher’sprofessional competence, key competences, basic competences, special competences, independent activities.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev.

Ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk^ krai, Russia, 660049.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.