Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУЦИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забелина Татьяна Анатольевна

Проанализированы результаты исследования особенностей формирования профессионального стресса у сотрудников органов внутренних дел, психоэмоционального напряжения при осуществлении профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забелина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL STRESS AND EMOTIONAL BURNOUT AMONG EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article analyzes the results of a study of the features of the formation of professional stress among employees of the internal affairs bodies, psycho -emotional stress in the implementation of professional activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-25-27 NIION: 2018-0077-2/23-308 MOSURED: 77/27-024-2023-02-507

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Особенности формирования профессионального стресса и эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел

Татьяна Анатольевна Забелина

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия, tatyana.zabelina.70@mail.ru

Аннотация. Проанализированы результаты исследования особенностей формирования профессионального стресса у сотрудников органов внутренних дел, психоэмоционального напряжения при осуществлении профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редуцирование личных достижений

Для цитирования: Забелина Т. А. Особенности формирования профессионального стресса и эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 25-27. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-25-27.

Original article

Features of the formation of professional stress and emotional burnout among employees of the internal affairs bodies

Tatyana A. Zabelina

Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after УТа. Kikot', Tver, Russia, tatyana.zabelina.70@mail.ru

Abstract. The article analyzes the results of a study of the features of the formation of professional stress among employees of the internal affairs bodies, psycho -emotional stress in the implementation of professional activity.

Keywords: professional stress, emotional burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements

For citation: Zabelina T. A. Features of the formation of professional stress and emotional burnout among employees of the internal affairs bodies // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):25-27. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-2-25-27.

Предметом нашего исследования являются неблагоприятные состояния, то есть профессиональный стресс, испытываемый сотрудниками органов внутренних дел далее (сотрудники ОВД), в связи с особенностями профессиональной деятельности. Повседневная профессиональная деятельность сотрудников ОВД связана со значительным эмоциональным напряжением и своеобразием тех задач и функций, которые возлагаются на полицейских. Растущая многозадачность оборачивается постоянным напряжением, что истощает физические и психические ресурсы. Психоэмоциональные и физические перегрузки способствуют развитию профессиональной деформации личности сотрудника

ОВД. Соответственно, внутриличностные изменения, происходящие с такими специалистами, отражаются на их поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в сфере личных взаимоотношений. Сотрудники испытывают неудовлетворенность различными аспектами своей деятельности, у таких лиц снижается работоспособность, может наблюдаться ухудшение состояния здоровья, а также накапливается профессиональная усталость.

В отечественной психологии большое внимание исследованию синдрома эмоционального выгорания уделял В. В. Бойко, определивший под этим понятием -особый механизм, выработанный личностью, представ-

© Забелина Т. А., 2023

№ 2 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

ляющий собой полное или частичное исключение каких-либо эмоций в ответ на избыточное психотрав-мирующее воздействие1.

Объектами исследования выступили 50 сотрудников ОВД (старший, средний и младший начальствующие составы) в возрасте от 20 до 57 лет. Диагностическим инструментарием исследования явилась методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Интерпретация опросника проводилась по сумме баллов для каждого симптома, далее сумма по всем симптомам, т. е. его итоговый показатель. Сумма баллов по каждому симптому интерпретировалась так: не сложившийся симптом (9 и менее баллов), складывающийся симптом (10-15 баллов), сложившийся симптом (16 и более баллов). Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 - о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше - об имеющемся «выгорании».

По мнению автора методики, эмоциональное выгорание -это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие и проявляется чаще всего в его профессиональном поведении2.

В результате диагностики с помощью методики обнаружены следующие тенденции стадий. Доминирующей стадией развития стресса явилась стадия «Истощения». Под эмоциональным выгоранием мы понимаем затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Среденегрупповой показатель данной стадии составил 12,1 балла, что означает старт формирования данной фазы и возникновение психоэмоционального сопротивления профессиональному стрессу сотрудников ОВД. При этом наибольшее количество баллов имеет симптом «Эмоциональная отстраненность» (7,7 балла) и превышает симптом «Личностная отстраненность» (4,4 балла) почти в 2 раза. Высокие показатели такого фактора, как эмоциональная отстраненность при выполнении служебных обязанностей, объяснимы. Стадия «Напряжение» составила 9,6 баллов, что указывает «запуск» механизма формирования эмоционального выгорания. Наиболее высоким показателем в стадии «Напряжение» является симптом «Неудовлетворенность собой» (среденегрупповой показатель 5,9 балла): человек начинает переживать постоянную личностную тревогу, разочаровывается в себе, профессии или месте работы. Далее следует показатель симптома «Загнанность в клетку» (3,7 балла). Заметим, что фаза «Напряжение» выступает показателем негативной оценки себя как профессионала, отражает неспособность человека повлиять на психо-травмирующие обстоятельства профессиональной деятельности, глубокое переживание собственных неудач.

1 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 2009. С. 28.

2 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара : БАХРАХ-М, 2009. С. 161.

При этом среди респондентов, в зависимости от замещаемой должности в органах внутренних дел, выявлены следующие тенденции. Наибольшее, из всех респондентов, эмоциональное выгорание испытывают лица младшего начальствующего состава (рядовые, сержанты). Здесь стадия «Истощения» составляет 13,7 балла и превышает среднегрупповой показатель (12,1 балла) на 1,6 балла.

Согласно исследований по силе стресса (в порядке убывания) расположились группы сотрудников: старший начальствующий состав (13 баллов), средний начальствующий состав (12,4 балла). Как видно из приведенных данных все показатели стадии «Истощения» превышают среднегрупповой показатель на 1,1 и 0,3 баллов соответственно.

По симптомам данной стадии эмоциональная отстраненность преобладает у лиц младшего начальствующего состава и составляет 9,6 балла, превышая среднегрупповое значение (7,7 балла) симптома на 1,9 балла. Лица старшего начальствующего состава и среднего начальствующего состава испытывают эмоциональную отстраненность ниже среднего показателя, что оставляет 5,6 и 7,6 балла соответственно.

На стадии «Истощения» симптом «личная отстраненность» преобладает у лиц старшего начальствующего состава и составляет 7,4 балла, при этом превышает среднегруппое значение показателя (4,4 балла) на 3 балла.

На стадии «Напряжение» выше среднегрппового значения (5,8 балла) симптом «неудовлетворенность собой» у лиц среднего и старшего начальствующего состава 6,3 и 6,5 балла соответственно.

Таким образом, у лиц старшего начальствующего состава выше среднегрупповых показателей симптомы: «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «редукция профессиональных обязанностей», «личная отстраненность». У лиц младшего начальствующего состава - «загнанность в клетку», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональная отстраненность». У лиц среднего начальствующего состава - «неудовлетворенность собой», «личная отстраненность».

Полученные данные корреляционного анализа, проведенного внутри групп сотрудников полиции, разделенных по замещаемой должности, позволили выявить прямую взаимосвязь показателя сопротивляемости стрессу с напряжением, тревогой и депрессией, ощущением «загнанности в клетку», переживанием психотравмирующих обстоятельств, истощением. С увеличением психологических затрат на сопротивляемость профессиональному стрессу у сотрудников ОВД со стажем работы свыше десяти лет проявляются все эти компенсаторные явления, в результате чего ощущается снижение компетентности деятельности, что уже приводит к снижению эффективности несения службы.

Согласно полученным данным, можно заключить, что к особенностям формирования профессионального стресса и эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел можно отнести комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются

26

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях сотрудника. Эмоциональное выгорание сотрудников - ответная реакция на длительные рабочие стрессы. Данное состояние имеет поликомпонентную структуру, и проявляется не только в аффективной, но и когнитивно-поведенческой сферах человека.

Несмотря на наличие, указанных в статье синдромов формирования профессионального стресса и эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие.

Библиографический список

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб. : Питер, 2009. 105 с.

2. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара : БАХРАХ-М, 2009. 672 с.

Bibliographic list

1. Boyko, V. V Syndrome of «emotional burnout» in professional communication / V V. Boyko. St. Petersburg : Peter, 2009. 1 05 р.

2. Raigorodsky, D. Ya. Practical psychodiagnostics. Methods and tests : Textbook / D. Ya. Raigorodsky. Samara : Bahrakh-M, 2009. 672 р.

Дополнительная информация об авторе Т. А. Забелина - старший преподаватель кафедры административной деятельности.

Additional information about the author T. A. Zabelina - senior teacher of the Department of Administrative Activities.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 25.01.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 25.01.2023; accepted for publication 16.06.2023.

Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).

Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.

^VJPI

ФОРМИРОВАНИЕ

познав *ТЕга>ного hhtefega

7 КУРСАНТОВ- |СЛШ1АТЕЛЕЦ| ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ УЧРЕЖДЕНИИ ГЛИДРКСИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.