Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, СМЕШАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, СМЕШАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ / СМЕШАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ / ЭТНОС / СЕМЬИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО БРАКА / СЕМЬИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО БРАКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаронов Андрей Андреевич

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время отсутствует механизм, который бы обеспечивал в семьях, смешанных по национальному признаку формирование патриотических ценностей. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к понятию «дети из семей, смешанных по национальному признаку» и особенностям их воспитания. Даются определения понятиям «патриотические ценности» и «формирование патриотических ценностей у детей». В ходе исследования было отмечено, что в исследованиях представлены разные понятия для описания детей из семей, смешанных по национальному признаку. Подчеркнуто, что для формирования патриотических ценностей необходимо учитывать ряд особенностей, которые заключаются в воспитательном потенциале семьи, освоении родной культуры в семье через народное творчество, сказки, а также воздействии на ребенка двух или более культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF PATRIOTIC VALUES IN CHILDREN FROM FAMILIES MIXED BY NATIONAL SIGNS

The relevance of the topic is due to the fact that currently there is no created mechanism that would ensure the formation of patriotic values in families of mixed ethnicity. The article examines domestic and foreign approaches to the concept of children from families of mixed ethnicity, and the characteristics of their upbringing. The definition of the concept of “patriotic values” and “formation of patriotic values in children” is also given. During the study, it was noted that different authors give different concepts to describe children from families of mixed ethnicity. The author stresses the fact that for the formation of patriotic values, it is necessary to take into account a number of features, that consist in the educational potential of the family, the development of the native culture in the family through folk art, fairy tales, as well as the impact on the child of two or more cultural traditions is.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, СМЕШАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ»

УДК 37.013:37.018

Шаронов Андрей Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, СМЕШАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ

Аннотация:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время отсутствует механизм, который бы обеспечивал в семьях, смешанных по национальному признаку формирование патриотических ценностей. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к понятию «дети из семей, смешанных по национальному признаку» и особенностям их воспитания. Даются определения понятиям «патриотические ценности» и «формирование патриотических ценностей у детей». В ходе исследования было отмечено, что в исследованиях представлены разные понятия для описания детей из семей, смешанных по национальному признаку. Подчеркнуто, что для формирования патриотических ценностей необходимо учитывать ряд особенностей, которые заключаются в воспитательном потенциале семьи, освоении родной культуры в семье через народное творчество, сказки, а также воздействии на ребенка двух или более культурных традиций.

Ключевые слова:

патриотические ценности, формирование патриотических ценностей, семья, дети, дети из семей, смешанных по национальному признаку, этнос, семьи межнационального брака, семьи межэтнического брака.

Sharonov Andrey Andreevich

Candidate of Pedagogysciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology FSBEI HE «Astrakhan State University»

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF PATRIOTIC VALUES IN CHILDREN FROM FAMILIES MIXED BY NATIONAL SIGNS

Abstract:

The relevance of the topic is due to the fact that currently there is no created mechanism that would ensure the formation of patriotic values in families of mixed ethnicity. The article examines domestic and foreign approaches to the concept of children from families of mixed ethnicity, and the characteristics of their upbringing. The definition of the concept of "patriotic values" and "formation of patriotic values in children" is also given. During the study, it was noted that different authors give different concepts to describe children from families of mixed ethnicity. The author stresses the fact that for the formation of patriotic values, it is necessary to take into account a number of features, that consist in the educational potential of the family, the development of the native culture in the family through folk art, fairy tales, as well as the impact on the child of two or more cultural traditions is .

Keywords:

patriotic values, the formation of patriotic values, family, children, children from families of mixed ethnicity, ethnic group, families of interethnic marriage, families of mixed-nationality marriage.

Данная статья посвящена таким актуальным проблемам нашего времени, как ошибочное представление о семьях, смешанных по национальному признаку, их роли в воспитании патриотизма. На сегодняшний день мало исследований направлено на изучение того, как родители, воспитывающие детей из разных этнических категорий и смешанного религиозного происхождения, понимают особенности воспитания детей в отличие от моноэтнического брака и прививают своим детям чувство принадлежности к своим традициям и своей культуре.

На современном этапе развития общества происходит два процесса: процесс либерализации сфер жизни человека (в том числе и семейной) и попытка государства, национальных и религиозных обществ навязать традиционные ценности. Соответственно, складывается противоречивая ситуация, где, с одной стороны происходит религиозная экспансия ценностей традиционного характера, а с другой - заимствование и подражание западным идеалам, образу жизни и ценностям. Можно отметить и обязательное соблюдение норм западных ценностей при работе с иностранными кампаниями и социальными сетями, которые устанавливают свои правила общения и взаимодействия. Это приводит к усвоению всеми (а особенно детьми) новых ценностей. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

На основе сказанного можно сформулировать цель данной статьи как анализ особенностей формирования патриотических ценностей у детей семей, смешанных по национальному признаку. Задачи исследования: рассмотреть понятия «патриотические ценности», «формирование патриотических

ценностей», «семьи по смешанному признаку»; выделить особенности формирования патриотических ценностей у детей.

Для анализа теоретического материала были использованы различные научные источники, раскрывающие сущностные характеристики феномена «ценность». Мы опирались на исследования таких авторов как П.С. Гуревич, Н.И. Козлов, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М. Рокич. Кроме того, были изучены работы по патриотическому воспитанию и формированию патриотических ценностей, в частности были использованы работы Т.Р. Лыкова, В.И. Лутовинова, Н.В. Ипполитова. На основе анализа привлеченных источников были получены следующие результаты.

Патриотические ценности определяются как «выработанные общественным сознанием положительно значимые представления о Родине, воплощенные в жизнедеятельности подростков и выражающие их эмоциональное отношение к Отчизне, культуре родной земли» [1, с. 2]. К ним относятся общественные идеалы и национальные интересы; положительное отношение к согражданам, обществу, государству, достойному выполнение общественного, государственного и воинского долга; уважение к закону, нормам коллективной жизни; потребность в деятельности на благо общества, государства. Развивать патриотические ценности необходимо уже с детского возраста. Для этого необходимо рассмотреть понятие«дети», которое в разных источниках трактуется по-разному.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2] ребенком считается лицо до достижения им 18-летнего возраста. Аналогичная точка зрения представлена в Конвенции о правах ребенка. Во многих научных источниках нижняя граница - дети от рождения, а верхняя варьируется в зависимости от цели исследования. В экономических работах верхней возрастной границейявляется достижение трудоспособности (16 лет). В педагогике и психологии эта граница располагается на уровне 11-12 лет (до начала подросткового возраста). Сам же детский возраст, как правило, подразделяется на несколько периодов: грудной,

ясельный, дошкольный и младший школьный возраст. Есть также исследования, которые выделяют и подростковый возраст как период развития ребенка.

Общеизвестным является тот факт, что основное развитие ребенка происходит в семье. Именно там закладываются главные моральные и нравственные нормы. Процесс воспитания происходит на традициях и обрядах той семьи, в которой живет ребенок, поэтому формирование патриотических ценностей в семье имеет большое значение.

В период основного и главенствующего воздействия семьи (от рождения до десяти лет) формируются моральные, духовные и этические ценности, что предполагает (при правильном воспитании) и патриотические ценности. В этом возрасте также закладывается отношение к религии.

В современной России уже не является редкостью брак между представителями различных этносов. С каждым годом число смешанных браков по национальному признаку увеличивается. Поэтому важно понимать, что у семей, смешанных по национальному признаку, есть ряд особенностей.

Во-первых, принято выделять два типа семей, смешанных по национальному признаку: семьи межнационального брака (семьи, где один из супругов является гражданином другой страны) и семьи межэтнического брака (семьи, представители которых проживают на территории одной страны).

Во-вторых, в семьях, где дети полноценно осознают свою принадлежность к обоим этносам, формируется специфическое самосознание (в отличие от семей моноэтнических). Для ребенка из семьи, смешанной по национальному признаку, в той или иной степени характерны качества и свойства этнической культуры, которые присущи обоим родителям. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Понятие «маргинальность» означает особенность социального и психологического положения личности в зависимости от происхождения (национальность, раса), такая личность вынуждена осуществлять свою деятельность при одновременном воздействии двух или более культур.

В иностранных источниках встречаются разные термины для описания схожего явления:«биэтнический», «двухрасовый», «двойное наследие», «межконфессиональный», «межрасовый», «смешанная этническая принадлежность», «смешанная вера», «смешанное наследие», «смешанное происхождение», «смешанная раса», «многоэтнический», «многорасовый», «множественное наследие», «транскультурный», «дети многорасового происхождения».

В зарубежной литературе употребляется еще один термин: «межрасовая идентичность». Развитие идентичности и, в частности, развитие межрасовой идентичности является важной областью изучения. Развитие идентичности -это процесс, который проходит всю жизнь. Его цель - ответить на вопрос «Кто я?» На первый взгляд, звучит просто, но для многих это трудный вопрос.

Личность человека сложна, она состоит из нескольких аспектов или областей. Э. Х. Эриксон отмечает влияние культурного, исторического и социального контекста на развитие идентичности. Согласно исследователю, «формирование идентичности использует процесс одновременного размышления и наблюдения, процесс, происходящий на всех уровнях психического функционирования, в котором человек размышляет о том, как другие (общество) воспринимают его и как он воспринимает себя» [3, с. 125]. По словам Д. Татума, личность «формируется индивидуальными характеристиками, семейной динамикой, историческими факторами, а также социальным и политическим контекстом» [4, с. 19]. Примеры данного процесса включают расу, темперамент, пол, возраст, семью, общественную среду, социально-экономический класс, сексуальные предпочтения, религиозные убеждения и нынешний социальный и политический климат.

Многое из того, что мы думаем о себе, тесно связано с тем, как, по нашему мнению, видят нас другие, и с чувствами, связанными с этими убеждениями. Если мы получаем или воспринимаем негативные или туманные сообщения через наши отношения с теми, с кем мы должны общаться, добиться позитивного развития идентичности будет трудно [5, с. 3].

Идентичность - это динамический процесс на протяжении всей жизни, который может меняться в зависимости от обстоятельств. Формирование идентичности начинается с рождения, становится более заметным в подростковом возрасте, но продолжает развиваться в течение всей взрослой жизни. Идентичность важна, потому что она влияет на наше восприятие, поведение и на то, как мы относимся к другим людям.

При анализе понятия «идентичность» необходимо отметить и понятие расы как важного элемента идентичности. Раса - это категория, созданная или социально сконструированная для выделения группы людей на основе физических характеристик. По данным Американской антропологической ассоциации, несмотря на научные доказательства обратного, люди привыкли рассматривать человеческие расы как естественные и отдельные подразделения. На самом деле, «физические вариации человеческого вида не имеют никакого значения, кроме социальных, которые люди придают им» [6].

К сожалению, эти представления о расе не исчезли ни с отменой рабства, ни с наступлением эры гражданских прав. В 1980-х годах предполагалось, что двухрасовые индивиды должны принять ту же расу, что и родитель цвета. Следовательно, если двухрасовый индивид сопротивлялся отнесению к категории чернокожих, он был патологизирован. В конце концов, многорасовые люди начали оспаривать это предположение, что привело к появлению новых концепций развития двухрасовой идентичности и включению в перепись двухрасового варианта.

К. Постон предложил одну из первых моделей развития двухрасовой идентичности и отметил [7], что у двухрасовых людей будут конфликты и периоды дезадаптации в процессе развития. Данная модель развития двухрасовой идентичности состоит из следующих этапов: личностная идентичность; выбор групповой категоризации; вмешательство/отрицание; признание и интеграция.

Личная идентичность возникает в детстве, когда ребенок не осознает своегопроисхождения смешанного по расовому признаку. Выбор групповой

категоризации происходит в результате многочисленных влияний (родителей, сверстников, сообщества, общества и др.). Именно на этой стадии индивид чувствует давление, заставляющее его выбирать одну расовую или этническую принадлежность вместо другой.

Вмешательство/отрицание происходит потому, что человек чувствует себя виноватым и нелояльным за предпочтение одной группы другой, впоследствии отрицая различия между расовыми группами и идентифицируя себя с обеими расовыми группами.

На этапе интеграции индивид все еще может идентифицировать себя с одной группой, но ценит «интеграцию своей множественной расовой идентичности» [8, с. 8].

Анализ российской и зарубежной литературы позволил сделать следующие выводы.

В случае, когда дети находятся в области конфликта родителей, перед ними встает выбор: какие нормы и ценности применять в своей жизни, т. к. столкновение идеалов и традиций родителей может взаимно обесценивать их. В ходе конфликта родителей на национальной или культурной почве авторитет родителей падает в глазах ребенка, в связи с чем возникает ситуация, когда ребенок не принимает сразу обе культуры. Может наступить момент, при котором возникает процесс определения хороших и плохих черт родителей в соответствии с их национальной принадлежностью. В связи с этим у ребенка начинается переоценка всего круга представлений и предпочтений обоих представителей национальностей [9].

В семье, смешанной по национальному признаку, имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере. Одним из способов преодоления данных противоречий является поиск общих ценностей и оснований ценностей. Таким основанием может стать формирование патриотических ценностей.

Одним из компонентов формирования патриотических ценностей в семьях, смешанных по национальному признаку, является освоение родной

культуры через сказки, игрушки, песни представителей этносов. В данном компоненте особое значение имеет ознакомление ребенка с фольклором, народными промыслами края, народными умельцами. Этот компонент очень важен, т. к. в семье закладывается основа духовной культуры ребенка, а значит его этническая идентичность. Именно в семье формируется национальное самосознание [10].

С помощью сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок, народных игрушек родители передают основы менталитета в соответствии с культурой и менталитетом своего народа. Впервые дети именно в семье встречают героев из национальных сказок и на их примерах узнают, как должен поступать положительный герой, что есть добро и зло, что есть красота [11].

В последние годы в Российской Федерации растет интерес граждан к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных и профессиональных корней. Изучение семейной родословной может помочь детям из семей, смешанных по национальному признаку, начать обсуждение с родителями важных патриотических ценностей: «корни каждого человека в традициях и истории семьи, своего народа, в прошлом края и страны; семья -ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи -счастье и благополучие народа, общества, государства» [12, с. 4].

Необходимо формировать знания о своей родной стране. Система знаний, которыми должны обладать дети, включает знания о:

природе местности, где проживают дети(в том числе - понимание важности природы в жизни людей), и природоохранной деятельности людей;

жизни россиян (особенностях труда, условиях жизни, культуре, традициях и пр.);

государственном устройстве и истории страны.

Таким образом, особенности формирования патриотических ценностей у детей из семей, смешанных по национальному признаку, предполагают реализацию следующих действий:

развивать чувство любви к Родине и ее истории; учить видеть историю вокруг (в окружающих домах, в предметах обихода, названиях улиц и т. д.);

знакомить с культурой и традициями национальностей, присутствующими в семье; развивать лучшие качества, которыми обладают представители данных национальностей (трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие и др.);

развивать эмоциональное и поэтическое отношение к природе родного края, характерное для предков, в виде фольклора (сказки, стихи, песни и пр.);

устраивать мероприятия, побуждающие детей и родителей выражать свое творческое начало, сохранять и передавать семейные традиции;

мотивировать детей на поиск и получение знания о семье, генеалогическом древе, истории происхождения семьи, семейном укладе, семейных традициях и др.

Сказанное свидетельствует о том, что формирование патриотических ценностей у детей из семей, смешанных по национальному признаку, является важной и сложной сферой воспитания, т. к. в данном процессе формируются мировоззрение, идеалы и принципы, развиваются качества, которые помогают жизни ребенка в условиях современного общества при влиянии различных культур. Инновационные подходы и осуществление актуальных механизмов воспитательного процесса влияют на духовное развитие общества и позволяют эффективно формировать патриотические ценности ребенка, что определяет его развитие на пути к глобальной мировой культуре в реалиях современного времени.

Ссылки:

1. Шаронов А.А., Палаткина Г.В., Джангазиева А.С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 61. С. 241-244.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года) [Электронный

ресурс]: Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.: Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. № 124 // Электронный фонд нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901713538 (дата обращения: 29.08.2020).

3. Erikson E. H. Identity, Youth, and Crisis New York: W. W. Norton, 1968. 331 p.

4. Tatum D. The Complexity of Identity: «Who am I?» // Why Are All the Black Kids Sitting Together in the Cafeteria? And Other Conversations About Race.New York: Basis Books. 2003. P. 18-28.

5. Burt J.M., Halpin G. African American Identity Development: A Review of the Literature. // Annual Meeting of the Mid-South Educational Research Association. New Orleans, LA: Auburn University. 1996. P. 1-4.

6. American Anthropological Association.; Statement on race. [Электронныйресурс] URL: http://www.aaanet.org/stmts/racepp.htm (дата обращения: 16.10.2020).

7. Poston W.S.C. The Biracial Identity Development Model: A Needed Addition // Journal of Counseling & Development. 1990. P. 152-155.

8. Miville M. Jackson Y. Biracial identity // Encyclopedia of Multicultural Psychology, First Edition. Thousand Oaks: Sage Publications, 2006. P. 77-78.

9. Яковлева Е.Л., Гузенина С.В. Роль образов славянских мифов в поиске идентичности // Религиоведение / сост. Е.Л. Яковлева. Казань: Изд-во «Познание», 2014. С. 100-107.

10. Гузенина С.В. Образ Родины как предмет научного анализа: монография. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 276 с.

11. Шинкарева Н. А. Организация педагогических условий развития основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал 2018. № 4 (25). С. 343-347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya-osnov-patriotizma-u-detey-sedmogo-goda-zhizni-v-protsesse-oznakomleniya-s-rodnym-gorodom (дата обращения: 30.08.2020).

12. Шевцова М.М., Кудрина Е.Л. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-1. С. 185-193. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-detey-i-molodezhi (дата обращения: 29.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.